АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм

Читайте также:
  1. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
  4. V. Включенная объективация
  5. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  6. VII.1. Вещи как объект правового регулирования
  7. VII.1. Субъект и объект познания
  8. Аварии на пожаров взрывоопасных объектах
  9. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах
  10. Аварии на радиационно-опасных объектах
  11. Аварии на радиационно-опасных объектах
  12. Аварии на химически опасных объектах

 

Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания.

Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции.

Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира.

Рассматривая ее, философы выражают свое отношение к истине и отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является пи познание отражением объективного мира.

Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках.) В исследованиях познавательных способностей человека гпая-1

В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства.

Процесс познания связан с практикой. Практика – деятельность человека по преобразованию материальных систем. Она целенаправленна, предметно-чувственна. В преодолении функциональных противоречий между практикой и познанием достигается как развитие познания, так и совершенствование практики. Практика – критерий истинности теории. Научная теория – критерий правильности практики. Практика – есть цель познания в конечном счёте. Во время практики формируется субъект познания.

Процесс познания является взаимодействием познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания). На уровне обыденного понимания субъект познания часто отождествляется с познающим человеком, а объект познания с вещью, существующей вне и независимо от субъекта.

Сам познавательный процесс мыслится как отражение свойств объекта в голове познающею субъекта. Таким образом, на обыденном уровне дается предельно упрощенное представление о субъекте и объекте познания, так же как и взаимоотношений между ними, складывающихся в процессе познания. К обыденному представлению познавательного процесса близка точка зрения созерцательного материализма, выраженная, например, Л. Фейербахом. Субъект познания понимается как человек, пассивно воспринимающий и отражающий свойства воздействующего на него объекта познания – вещи, реально существующих в действительности.

Точке зрения обыденного сознания и созерцательного материализма проивостоят позиции агностицизма и субъективного идеализма, диалектического материализма и феноменологии, герменевтики и структурализма, постструктурализма и постмодернизма, строящие более сложную картину субъект-объектных отношений.

Субъективный идеализм, представленный наиболее ярко в философии Д. Беркли, Л. Юма и Г Фихте, развивает идею активности субъекта познания. Обратив внимание на деятельностную, активную природу мышления, субъективный идеализм сделал вывод об определяющей роли субъекта в процессе познания. Если рассматривать познание «изнутри», глазами субъекта, то обнаруживается, что ощущения субъекта являются тем материалом, с которым он оперирует в процессе познания. На этом основании субъективный идеализм объявил ощущения единственным предметом познания, из чего следовало, что объект познания создается субъектом и зависит от него. Теоретическим завершением позиции субъективного идеализма является солипсизм (solus единственный, ipse – САм), утверждающий, что субъект познает лить свои собственные ощущения, не имея никакого представления о внешнем мире

Идея активности субъекта познания по отношению к объекту обосновывается и в агностицизме И. Канта. Субъект не является чистым листом бумаги, на котором объект оставляет свой отпечаток. Сознание субъекта активно формирует объект познания на основе ощущений, с одной стороны, и априорных (доопытных) форм сознания, с другой стороны. Таким образом. познаются не предметы, существующие в действительности, а их модели, созданные субъектом познания.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающие исследованию. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук. Однако каждая видит человека под своим углом зрения. Следовательно в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой. Будучи субъектом, он оказывается и объектом познания.

В субъекте и объекте есть момент относительности, если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер является частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Фейербах отмечал: “Я – субъект, а для других – объект; словом, Я являюсь объектом и субъектом.

Объекты могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида – объект для психолога.

Основным вопросом гносеологии считается вопрос о принципиальной познаваемости мира человеческим сознанием (или познаваем ли мир?).

Возможные ответы на этот вопрос можно сгруппировать в четыре основных варианта.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)