|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Основными формами бытия являются: - материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; - идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; - человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; - социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и свое наивысшее развитие его светский вариант получает в системе объективного идеализма Гегеля. Религиозный вариант идеалистического монизма в западной философии во многом развивался на основе христианского учения. Среди его представителей Августин, Василий Великий, Фома Аквинский, В. С. Соловьев, о. П. Флоренский, С. Н. Булгаков и многие другие. В качестве примера рассмотрим основные черты философской системы Гегеля. Гегель («Феноменология Духа», «Энциклопедия философских наук») – понятием Абсолютный Дух или Абсолютная Идея стремится охватить весь универсум, весь природный и духовный мир. Абсолютная идея – это разум, мышление, разумное мышление, сущность и первооснова всех вещей. Развитие мира, по Гегелю происходит на основе саморазвития Абсолютной идеи, которая содержит в свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. Первым этапом самораскрытия Абсолютного духа является Логика – его научно-теоретическое осознание. Через Логику Абсолютный дух раскрывается в виде системы категорий от общего (Бытие, небытие, качество, количество) – к конкретным понятиям. Категории Гегель характеризовал как «чистые мысли», находящиеся в состоянии непрерывного самодвижения. Человеческий дух также должен развиваться, проходя следующие этапы: - субъективный дух (область психологии); - объективный дух (общественная жизнь, разворачиваемая в праве, морали, государстве, религии, искусстве). Абсолютный Дух (скрыто работающий в человеческих целях и делах на протяжении деятельности всех человеческих поколений). Дуализм – философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. В философии сознания дуализм – это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Дух в наиболее широких трактовках отождествляется с идеальным вообще, с его объективными и субъективными формами. Некоторые философы и психологи, принимая данный подход и рассматривая психическое как идеальное, считают все содержание психики духовным. В европейской философской и религиозной традиции духу обычно придается более строгое значение – понятия, выражающею идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая к абсолютному, безусловно ценному. При таком понимании только высшие силы и устремления человеческой психики, сознания, души (поднимающие к абсолютным ценностям) могут быть отнесены к области духа. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Сознание как внутреннее “Я”, а также как информация (знание), которая потенциально может быть передано другому (им) и которая становится достоянием других членов сообщества. Сознание – универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью и потребностями. Потребности, отражаясь в голове, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности. Способность к целеполаганию – специфическая человеческая способность сознания. Его бы не было, если оно было бы лишено целеполагания, способности мыслительного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагания лежит неудовлетворенность миром и потребностью изменить его. В широком смысле под сознанием имеют в виду психическое отражение действительности. В более узком, как высшую человеческую форму психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему. Структуру сознания можно представить в виде круга, разделенного на четыре части. 1 сектор является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. 2 сектор, логико-понятийный. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. 1 и 2 сектора образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания. Сектор 3 можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации); 2) эмоции (гнев, страх, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал “принципом удовольствия”. Сектор 4 может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступает красота, правда и справедливость. 3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное Я, другие Я. В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Движущей силой сознания является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-либо. Как бы влечение, поиск, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля – это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это психический процесс, направленный на удовлетворение потребности. Самосознание. Человек не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей и т.п. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания и т.д., как бы анализ своего сознания. Обращение философов к самосознанию началось с Сократа: “Познай самого себя”. Платон отмечал о необходимости разговора с собой. Самосознание тесно связано с рефлексией – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни. Рефлексия погружает нас в глубины нашей самости. Сознание включает в себя самосознание, т.е. можно как бы добавить еще один уровень сознания. Источники сознания. Во-первых, внешний и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, социальные нормы, накопленные обществом знания. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник – мозг как макроструктура природной системы. Мозг как бы воздействует на сознание своим биохимическим состоянием. (Например: физический голод мозга приводит к изменению сознания). Пятый, космическое информационно-смысловое поле. Мозг как космическая система, которая берет энергию из Вселенной. Мозг связан с биосферой планеты и Вселенной по двум каналам – энергетическим и информационным. Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг; источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. Происхождение сознания. Сущность сознания социальное. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. Сознание могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Происходит переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественного исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Сознание и бессознательное. Явления психики, которые мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера бессознательного, часто связанная со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью внушениям, например, рекламы и пр. Бессознательное – совокупность психических явлений состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом действуют на сознание. В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1956-1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство. Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения – психоанализ. С помощью этого метода анализировали «комплекс» конкретного человека, выводили его из сферы бессознательного – в сферу сознания, и таким образом человек вылечивался, осознав свои проблемы. Фрейд выделял три сферы в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO). ОНО – слой бессознательных влечений, где главенствует принцип наслаждения Я – сфера сознания, здесь главенствует принцип реальности СВЕРХ-Я – личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны мира. Я – является посредником между миром и ОНО, стремится сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны – привести мир в соответствие с желаниями ОНО. Проблема идеального. Идеальное – философская категория, обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». Идеальная реальность выявляется в сопоставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственно-временная и вещественная определенность, непосредственная чувственная данность. Значимость идеального для человека обусловлена прежде всего тем, что оно способно представлять обобщенно-ценностные, сущностные характеристики действительности, образы ее желаемых состояний, целей, способов их достижения. Без этого не могут существовать сознание, язык, культура. Поэтому можно сказать, что без идеального нет человека. Непреходящей заслугой Платона перед философией считается раскрытие ценности идеального, конструктивно-логических принципов мысли, создание «учения об идее как о принципе осмысления вещей, как об их обшей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений». Соотношение материального и идеального – предмет философских споров, приобретающих особую остроту в полемике между идеалистами и материалистами. В онтологическом отношении идеалисты считают идеальное первичной по отношению к материальному реальностью. Идеальное, с их точки зрения, содержит прообразы и сущности материальных предметов, определенным образом воплощается в них, творит их. Материалисты, наоборот, утверждают, что идеальное производно от материального. В гносеологическом отношении идеальное сближается идеалистами с сущностями, стоящими за явлениями. Истинное знание – знание идеального и его отношения к материальному. Для материалистов гносеологическая трактовка идеального близка к онтологической: идеальное есть порождение способности человека отражать материальную реальность в формах сознания и деятельности, «представлять информацию и чистом виде». В личностном отношении и материалисты, и идеалисты признают, что идеальное составляет ядро внутреннего мира человека, определяет его самосознание, мировоззрение, в том числе смысложизненные ориентации. В социально-культурном отношении идеальное предстает и для материалистов, и для идеалистов в качестве совокупности объектов, выступающих как ценности, идеалы, нормы, принципы, образцы (нравственные, религиозные, эстетические, языковые, познавательные, утилитарные, технические и т д.). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |