АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия французского просвещения

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Эпоха Просвещения — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве являлись: барокко, рококо и классицизм, а в философии — деизм и механицизм. Просвещение сменяет Возрождение и предваряет романтизм.

Просвещение, политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин «Просвещение» впервые употреб­лён Вольтером и Гердером; в 1784 в ст. «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Вторая половина XVIII в. явилась эпохой резкого обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрениями, особенно во Франции. Этот конфликт нашел свое выражение в буржуазной революции. Важнейшую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские философы-просветители.

Восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Монтескье. Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. В "Рассуждениях" Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. В "Духе законов" Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим или деспотическим.
Монтескье - первый ученый, Во всех типах правления Монтескье исследует условия, при которых они выполняют свое назначение - обеспечивают личную свободу, и условия, при которых они вырождаются в деспотизм.

Основная гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике, преданность каждого лица к общегосударственному делу.
Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права не "войну всех против всех", а мир, применивший сравнительный метод при изучении вопросов права и философии права. Сравнительный метод доставил Монтескье материал для обоснования его взгляда на главнейшие типы государственного устройства, на условия их процветания и упадка. Для общества, вышедшего из первоначального "естественного" состояния, основным принципом международного права Монтескье считал закон, согласно которому народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла.

 

Вольтер. Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778).Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории. Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на "откровении", Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога. Бытие бога, вытекает по Вольтеру, из целесообразного устройства мира и разумности человека, а также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности.

Влиянием локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению, у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции. Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию, а воспринимаем только психические явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души - значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим, чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом.
Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.

В философии природы Вольтер - верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона, он развил мысль о всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.
В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.

В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципо, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.

Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории. Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и особенно Руссо, противопоставившего неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь.

 

Руссо. Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо(1712-1778) - одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной, гармонической, по убеждению, жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.

Рационализм XVII и XVIII вв. не признавал в чувстве специфической душевной деятельности наряду с интеллектом и волей. Руссо, напротив, видит в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум, в человеке проявляются чувства удовольствия и неудовольствия. Чувство не только первично до разума по происхождению, но и важнее, чем разум. От Руссо ведет начало тенденция, выдвигающая в поведении и в душевной жизни на первый план инстинктивные, несознаваемые и в тоже время в высшей степени целесообразные движения и действия. Даже совесть и гений превращаются у Руссо в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму. Сближая чувство с инстинктом, Руссо выводил из этого сближения мысль, будто развитие форм интеллекта - фантазии и мышления - разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Противопоставление Жан-Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как наивный призыв к возвращению вспять, в докультурное, "естественное" состояние.

Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком, Руссо набросал в своем знаменитом трактате "Эмиль" план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. Основой политической жизни общества Руссо признал суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни.
Руссо считает, что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает "всякое государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления".


13. Классическая немецкая философия.

Эпоха второй половины 18 в – начало 19 в. была периодом расцвета философской мысли в Германии. Эта немецкая философия была идеалистической и представляла разные школы как объективного (Гегеля), так и субъективного (Кант, Фихте) идеализма.

 

Кант Он прошел сложный путь развития. На первом этапе он читает студентам курс физической географии и занимается проблемами космогонии (изучает происхождение косм. тел) и космологии (учение о строении вселенной). Вместе с французским астрономом Лапласом Кант создает знаменитую космогоническую гипотезу – небулярную. Это теория естественного образования космических тел из газопылевой туманности. (Трансцендентный – потусторонний, непозноваемый).

Согласно Канту вне нас объективно сущ. «вещь в себе». Вещь в себе – это непознаваемое в принципе непостижимая сущность вне нас сущ. вещи. Под влиянием определенного толчка сообщаемого вещью в себе производит поток ощущений и переживаний, которые упорядочиваются. С помощью разума и его понятий – бог, душа, субстанция, происходит процесс познания.

Кант, приняв в качестве критерия истинности согласованность ра­зумного с чувственным, ушел от решения вопроса об истине в абсолютном смысле. Кант отрицает знание как воспоминание и способность мышления как такового проникать в суть вещей. Он начинает с проверки доводов разума чувственными данными. При этом сразу лишается смысла вопрос об истинности Платонова «мира идей» и самостоятельной сферы духа.

Кант отвергает метафизику как внечувственное исследова­ние бытия. Мышление по самой своей природе, по его мнению, впадает в противоречия (антиномии), когда оно хочет познать бесконечное и не опирается на данные органов чувств. Четыре антиномии, рассмотренные Кантом, касаются вопросов: являет­ся ли мир ограниченным или неограниченным в пространстве и времени; делима ли материя до бесконечности или состоит из атомов; обусловлено ли все совершающееся в мире причинной связью или в мире существует свобода; принадлежит ли к миру (как часть его или как его причина) безусловно необходимое су­щество, или такового нет. Здесь на лицо с одной стороны диалектика, но с другой стороны агностицизм.

Кант отбросил проблему материи, отнеся ее к непознаваемой «вещи в себе». Взамен ее он предложил свою позитивную про­грамму, основанную на том, что пространство и время являются априорными формами чувственности, а категории качества, ко­личества и др. — априорными формами рассудка.

Свои идеи Кант выразил в произведениях: критика чистого разума, критика практического разума, критика способности мышления.

Кант – субъективный идеалист и агностик.

 

Идея Шеллинга состояла в том, что если идти от Я, то, рассуждая о природе, придется словно пятиться назад. Более логично начать с природы, дедуцировать ее свойства и лишь затем перейти к анализу человеческого сознания. Но чтобы эффективно реконструировать природные механизмы, надо положить в основание правильное понятие природы.

Ее нельзя трактовать как простую сумму материальных объектов. Природа есть "тождество продукта и продуктивности", объекта и субъекта. Важно только помнить, подчеркивал Шеллинг, что речь идет об абсолютном субъекте. Этот субъект стремится к тому, чтобы стать объектом для самого себя, увидеть себя в своей абсолютности. Но сразу это невозможно. Чтобы осознать себя, он должен обратить свою деятельность, допустить самоограничение. Результатом оказывается то, что он постигает себя не в качестве бесконечного субъекта, а как нечто конечное, как объект, первоматерию. Иными словами, подвергая себя самоограничению, абсолютный субъект превращается в нечто иное. Но он не может остановиться на этом и противопоставляет себя материи уже в качестве субъекта. Однако первый образ субъекта как такового - свет оказывается неадекватным и отбрасывается, перемещаясь в мир объективности. Так происходит дедукция природных сил. Соединение материи и света порождает динамический процесс, моментами которого оказывается магнетизм, электричество и химизм. Первоматерия становится веществом. Субъект же обнаруживает себя как жизнь. Но и этот образ впоследствии объективируется.

Исчерпав природные формы, абсолютный субъект постигает себя в квазипсихологических категориях как познание и свободную волю. Свобода оказывается самым адекватным рефлективным образом Абсолюта. Однако, пока ей противостоит мир необходимости, подлинной абсолютности не достигается. Абсолют как таковой должен быть понят как тождество свободы и необходимости, сознательного и бессознательного. Но такое самопостижение Абсолюта возможно лишь как итог нерефлективного интеллектуального созерцания.

Гегель На объективно-идеа­листической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени.

По Гегелю демиур – это абсолютная идея, но эта идея обладала способностью к саморазвитию. Деятельность абсолютной идеи заключается в мыш­лении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:

1. пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержа­ние в системе законов и категорий диалектики);

2. развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);

3. развитие идеи в мышле­нии и в истории человечества (история духа).

Согласно философии Гегеля, абсолютная идея как первопричина бытия.

Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Разви­тие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Источ­ником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внут­ренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается послед­ней ступенью — самопознанием, реализацией которого являет­ся сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего раз­вития.

В настоящем времени идеальным гос. устройством по Гегелю является государство типа Прусской конституционной монархии. По Гегелю вершиной развития философской мысли является его собственная философия. Несмотря на старую рутинную систему идеализма, Гегель разработал и нечто прогрессивное, рациональное звено в своей философии.

Произведения Гегеля – Философия природы, Ф – духа, Наука логики и др. Гегель был самым крупным представителем нем. классической ф.

 

Людвиг Фейербах В конце 30 – начале 40 гг. появился новый властитель дум. В одной из своих книг он доказывал, что бог любой религии есть воплощение отчужденной силы человека. Причину этого отчуждения Ф. усматривает в невежестве людей, а так же в противоречивом характере процесса познания. Фейербах решительный противник теологической идеи о божественном происхождении человека. Человек, по Ф., продукт природы, он также материален как и сама природа. Однако эволюционную теорию Дарвина не признавал. Процесс познания согласно Ф. представляет пассивное отражение действительности в мозгу человека. При анализе сущности человека Ф. игнорирует общественно историческую обусловленность человеческой личности. Рассматривает человека как биологическое существо. Изменить мир в сторону соц. справедливости можно лишь путем просвещения людей и утверждения в них новой морали. Эта новая мораль, не христианская, а основанная на принципах разумного эгоизма.

Антропологический материализм Ф. Достоинства в том, что Ф. признает природное материальное происхождение человека, критикуя ненаучные взгляды, религиозные. Утверждает человеческое достоинство и самодостаточность человеческой личности. Критикуя Гегеля Ф. выбрасывает рациональное зерно гегелевской философии – диалектику. Кроме того Ф. – боится слова материализм. Критикуя религию Ф. предлагал оставить само слово религия, лишив его религиозного содержания и употребив для обозначения новой морали.


14. Философия марксизма

Марксизм возник в конце 40-х годов 19 века.

Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.

К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как способность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его воздействие. Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в практической деятельности, направленной на преобразование материального мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.

Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания, активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого практически-преобразовательного отношения.

Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества – социалистического и коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом, замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

В течение 40 лет Маркс занимался написанием своего главного труда – «Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости. Маркс, считая, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего класса.

Основное направление философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (диалектический материализм). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность Ф заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы:

1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение.

2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями.

3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться.

4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения).

5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления).

6) Тождество общественного бытия и общественного сознания. Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных).

Решение проблемы первичности позволяет решить осн. вопр. филос. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.

 

Работа Энгельса “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” стала программой русского марксизма. Ленин считал, что марксизм состоит из 3 частей: философии, политэкономии, социально-политической теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе «Материализм и империализм» Ленин, рассматривая вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти Ленина произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие философии стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.

Отчужденный труд Маркс рассм в 4 аспектах:

- Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни то, ни другое ему не принадлежат, т.е. «чужое». Природа делается для раб только средством труда, а предметы, которые им создаются - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.

- Процесс труда для рабочего принудителен. Такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда, при осуществлении жизненных функций, общих у человека с животными, рабочий распоряжается собой - т.е. свободен.

- Труд подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. Род челов. живет в природе. Рабочий относится к природе и производству отчужденно.

- Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.


15. Неклассическая философия: философия жизни, интуитивизм

 

Ф.Ж. – идеалистическое философское течение кон. 19- нач. 20 вв., исходящее из понятия жизни, как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творч. динамики бытия. В различных вариантах этого течения жизнь истолковывается как естественно-органическая в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше), как космическая сила, создающая новые формы (А. Бергсон).

Шопенгауэр родился в Данциге в 1788 году. С отрочества его обуревал пессимизм что мир создан скорее дьяволом нежели Богом ибо в нем очень много плохого; позднее он пришел к идее мира как инструмента в достижении высшего блага. "Мир как воля и представление" был его первым трактатом после защиты докторской диссертации. Он не стремился к построению новой философской системы но утверждал, что связность его идей в трактате установилась сама. По его идее, Мир существует двояко - как представление и как вещь в себе.

Как представление он дан нам в результате наложения на его сущность наших априорных форм чувственности и рассудка, иными словами - через пр-во, время и рассудочный закон причинности. Первые двое априорны т.к. от них в любом представлении мы избавиться не можем.

Из категорий от Канта он принимает и оставляет наиважнейшую, по его словам, - категорию причины. И из того, что все в мире подвержено действию этой категории - все обусловлено чем-то и потому мир не есть что-то самобытующее, не есть вещь в себе.

Но мир должен быть и чем то сам по себе. Метод познания вещи в себе дан нам через волю - это то что мы чувствуем когда обращаем взор внутрь себя, и при любом действии ощущуаем акт воли. Кроме То что мир гармоничен дает повод говорить что у него есть сущность, ну а описывать ее надо с позиций воли - это наш единств инструмент. Так мы приходим к Единой Воле. Воля есть стремление, и интеллект не необходим для воли ведь он лишь ее разновидность - стремление к познанию; таким образом, то что в мире так много страданий удовлетворительно описывается тем фактом что мир и его воля неразумны; в противоположность всем тем кто был до, Шопи считает наш мир наихудшим. Тем не менее, следует отличать миры явлений и идей, и не забывать что разум есть лишь разновидность, порождение воли, а потому - в мире он тоже быть обязан, пусть и в малом количестве.

Ницше с одной стороны продолжает начатую Кертигором и продолженную Шопенгауэром атаку на разум и науку. В отличии от Канта, Гегеля, Фейербаха не претендует на создание сильной и не противоречивой философии. Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем, что он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не увлекло, он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного. Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию.

Он выступает как воинствующий анти демократ, с его т зр элита это сильные и воинствующие люди. Т о большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Ницше говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Т о, идеи Ницше вполне совместимы с фашистскими.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям, что сделало Европу слабой не способной противостоять Азии и Африке.

По Ницше, во главе государства должен стоять деспот-художник. Известно, что Гитлер считал себя художником. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”. Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п, за стремление людей к исскуству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

 


16. Позитивизм и его историческая эволюция

 

Понятие “ позитивизм ” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции.

 

Родоначальником этого течения является О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью – позитивную.

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений, к которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления.

Такое мышление утверждается в исследовании природы, за­тем в изучении общества. Вначале возникли естественные нау­ки — астрономия, физика, химия, биология, затем должна поя­виться наука, изучающая общество. Для нее Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».

 

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания экономию мышления. Согласно этому закону критерий истины познания заключается в получении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств, т.е. истина познается при помощи ощущений, мышление задействовано минимально.

Мир - это опыт, а структуру опыта составляют ощущения. Авенариус и Мах пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. Сами по себе элементы мира (опыта) нейтральны (к материи, сознанию), различие их функционально: одни и те же элементы мира составляют физическую реальность, и в этом случае они связаны цепью физической причинности. Психологические элементы проявляются в том, что мы называем памятью.

 

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Неопозитивизм - основное направление западной философии 20в. Противопоставляли науку философии. Единств возможное знание - научное знание. Традиционные фил вопросы - бессмысленная метафизика, т.к. они формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, т.к. их определения не поддаются проверке. В отличие от позитивизма Конта задачу философии видели не в систематизации и обобщении специального научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)