|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стихи, приведенные в конце ответа, выделены в ответе жирным шрифтомВ творчестве Пушкина выделяются следующие периоды: 1) 1813 г. — май 1817 г. — лицейский период; 2) июнь 1817 г. — начало мая 1820 г. — петербургский период; 3) май 1820 г. — август 1824 г. — период южной ссылки; 4) август, 1824 г. — сентябрь 1826 г. — период ссылки в Михайловское; 5) сентябрь 1826 г. — начало сентября 1830 г. — творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени; 6) сентябрь — ноябрь 1830 г. — Болдинская осень; 7) 1831 г. — 1836 г. — творчество 1830-х гг.
(1) Лицейский период (1813 — май 1817). Первый период творчества — время поэтического самоопределения Пушкина. Пушкин род. 26 мая (6 июня) 1799 г. 12-тилетним мальчиком он поступил в Царскосельский лицей, открывшийся 19 октября 1811 г. (6 лет учился). Первые стихотворения датированы 1813-м годом. Развитие поэта было стремительным. В 1814 г. журнал «Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (подпись: Александр Н.к.ш.п.). В 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Вскоре оно было опубликовано в журнале «Российский музеум» и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин. Пушкиным заинтересовались В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков. Его «благословил» Г.Р.Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя — В.Л.Пушкин. Началась дружба с П.А.Вяземским. Пушкин включился в литературные споры. Он — сторонник последователей Н.М.Карамзина, «арзамасцев», в их полемике по вопросам языка и литературы с консерваторами из «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся А.С. Шишковым. Участие в литературном обществе «Арзамас» стало для Пушкина (которого здесь шутливо прозвали Сверчком) важным моментом эстетического самоопределения. Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать литературный язык, сблизить русскую литературу с европейской. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями рус. и франц. писателей. Он заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический словарь, использовал жанры, сложившиеся в поэзии начала XIX века: оду, элегию, послание, мадригал. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словесности», но подчеркнул, что он пока еще «бродит около чужих идей». Действительно, во многих лицейских стихах Пушкина звучат анакреонтические мотивы лирики Батюшкова. Стихотворение «Городок» (1814) — эхо батюшковских «Моих пенатов» (1811). Элегии 1815-1816 гг. («Мечтатель», «К ней», «Певец» и др.) написаны под влиянием Жуковского. В некоторых стихах («Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию») П. предстает учеником Державина. Поэт впитывает лучшее, что создала европ. лит-ра, — от античности до Вольтера, Оссиана и французской «легкой поэзии». Патетика гражданской лирики тех лет уживалась с легкомыслием «стихов на случай».
(2) Петербургский период (1817 — 1820). После окончания Лицея, поступив на гос. службу, Пушкин жил в Петербурге. Это было время его ранней юности (18-20 лет). Важным для судьбы Пушкина было вступление в мир больших соц. идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И.Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и «Вольного общества любителей российской словесности». Активная борьба с архаистами также захватила Пушкина. Под влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I «Сказки. Noёl» («Ура! в Россию скачет...») (1818). +Послание «К Чаадаеву» (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Как и в лицейский период, худож. система Пушкина далека от равновесия и гармонии. Стихи со стилевой архаикой и отвлеченной образностью — вершина петербургской лирики. Но в эти годы были написаны и другие стихи. П. вел стихотворную перебранку с «шишковистами», порой не стесняясь в выражениях. Иные настроения господствуют в элегических стихотворениях (романтические мировоззрение и стиль) Пушкинской поэзии кон. 1810-х гг. присущи резкие жанровые и стилевые контрасты. Рядом оказываются архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты. Контрасты стиля ощущаются и в вольнолюбивых стихотворениях. Пушкин - лирик в послании «К Чаадаеву» и в «Деревне» пытался сплавить архаизированный поэтический язык, опирающийся на аллегорические образы и метонимические перифразы, с субъективностью и экспрессией романтической поэзии. Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий — архаической, субъективно-романтической и «прозаически»-сниженной, бытовой — уже не было следствием ученичества. Он не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор — движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. Это движение ощутимо в первой поэме П. «Руслан и Людмила» (задумана в Лицее, завершена незадолго до ссылки). Оттолкнувшись от традиции, созд. Жуковским (сказочная поэма «Двенадцать спящих дев»), П. создал оригинальное произведение. Это было завершение его жанровых и стилистич. исканий 1810-х гг. и важная веха на пути к формам поэтич. эпоса. Отдельное издание поэмы вышло осенью 1820 г., когда Пушкин уже был на юге. О Пушкине впервые публично заговорили литературные критики и писатели. Это важный момент в судьбе поэта, ведь незадолго до этого его «критиком» стал сам Александр I. Только благодаря заступничеству Н.М.Карамзина, П.Я.Чаадаева, Н.И. Гнедича Пушкин за свои вольнолюбивые стихи был наказан сравнительно мягко. По распоряжению царя он отправился не в Сибирь, а в Екатеринослав, в распоряжение генерала И.Н. Инзова.
(3) Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824) — поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в поэта-изгнанника. Сроков установлено не было — ссылка легко могла стать бессрочной. В 1820 г. он путешествовал на юг вместе с семьей генерала Раевского (Екатеринослав — Кавказ — Крым). Эхо кавказских и крымских впечатлений, общение с большой семьёй почти десятилетие звучали в пушкинской поэзии. Пушкин гостил в имении Давыдовых Каменка Киевской губ., которое было одним из центров оппозиции режиму Александра I, посетил Киев, Одессу, вместе с И.П. Липранди путешествовал по Молдавии. П. общался с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества П.И.Пестелем, В.Л.Давыдовым, В.Ф.Раевским, П.С.Пущиным, М.Ф.Орловым. Ссылка не заставила покаяться и смириться. П. искал тесного сближения с еще более радикальными критиками самодержавия. Ему казалось, что мечты о «вольности святой» вот-вот станут реальностью. П. в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике заняли романтические жанры: элегия и дружеское послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). В элегиях «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «Я пережил свои желанья...» проведена грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, радостями любви и жизнью «под бурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых». Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали параллели со знаменитыми опальными поэтами — древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А.Баратынским. Образы изгнанников и странников, созд. Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), в исторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его судьбы. Многие жанровые особенности элегий (исповедальность, быстрая смена чувств, фрагментарность) характерны и для посланий. Круг адресатов дружеских посланий очень широк: А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, П.Я. Чаадаев, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, В.Л. Давыдов и др. Послания превращались в письма-исповеди. В них поэт размышлял о своей жизни в изгнании, вспоминал минуты общения с друзьями. Послания «К Овидию», «К моей чернильнице», «Послание цензору» — раздумья о превратностях судьбы, о творчестве и положении дел в литературе. В поэмах была создана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русских поэтов-романтиков. Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья-разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (закончены в 1824 г. в Михайловском) — главное достижение Пушкина в период южной ссылки. Несмотря на разные оценки читателей и критиков, поэмы упрочили славу Пушкина как первого поэта России. Испытав сильное влияние личности и творчества Дж.Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтич. поэзию. Он встал у истоков нового — бунтарского — течения в русском романтизме. Глав. особенностью этого течения, отличавшей его от созерцательного, элегического романтизма 1810-х гг., стало не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества. В его произведениях — в лирике и особенно в поэмах — на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтических героев (пленник, Алеко), стремящихся найти новые жизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть). Его привлекали гордые, волевые люди (таковы, помимо героя поэмы «Кавказский пленник» и Алеко, Зарема и Земфира). Образы, мотивы и стиль романтической поэзии Пушкина на долгие годы определили творческие поиски русских романтиков. Однако Пушкин двигался вперед. Уже в годы южной ссылки ему стало тесно в рамках жанровой и стилевой системы романтизма. В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». П. искал новый сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества. В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С.Воронцова. Стараниями Воронцова поэт был отправлен в отставку «за дурное поведение» и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.
(4) Период ссылки в Михайловское (1824 —1826). В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, но на этот раз Михайловское —настоящая ссылка. Сроков не было оговорено. Несмотря на это, в январе 1825 г. Пушкина посетил И.И.Пущин, а в апреле — А.А.Дельвиг. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 1825 г. и следствии над участниками восстания, проводившемся новым царем Николаем I. Михайловский период творчества — время смены эстетических ориентиров Пушкина. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Не следует, однако, представлять себе этот процесс в виде прямой линии. Романтизм не мог быть просто «отменен». Огромный творческий потенциал романтического творчества был усвоен поэтом, создав предпосылки для движения к «поэзии действительности». Пушкинский романтизм не укладывается в хронологические рамки периода южной ссылки. В Михайловском была завершена лучшая романтич. поэма «Цыганы», написан шедевр романтической лирики — стихотворение «К морю». Мотивы и образы романтизма ощутимы во многих стихах («Разговор книгопродавца с поэтом», «Андрей Шенье», «Пророк»). Однако и в лирике, и особенно в эпических стихотворных произведениях стремление Пушкина сменить романтическую точку зрения на мир и человека становилось все более очевидным. Многие стихотворения теряют жанровую определенность, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков. Меняется стиль любовной лирики — слово поэта точно фиксирует психологическую уникальность его переживаний («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Сожженное письмо», «Признание»). Пушкин создает цикл стихотворений «Подражания Корану» и «Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает образность восточной поэзии и рус. фольклора. В поэме «Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» (III-VI), напис. в Михайловском, Пушкин еще дальше уходит от романтизма. Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историч. трагедия «Борис Годунов» (1825 г.). (5) Творчество второй половины 1820-х гг. (1826 —1830). После разговора с Николаем I Пушкин возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, затем и в Петербурге. Пушкин приехал в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел перед женитьбой. В первые месяцы после шестилетнего изгнания Пушкин размышлял об уроках декабристского восстания, о своем чудесном избавлении, парадоксально совпавшем со следствием, казнью, тюремным заключением и каторгой многих его единомышленников (стихотворение «Арион»). Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова участия и надежды (стихотворения «И.И.Пущину» и «Во глубине сибирских руд...»). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава»). В «Стансах» (1826) Пушкин призвал Николая I быть во всем похожим на «пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам. Однако к концу 1820-х годов Пушкин понял, что его надежды на Николая I иллюзорны. В 1827-1828 гг. поэт вновь испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространявшемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье» (1825), озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гаврилиада», написанной еще на юге. «Полтава» (1828) — единственная историческая поэма Пушкина. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра I и петровской эпохи. В сюжете поэмы изображение триумфа «России молодой» в лице Петра переплетено с драматической историей любви и предательства Мазепы. Поэт нащупывал новый подход к истории. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830). Усилился интерес к философской проблематике: написаны стихи «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие», «Анчар» (все — 1828 г.), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (все — 1829 г.). Лирика этих лет свободна от жанровых и стилевых ограничений. В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей. В 1829 г., не получив разрешения царя, П. совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ. (Его дорожные записи были изданы под названием «Путешествие в Арзрум»). В 1830 г. Пушкин женился на Н.Н.Гончаровой.
(6) Болдинская осень (1830) — короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Кол.-во написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию, и по форме. Первыми были прозаические «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре-октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». +«Маленькие трагедии». Лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Бесы», «Моя родословная», «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой», «Для берегов отчизны дальной...».
(7) Творчество 1830-х гг. (1831-1836). Общественные и быт. обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е гг., были неблагоприятными, несмотря на то, что в 1831 г. состоялась долгожданная свадьба с Н.Н.Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на гос. службу — для работы над «Историей Петра». Пожалуй, никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь несвободной и беспокойной. Мрачное пророчество поэта, высказанное в болдинской «Элегии» («Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной для Пушкина была и литературная атмосфера 1830-х гг. Гражданские стихотворения «Перед гробницею святой...», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», написанные в начале 1830-х гг., вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения не имели успеха («БГ», «Повести Белкина», сказки, «История Пугачева») или не были опубликованы. В печати журналист Ф.Булгарин начал кампанию травли Пушкина. П., вынужденный тратить силы на бесплодную литературную полемику, добивался разрешения на издание собственного журнала (4 книжки «Современника» вышли в 1836 г.). Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который в 1830-е гг. (до появления в литературе М.Ю.Лермонтова) стал эпигонским, «массовым». Критерием «художественности» нередко являлся коммерческий успех произведений. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, еще в середине 1820-х гг. решительно повернувшего к реализму, противоречили господствовавшим представлениям о литературе, литературным вкусам и мнениям. В 1833 г., в Болдине, Пушкин написал «Историю Пугачева» и поэму «Медный всадник» (размышления о прошлом и настоящем России). В Болдине были написаны и философские «сказки» — «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре «Осень». Философская лирика 1834-1836 гг. — стихи «Пора, мой друг, пора!..», «...Вновь я посетил...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...» и роман «Кап. дочка» (1836). История в пушкинских раздумьях о человеке и природе, жизни и смерти предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за право быть самим собой. С особой гордостью Пушкин выразил мысль о бессмертии в своем поэтическом завещании — стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) (вспомнить стихотв. Державина!). Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, сост. 27 января 1837 г. на Черной речке.
Дополнение о поэзии по Гаспарову и Холшевникову: Начало 19 в. проходит в русской поэзии под знаком романтизма. С т.з. формы стиха важно замечание Пушкина о природе романтизма: «Какие же роды стихотворения должны отнестись к поэзии романтической? Те, которые не были известны древним, и те, в коих прежние формы изменились или заменены другими» («О поэзии классической и романтической», 1825). Предпочтение индивидуального чувства перед общечеловеческим разумом, отказ от исключительного культа античных образцов и признание эстетического равноправия художественного опыта всех культур привели к смелым экспериментам в том числе и в стихе. П. внёс значит. вклад в распространение 4-хстопного ямба в качестве основного поэтич. размера. Расширение сферы употребления этого размера – с только одической до универсальной – заметно в стихах Пушкина («Послание к Юдину», «К Чаадаеву», «Разговор книгопродавца с поэтом») и его современников (Жуковского, Батюшкова, Вяземского). Первым, кто использовал 4-хстопный ямб в большом произведении, был Пушкин – в поэме «Руслан и Людмила»: «В толпе могучих сыновей, // С друзьями, в гриднице высокой, // Владимир-солнце пировал. <…> Не скоро ели предки наши, // Не скоро двигались кругом // Ковши, серебряные чаши, // С кипящим пивом и вином…». Пушкин закрепил этот успех в поэмах «Кавказский пленник», «Цыганы», «Полтава» и в романе «Евгений Онегин». Пушкин также способствовал популярности 5-ти стопного ямба. Область раннего лирического 5-ст. ямба оказываются послания и элегии, и среди них – «Безумных лет угасшее веселье…» (1830), «Я вас любил; любовь ещё быть может…» (1929),«19 октября» (1825). Пушкин также вносит вклад в развитие имитаций народного стиха. Он продолжает эксперименты А. Востокова («Опыт о русском стихосложении») в «Песнях западных славян», которые оказали влияние на развитие стиха + использует разные виды песенного стиха в «Песнях о Стеньке Разине».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |