|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Своеобразие др-рус лит-рыПри изучении др.-рус. лит. необходимо понимать своеобразие данной стадии литературного развития и социо-культурную парадигму средневековья в целом. (Аверинцев: изучение культуры средневековья предполагает 2 подхода 1. Диалог понятийных систем «их» и «нашей» - диахронический подход 2. Попытка «рассуждать в категориях минувшей культуры [1]» - синхронический) I. Особенности бытования др.-рус. Лит. Ø Принятие христианства как толчок к развитию книжности Ø Рукописность (даже после изобретения Иваном Фёдоровым книгопечатания в 1564г.); писчий материал – пергамент (бумага появилась лишь в 14 веке) Ø Длительность процесса изготовления книг (дьякон Григорий выполнял «Остромирово Евангелие» 8 месяцев) Ø Ограниченность распространения (хотя грамотность была высокой (см. Новгородские грамоты), владельцами рукописей становились князья, церковные иерархи и монастыри) Ø Монастыри как центры письменности, создатели текстов – в основном монахи (первый светский автор – Владимир Мономах) Как следствие: Ø возникновение разных редакций одного и того же текста! При относительной стабильности канонических церковных текстов. (например, в Киеве был составлен Нестором летописный свод под заглавием «Повесть временных лет», доводивший свое изложение до смерти киевского князя Святополка (1113 г.), то свод этот подвергся переработке Сильвестра в 1116 г., которая имела успех и заслонила от нас первоначальную, Нестерову, редакцию. Затем через два года в Киеве же появилась новая редакция «Повести временных лет», продолженная до 1118 г.) Ø несохранность текстов, дошедших лишь в списке более позднего времени и иногда в единственном экземпляре (СОПИ[2], Поучение Владимира Мономаха) II. Функциональные и художественные особенности Ø связь с христианской традицией, нет чисто литературной задачи, тексты обслуживали богослужение. Ø Эстетическое начало не выделено, сосуществует с этическим. Вымысла нет до 17 века Ø Доминирование дидактизма (Изборник Святослава 1076 года: «Когда читаешь книгу, не стремись быстро дочитать до другой главы, но подумай, что говорят слова в книге») Ø Ярко выраженная функциональность текстов: летопись – историческая память, жития – прославление святого и т.д. III. Особенности авторского самосознания и поэтики Ø Анонимность Ø Ориентация на образцы, отсылки к Священному писанию и творениям отцов Церкви Ø Поэтика готового слова Ø Устойчивые стилистические формулы (воинские формулы осады города: затворитися во граде, бысть глад велик в городе) Жанровая система: Лихачев[3]: церковные и светские жанры (функциональный критерий деления) хожения – между церковными и светскими жанрами I. Церковные (традиционные, канонические, устойчивые): v Житие v Проповедь v Слово v Апостольские послания и т.д. II. Светские v Летопись (хроники) v Воинская повесть v Апокриф v Исторические переводные повествования («Александрии», «Повести о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, «Девгениева Деяния») v Далее появились сатирическая повесть ((«Повесть о Шемякином суде»), бытовая повесть («повесть о Горе-Злостчастии») v Послания Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |