АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анна Снегина» С. Есенина. Жанровое своеобразие. Система образов

Читайте также:
  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. C) Систематическими
  3. ERP и CRM система OpenERP
  4. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  5. I. Суспільство як соціальна система.
  6. I.2. Система римского права
  7. NDS і файлова система
  8. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  9. WAIS – информационная система широкого пользования
  10. X. Налоги. Налоговая система
  11. А. Система потребностей
  12. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики

Изначально задумывал как эпическое повествование из крестьянской жизни, а получилась лирическая исповедь. Главная её тема – Октябрь в деревне. С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. Мужики все разные –Прон(подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый), его брат пьяница-Лабутя. В Анне Снегиной герой – двойник Есенина. Возвращается в деревню и видит жестокую реальность – борьбу мужиков за землю. Любовь к Анне осталась в молодости. Он прощает жизни всё, что не сбылось. расстаётся с ней навсегда (она уехала в Лондон),друга Прона убили белые. Он вернулся в столицу – к ним жизнь безжалостна.

Поэма «Анна Онегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения событий. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом — воспоминанием автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».

Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсетствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревыют новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но союытия сами врываются в его жизнь. Он толко что пришел с войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать".

От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений.

Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии.

Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом.

События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель. Герой умчался в Питер, Анна - в Лондон.

Последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне - два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое - из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа - вот истинные ценности, способные согреть и возвысит душу человека.

 

 

14. Роман Е. Замятина «Мы». Проблематика и идейное содержание. Особенности жанра и композиции.

написан в 21г Время сложное и судьб-ое, написано в необычайном жанре “антиутопии”. Ведущ тема-драматич судьба лич-ти в условиях тоталитарн общ-го устройства.
Замятин крупный инженер-кораблестр-оитель и лучше других знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, как это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции, но умный человек Замятина сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общ-во людей, т.к. каждый сугубо индии-видуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть “винтиком”. Когда ч-ка делают винт-ом, он теряет значительную часть своей чел-кой сущности. История показала, что превращение чел-ка в совокупность “винтиков” ведет к преступлению перед чел-м и человеч-м. В “Мы” в фантаст-ком и гротесковом облике предстает возмож-ный вариант общ-ва будущего. Перед нами возникает странный, неузнаваемый и страшный мир, отгороженный от всего живого глухой стеклянной стеной. Мир Единого Государства, мир несвободы, единообразия, мир без любви, музыки, по-эзии, личности, души. Имена заменены номерами. Д-503 — “нумер” главного героя. О-90-кругл подруга,I-330-Р-ка мир “нумеров”, кот верят и слепо подчиняют-ся Единому Государству, а в сущности, одному человеку-Благодетелю. Бездуш-ная техника вместе с деспотичес-кой властью превратили чел в придаток машины, отняли у него свободу и воспитали в рабстве. Человеку -“нумеру” было внушено:“наша несвобода” есть “наше счастье”, “счастье” -в отказе от “я”, что худ-ое тв-во “уже не беспардонный соловьиный свист”, когда “всякий писал, что ему вздумается”, а “гос-ая служба”. А интимная жизнь тоже-гос-ая обязанность, выполняемая по “табелю секс-ых дней”.
Последующие события показали, что опасения писателя были не напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, страх и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое: манифестация в честь Благодетеля, единогласные выборы. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способ-ность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию- последнее, что заставляло его поднимать гордо голо-ву,чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что чел-кое дост-во не умирает при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, кот своей красотой побуждает на борьбу. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общ-ва, жизнь- это стремление к идеалу. Когда стремление отсутствует, мы повторяем время застоя.
В романе есть еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это экологическая тема. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изоли-руя чел-во от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца”. Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека. Автор романа “Мы” принадле-жит к крупным худ-кам, кто усиленно приковывал внимание к “великим ценностям”. Произведения, подобные роману “Мы”, пробившиеся к нам из небытия, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль чел-ка в ней=Р-ции бесконечны, а иначе-энтропия,блаженный покой, равновесие.

Самое крупное произведение писателя послеоктябрьского времени стало и самым “фантастическим”. Роман “Мы”, написанный в 1921 году.. это наиболее яркое воплощение жанра антиутопии в русской литературе. Основоположником этого жанра стал томас МУР, автор книги «утопия». Этот жанр предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны. мир антиутопий во многом схож с миром утопий – он также идеален и рационалистически выверен. Но акцент антиутопия делает не столько на устройстве общества, сколько на человеке, который в э том обществе живет. Там возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии.

И не случайно страна, изображённая в романе «Мы», обнесена Зелёной Стеной. Страна искусственного счастья напоминает замкнутый, отгороженный от всей вселенной остров. Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии.

Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла.

В Едином Государстве воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспечивает само Единое Государство. Но счастье, которое оно даёт людям, - лишь материальное, а главное - в общих, одинаковых и обязательных для всех формах. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей - и ради этого должен отказаться от всего, что отличает его от других: от живых чувств, собственных стремлений, естественных привязанностей и собственных побуждений. Словом от собственной личности. Само понятие «человек» заменено понятием «нумера», и золотые бляхи с присвоенными номерами каждый носит на груди. Человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью, о чём свидетельствует также эпизод испытания Интеграла: десять нумеров, погибших при испытании, повествователь называет бесконечно малой третьего порядка. Материальные проблемы были решены в ходе Двухсотлетней войны.Что касается духовных запросов, то государство пошло не по пути их удовлетворения, а по пути их подавления, ограничения, строгой регламентации. Первым шагом было введение сексуального закона, который свёл великое чувство человеческой любви к «приятно - полезной функции организма». Насилие над личностью вызывает у людей не естественную болевую реакцию, а восторг. На первой странице романа появляется образ, который станет в нём центральным и обретёт особый символический смысл. Это образ Интеграла. Интеграл - важная деталь, принадлежащая научно - фантастическому плану замятинского произведения. Это космический снаряд, способный вырваться за пределы околоземной атмосферы, достичь иных миров, принести туда Благую весть о существовании Единого Государства и с помощью абсолютного знания, каким обладает этот рукотворный рай, пересоздать, «интегрировать» Вселенную, которая пока пребывает в состоянии «дикой свободы». Роман «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно как индивидуалистические.

Осн.проблема-нового мира.В начале 20х гг. многие писатели обращ-сь к жанру утопии(«Инония»-Есенин, «150млн.»Маяк.)описыв-ся общ-во будущ.Утопия возникла как философ жанр;утопия Т.Мора.Утопия-изображ идеального мироустройства на разумном начале.Утоп.-это всегда описание,нет сюжетной динамики.В нач. 20в.формир-ся жанр антиутопии-полемич.начало с утопией.Антиут.предостерегает челов-во,есть Эл-ты фантастики.Какую цену придется платить челов-ву за разв-е цивилизац.Антиутоп.не принадлежит сфере научн.фантастики,это беллетризов-й соц-полит. трактат часто с Эл-ми сатиры.(Булгаков роков.яйца,Собачье сердце,Платонов котлован.)Замятин(1932)говорил,что не следует рассматрив-ть МЫ как антисовеск роман.Смыслов пласты:полемика с утопией;сатира на казармен.соц-м,на диктатуру гос-ва;сатира на машин.ход цивилиз-и;сатира на литер-ру пролиткульта.Мы-философ.проза.Изобр-ся далекое будущ 31в.На земле счастье с т.зр. гос-ва,матер изобилие,сытость.Высок Ур-нь науки и техники.Ради этого люди отказыв.от живых чув-в.Понят челов заменено «нумер».МЫ-записи,кот. Ведет глав.герой D503,форма дневников. Записок.Возникает диалог с будущ.Главн герой пишет дневник не из внутр.потребн.,а исходя из потребн гос-ва,отражает коллект.сознание.D503-строитель интеграла-космич.корабль выс.уровня.Все жители живут по законам «массовой скрижали».Праздник-день единогласия-выбора.все воспринм. Такую жизнь как должное.Мотив машины-важная хар-ка гос-ва,маханистич.искусствен.происх гос-ва.Образ Зеленой стены-символ крайнего упрощения жизни,отторжение от мира природы.Нет парков,небо стерильно.Образ бесчеловеч.города.Город-механизир.монстр.Литер. творч-во-обязанность;иск-во не связано с миромличности.Поэзия-гос.служба,полезность.Поэты творят в опред часы и на опред темы.Образ D503-противоречивый и трагический.Сознание D503 раздваивается чувс-во и долг.В центре романа-любовь D503 к I330.Для глав героя любовь к I330,появл душа.Она любит его за что-то.Он вней разочаров-ся,когда находит розовые талоны с другим номером.Он соглаш-ся на операцию по удалению души и окончат-но сливается с МЫ.Она же подвергается пыткам.Роман –предостережение против любых форм диктатуры.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)