|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальное своеобразие английского Просвещения. Его этапыЭпоха Просвещения и его литературные направления Пережив в 17 веке две буржуазные революции, Англия оказалась у истоков европейского Просвещения. Просвещение в Англии носило умеренный характер, ибо его задачей оказалась не подготовка новой революции, а перераспределение политической власти в пользу буржуазии. Установившаяся после «Славной революции» ограниченная монархия почиталась в стране самым передовым государственным строем, частные недостатки которого якобы можно искоренить с помощью разумных реформ. Идейные течения английского Просвещения отличались неоднородностью. Некоторые писатели выступали с резкой критикой пережитков феодализма и пороков буржуазной действительности (Свифт, Филдинг, Смоллетт, Шеридан), другие авторы придерживались апологетической (Аддисон, Стил, Дефо) или умеренной (Ричардсон) позиции, надеясь с помощью добродушной сатиры и морально-религиозных направлений воспитать в людях гражданские чувства и тем самым улучшить нравственный климат в обществе. В литературе английского Просвещения выделяются периоды: ранний (по 1730-е года), зрелый, охватывающий 1740-1750-е годы, и поздний, растянувшийся от 1760-х до 1790-х годов. На протяжении всего 18 века в английской философии шла борьба между материализмом и идеализмом. Многие ранние английские просветители в своих философско-этических исканиях опирались на учение Локка. Сенсуалист материалистического толка, он с демократических позиций отверг феодальную идею об изначальном неравенстве людей. Локк выступал против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тирана, против деления общества на сословия. Многие локковские идеи из «Двух трактатов о правлении» в беллетристической форме изложил Дефо в «Робинзоне Крузо». Ведущими жанрами английской раннепросветительской литературы были поэма, трагедия, комедия, эссе. Социально-политические события этого периода способствовали расширению читательской аудитории, рождению новых жанров, например «балладной оперы» («Опера нищего» Дж. Гея), таких жанровых разновидностей, как теоретико-эстетическая поэма А.Поупа «Опыт о критике», сатирико-нравоописательные очерки Аддисона и Стила. Национальное своеобразие английского просветительского классицизма объяснялось его иным идейным содержанием и смягчением классицистической нормативности, что было обусловлено развитием английской философской и научной мысли, интересом к национальным традициям, приверженностью к концепциям, подтачивающим роль рассудочности в творческом процессе. В первой трети 18 века просветительский классицизм занимал в английской литературе господствующее положение. Он активно противостоял барокко, накапливал на жанровом уровне элементы рококо и вместе с тем мог вступать в синтез с набирающим силу просветительским реализмом. Характерное для раннепросветительской литературы разделение её на элитарную и демократическую отразил в своём творчестве Дж. Лилло, стоявший у истоков европейской мещанской драмы. Он предпринял попытку демократизации жанра классицистической трагедии. В его драмах главными героями стали представители буржуазно-торговых кругов общества. Лилло назидательно прославлял буржуазные добродетели: труд, умеренность, бережливость, умение владеть собой. Большое распространение в раннепросветительской литературе получила комедия в различных её жанровых разновидностях. В нравоучительных («слезливых») комедиях Стила с их благополучным концом просматривается стремление сгладить внутренние противоречия строя, установившегося после «Славной революции». Однако после принятия акта о цензуре (1737год), развитию драматургии был нанесён существенный урон. На авансцену английской литературы выдвинулся роман. В этот период просветительский реализм достигает своего расцвета, постепенно вытесняя просветительский классицизм с его ведущих позиций. Зрелый просветительский реализм представлен эпистолярными романами Ричардсона, положившими начало жанру семейно-бытового психологического романа, «комическими эпопеями» Филдинга, социально-бытовыми романами Смоллетта. Общей основой для всего просветительского романа явился локковский тезис, согласно которому судьба человека зависит от него самого. А также проповедь буржуазного прогресса, стремление к устранению социальных пороков. Литература позднего Просвещения характеризуется интенсивным развитием сентиментального направления. Термин «сентиментальный» получил широкое распространение после выхода в свет романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие». Для лирических произведений поэтов-сентименталистов характерны обостренная чувствительность, склонность к созерцательности, к размышлениям на лоне природы, поэтизация смерти. Например «Кладбищенская поэзия» Э.Юнга. В произведениях поздних сентименталистов усиливается социальный протест (Голдсмит, Купер, Крэбб), интерес к простым людям. Поздние сентименталисты подчёркнуто стремятся показать сложность «человеческой природы» индивида, многогранность его душевных переживаний, истоки его чудачеств и странностей. В 60-80 годы просветительские тенденции более всего сохраняются в поэзии – у Роберта Бернса, а также в жанре реалистической сатирической комедии, крупнейшим представителем которой в 70-е годы был Р.Шеридан. Во второй половине 18 века социально-экономические сдвиги, общественные тенденции, поиски новых эстетических ориентиров, противоположных классицистским, способствовали формированию предромантизма как литературного течения. В это время активно возрождается интерес к национальному прошлому. В 1765г. известный фольклорист Т.Перси выпустил сборник «Памятники старинной английской поэзии», в которой включил народные баллады. Предромантические тенденции нашли воплощение в «готическом романе», известном также как «чёрный роман» или «роман ужасов». Его основоположником был Гораций Уолпол (1717-1797), в 1764г. анонимно опубликовавший «Замок Отранто». Философской основой «готического романа» явился агностицизм Д.Юма, доказывавшего непознаваемость объективного мира. Всесилие зла, порождённого «первородным грехом» человека, бессмысленность его борьбы с Роком – вот тема романа. «Готический» роман с его разработанной авантюрной интригой, поляризацией героев, гиперболизированным изображением человеческих пороков не прервал развития просветительского реалистического романа, оттенив его нравоописательность. Этот роман унаследовал традиции Ричардсона и Филдинга, но он стал более камерным, действие в нём ограничивалось незначительным событием. При этом усилился психологизм в изображении характеров, углубились связи между персонажами и окружающей средой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |