АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский национальный характер в литературе конца XIX — начала XX веков (М.Горький, И.А.Бунин, И.С.Шмелев)

Читайте также:
  1. ANSI – национальный институт стандартизации США
  2. B) Характер труда
  3. B. Департаменты и управления функционального характера.
  4. I. Схема характеристики.
  5. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  6. II. Принципы средневековой философии.
  7. III. Характерные черты экономического развития страны
  8. III.2. Преступление: общая характеристика
  9. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  10. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  11. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  12. IX. Оральный характер

По лекции Ничипорова:

Серебряный век был не только веком господства модернизма. Очень развивался реализм. Надо знать, одного ли поколения или разных. Соотношение на хронологической оси.

Горький, Бунин, Шмелев - они все впервые заявляют о себе в 90 годы. Но у Бунина и у Горького развитие художническое идет непрерывно. Шмелев - на некоторое время, начал в 90, отходит больше чем на 10 лет. Возвращается конце 1900. Повесть 1911 - "Человек из ресторана" - возвращение. Младший реалист, или неореалист.

Русский национальный характер: это сквозная проблема для всей литературы периода. Обострение интереса к концу 1900-начало 1910. Литература начинает задумываться о кризисе национальной ментальности. Кризис революционных потрясений. Это то, что можно назвать хождением в народ. Добраться до глубин народной жизни. Интерес к сектантской России. Серебряный голубь - одна из первых попыток создать полотно о народной жизни. Блок - темы национального характера, исторической судьбы - все сквозь призму исторической судьбы. На поле Куликовом.

Реалистическая литература, которая была ориентирована на общественное сознание, была устремлена на постижение этой проблемы.

Горький: его творчество 90 годов, так называемое романтическое творчество: попытки изобразить человека в первоосновах бытия, отход от специфики русского материала. Бывшие люди - галерея национальных типов, здесь попытка представить человека в кризисных условиях современной жизни. Трое, Фома Гордеев. Пьеса "На дне" (1902). Попытка осмыслить национальное сознание в кризисную эпоху. 1910 - По Руси. Устойчивые мотивы - это главный мотив обиды за незаурядные русские натуры, жизнь которых складывается не так, как бы хотелось. в данном цикле, которая признается. Тема национальной саморастраты, о деструктивных чертах. Размышление о тех чертах, которые есть в человеке. Это все связано с наличием революционных черт в сознании человека. Недоволен - высшая похвала в системе ценностей. Неудовлетворенность условиями. Это рассматривается в качестве высшего достоинства. Революционной доминанта - это в плюсе. Ледоход - поэтика изображения национального характера. Осип - в критический момент проявляет себя как лидер. Он играл с рекой, играл с льдинами. Мотив игры с судьбой, игры с опасностью как традиционный мотив. Поздний Горький создаст полотна на данный мотив - Дело Артамоновых (1920егг), Жизнь Клима Самгина (сер. 1920-х гг.). Характер в его исторической многомерности.

 

Бунин. Ранний Бунин - размышления о национальном характере (Антоновские яблоки). Национальная судьба в эпоху перелома как некий залог самосохранения общества. Деревня - самое главное произведение Бунина. Прозорливо высвечивает истоки русской революционности. Горький - революционные интенции - это возвеличивание. Бунин - это признак катастрофы, это то, то приведет Россию к гибели. Образ Кузьмы. Поэт-анархист, незаурядный человек. Он не может заняться делом, хозяйством, для него любая привязка к делу - обеднение личности, неприятие привязки к конкретным обязанностям. Русскую революционность выводит из русской жажды праздничка. Бесплодное ожидание праздника и неоправданная гибель стороны будничной жизни. Отсюда - бунт. Бунт не мотивирован механическими причинами. Почему бунтуют у Тихона - прослышали, что в соседнем селе крестьяне тоже бунтуют, и крестьянам понравилась инерция бунта. "Окаянные дни" - в этом и есть причина гибели России. Группа произведений 10-х гг: Ночной разговор, Веселый двор, Суходол. Размышления о кризисных сторонах национального характера.

 

Шмелев - Человек из ресторана. Попытка показать характер национальный от первого лица. Яков Скороходов. Городя, городская беднота. И посетители дорогого ресторана. Национальный характер в эпоху надвигающейся революции. То, что воспринимается главным героем как признак разрушения и революции.

Горький: революция воспринималась как некий идеал. Несвоевременные мысли: идеал был реализован искаженно. Это и была основная причина расхождения с Буниным. Изначально для Горького идея революции - положительная, весьма. Есть возможность преобразовать все слои и жизнь в целом. Но в несвоевременных мыслях: эта идея была искажена пренебрежением культуры в целом

Все это и есть предпосылки с созданию "полотен" - Жизнь Арсеньева, Лето господне, Богомолье, Дело Артамоновых, Жизнь Клима Самгина.

 

Творчество Горького. Вопрос этот объединяет два периода: рубеж веков и период 20-30 гг. Роль Горького в литературном процессе была одной из лидирующих. Он был организатором литературного процесса, создателем и вдохновителем объединения и журнала "Знание". Задача: создать противовес модернизму, консолидировать то, что было создано в реалистической культуры. Привлекает многих авторов. Поиск талантов и привлечение известных. Гениальная интуиция, которая распространялась на творчество других художников. Горький мог заказать идею, которая казалась ему актуальной. Например: Горький финансировал и помогал Куприну в написании "Поединка". Потому что только человек, хорошо знакомый с определенной средой, мог бы написать нечто стоящее. Теория и практика дестабилизации. Показать разложение империи. Показать это художественно убедительно. 1905 - поражение в русско-японской войне и первая русская революция. Как раз совпадают со временем публикации. Это было и событие общественно-политическое. Теория нового утилитаризма. На первом плане произведения - идея. Идея революции, разрушения империи. Эстетически ценно, но идеологически бесполезно. Постепенный разрыв с художниками первого ряда. Горький постепенно стремится сделать "Знамя2 рупором свих идей. Горький создаёт "Мать". Исторически это произведение было очень значимым. Мать Горького стала своеобразным интертекстом для созвездия Максима. Все мотивы были впервые собраны в Матери.

Эмиграция. Горький остается фигурой очень значимой. Советская власть не говорит о причинах его отъезда. На самом деле, это разрыв с Лениным, "Несвоевременные мысли".

Возвращение - 1931. Роль в сталинской действительность была двоякой и противоречивой. Его поселяют в особняке Рябушинского. Есть возможность влиять на людей, включенных в "расстрелянные списки". Поездка на Беломорканал, на Соловки. Апология сталинского режима. Горький как выразитель сознания - выражение адогматического сознания. Мета о человеке, который бросает вызов обстоятельствам. Это выражается и в образах повести "Детство". Это приводит к апологии сталинского режима. Восхищение человекобогом.

Соотнесение творчества Горького с реализмом и модернизмом. С одной стороны, г начинает в неоромантическом ключе. Типологически это созвучно раннему символизму. Многие образ позволяют сопоставить Горького и Бальмонта. Попытка утвердить реалистическое искусство в 199000 - создание нового реализма. Окуровский цикл 1910 годов. Роман "Мать" - первое раскрытие литературы социалистического реализма. Это первый манифест нормативистского искусства. Это то, что связывается литературы с литературой 1920-1930 голов. Помимо больших полотен - цикл рассказов 1922-1924 - "Карамора", "Рассказ О герое", "Рассказ об одном роман" - манера экспрессионистская, модернистская. Сугубо экспрессионистского плана. Участник и осведомитель - и то и другое он делает искренне. Кажется, что в нем целая свора собак дерутся друг с другом. Распад целостности человеческой личности. Роман "Дело Артамоновых". Идеологические установки Горького. Активно использует приемы модернистского арсенала. Новизна радикальная: изображение влияния среды на характер героя. Впервые в романе Мать" эта модель переворачивается: как характер волевой может не просто выломиться и своей сред, а может ее переломить, переиначить. Это у же есть в экспозиции романа "Дела Артамоновых": появление Ильи, который стоит социально-общественную и частную жизнь, который становится властелином своей эпохи. Попытка смоделировать альтернативную реальность. Как реальность можно перевернуть.

 

Краткие содержания:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)