АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б)Южная и юго-восточная Россия

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. IV. Николаевская Россия
  4. А) Россия
  5. Билет9(почему Россия разгромила наполеона а крымскую войну проиграла)
  6. Была ли Россия индустриальной?
  7. Была ли Россия капиталистической?
  8. Восток - Запад - Россия: цивилизационные
  9. Вторая Россия (1353–1497)
  10. Германия. Россия. Польша
  11. Глава 10. Россия на рубеже XVI - XVII века. Смутное время.

 

В 60 верстах от Киева по жел. дор. Киев — Полтава находится станция Барышевка и вблизи село того же названия. В 210 верстах по той же дороге расположен г. Ромодан. В 200 верстах от Киева вниз по Днепру на правом берегу находится г. Черкасы. В 230 верстах от Киева по жел. дор. Киев — Москва находится станция Алтын и вблизи ее село Алтын. На жел. дор. Киев — Полтава есть р. Сула, имеющая приток Удай. Карамзин (примечания к IV тому) пишет, что жители села Ахматовки Курской губернии (Рыльского уезда) в 13 веке состояли из черкес, которые назвались казаками. В 70 верстах на юг от Тулы есть уездный город Одоев. В 240 верстах от Харькова по жел. дор. Харьков — Пенза находится уездный город Бирюч. Известно, что р. Дон, до 14 века называлась Танаис, в котором «ис» есть чисто греческое окончание; Азовское море и гор. Азов носили одинаковое название Тана. По упомянутой реке расположены города Старый Черкасс и Новочеркасск. Против Перекопского перешейка с восточной стороны лежит остров Бирючий. Место впадения р. Кубани в море образует Таманский полуостров. В Пензенской губернии (вблизи границ Симбирской и Нижегородской) находится город Рамадан. В Симбирской губернии есть р. Сура, в которую справа впадает приток Барыш; по реке, на месте пересечения с жел. дор., есть ст. Барыш; у устья р. Барыш расположена слобода Барышовка; отсюда на восток в 30 верстах начинаются 2 речки — Бирюч и Сухой Бирюч; на последней расположена деревня Бирючевка. На юго-запад от г. Саратова расположёна гора Алтын; в 30—40 верстах ниже города Енотаевска по р. Волге находится «Золотой бугор», а это в переводе — Алтын-тобе. Против Астрахани на правом берегу Волги есть урочище Тор-Алтын и недалеко отсюда находится Бирючая коса. Проф. Хвольсон говорит, что в древней Хозарии был город Бараиш. Голубовский говорит, что в 1055 году «приходи Болуш с Половцы и сотвори Всеволод с ними мир».

 

В 1095 году Владимир Мономах убил пленных Иглара, Китана и Аклана Бурчевича, т. е. сына Бурча. Смирнов35 приводит из летописи под 1232 годом (за 5 лет до нашествия Батыя), что «Пурышев сын с Половцы избил Мордву всю и Русь Пургасскую, а Пургас едва в мале утече». В 1126 и 1174 годах половцы нападали на г. Баруч. Карамзин пишет, что «торки и берендеи назывались черкасами и казаки — тоже»; в другом месте повторяет, что косоги тоже черкесы, страна которых в 10 веке называлась Касахией они обитали между Черным и Каспийскими морями. Карамзин утверждает, что в его время осетины черкес называли казаками; совершенно то же говорит и Семенов-Тяньшанский, который перечисляя роды черкес, приводит подрод клыч; у наших черкешов то же есть подрод клыш. Вышеперечисленные географические и исторические наименования Бараш-Бараиш, Барышовка, Баруч, Бирюч, Бирючевка, Бирючий, Бурч, Пурыш, Болуш напоминают алчыновский под-род берш; Удай и Одоев — адай; Черкас и Черкасск — черкеш. Г. Эверс утверждает, что Черкасы основаны черкесами, (а черкесы кавказские и наши имеют подрод клыш; и оба называются «казак»). Ромодан и Рамадан напоминают наш рамадан; Тана—тана; Алтын — алтын; Таман — тама. Замечательно, что в тех же районах ни географических названий и ни исторических имен, напоминающих роды Старшей и Средней Орд в периоды, по крайней мере до нашествия (даже до 14 века), кроме разве только кыпчаков — совершенно не встречается. Если есть некоторая разница в произношении имен наших подродов и перечисленных наименований то известно, что тюркские слова точно передавать невозможно и особенно в летописях: так, например, пишется бусурман или даже бесермян вместо мусульман. Авзяк пли Изябяк — Узбек; Джелебек, Зенебек — Джаныбек; Зеле-дин — Джалалэддин; Ючи — Джочы, Бахмет — Махмуд; Бузулук — Бузаулык, Саратов — Сарытау, Еруслан— Янарслан и т. д.

 

В летописях упоминаются: приезжавший к Всеволоду с половцами Болуш (1055), нападавший с ними же сын Пурыша (1235 г.), убитый Владимиром Аклан, тоже сын Бурча (1095). Допускать, чтобы в 1055 г. приезжал сам Болуш или Бурч, сын которого убит через 40 лет, а второй сын нападал через 140 лет по смерти брата, конечно, нельзя.

 

Выражение — сын у тюркских народов понимается часто не буквально, а в смысле потомка или лица, происходящего из племени с таким именем; так, например, в песнях Кенесары часто называется сыном Аблайхана, тогда как всем известно, что он только внук его. Поэтому я понимаю, что приезжал с половцами (кыпчаками) бершы, убитый Аклан из рода берш, нападал в 1225 г. с половцами — род берш.

 

Далее — арабский писатель Аль-Айни говорит, что египетские султаны (мамелюкские) Бейбарс (1260— 1279) и Калауи (1279—1290) «были кыпчаки из рода Брж-оглы», причем показание одного из них записано так:

 

Леп-Пуль-Стенли приводит две династии египетских мамелюков —«бахри» (династия «реки»— 1250— 1390 г.), «бурджи» (династия «крепости»— 1390— 1517 г.).

 

По словарю Л. Будагова «берж» на языке тобольских татар обозначает — крепкий, неломкий, а «бурдж»:— башня, вал крепости.

 

По киргизски «берш»— затвердение в теле.

 

Выше мы видели, что подводная скала на р. Томи названа «буриш». Кстати заметим, буква «ш» в словах восточных тюрок обычно переходит в «дж» у западных тюрок (например, у османлисов).

 

Из сопоставления указанных слов надо думать, что наименование династии «бурджи» произошло не от слов «башня», а от рода «бердж» или «берш». Это вполне подтверждается вышеуказанным показанием султана, что он «происходит от «брж» или «берш», тюркского народа.

 

Наконец, из энциклопедического словаря (т. 36) читаем. что в Египте после династии «брж-оглы» были мамелюки из родственного рода «черкес».

 

Геродот (в 5 веке до P. X.) упоминает об одном народе под именем Алазон, жившем к западу от Днепра, т. е. приблизительно в тех же местах; об Алазонах говорит и Страбон (I в. P. X.). Наименования берш, черкеш, алтын встречаются одновременно на Алтае и в южно-русских степях. Алтайские ачын, алчид несколько приближаются к алазонам и все они нопоминают наш алчын. Нужно еще принять во внимание то, что как в греческом, так и в других древних языках нет буквы «ч», которое могло или выпасть (тогда будет алын, или должно перейти в «с», которое между двумя гласными читается, как «з». Так как названия берш и черкеш одинаково встречаются на Алтае и в южно-русских степях, надо думать, что — это родственные племена; и у киргиз они состоят в одной подгруппе — байулы.

 

Антропологические исследования показали, что алчыны смешались с народом арийского происхождения.

 

Аристов и другие полагали, что алчыны смешались с динлинами, и что самое смешение произошло где-то около Алтайских гор. Выше мы видели, что подроды алчына целыми веками жили бок-о-бок с русскими и имели города, жили оседло. Полагаем, что смешение алчынов было не с динлинами, а с русскими и в южно-русских степях.

 

в)Группа кара-кесек (Алим-улы, Чомекей, Кете).

 

В середине 6 века Семиречье было завоевано тюрками, вышедшими из Алтая. По китайским данным в 7 веке к западу от р. Чу жили поколения чумынь, чумгунь. В 654 году китайцы напали на чумугунь, разрушили столицу их, убили 30 тысяч чумугунов, у которых были отрезаны уши (для подсчёта убитых). Около 700 годов у западно-тюркского хана было 40.000 войск из племени чумугуя.

 

В 742—744 гг., потерпев поражение от соединенных сил уйгуров и карлуков, чумугуи бежали на запад.

 

В книге «Диуан лагат ал-турк», написанной в 1073 году, почти одновременно с «Қудатку-блик» (1069 г.) на берегах р. Чу упоминается племя чеклы.

 

У группы каракесек (алимулы, чомекей и кете) старинный уран (боевой клич)—доит; один из подродов алима — чекты (или чеклы). На юго-запад от Кашгара в восточной части Алайских гор в настоящее время проживают кара-киргизы роды каракесек и тоит; с давних пор живут рядом и по преданиям, родственны.

 

Таким образом, каракесек и дойт (тойт) встречаются одновременно у киргиз Младшей Орды и у кара-киргиз, причем эти наименования и там и тут тесно связаны. Отсюда можно сделать такой вывод: среди тюрок пришедших из Алтая на берега р. Чу в середине 6 века были роды чумень или чумекей, от которых могла получить свое название р. Чу. (Заметим кстати, что на Алтае, южнее Телецкого озера, есть река Чу или Чуя, Чуйская степь и Чуйские белки. Эти географические названия находятся вблизи р. Черкиш, о которой было сказано выше).

 

В течение 2 веков (550—740) на берегах р. Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Киргизская группа, по-видимому, все время жила в низовьях р. Сыр-Дарьи и к востоку от Аральского моря. Этим, вероятно, объясняется, что каракесеков нет в Крыму, Казани и среди башкир; только кете упоминается у астраханских ногаев и туркмен. Название алим, без сомнения, позднейшее, данное, вероятно, группе в честь духовного покровителя какого-нибудь ходжи.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)