|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Д) Алчыны после монгольского нашествия
В 12—14 веках основная группа алчына (байулы) занимала южные и юго-восточные русские степи. От них на юго-восток расположились 2 другие группы (каракесек и джетыру). Приведенные выше летописные даты показывают, что в конце 14 века алчыны составляли ядро полунезависимой орды чингизида Ногая, перед которым одинаково трепетали Южная Русь, Литва, Польша, Болгарии, Сербия и даже более отдаленная Византия. В то время, как киргизы Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчаки и аргыны, все предания и былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев, это не подлежит никакому сомнению; но этот интересный и сложный вопрос может составить предмет особого исследования. В памяти алчынов сохранились предания о Тохтамыше, Едыге, о потомках последнего — Исмаиле, Казы, Мусе, Ораке, Шах-Мамае, Ормамбете, при котором алчыны вышли из ногаев; еще в прошлом столетии киргизские певцы пели под аккомпанимент домбры старую знаменитую песню о безконечных кровопролитных междоусобиях среди ногаев, завершившихся тем, что «дремучие леса загорелись и сто тысяч ногаев рассыпались». Эта песня, писал Чокан Валиханов,-«плач на раздвоение ногаев и казаков исторгает слезы у старых аксакалов». Известный поэт Мурат Монкин, умерший в 1906 году, в очень образной песне «Уч-Кыян также воспел бесславный конец Золотой Орды и национальную драму ногаев. В середине 15 века значительная часть алчынов была в подчинении Абулхаира, но ушла от него еще при его жизни из-за междоусобий в семье потомков Едыге.
В середине 16 века алчыны входили в состав так называемых, «больших ногаев». Как пишет Соловьев, часть ногаев (наших алчынов) ушла к киргизам в 1555 году, когда Исмаил, приверженец русских, убил своего брата Юсуфа. Наконец, последняя группа (более значительная) ушла к киргизам по смерти Ормамбета (около 1600 года). Через какие-нибудь 10—20 лет после этого с востока появились новые враги — джунгары, которые, двигаясь по Сибири, в 1643 году дошли до Волги. Алчыны ушли на юго-восток от Эмбы; 17-ый и первую четверть 18 века провели в этих местах. Калмыкский разгром остался в памяти, и выражение «Сауран Айнал-ган» относится к этому времени.
В освободительной войне 1725—1726 годов алчыны сыграли выдающуюся роль; это видно из того, что главнокомандующим всеми киргизскими силами был избран их хан, престарелый Абулхаир. Но в разгар победоносного шествия в сердце Джунгарии киргизские ханы рассорились до того, что Абулхаир во главе своей Младшей Орды и Самеке с кыпчаками, найманами и частью аргынов ушли к русской границе, и там приняли русское подданство. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |