АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЕНЕАЛОГИЯ КИРГИЗ-КАЗАКСКИХ РОДОВ

Читайте также:
  1. А это во многом решало и судьбу городов-крепостей Белгородской черты.
  2. Архивы народов, вошедших в состав России
  3. Б).убийства народовольцами Александра II
  4. Б. Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
  5. Б. Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
  6. Биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания. Семь основных движений плода в родах
  7. Борьба средневековых городов с феодальными сеньорами. Характеристика основных институтов городского самоуправления.
  8. В последние годы Гулнара неутомимо трудится в деле создания «Центра мира и согласия» и труд этот является большим вкладом в деле сближения стран и народов СНГ.
  9. Великое переселение народов: сущность процесса, причины, хронология.
  10. Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)
  11. Влияние материала, геометрии электродов, расстояния между ними и полярности
  12. Возможно ли вынесение на федеральный референдум вопроса о снижении ставки НДС по продовольственным товарам?

 

 

По истории киргиз-казакского народа написано довольно много; но только исследования Вельяминова-Зернова и Левшина нужно считать самыми обстоятельными. Остальные авторы обычно заимствовали у них и почти ничего нового не внесли. Особняком стоит Аристов со своим подробным и интересным исследованием племенного состава как киргиз, так и других тюркских народностей. Авторы о киргизах искали в разных источниках только слово «казак», и обычно полагали, что это основное племя, к которому в разные времена присоединялись различные тюрко-монгольские племена; но в то же время никто не выяснил и никто даже не занимался вопросом о том, какие из современных нам киргизских родов являются потомками прежних «казаков». Аристов, разбирая современный племенной состав киргиз, только вскольз упоминает о прошлом отдельных родов. Между тем без предварительного изучения генеалогии каждого отдельного рода киргизского народа, а также без выяснения того, с кем и в какие времена он сталкивался, невозможно представить себе общую картину исторических судеб киргизского народа. Исходя из этого мы задались целью вкратце, в хронологическом порядке изложить генеалогии отдельных родов.

Киргиз-казаки, как известно, состоят из трех орд:

 

Старшей (а не Большой), Средней и Младшей (а не Малой). Старшую Орду составляют: 1) уйсын (отделения—дулат, адбан, суан, сарыуйсын), к которому пристали чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир, 3) канлы, к которому присоединился чаншклы.

 

Среднюю Орду составляют:1)аргын, 2) найман,

 

3) кыпчак, 4) конрат, 5) уак, 6) керей.

 

Младшую Орду составляет алчын, состоящий из 3 групп: 1) байулы (адай, берш, алтын, джаппас, есентемр, таз, байбакты, тана, маскар, алача, кызылкурт, черкеш и ссык).

 

2) Алим-улы (алим, чомекей или чомень и кете).

 

3) Джетыру, т. е. семиродцы (табын, тама, джагалбайлы, телей, кердери, керейт и рамадан).

А. СТАРШАЯ ОРДА

УЙСЫНЫ

 

 

Уйсыны по акад. Бартольду были известны китайцам за 2 века до Р. X. Первоначально кочевали на северо-запад от Тяньшанских гор. Царь уйсынов погиб в сражении с гуннами. Гуннский царь взял его малолетнего сына себе на воспитание; впоследствии, когда он отличился в походах, поставил его царем над своим народом — уйсынами. На запад от уйсынов жили юечжи (юз) и се (сак). Гунны и уйсыны разбили юечжи, которые передвинулись на запад, вытеснили саков и заняли их кочевья. Уйсыны заняли равнины нынешнего Семиречья. Скоро уйсынский царь Лосцо-ми, носивший титул гуньмо, перестал подчиняться гуннам. По определению китайского писателя VII в. Шы-гу уйсыны имели голубые глаза, рыжие бороды, что в глазах китайца делало их похожими на обезьян. Одни считают уйсынов за тюрков, другие за арийцев. Численность их определялась в 120.000 семейств (630.000 душ). Дальнейшую историю уйсынов, борьбу двух партий (китайской и тунской) пропускаем, так как интересующийся найдет это у акад. Бартольда. Во 2 веке по Р. X. после ухода гуннов, гегемония над кочевниками Семиречья и Восточного Туркестана переходит сначала к народу сэньби (2—4 век), затем к народу жужан (4—6 век). Последние вытеснили уйсынов в горы Тянь-шаня.

После этого акад. Бартольд замечает, что уйсыны больше в истории не упоминаются, и имя их сохранилось только в названии Старшей Орды. Но мы попытаемся проследить уйсынов в известных нам трудах.

 

В начале 7 века народы западно-тюркской империи рекой Чу были разделены на 2 группы: к западу от нее жили дулу, к востоку — нушиби. В имени дулу мы имеем без сомнения предков дулатов, ныне самого многочисленного и самого сильного рода уйсынов: это видно из того, что по пониманию самих киргиз дулат — один из основных родов уйсына; во-вторых дулаты оказываются как раз в тех же местах, где за 2 века перед тем упоминалось имя уйсына.

 

Рядом с дулу упоминается чубань, в котором узнается другой современный нам род уйсына — суан.

 

Дальше на протяжении 5 веков (700—1200) имя уйсына или дулата в известных нам трудах не упоминается.

 

Иранский историк Рашид-ад-дин (1247—1318), написавший «Историю Монголов» со слов монголов, переселившихся с Гулагу-ханом в 1235 году в Персию, упоминает о народе уйшун, подвластном чагатаидам. В уйшунах мы несомненно имеем уйсынов; ныне один кишлак в Ташкентском уезде, по заявлению самих жителей состоящий из уйсынов, называется «Уйшун»; кроме того так произносят узбеки и каракиргизы. Армия Гулагу проходила через Семиречье в 1253—1254 годах — значит, в это время у р. Чу на горах жили уйсыны.

 

Как видно из «очерка истории Семиречья» акад. Бартольда и из Харузина, знаменитый историк Мухамед-Хайдар, автор «Тарйхи-Рашиди», происходил из рода дулат и был курегеном (т. е. был женат на принцессе чингисовой крови), 6-ой предок историка, знаменитый Эмир Болатчи-дулат в 1348 году привез из Куль-джинского района Токлук-Темыра в район Иссыкуля, где обитали дулаты или доголаты, и провозгласил ханом Чагатаева Улуса. Известный противник Тимура Камаретдин, фактически повелевавший Чагатаевым Улусом после смерти Токлука и Балатчи, был братом последнего. Далее в истории упоминаются дулаты Ху-дайдат, племянник Камаретдина, сын Худайдата Пир-Мухамед и внук его Сейд-Али (1440 г.). Сам историк Мухамед Хайдар приходился двоюродным братом и Бабуру и Сеидхану (чагатаиду), принимал участие в их войнах против узбеков и казаков (киргиз). После смерти Сеидхана, во главе части дулатов Мухамед Хайдар ушел в Лагор к Бабуру, затем овладел Кашемиром, присоединил Тибет и умер там независимым государем. После изгнания Сеидхана из Семиречья (1527—1545 годы), оставшиеся дулаты (как и остальные уйсыны) присоединились к казакам (при Таирхане и его преемниках). В 1650 годах под напором джунгар уйсыны ушли на запад, а 1690—1790 годах они жили в Ташкентском уезде.

 

Один из знаменитейших биев киргизского народа Толебий Алибеков (дулат, отделение джаныс), фактически повелевавший Старшей Ордой, жил у самого Ташкента; в 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс мальчик-бродяга, впоследствии знаменитый Аблайхан пас в 1725 году верблюдов Толе-бия. На месте нынешнего кишлака Кыбрай жил родственник Толебия Кыбрай-Батыр.

 

В 1723 году киргизский народ пережил исторический погром, когда под давлением джунгар киргизы бежали по направлению к Ходженту, переправились через Сыр-Дарью около нынешнего Конногвардейского поселка и упали в изнемождении от голода и усталости у озера Алка-Коль. Это бегство называется «Актабан чубрынды, Алка-Коль сулама». Оттуда голодная толпа двинулась в Самарканд и Бухару и ввергла в голод и оседлое население Туркестана. В 1725—26 годы уйсыны приняли деятельное участие в победоносном наступлении на джунгар, когда удалось отбросить последних за р. Или. В 1726 году, когда озлобленные старики Абулхаир и Самеке с половиной киргизского народа ушли к русской границе, чтобы сорвать победоносную кампанию, уйсыны были принуждены покориться джунгарам, от которых освободились в 1757—1758 годах. После этого дулаты владели Ташкентом и были изгнаны в 1798 году коалицией горожан и киргизских родов канлы, чаншклы и рамадан, потомки которых проживают в настоящее время в Ташкент. уезде.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)