АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалистическая традиция в русской философии( М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др)

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. III. Материалистическое направление в русской философии
  3. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. А. И. Герцен – основатель системы вольной русской прессы в эмиграции. Литературно-публицистическое мастерство
  6. Антропологическая проблема в русской философии
  7. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
  8. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
  9. Без духовного знания традиция вырождается
  10. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  11. Билет № 26 Основные особенности русской философии.
  12. Борьба Русской Церкви с ересями стригольноков и жидовствующих.

Новая полоса русской истории началась с ХVIII столетия. Это было время крупнейших реформ, начало которым положил ПетрI. Деятельность этого царя покоилась на новой внешней и внутренней политике. В рамках его преобразо­ваний осуществлялись борьба за приращение территорий, шло превращение России в морскую державу, она включалась в мировую торговлю. Была основана новая столица государства, началось развитие промышленности. Возникла академия наук. Осуществлялась выучка русских кадров на западе. Появились новые социальные группы:служилого дворянства, разночинного сословия, интеллигенции. Была создана мощная армия, проведена реформа церкви, укрепилась верховная власть как абсолютная монархия. Надо прямо сказать, что Петр I перепахал Россию и поднял ее на дыбы. Во многом петровские реформы шли в русле исторической необходимости для рос­сийского государства. Вместе с тем, были созданы предпосылки для кричащих противоречий, которые проявляли себя в самых различных сферах русского общества. Так, например, был углублен социальный раскол. Максимально уменьшились права народа, упразднены были земские соборы, появилась железная машина верховной власти, но и могучая чиновничья власть на местах. Столичное (петербургское) обще­ство откололось от остальной России (по языку, по укладу жизни, по родственным связям с династиями Европы). Введен был рабский, каторжный труд, который освящался всеми идейными средствами госу­дарства.

В эпоху Петра разделилось духовное и светское образование, появляется секуляризованная, отделен­ная от церкви культура. В этом отношении Россия становилась подобной западной Европе. Но это озна­чало также, что появилась трещина в едином культурном пространстве страны. Отныне сакральные цен­ности в определенной части русского общества стали восприниматься как некое сектантство. В то же время появившаяся интеллигенция начинает усваивать нигилистическую и атеистическую идеологию. Показательно и то, что духовная подготовка русских священников в основном шла в отрыве от усвоения достижений науки. Среди мыслящих людей получили хождение различные социальные утопии, появля­ется кружковщина как способ организации духовной жизни интеллектуалов, возникло масонство, строя­щее идеал общества на века.

В таких условиях шло формирование дифференцированной философии, в сфере которой сложилась наряду с традиционной религиозной еще и светская философская мысль.

Яркими представителями религиозного течения в русской философии этого периода были Гр. Сковорода и Ф. Прокопович. Г. Сковорода (1722-1794 гг.) учился в киевской академии, побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Германии, Италии. Большая часть жизни прошла в странствиях. Писал философские диалоги, поэтические произведения, был аскетом. Отождествлял самопознание с богопознанием. Учил о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Был философом-моралистом. Говорил, что для человека, находящегося в космической стихии, есть один путь – осознать мистическое начало в себе, и тогда только стать истинным человеком. Г. Сковорода утверждал: кто обожил свою волю, тот враг божьей воли..

Наиболее крупными мыслителями русского Просвещения были М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711-1765) - родоначальник материалистической традиции в русской философии. Он заложил основы атомно-корпускулярной философии, представляющей собою разновидность механистического мате­риализма и деизма, с признанием материи как основы всего сущего и первотолчка, приведшего ее в движение.По мнению Ломоносова, материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Тела состоят из материи и формы, последняя зависит от первой. Материя мыслилась Ломоносовым как нечто протяжен­ное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части (молекулы, ато­мы).Движение он рассматривал как неотъемлемый признак материи. Все изменения тел происходят посредством движения. Для Ломоносова харак­терно механистическое понимание движения как перемещения тела вследствие воздействия другого тела, что приводило к признанию всемогущего первотолчка.Ломоносов отверг теорию теплорода и флогистона. Он поправил Локка, признав вторичные качества вещей так. же объективными, как и первичные. В письме к Эйлеру в 1748 г. Ломоносов сформулировал закон сохране­ния вещества и движения: сколько чего у одного тела отнимется, столь­ко присовокупится к другому. Тело, движущее своею силою другое, столь же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает. Ломоносов создал атомистическую теорию химии, подчеркнув, что истинный химик должен быть и теоретиком и практиком.Он признавал познаваемость вещей. Процесс познания происходит через воздействие вещей на органы чувств с последующей логической обработкой. допуская существование двух истин – истины науки и веры. Настаивая на сочетании эмпирического и рационального познания, Ломоносов считал истинным качеством ученого умение доказать и объяснить изученное, "что предполагает философское познание".Ломоносов разработал теорию "трех штилей" вязыке, был талантли­вым поэтом, мастером создания художественных образов, например, та­ких: "Открылась бездна, звезд полна, звездам нет счета, бездне дна",

Философия революционной демократии

Это крыло русской философской мысли составляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.До­бролюбов. А.И.Писарев и др..Кризис феодально-крепостнических отношений в России к середине XIX столетия обострялся все сильнее, отчетливо обнаружившись в Крым­ской войне 1855 г., в участившихся крестьянских волнениях и массо­вом неповиновении властям. Основное противоречие эпохи – между само­державно-крепостническим строем и народом, основную массу которого составляло крестьянство, требовало незамедлительного решения.В новых исторических условиях защитниками трудового люда высту­пили разночинцы, система. взглядов которых вылилась в идеологию крес­тьянской демократии, составившую целую эпоху в освободительном дви­жении. Её дореформенная ветвь получила название революционной демократии, а пореформенная – народничества.Революционные демократы требовали незамедлительного освобождения крестьян от крепостничества с землей, ликвидации самодержавной вла­сти, демократизации всей общественной жизни, введения республиканс­кой формы правления на основе выборности.

Длительное время революционные демократы были "западниками", крити­куя славянофилов, противопоставляя крепостной России свободную респу­бликанскую Европу, но впоследствии, особенно после подавления 'народа буржуазией в революции 1848 г. во Франции, разочаровались в буржуаз­ной европейское цивилизации, отказались от “западничества", сосредоточив свои усилия на разработке специфически русского некапиталистичес­кого пути развития. Он был обоснован А.И. Герценом в теории русского "крестьянского социализма", перехода от феодализма к социализму, ми­нуя стадию капитализма, через деревенскую общину.

Если для славянофилов община была удобной формой регулирования отношений между помещиками и крестьянами, то Герцен и другие револю­ционные демократы видели в общине зародыш социализма, поскольку она основана на общинном владении землей и мирском самоуправлении. Идея "крестьянского социализма" стала знаменем борьбы революцион­ных демократов.

Признавая правомерность революционных преобразований общества, крестьянские демократы были просветителями, полагая, что просвеще­ние, образование народа подготовит трудящиеся массы к осознанию сво­их интересов и к решительным действиям, к которым они еще не готовы.

В своих философских построениях революционные демократы опирались на естественно-научные знания, начиная с Коперника, Ньютона, Ломоно­сова, последующих ученых. Критически перерабатывая философские сис­темы Канта, Гегеле, Фейербаха, социалистов-утопистов и других мысли­телей, русские демократы выработали соответствующий задачам освобо­дительной борьбы антропологический принцип мышления, основанием кото­рого стал свободный человек в единстве его материальных и духовных интересов, воспитанный на русских традициях общинности, коллективизма, соборности.

Философия русской революционной демократии включала в себя материалистическое истолкование природы, значительные элементы материализма в понимании общественных процессов, диалекти­ческие идеи взаимосвязи, движения, развития. В области гносеологии они также придерживались материалистических убеждений, признавая по­знаваемость мира на основе единства чувственного и логического мышления и проверки истины жизнью.

Будучи убежденными материалистами, изгоняя идеализм из сферы зна­ния, революционные демократы обогатили философию, политэкономию, эти­ку, эстетику оригинальными мыслями и научными открытиями. Концептуальные воззрения революционных демократов при их общности не безлики, имеют специфические особенности, свойственные каждо­му из них.

В.Г. Белинский (1811-1848), к 40-м годам Х1Х в. освободившись от влияния гегелизма (от тезиса Гегеля “все действительное разумно, все разумное действительно”), материалистически истолковывал коренные философские проблемы жизни и искусства. Он вошел в историю общественной мысли как "неистовый" Виссарион, непримиримый противник системы насилия над народом, защитник свободы и демократии, гениальный критик, эстетик.

Белинский выдвинул идею общественного наз­начения искусства, ратовал за сближение литературы с жизнью, за правдивое отображение существенных сторон действительности. В статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года" он с удовлетворением отме­чал плодотворность литературной деятельности, заявив, что теперь писатели "Воспроизводят жизнь и действительность в их истине. От этого литература получила важное значение в глазах общества".

Разработанная Белинским теория реализма, включающая принципы правды жизни, типизации, народности, художественности, оказала благотворное влияние на развитие русского и мирового искусст­ва. Его оценки творчества художников, начиная с древности, заканчи­вая Пушкиным, Гоголем и др., остались достоянием мировой культуры.

А.И. Герцен (1812-1870 гг.) прошел трудный жизненный путь арестов, ссылок и эмиграции. Велики его заслуги в развитии освободительного движения и общественной мысли в России, в организации Вольной типог­рафии в Лондоне, в издании "Полярной звезды" и "Колокола", на страницах которых пропагандировались прогрессивные идеи.

В трудах "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы”, "Былое и думы" Герцен разработал новую "реалистическую" теорию мира нa основе обогащения материализма диалектикой, которая для него была "алгеброй революции”, обосновывавшей единство бытия и мышления, общества и человека, практики и теории. Материя истолковывалась Герценом не в качестве косной инертной застойной массы, а определялась как вещество-субстрат, находящийся в непрестанном движе­нии и созидании.

Герцен развивал диалектическую теорию познания. Он отмечал, что истинное знание – результат единства чувственного и логического в познании, опыта и умозрения, эмпирии и размышления. Герцен выступал за союз естествознания и философии. Философия, не опертая на частные науки, есть призрак, метафизика, идеализм.

А. Герцен разработал теорию "крестьянского социализма", которая была утопичной, но ее гуманистические и демократические веяния неистребимы.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) – признанный вождь освободительного движения середины XIX в. в России, выдающийся мыслитель, превратив­ший журнал "Современник" в трибуну пропаганды антикрепостнических и антисамодержавных идей, за что в 1863 г. был сослан на каторгу в Сибирь, откуда вернулся спустя 20 лет.

Основные труды Чернышевского "Антропологический принцип в филосо­фии", "Очерки гоголевского периода русской литературы", "Эстетические отношения искусства к действительности", "Критика философских преду­беждений против общинного владения", романы "Что делать?", "Пролог" и др.

Как философ Чернышевский был материалистом-диалектиком, хотя соз­дать целостную систему диалектического материализма не успел. Заслугой Чернышевского в развитии общественной мысли в России является признание классового характера исторических процес­сов, борьбы классов, завершающейся социальным переворотом, и, как следствие,– признание партийности идеологии. Партийные позиции рево­люционного демократа позволили Чернышевскому разобраться в сложных вопросах современности, подвергнуть критике идеалистические и агностические направления в философии, подойти к научному пониманию коренных философских проблем: о материальном единстве мира, природы и челове­ка, о диалектике процесса познание, о взаимосвязи чувственного и логи­ческого познания, с практике как пробном камне теории, истины и пр.

В романах Чернышевский разрабатывает этику "новых" людей (Рахме­тов и др.) на основе гуманистического принципа "разумного эгоизма", соблюдения собственного интереса без нанесения ущерба другим.

В магистерской диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности, опровергая идеалистическую эстетику Гегеля-Фишера, Чернышевский закладывает материалистические основы эстетики, утверждал примат жизни над искусством, ставя ему три задачи: отображение действительности, ее оценку и вынесение своего приговора.

Чернышевский материалистически истолковывает основные эстетические категории, подчеркивая, что прекрасное и возвышенное действительно существуют в природе и в человеке, а трагическое, как ужасное в человеческой жизни, и комическое как критика несовершенств, в природе не встречаются.

Определив прекрасное как жизнь, какова она должна быть по нашим понятиям, Чернышевский вступил на путь за переустройство жизни в соответствии с высшими интересами человечества. Теорию "общинного социализма" А. Герцена Н. Чернышевский дополнил идеей революционных политических преобразований.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)