|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализмОсобенности:1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Т еология (т.е. богословие) – учение о Боге. Культура (в т.ч. философия) в то время существовала в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией, иначе - репрессии (гонения на еретиков, инквизиция). 2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (к ак источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов). Основные понятия:Креацинизм (креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего. Теоцентризм (теос – Бог) - признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него. Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие. Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла. 1 период - Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), начало создания теории христианства. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения. 2 период - Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики. Значение средневековой философии: Несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной: - для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: гносеологии и логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий.- в результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное и др.).Два направления в схоластике - вели теоретический спор о соотношении категорий и «общее» и «единичное», т.е. о соотношении понятий (т.н. универсалий) и единичных вещей. Понятие – мысленное выделение и обобщение общих, характерных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.). Категория «общее» - сходные черты и признаки, принадлежащие многим вещам.Категория «единичное» - отдельный объект, предмет любого класса вещей.Например: яблоня (единичное) – дерево (общее); Иванов (индивид) – человек. Реализм (сторонники объективного идеализма, последователи Платона), Ансельм Кентерберийский, 1033-1109 и др.) - понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально( т.е. сами по себе), и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона). Номинализм (Иоганн Росцелин, 1050-1125, французский философ-схоласт, теолог)– реально существуют лишь единичные вещи. Понятия же существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи. Реализм Номинализм Фома Аквинский (1225-1274): Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о существовании двух разных видах понятий (божественных и человеческих):1. Понятия, созданные Богом, существуют до реального бытия единичных вещей, и не зависят от них (точка зрения реализма).2. Понятия, созданные человеком (его разумом). Эти понятия человека, в отличие от божественных, не могут существовать до вещей и не могут их порождать (точка зрения номинализма).фактически Ф. Аквинский был сторонником умеренного реализма Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |