|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема исторического развития России в воззрениях П.Я, Чаадаева, славянофилов и западников
ХIХ век для России был эпохой славной и драматической одновременно. Главные события этого века: победа в Отечественной войне над Наполеоном, восстание декабристов, позорное поражение в Крымской войне, тяжелые войны с Турцией. Назревал кризис феодально-крепостной системы, состоялась отмена крепостного права; налицо также расцвет русского национального самосознания, появляется русская классическая литература, развивается русская наука (Сеченов, Мечников, Пирогов, Ковалевский, Лобачевский и др.). Возникают новые общественные движения: революционные демократы, либералы, консерваторы, народники. Организован террор против царя. Ответом стали репрессии против революционеров…На этом сложном историческом фоне появляется самобытная великая русская философия. В ней много течений, школ, выросло созвездие ярчайших имен: Чаадаев, Хомяков, Герцен, Достоевский, Толстой, Федоров, Соловьев и др. Русскими мыслителями вновь был поставлен вопрос о месте России в мире.В истории русской культуры свое веское философское слово сказал П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.). П. Чаадаев в 1828-1830 гг. создал цикл работ, озаглавленных как “Философические письма”; первое письмо было опубликовано только в 1836 г. в журнале “Телескоп”. Публикация вызвала огромный резонанс в российском обществе. Царь объявил Чаадаева сумасшедшим, журнал был закрыт, а его издателя на три года выслали из Москвы.Что же высказал Чаадаев? Он заявил, что России нужен опыт европейских государств. Свою государственность Россия получила благодаря Петру I. и он перенес на русскую почву европейский образ жизни. Тем самым Петр сделал Россию европейской державой, которая имеет вес среди других стран. Одновременно Чаадаев крайне критически относился к российской реальности. Он писал, что “пережитое пропадает для нас безвозвратно”. Российская история не знает преемственности, а следовательно, ее путь обречен на неудачу. Впрочем, Чаадаев говорил и об особом культурно-историческом предназначении России. Русский народ он объявлял исключительным, поскольку им всегда руководит сила Провидения. Идеи Чаадаева не были однозначно восприняты русским обществом и стали отправной точкой для спора между славянофилами и западниками.Как философ Чаадаев был объективным идеалистом религиозно-мистической окраски. Первопричину исторического развития он видел в неисповедимом роке. Бог сотворил человека и дает ему божественную идею в виде рассудка и индивидуального духа. Человечество развивалось силою мысли. Интересы всегда следовали за идеями, а не предшествовали им. Убеждения никогда не возникали из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений. Все политические революции, говорил Чаадаев, были в сущности духовными; люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние.Составляя основу человеческого мира, божественная идея, по мысли Чаадаева, наиболее полно выражается в христианской религии, которая оказывается непосредственным общественным стимулом деятельности. Более прогрессивной религией Чаадаев признает католицизм, сохранивший истинные заветы Христа и обеспечивший успешное развитие цивилизации на Западе, Россия, восприняв православие у дряхлой Византии, все более обособляясь, отстала в своем развитии, преодолеть которое нужно путем оживления веры.Гносеологическая позиция Чаадаева также была религиозно-идеалистической. Он признавал два пути познания: обычный и откровение. К обычному пути он относил чувственную и рассудочную деятельность. Им пользуются естественные науки о природе. Для изучения общества и духовного мира человека нужны не опытные, а рационалистические приемы познания. Общие законы бытия "стезей бога" познаются путем сверхъестественного откровения, основанного на вере в бога.Критикой самодержавно-крепостнических порядков Чаадаев содействовал прогрессу общества. Признав западный мир за образец для России, он стал предшественником "западничества", а признанием решающей роли религии в жизни общества стал провозвестником социологии славянофильства. Философия и социология славянофильства К активным и плодотворным мыслителям славянофильского направления относились А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, и др. В целом это направление представляло собой идеологию либерального дворянства 30-х – 40-х годов XIXв. в России. Это был круг людей, обеспокоенных обострением противоречия между властью (бюрократией) и обществом, между европеизированным дворянством и народом, хранителем истинных русских начал.Будучи патриотической частью дворянства, желавшего преодолеть отсталость страны, найти особый путь развития, отличный от западного, они разработали утопическую программу обновления, основанную на началах православия, самодержавия и народности. Обновляя содержание этих принципов на базе критики бюрократических общественных порядков и требования отмены крепостного права, противоречащего христианской заповеди (человек не должен быть рабом другого человека), славянофилы выдвигали условие, чтобы не пострадало дворянство и не потерпела ущерба деревенская община, хранитель русских православных первооснов жизни.По своим философским убеждениям славянофилы били объективными идеалистами православного направления, считая первоначалом всего сущего божественное творение, а основой познания – божественное откровение и веру в бога.Славянофил Иван Киреевский (1806-1856 гг.) отвергал западный путь развития, выступал против узкого, мелочного европейского рационализма. Он считал, что философия призвана раскрыть полное, целостное бытие человека. Тогда как западный человек утратил коренные понятия веры. А в России, как полагал Киреевский, сохраняется святоотеческая традиция. В его учении подчеркивалось, что умственные рассуждения не должны строиться отдельно от сердечных убеждений. Позиция И. Киреевского состояла в том, что человек должен стремиться собрать в одну неделимую цельность все свои отдельные силы. Логика не является единственным способом постижения истины. Но и голос восторженного чувства не ведет безошибочно к правде. Высшая стадия разума, по Киреевскому, – духовное зрение, где появляется сочувственное согласие с верой. А вера – это событие внутренней жизни, через которое человек входит в существенное общение с божественными вещами. Киреевский выступал также против формального подчинения человека единообразному порядку, за свободное подчинение отдельных личностей абсолютным ценностям, за их свободное творчество, основанное на любви к цельности, к церкви, к своему народу, государству и т.д. Теоретик славянофильства А.Хомяков (1804-1860 гг.) считал религию основой мировоззрения, движущей силой развития, определяющей общественное и государственное устройство, нарадный быт, мораль, склад характера и мышление народов. При этом предпочтение отдавалось православию, сохранявшему в чистом виде истинную веру, заветы Христа о нравственной любви, а католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. Хомяков – приверженец православной соборности, защитник живого знания, объединяющего в себе рассудок и веру. Православие, по мнению Хомякова, сформировало дух русского народа и общественное устройство на началах истинной нравственности, уважения и любви к человеку, гармонического сочетания коллективных и личных интересов.Славянофилы отрицательно отнеслись к петровским преобразованиям, считая их чуждыми народному духу, поскольку Петр Iоказался деспотом, превратил народ в рабов, исказил отношения между государством и народом и т.д. Представители славянофильства рассматривали общину как созданную православием совершенную форму народного быта, выражение материального и духовного единства русского народа, предотвращения внутренних смут и революций.Философия славянофилов содержит крупицы реализма, в частности, в истолковании народности. отнеся к народу трудовые слои населения, они считали его основанием всего общественного здания, источником вещественного благополучия, внешнего могущества, внутренней силы и жизни. Славянофил Аксаков, к примеру, отмечал, что личность возникает из народа и со временем становится над ним, но она тогда только может что-нибудь сделать, когда ее действия “коренятся в простом народе”.Славянофилы идеализировали народ, воспевая его патриархальность, терпимость, смирение, религиозность, не предложив реальных мер по улучшению его жизни. Они вели идейную борьбу со многими своими противниками (П. Грановским, А.Герценом, Н.Чернышевским); в полемике Чернышевского с П. Юркевичем были на стороне последнего. Ю. Самарин написал ряд статей с целью опровержения материалистического учения.Идеи славянофилов развивались "почвенниками" и другими мыслителями религиозно-идеалистического толка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |