|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Генезис философии. Исторические типы философииПервая форма мировоззрения–мифология. В мифах люди объясняли происхождение и устройство мира, явления природы, жизнь и смерть людей, испытания человека, его достижения(в ремеслах, земледелии, приручении животных). Миф не был художественным творчеством, он–руководство к действию первобытного человека, это вид мировоззрения, представления о явлениях природы и жизни человека. В мифе сочетаются зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка. Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта: диахронический(рассказ о прошлом) и синхронический(объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Наряду с мифологией существовала и религия. На ранних этапах развития общества они составляли единое целое. Специфика религии–культовая система, т.е. обрядовые действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным. Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человечес-кому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-прак-тический характер. Оно было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему? 1. Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени(проблема различия «миф- философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична. Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае. 2. Из чего? К источникам философии можно отнести: • §народное творчество в целом(мифы и т.д.) • накапливающийся опыт «Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения»(Гегель) В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи. Основные концепции происхождения Ф.:1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.–ряд разногласий между философами. §Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд) §Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов) Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего. Каждая концепция имеет «за» и «против». Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки. 3. §Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности. §Разделение труда(отделение умствен. от физического). §Присущее человеку творчество духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»). Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть». Во всех философских системах есть: теория познания, методика, этика. Но решения этих проблем различны. Различают европейскую, индийскую, китайскую философии. Но эти типы делятся на исторические ф. Различных народов(нация+религиозные особенности)–немецкая, иудейская и т.д. Особая проблема–национальная философия(национализм, национальная идея) История философии-история самосознания человеческой культуры(в теоретическом, категориальном отношении) Критерии типологизации: - Гносеологический(истоки и традиции философских направлений; соотношение субъекта и объекта познания; отношение к логике, к разуму). Материализм–идеализм, рационализм–иррационализм. - Методологический(метафизика–диалектика). Метафизика- вечность вещей и связей между ними, статичность мира. Диалектика–подвижность, текучесть мира. - Религиозный(отношение к религии). Атеистическая–религиозная философия. - Научный(отношение к науке). Сеитические–антисеитические. - Мировоззренческий и психологический(оптимистические и пес-симистические) 1. По способу философствования. - Созерцательный(философ приходит вслед за событием и объясняет его; характеризует античную философию) - Умозрительный(восточная философия; ориентация на мистику, на иррациональное–«неоплатонизм»). - Социально–преобразовательный(деятельный- мар-ксизм) 2. По типу форм мировоззрения. - Духовно–мистический эзотивизм(познание тайного, внутреннего)–Древний Восток. - Космоцентризм(античность) - Теоцентризм(средневековье) - Пантеизм, антропоцентризм(Возрождение) - Гносеоцентризм, механизм(Новое Время) - Просветительство(Франция) - Объективный Дух(Гегель, Шеллинг) - Человекобожие(1 половина 19 века, Фейербах, русская религиозная философия) - Революционно-преобразовательная деятельность (Ленин) – Экологизм. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |