|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ложь и заблуждениеЛожь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением. Знание, которое отражает объективную реальность, также должно развиваться, поскольку развивается объективный мир Отсюда следует, что истина не является статическое состояние, а представляет собой процесс Для того чтобы объяснить \"движение\" истины в философии выработаны понятия \"абсолютной\" и \"относительной\" истины Мир объективной действительности не м может сразу и в полной мере быть познавательный, поэтому на каждом историческом этапе человечество имеет дело с истиной относительной - примерно адекватным, неполным знанием, которое может включать в себя и ошибкие може містити в собі і помилки. Истинность знания обусловлена??уровнем развития материальной практики, духовной культуры, совершенствованием средств наблюдения, экспериментальной и и т др. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечно ностью процесса его познания Например, уже древнегреческие врачи имели определенные знания о системе кровообращения (сердце и кровеносные сосуды, циркуляцию крови, кровопускания, потери крови и др.) Эти знания явля ли собой объективную истину, они в определенной степени отражали действительное положение вещей Но в то же время эти знания содержали фантастические догадки, ложные представления о сердце и его роль, о природе крови и т п Вполне понятно, что объективная истина, которой владела медицина прошлого, состояла из двух частей - некоторых абсолютных знаний, не поколебал и не мог поколебать последующее развитие науки (знания топог рафии кровеносной системы или вывод о связи крови с жизнедеятельностью организма и др.) и большого количества относительных истин, которые с развитием науки уточнялись, развивались (представление о роли Сердце я или легких в кровообращении, об источнике движения крови и т.п. подібне). Познание развивается благодаря выявлению все новых и новых отношений истин, которые, уточнюючись, превращаются в элементы абсолютного знания Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте Разновидностью абсолютной истины есть вечная истина, а именно знания конкретных фактов, исторических событий и т др. Такое знание не может быть уточнено, дополненное, углубленное и в условиях дальнейшего развития науки Например, высказывание: \"Наполеон умер 5 мая 1821 года\", \"Птицы имеют клюв\" и т.д. представляют собойтаке інше являють собою вечные истины По своей сути абсолютная истина - это тоже объективная истина, познанная в ее полной, законченной форме Конечно, такая истина относительно познания мира в целом достигается не сразу, а лишь в процессе бесконечного исторического развития человечества, то есть абсолютную истину в полном объеме можно достичь лишь в бесконечном постепенном движении в таком ряде последовательных человеческих поколений, который для нас на пр актици оказывается бесконечным Человек не может отобразить сразу всю природу в ее непосредственной целостности, а может лишь приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину св и ту Это связано с тем, что объективный мир находится в непрерывном процессе исторического движения и развития Конечно, мысль человека не может охватить все различные стороны действительности, развивающейся е чно На каждом историческом этапе познания она способна отразить мир частично, в тех пределах, которые обусловлены общественной практикой в??каждый данный моменомент. Бесконечность познавательного процесса определяется также и тем, что предметы и явления материального мира по своим свойствам для узнавания неисчерпаемые Например, электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна В таком пониманииі абсолютная истина выступает как процесс и как цель познания, которую пытаются достичь люди Познание все время углубляется от одной относительной истины к другой, более глубокой, полной Однако каждая относительная истина содержит в себе моменты полного, исчерпывающего знания, из которых и состоит истин на абсолютнуюа. Во взглядах на истину как процесс существуют две крайности, которые находят свое проявление в релятивизме и догматизме Догматизм рассматривает истину только как абсолютную Он считает, что истинное знание вполне соответствует действительности и углубляться, уточняться не может С точки зрения догматиков, существует или абсолютная истина, не меняется с течением времени, или ошибка Термин \"догматизм\" был введен древнегреческими скептиками Пирроном и Зеноном, которые отрицали Возможна весть истинного знания Позже смысл этого термина эволюционировал Кант считал догматическим любое знание, не базируется на предыдущем исследовании его возможностей и предпосылок Для Гегеля догматизм - это метафизическое рассудочное мышлениеливе мислення. Гносеологическую основу догматизма составляет одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при условии одновременного игнорирование ее относительности Психологически догматизм объясняется слепой склонностью к способам и мероприятий, выработаны и усвоены раз и навсегда Конечно, догматизм используется для сохранения и укрепления определенных представлений, обеспечивают стабильное состояние субъекта, если в этом есть классовая, групповая или индивидуальная заинтересованностьь. В противоположность догматизма релятивизм (от лат геиагIVиы-относительный) признает только относительную истину и отрицает абсолютную Релятивизм происходит из одностороннего подчеркивания постоянства сменности действительности и отрицание относительной устойчивости вещей и явлений гносеологическую основу релятивизма составляют непризнание преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния и т.п.) Факт развития познания, когда преодолевается предыдущий р уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, агностицизма м Уже Протагор основой познания признавал только чувственность, не отражает объективных и устойчивых явлений (\"человек есть мера всех вещей\") Скептицизм преувеличивает значение таких моментов, как условность знаний, зависимость их от исторических условий, и толкует их как свидетельство недостоверности знания вообще Аргументы релятивизма философы XVI-XVIII вв Эразм м Роттердамский, Монтень, Бейль использовали для критики догматов религии и традиционных основоположений метафизики С другой стороны, идеалистические эмпирики Беркли, Юм, представители махизма, прагматизма, неопозитивизма абсолютизацию относительности, условности познания применяли для обоснования субъективизмзму. На рубеже XIX-XX вв в связи с переосмыслением революции в физике Мах и Петцольд подчеркивали относительность знаний, Пуанкаре - их условность Они полностью игнорировали принцип историзма при анализе изменений научного знания Конечно, если основой теории познания будет релятивизм, то это приведет к абсолютному скептицизму, агностицизма и софистикиики. Наши знания относительные, но не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся е элементы абсолютной истины, что обусловливает преемственность научного познанияя. Некоторые субъективные идеалисты, отрицая объективность исторических знаний, считают, что оценки и суждения историков относительные и отображают субъективные переживания, оговариваются политическими установками и Они доказывают: все зависит от произвола историка, а каждое поколение заново переписывает историю (Р Арон, К Поппер) Распространение принципа релятивизма на сферу нравственных отношений приводит к тому, щ в моральным нормам предоставляется относительный, полностью условный и переменный характер Моральный релятивизм нередко смыкается с аморализмаізмом. Вообще же в разных исторических условиях принцип релятивизма имеет различное социальное значение В некоторых случаях он объективно способствовал расшатыванию старых социальных порядков, догматического мышления и отсталости те Чаще релятивизм - следствие и выявления кризиса общества, попытка оправдать потерю исторической перспективы в его развитиику. Научная философия противопоставляет догматизма и релятивизма такую??трактовку истины, и которому связанные абсолютности и относительности, устойчивость и изменчивость Развитием научного знания является его обогащение, конкр ретизация действительно науке свойственно систематическое наращивание истинного потенциаллу. Наряду с фактами и теориями в научном познании, конечно, случаются псевдофакты и псевдотеория, а в некоторых науках даже имеют место также и дезинформация и ложь Дезинформация может быть осознанной и неусвидомлю-ной, не переставая от этого быть неправдой Неправда обычно толкуется как нарочно сведения явно неверных представлений к истине Дезинформация направлена??на то, чтобы ввести кого-то в заблуждение Случается и \"ложь умолчания\", когда скрывают и замалчивают не в характера, ошибки, срывы, проваливи, провали. Ошибка представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление Она является непреднамеренной несоответствием суждений или понятий объекта Свойство преднамеренности существенно отличает ее от лжи Наряду с этим и неправда а, и ошибка - ложные утвержденияня. Ошибка - это неверное знание, которое воспринимается истинное, или, наоборот, истинное, что толкуется как заблуждение Причины появления ошибок в науке, в частности в естествознании разнообразные Среди гносеологических причин можно указать на характер поиска: он всегда связан с выдвижением предположений, замыслов, гипотез, догадок На сферу неизвестного субъект накладывает свои прежние представления, основанные на уже в известном Толкование же сферы неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно К гносеологических факторов относится также ба-гатоаспектнисть объектов и их фрагментарное, сначала одностороннее отра ражения, что и дает неистины Предположения и гипотезы сами по себе не являются истинными или ложными: одни более вероятны, другие - менее или совсем не вероятные Но согласно узкогрупповых или социальных интересов с убьекты способны гипотетическое знание вводить в разряд истинногнного. Истина не лежит на поверхности явлений, а глубоко \"скрытая\", а поэтому нужны предположения, сопоставления и проверка Конечно, при этом возможны ошибки, заблуждения Ученый имеет право на ошибку, потому что она является своеобразным диалектическим способом поиска истиношуку істини. Ошибки играют немалую положительную роль: ведут к созданию проблемных ситуаций, способствуют нахождению правильного пути решения проблем, построении истинной теории и определению границ ее применения ния История науки свидетельствует, что путь к истине лежал через ошибки Они оказались не иррациональным началом в познании, что отвлекал от истины, а необходимым ступенькой, опираясь на которую наука приближается лась к истинамни. Знание может быть вероятным, когда истинность окончательно доказана и является субъективная уверенность в этом и вероятным, что характеризуется как неполное, недостаточно обосновано, и есть опасения, что наша уве вненисть не оправдается. Английский философ и логик Карл Поппер подчеркивал \"нереалистичность\" точки зрения на науку как на совокупность одних только истин Безусловно, настоящая наука имеет дело с сочетанием истины и заблуждения \"Мы, - отмечал К Попперзначав К. Поппер, - искатели истины, а не ее обладатели Мы не имеем в руках никакой истины, а лишь вечно к ней приближаемся \" [29] Трудности отделения истины от заблуждения в каждый данный момент не означают, что истины нет или не изменяется объем этой истины Истина есть, но она находится в процессе формирования и роста находим ячись в составе вероятного (или вероятного) знания, элементы объективной истины определяют направление развития знания В науке имеет место непрерывное рост объема истинного знания Несомненно, в основе и такого роста - непрерывное развитие практики и усиление познавательной активности человеческого разумзуму. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |