|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства БеларусиАрхитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Конструктиви́зм Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. Секрет архитектуры эклектики заключается в ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры, цвета и тд. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.
В конце 20-х — 1930-е гг. значительных высот достигает развитие архитектуры, в лучших памятниках которой находят воплощение новые функциональные, конструктивные и композиционные приемы. Одно из них — здание бывшей Государственная библиотека имени В.И. Ленина в Минске, возведенное в 1929 — 1932 гг. по проекту архитектора Георгия Лаврентьевича Лаврова (1896 — 1967). Объемно-пространственная композиция четырехэтажного главного корпуса основана на соединении простых геометрических форм, лишенных декора. Опирающийся на четырехгранные столбы нависающий полукруглый объем образует своеобразный портик главного входа с застекленным выступающим вестибюлем и является своеобразным акцентом здания, подчеркивая его сдержанно-строгое решение. К сожалению, в процессе строительства проект библиотеки был значительно изменен: первоначальный план предусматривал создание композиции, построенной на контрастном противопоставлении трехэтажного корпуса с читальными залами и лаконичного по форме высотного объема книгохранилища, силуэт которого должен был сыграть важную роль в панораме города. В 1930 — 1934 гг. велось строительство крупнейшего административного сооружения Беларуси — Дома Правительства в Минске. Автор проекта — архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард (1882 — 1951), в 1929 г. победивший во всесоюзном конкурсе на лучший проект этого здания. Дом Правительства — один из лучших образцов белорусской советской архитектуры. Его объемно-пространственная композиция, основанная на симметрии постепенно нарастающих к центру объемов, динамична и уравновешенна. Центральная девятиэтажная часть сооружения отодвинута вглубь на 50 м и окружена с двух сторон корпусами, которые постепенно понижаются до пяти этажей. Вместе с центральным объемом они создают своеобразный парадный полураскрытый двор шириною 100 м. На всей протяженности здание имеет лаконичную, одномотивную трактовку вертикальных членений без дополнительных архитектурных деталей. Соразмерность объемов, конструктивная логика, ритм многократно повторяемых членений подчеркивают монументальный характер памятника, определившего новый ансамбль центра столицы. Стержнем стилевой системы белорусской архитектуры послевоенных лет стало решение центрального проспекта столицы. В архитектурном облике его зданий и монументов широко использовались стилистические черты искусства античности, Ренессанса и классицизма, которые должны были способствовать демонстрации триумфа страны-победительницы. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов этого периода стал величественный ансамбль площади Победы в Минске с обелиском-памятником воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в боях с фашистами. Возведенный в 1954 — 1955 гг. монумент Победы (архитекторы Г. В. Заборский, В. А. Король; скульпторы З. И. Азгур, А. О. Бембель, А. К. Глебов, С. И. Селиханов) представляет собой классический четырехугольный обелиск из серого гранита, установленный на ступенчатом пьедестале и увенчанный массивным орденом Победы. На четырех гранях основы обелиска размещены бронзовые горельефы: «9 мая 1945 г.» (скульптор А. О. Бембель), «Партизаны Беларуси» (скульптор А. К. Глебов), «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны» (скульптор С. И. Селиханов), «Слава погибшим героям» (скульптор З. И. Азгур). Горельефы выполнены в реалистической манере с детальной проработкой форм. Они повествовательны и рассказывают о радости победы и горечи утрат. С 70-х гг. ХХ в. принципиальные изменения приходят в белорусскую архитектуру, лучшие памятники которой вновь демонстрируют интересные образные решения, новые принципы объемно-пространственной организации. Яркий, запоминающийся силуэт характеризует павильон крытого рынка «Комаровский» в Минске (архитекторы В. Аладов, А. Жалдаков, В. Кривошеев, М. Ткачук), построенный в 1979 — 1980 гг. Сборно-монолитная тонкостенная оболочка сложной формы без промежуточных опор перекрывает большое квадратное в плане зальное пространство и создает пластичную объемно-пространственную композицию, являющуюся важным градостроительным акцентом. Дом-коммуна - памятник архитектуры первой половины 20 века., построен в 1921—1931 годах для работников вагоноремонтного завода. Архитектор С. Шабуневский. Первый многоэтажный объект города, один из первых в Беларуси домов подобного типа. П-образное в плане кирпичное здание расположено вдоль «красной линии» проспекта, занимает по длине квартал. Фасады лишены декора. На 2-6-м этажах вдоль коридора располагались жилые ячейки, которые имели по 2-3 комнаты и кухню-нишу. На каждом этаже предусматривались комнаты отдыха, общие кухни, кубовые и санузлы. 1-й этаж по проекту предназначался для общих помещений жителей всего дома (столовая, библиотека-читальня, детское дошкольное учреждение и т. д.). Во время немецко-фашистской оккупации Гомеля советские патриоты в честь 25-й годовщины Великой Октябрьской революции водрузили над домом — самом высоком довоенном здании города — красный флаг. Во время войны здание было разрушено, при восстановлении в 1946 – 1949 гг. в основу была положена прежняя планировочная структура.
Основные стили и направления европейской архитектуры. Романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, классицизм (ампир), архитектурная эклектика, модерн, конструктивизм и др.
Романская архитектура Архитектура стала иной – типы построек, строительные средства, представления о конструкции, совершенстве и красоте. Варвары принесли каменную, вначале примитивную строительную технику. Основным строительным материалом стал камень. Частично применялись кирпич и дерево. 2 периода. 2 стиля: Романский (XI-XIIвв.) Готический (XIII-XVвв.) Готический стиль возник путем эволюции романской архитектуры в более высокую стадию развития. Главное различие: романский стиль – массивность, изб. запас прочности. Готические конструкции – более совершенный, облегченный, в ряде случае каркасный характер. Романская архитектура – совмещение местных и византийских форм. Это самый ранний этап в европейской архитектуре. Новые типы сооружений: феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви и соборы, новый тип городского жилого дома. Романский стиль отверг формы и пропорции античной архитектуры, некоторые античные детали были сильно преобразованы и огрублены. Основной строительный материал – камень. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Франкское государство династии Каролингов (751-987гг.). Важнейший мотив – арочные окна, раздел колоннами, расположенные в ряд или попарно, горизонтальные пояса, поддерживаемые аркатурками. Романский стиль – простота, лаконизм, суровость. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, в частности плетенки, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Капитель близка к византийской. Романский стиль – массивность, изб. запас прочности. Готические конструкции – более совершенный, облегченный, в ряде случае каркасный характер. Романская архитектура – совмещение местных и византийских форм. Новые типы сооружений: феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви и соборы, новый тип городского жилого дома. Основной строительный материал – камень. Главные объекты монументальной структуры – стены городов, монастыри и замки феодалов, городские церкви и соборы, ратуши и др. монументальные сооружения, бюргерские жилые дома. Основные типы храмовой постройки – 3-х или 5-нефный основной объем с главным транспетом (поперечным) нефом и вторым меньшим трансептом перед алтарем, хоры, апсиды, нередко окруженные обходом – деамбулаторием, продолжающим боковые нефы. Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся в части хранения реквизита и реликвий. Романский стиль – простота, лаконизм, суровость. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, в частности плетенки, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные.
Готическая архитектура В готике – каркасность доведена до абсолютного совершенства, каркас – скелет здания, стал самим зданием. Пламенеющая готика – сложнейшие каркасные построения, играют в основном декоративную роль. Городской собор – символ и главный признак могущества, силы и значения города. В готике – принцип каркасности. Вводится стрельчатая арка – меньший распор. Вытянутый неф. На опорные столбы между боковыми и центральными нефами приходится одинаковая нагрузка. Стрельчатые формы арок, окон, входных порталов.
Готика: Города – главные центры готической архитектуры. Главный акцент городской планировки – собор и ратуша. В готике – принцип каркасности. Вводится стрельчатая арка – меньший распор. Вытянутый неф. На опорные столбы между боковыми и центральными нефами приходится одинаковая нагрузка. Стрельчатые формы арок, окон, входных порталов. Нервгора (гурт) – профилированное ребро готического свода. Они образовывали конструктивную статистически-напряженную каркасую сетку. Аркбутаны – контруктивные элементы, выведенные наружу здания, придавали ему ажурность, которая характеризует готический стиль. Основной элемент готической конструкции – оконные простенки минимального сечения, внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения – пилоны, нервгоры (гурты) сводов, аркбутаны и контрфорсы. Единственная массивная часть – главный фасад – две огромные массивные башни башня превращается в тонкий шпиль. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |