|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохиИскусство Беларуси XVIII века век был непростым периодом в истории Беларуси. Он начался Северной войной (1700-1721гг.), принесшей на белорусские земли новые разрушения и смерть. Лишь в конце 20-х гг. страна постепенно возвращается к экономической и культурной жизни: отстраиваются города, восстанавливаются разрушенные храмы, дворцы, усадьбы. В архитектуре от начала века и вплоть до 80-х гг. безраздельно царит барокко, лучшие образцы которого представляют храмовые здания. Их строительство велось быстрыми темпами и в больших объемах: это объясняется как необходимостью восстановления разрушенного во время войны, так и новыми художественными вкусами. Известно, что во второй трети XVIII в. Каждая вторая парафия получила новый костел, каждый третий из которых был каменным. Белорусская культура XVIII века неровная и неодинаковая в своем развитии. Это особенно прослеживается в художественных стилях. До середины XVIII века главную роль играло барокко. С 1730-1750-ых годов в художественную жизнь активно входит рококо, а с конца XVIII века и классицызм. Художественная жизнь на территории Белоруссии XVIII века концентрировалась в основном в крупных промышленных и политических центрах, таких как Гродно, Вильнюс, Полоцк, Минск. Гершка Ляйбовіч (1700-1770), гравёр. Працаваў у Нясвіжы. Удзельнічаў у стварэнні (не пазней 1757) альбома гравюр на медзі “Выявы сям’і Радзівілаў...”, выдадзенага ў Нясвіжы. Ляйбовіч, які лічыцца аўтарам яшчэ 87 партрэтаў, створаных на аснове іншых жывапісных арыгіналаў, працаваў у нясвіжскай друкарні Радзівілаў, дзе гравіраваў загаловачныя лісты кніг, карты, экслібрысы. Г. Ляйбовіч. Заснавальнік знакамітага роду - Войцундус I Хрысціян, празваны Радзівілам. Гравюра на медзі, 50-я гады XVIII стагоддзя. Слуцкий пояс (белор. Слуцкі паяс) — элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии. Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метра, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие. Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи ПосполитойВ Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд. Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.
Белорусское искусство (живопись и графика) XIX – начала ХХ вв.: Ф. Смуглевич, Я. Рустем, И. Олешкевич, В. Ванькович, Ю. Пешка, И. Хруцкий, К. Русецкий, А. Ромер, Ю. Пэн, Я. Дамель, Я. Суходольский, К. Архимович, К. Русецкий, Ф. Рущиц, Б. Белыницкий-Бируля, Н. Орда. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |