|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль картографического изучения в краеведческой сфере. Карты ВКЛ – источник краеведческих знаний. Картограф Т. Маковский и его наследиеАксонометричные карты – карты, на которых вместо условных знаков объемные изображения. Томаш Маковский - польский печатник, художник и гравёр, создатель карты Великого княжества Литовского. В 1613 году он издаёт карту Великого княжества Литовского, которую печатает в Амстердаме. на ней изображено 312 нас.пунктов. Станислав Похоловицкий – описание Полоцкого княжества. План осады и завоевания Полоцка Стефпном Баторием. Максим Цезырев – занимался шпионажем в пользу России. создал документ, на который нанес военные сооужения Подвинья. Составил подробную карту Полацка. Путь «Из варя́г в гре́ки» — водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Летописец Сильвестр в своём труде называет этот путь «из варяг в греки». Основные направления: через З.Двину – Днепр и Неман – Припять Картогра́фия — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества. В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность. Для истории картографии особую ценность представляют карты, географические труды и другие письменные источники - непосредственные свидетельства прошлого. Простейшие картографические рисунки были известны уже в условиях первобытного общества, ещё до зарождения письменности. Об этом свидетельствуют примитивные картографические изображения у народностей. Эти рисунки, исполненные на дереве, коре и т.п. и нередко отличавшиеся большим правдоподобием, служили для удовлетворения потребностей, возникавших из условий общего труда людей: для указания путей кочевок, мест охоты и т.п. Положение изменилось лишь в конце XV века, когда образовалось Русское централизованное государство. Разнообразные практические потребности: оборона западных и южных окраин страны, установление постоянных связей со всеми районами - близкими и далекими, поиски полезных ископаемых и тому подобные задачи, - всё это вызвало необходимость в обстоятельном знакомстве со всей территорией государства. Внешнеполитические факторы: расширение границ на восток, дипломатические связи с соседями - пробуждали интерес к зарубежным территориям. Необходимость в общих картах была настолько велика, что их составление предписывалось специальными правительственными указами. Разнообразию и многочисленности картографических работ, выполнявшихся в XVI веке в связи с военными, административными, хозяйственными и дипломатическими надобностями свидетельствует опись архива Ивана IV, составленная около1575 г. Русской картографии с момента ее зарождения были свойственны две замечательные черты: реальный, "полевой" характер исходных материалов и государственная направленность картографической деятельности. Вершиной русской картографии XVI в. был "Большой Чертеж всему Московскому государству", составленный около 1600 г. Практическое значение Картография определяется ценностью и незаменимостью географических карт как наглядных и точных пространственных моделей, широко используемых в народнохозяйственных, культурно-образовательных и оборонных целях. Современный этап развития картографии характеризуется большим спросом и соответственно большим объемом работ по созданию электронных (цифровых) карт. Одним из важных этапов создания цифровых карт является оцифровка картографической информации
Произведения искусства как объект краеведческих исследований. Иконопись. Живопись и графика. Скульптура. Художественное литьё. Архитектура. Искусство книги. Театральная и музыкальная культура. Иконопись писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам,культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры,произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся(на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в техникеэнкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее(в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи состанковой живописью (см. Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбльиконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения. Термин "Иконопись" употребляетсяпреимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной)культовый живописи.
Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Само слово «живопись» обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно еще в древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избранной живописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красоты окружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценны по своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная.
Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь. Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово «скульптура» произошло от латинского слова «sсиlро», означающего «высекать». Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую. худо́жественное литьё способ изготовления памятников, произведений скульптуры, культовых изделий, предметов бытовогоназначения, ювелирных изделий и др.; художественные произведения, созданные методом литья. Художественное литьё зародилось в бронзовом веке – в эпоху освоения человеком способов добычи иобработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось вотдельную отрасль со своими специфическими способами формовки модели, методами литья и выборомметалла. Основные технологические приёмы художественного литья вырабатывались при изготовленииизделий из бронзы – с древнейших времён самого употребимого сплава для художественных изделий. С 4 в.для изготовления небольших изделий, гл. обр. бытового назначения, начали обращаться к олову. Об этомсвидетельствуют находки из коптских гробниц (4–7 вв.). И в более поздние времена из олова отливалипредметы, очень похожие на серебряные, но значительно менее дорогие. Сохранились литые изделия16–19 вв., отличающиеся мягкостью форм, проработкой деталей рельефа благодаря искусно выполненнойгравировке. Наиболее распространённые предметы художественного литья – чаши, сосуды, кубки, медали ит. п. В 17–18 вв. в искусстве художественного литья большое место занимали произведения парковой скульптуры.Фигуры, украшавшие парки Петродворца, Версаля, создавались из свинца, текучесть которогоиспользовалась для достижения эффекта воздушности складок одежды, проработанности черт лица,естественности волос в искусных причёсках. Начиная с 15 в. развивалось чугунное литьё в Германии, затем вдругих странах Европы, а с кон. 17 в. и в России. Из чугуна изготовлялись парковые скульптуры, решётки,ограды, садовая мебель, надгробия и пр. Литые изделия из чугуна (более массивные, но и более дешёвые,чем бронзовые) отличаются индивидуальной выразительностью и широко распространены в городских ипарковых ландшафтах. В России и за рубежом наиболее известны изделия художественного литьяКаслинского завода на Урале, производящего с сер. 18 в. чугунные скульптуры как по моделям известныхпамятников, так и оригинальные художественные изделия. Шедеврами российского художественного литьяпо праву считаются «Медный всадник» – памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе (1782) и скульптурныеконные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге П. К. Клодта (1849—50). Архитектура – искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (а также комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектура – это не только отдельные здания. Это города и другие населенные пункты с их улицами, площадями, садами, парками, площадками, водоемами, павильонами, скульптурой. Органическая часть архитектуры – интерьер Архитектура начала складываться на ранней стадии развития человеческого общества. Книга, искусство книги — вид изобразительного искусства. Книга — это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство «временное» и книжная графика — искусство «пространственное». Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Книга — памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства. История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта в 3-м тысячелетии до н. э., позже в античном мире появляются пергаментные и бумажные кодексы, украшенные рисунками, миниатюрами. До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами рукописные книги Древней Руси XI в, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV — начале XV вв. печатной книги создало классический тип книги с органическим сочетанием шрифта и гравюр. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичными и печатались черной краской. В последующие века способы печати совершенствовались, появились гравюры на дереве (торцовая и ксилография), резцовая гравюра на металле, офорт, литография. Каждая из этих графических техник по-своему передавала художественный строй произведения и была наиболее характерна для определенного времени. Исполнение иллюстраций в резцовой гравюре на меди или офорте дало художникам возможность лучше передавать глубину пространства, эффекты светотени, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. Эмоциональные, психологические нюансы полнее можно было передать в литографии. Характерной особенностью литографической манеры является зернистая фактура рисунка, мягкость и плавность линий, возможность передавать полутона, эффекты освещения. Возросли художественные возможности книги с изобретением в XIX в. фотомеханического способа печати. Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные материалы, любую графическую или живописную технику. В настоящее время все активнее осуществляется обновление, совершенствование издательской техники, внедряются новые технологические процессы. Это значительно обогащает художественно-выразительные возможности книги. Выбор художественного материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Современные художники книги ищут новые выразительные возможности в комбинировании уже известных материалов и техник, широко привлекают новые средства. Например, они используют нетканые материалы, прозрачные пленки, гравюру на фольге, лазерную графику, создают стереоиллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков, объединяют изображение, звук и элементы движения в детской книге и др. Существуют книги в виде микрофильмов или на дискетах компьютера. Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги и внешние, создают целостное произведение искусства. В XX в. возникает такое понятие, как «дизайн книги» или «художественное конструирование книги». Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму кодекса и мыслился неизменным, то дизайнер может предложить новую конструкцию книжного блока, экспериментировать с техникой набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты он использует как средства художественной выразительности. При этом бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления. Он определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карт, планов, схем и т. п.). Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации). Белорусское музыкальное и театральное искусство -это особые сферы художественной деятельности, получившие значительное развитие в XX веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. Многие художественные процессы в музыкальном искусстве не получили еще своего завершения, не совсем четко очерчены, однако, тем не менее, уже сегодня очевидно, что белорусская музыка существует как явление. Лучшие достижения белорусских композиторов составляют золотой фонд национальной музыки. Многие произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обогатив ее неповторимыми особенностями звучания и гармонии белорусской музыки. Белорусское народное искусство как объект краеведческого исследования: ткачество, вышивка, лозо- и соломоплетение, живопись по стеклу, изготовление керамических изделий, вытинанка, художественная ковка, резьба по дереву и др. ДЭКАРАТЫЎНА-ПРЫКЛАДНОЕ МАСТАЦТВА служыць пераважна для побыту (посуд, мэбля, дробная пластыка, прылады працы, сродкі перамяшчэння, зброя, мастацкія тканіны, адзенне, ювелірныя вырабы і інш.). Яго класіфікуюць паводле матэрыялу (метал, кераміка, шкло, косць, папера, тэкстыль, дрэва) ці тэхнікі выканання (ліццё, чаканка, коўка, разьба, інкрустацыя, размалёўка, ткацтва, пляценне, вышыўка). У гэтым мастацтве ўлічваюцца як традыцыі, так і навацыі. Найбольш старажытныя ўзоры на землях Беларусі адносяцца да позняга палеаліту (каля 30 тысяч гадоў таму). Прыняты Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народных промыслах і рамёствах». Для падрыхтоўкі спецыялістаў было адкрыта аддзяленнне дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва ў тагачасным Беларускім тэатральна-мастацкім інстытуце, што не магло не паспрыяць масавасці развіцця гэтага віду творчасці, павышэнню яго ўзроўню, аднаўленню на новым этапе такіх забытых відаў, як габелен, коўка мастацкая, чаканка, розных фальклорных і этнаграфічных матываў, літаратурных вобразаў, гістарычных сюжэтаў і інш. Хоць, на жаль, і сёння застаюцца калі не занядбаныя, то нявырашаныя пытанні. Скажам, у выпуску розных сувеніраў найперш з беларускімі народнымі характарам і сімволікай і інш. Дерево. Около двадцати лет назад мастер Владимир Цикунов возродил редкое ремесло, получившее название по аналогии с видом ювелирной техники, – сожская, или гомельская скань, где основой для ажурных узоров служит не проволока из драгоценных металлов, а древесная стружка, снятая тонкой-тонкой ленточкой и поставленная на торец. Керамика. Способов обработки глины в Беларуси, наверное, насчитывается столько же, сколько видов кувшинов умеют делать белорусские мастера. Чаще других на ремесленных просторах можно встретить предметы из рыжей, черно-дымленой и обварной керамики. Изготовленные по древним технологиям, современные горшочки выдерживают и жар настоящей печки, и излучение микроволновки, что безмерно радует интуристов, предвкушающих наслаждение гастрономическими изысками из экологически чистой посуды ручной работы. Лен. Поговаривают, одежду изо льна носили египетские фараоны и русские цари. Туристы чуть ли не оптовыми партиями скупают расшитые национальными узорами рушники, предметы традиционного и современного костюма, а также кукол в национальных одеждах и прочие незамысловатые поделки из необработанного льна. Соломка. Все современные ремесленники единогласны во мнении, что соломка – настоящее «белорусское золото» и даже «бриллиант №1». Поражают и цветочные композиции, будто сотканные из тончайших золотых нитей, и сложные скульптуры, лучшие из которых украшают интерьеры Белого дома в Вашингтоне и Букингемского дворца в Лондоне. Из соломы плетут и совсем крошечные звезды-обереги, и «паучков», и национальных кукол, и свадебные венки, и зубров практически в натуральную величину. А в последнее время к этому многообразию добавилась еще и соломенная аппликация, мельчайшие детали которой выкладываются, например, на крышке шкатулки с ювелирной точностью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |