|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краеведческая деятельность П.М. ШпилевскогоШпилевский Павел Михайлович (1823-1861), псевдонимы Древлянский, Знакомый человек, Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик. Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника. Шпилевский получил религиозное образование: окончил Минскую семинарию, затем Петербургскую духовную академию. Однако отказался от церковной карьеры. Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края. Он отмеривал версты, чтобы записать обряды, поверья, внимательно прислушивался к оттенкам народной речи. Часто приезжал в родные места – и когда учился в столице, и в годы службы в Варшаве. Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страницах русской печати от имени белорусов. Опубликованные в 1846—1860 годах крупные очерки, этнографические статьи, исторические и филологические работы Шпилевского — результат кропотливого труда, исследований различных аспектов белорусоведения. Особое место в творческом наследии Шпилевского занимает серия очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», опубликованная в «Современнике» в 1853—1855 годах. Именно эта работа стала визитной карточкой писателя, принесла ему известность в литературных кругах. Его писательское имя обычно связывалось с авторством «Путешествия...». Стремление Шпилевского ближе познакомить Россию с Белоруссией совпало с потребностями русского общества того времени глубже познать страну, своеобразие нравов, языков и обычаев народов, ее населявших. Шпилевский расширил также границы представлений об истории Белоруссии. В поисках сведений о прошлом белорусских городов и местечек он обращался к русским и белорусско-литовским летописям, старинным грамотам и актам, сочинениям польских хронистов XVI века. Творчество Шпилевского, отчетливо отразив важные сдвиги в развитии национального самосознания белорусского народа в середине XIX века, само активно влияло на этот процесс. Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.
Даленг–Хадаковский. Он родился 24 декабря 1784 года под Гайной (сейчас Логойский район Минской области). Его настоящее имя Адам Чарнотский. Семья была небогатой. Адам закончил Слуцкое католическое училище. Чарнотский подрабатывает домашним учителем и самостоятельно изучает юриспруденцию и экономику. А в 1805 году получает потент на земскую регинацию – право управлять собственностью. Зырыян Даленга- Хадаковский впервые в истории мировой славистики историческим источником делает устное народное творчество и народные обряды, как главные для изучения дохристианского прошлого славянских народов, которым до него не занимался никто.
Даленда-Ходаковский впервые называет по имени язык украинским, а не малоросским наречием. И задолго до Ф, Богушевича признает язык белорусов самостоятельным, а не диалектом польского или русского языка.
Как археолог, он впервые открывает городища. До него они считались курганными погребениями. Он считает их культовыми храмовыми центрами, центрами ремесла и торговли, родоплеменными центрами, городищами-убежищами. Такой взгляд на гороища сохраняется и поныне.
Он считал главной задачей своей жизни – создание большого труда, объединяющего историю всех славянских народов, их происхождение, их особенностей, нравов, обычаев и традиций и т.д. В 1820 году он начинает большую поездку по России с целью начала сборов материалов для этой работы, однако отчёты о проделанной работе встретили неудовлетворительные отзывы у российских официальных историографов, прежде всего у Карамзина. Он внезапно умирает 17 ноября 1825 года на 41 году жизни.
В Беларуси его имя до недавнего времени известно не было, только в 2007 году в Минске были изданы избранные его произведения. Кроме собранных им белорусских песен, загадок, обычаев и избранной переписки сюда вошли его работы: «Славянщина до христианства», «Опыт изъяснения слова князь» и др. Не смотря на то, что первые в истории изучения восточных славян археологические раскопки были проведены на территории Гомельщины, здесь же были проведены первые в истории восточных славян этнографические сборы. Несмотря на то, что Хадаковский во всём мире считается отцом мировой славистики его имя в Гомеле почти никто не знает. Его жизнь в Гомеле никак не отражена в экспозиции городского музея. В городе нет ему памятника или улицы его имени. Надеемся, что имя Зариана Даленги-Хадаковского будет отражено хотя бы в названии улицы и увековечено в виде памятника.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |