|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краеведческое наследие Зориана Даленги- ХодаковскогоОсновоположник славянской и белорусской фольклористики Зориан Яковлевич Даленга-Ходаковский (настоящее имя Адам Чарноцкий) родился в 1874г. около деревни Гайна Логойского района. Работал адвокатом в Минске. Работал во многих книгосборах, в том числе и у Чарторыйских, изучал древние белорусские акты и грамоты в минских архивах. За участие в восстании ученый вынужден был всю жизнь скрываться под псевдонимом и жить с выдуманной биографией. Ходаковский много путешествовал, собирал археологический материал, записывал обряды, песни и диалекты, исследовал городища.Наиболее актуальна и в наше время работа ученого «Славянство и христианство» (1818) Большинство собранного ученым фольклорного материала находится в Украине, России и Польше и не опубликовано. Фольклорный материал Ходаковского параллельно со сбором серба Вука Караджича- первый и самый богатый сбор фольклора славянских народов по количеству записей и по объему охваченной территории. Основная идея Ходаковского – славянские народы были детьми одной славянской колыбели. З.Д.Ходаковский был первым из современников, кто относил происхождение славянских народов к индоевропейцам, и предлагал искать корни своего языкового не на западе, а на востоке, в прошлом Индии Это был смелый шаг вперед в научном подходе, который со временем становится значительным в исследованиях ученых санскрита.З.Д.Ходаковский теоретически очертил границы расселения большинства славянских племен. Научное наследие З.Д.Ходаковского была фундаментом в изучении прошлого народов, что живут рядом с Беларусью. Исследовал в различных направлениях: этнографии, археологии, географии, языкознании, топонимики.
Крашевский Юзеф-Игнатий (1812-1887гг.) - писатель, историк, издатель, иллюстратор, библиофил, общественный деятель. Родился в Варшаве. Детство провел в родовом имении «Долгое» на Пружанщине, учился в Свислочской гимназии и Виленском университете. Автор 223 повестей и романов. По мнению современных исследователей, его литературное наследие составляет 600 томов. Как весьма плодовитый автор Крашевский занесен в книгу рекордов Гиннеса. Особую роль в культурной жизни Беларуси и Литвы сыграл журнал «Атенеум» (60 томов), редактором которого в течение 10 лет (1841-1851) был Крашевский. Этот журнал был посвящен истории, культуре и искусству. Юзеф Крашевский объединял вокруг себя видных людей своего времени, оставивших след в краеведении братьев Тышкевичей, Т. Нарбута, И.. Даниловича, И. Ярошевича, Э. Котлубая. Крепкая дружба связывала Крашевского с Наполеоном Ордой. Из-за преследований властей Крашевский был вынужден в 1863 г. переселиться в Дрезден, где продолжал литературную и научную деятельность. С Полесьем связано одно из первых произведений «Пинск и его окрестности». В популярной форме на конкретном историко-краеведческом материале Крашевский изобразил социальный портрет Пинска середины 19в., когда сам мог наблюдать экономическое развитие города, особенности и быт его населения. Позднее, в той же манере, была написана книга «Воспоминания Полесья, Волыни и Литвы». Крашевский оставил небольшой историко-краеведческий очерк о Бресте. Он автор работы «Искусство у славян». Собирая материал, он пользовался библиотекой и музеем братьев Тышкевичей в Логойске, интересовался раскопками Адама Киркора, Теодора Нарбута и др. Впервые на примере белорусских археологических материалов предпринял попытку изучения древнего искусства. Крашевского интересовала проблема происхождения славян, мечтал составить карту славянских древностей и планировал издать археологический словарь. Принимал участие в международном съезде археологов в Стокгольме и Болонии, был почетным членом одесского общества истории и древностей. Его заслуги в год 50-летия были отмечены почетным званием доктора наук.
Карский Ефим Федорович (1861-1931гг). – филолог-славист, основатель белорусского научного языкознания и литературоведения, этнограф, фольклорист, палеограф, академик Петербургской академии наук, полномочный член института белорусской культуры с 1922г., чешской академии наук с 1929г.). В 1898 г. был избран членом археографической комиссии Московского археологического общества, членом-корреспондентом общества любителей древней словесности. Был первым избранным ректором Варшавского университета. Фундаментальный трехтомный труд «Белорусы» (1903-1922гг.) – настоящая энциклопедия белорусоведения. Под его редакцией вышли научные издания ценных памятников письменности и культуры «Полный свод русских летописей». Сотрудничал с П. Шейном, М. Никифаровским, Е. Романовым. В советское время был председателем комиссии по открытию Белорусского государственного университета. .
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |