АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические учения средневековья

Читайте также:
  1. B-ИЗЛУЧЕНИЯ
  2. B. Неэкономические блага
  3. II. Годы учения
  4. II. Экономические институты и системы
  5. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  6. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  7. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  8. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)
  9. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
  10. IV. ОЖОГИ ОТ СВЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
  11. TEDUSUBJ (тар.предметы обучения)
  12. V2. Макроэкономические показатели
Ранние каноники (Августин Блаженный) Поздние каноники (Фома Аквинский)
1. Разделение труда  
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на человека в обществе. Деление людей по профессиям и сословиям, обусловленное Божием проведением и склонностями людей.
2. Богатство  
Труд создает богатство в форме материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление денег называют искусственным богатством и относят к греховным деяниям. Золото и серебро рассматривают, как приумножение частной собственности и богатства.
3. Обмен  
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен рассматривается, как субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы.
4. Справедливая цена  
Цена должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами по его производству. Отрицают затратный метод установления цены, утверждают, что цена должна содержать доход, обеспечивающий продавцу соответствующее положение в обществе (цена выше стоимости товара).
5. Деньги  
Деньги являются искусственным образованием и необходимы для ускорения и облегчения меновых операций на рынке; стоимость денег определяется содержанием металла в монете. Стоимость денег устанавливается государственным штемпелем.
6. Торговая прибыль, Ростовщический процент  
Торговая прибыль и ростовщический процент извлекаются из крупных операций, превращаются в самоцель и по тому расценивается как не Богу угодные и греховные явления. Крупные доходы торговцев и ростовщиков допустимы, когда они связаны трудом по транспортировке товаров, а так же с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

*Фома Аквинский был представителем позднего каноничества. Представителем же раннего каноничества является Святой Августин или Августин Блаженный

 

Фома Аквинский (1332 – 1404 гг)

Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения:

  1. Необходимость вмешательства государства в экономику;
  2. Доказывает естественность социального неравенства;

И роднят его с мыслителями древности:

1. С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом;

    1. Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу содержимого в них металла, а по усмотрению государства (номиналистическая теория денег).

Ибн-Хальдун (1332-1406)

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

- с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

- малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

- расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов - золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т. е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде.).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)