АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Я линия — обобщения полученных данных

Читайте также:
  1. Access. Базы данных. Определение ключей и составление запросов.
  2. I. Разработка структуры базы данных.
  3. Анализ полученных оптимальных решений.
  4. БАЗЫ ДАННЫХ. MICROSOFT ACCESS 2010
  5. Базы данных. Модели данных
  6. Банковские ссуды,основные разновидности. Кредитная линия.
  7. Белая линия живота
  8. БЕСПРОВОДНАЯ ЛИНИЯ СВЯЗИ
  9. Браттон потребовал, чтобы все официальные лица транспортной полиции, отвечающие за порядок на линиях метрополитена -- СТАЛИ ежедневно ездить на работу и с работы только на метро.
  10. Бюджетная линия
  11. Бюджетная линия
  12. Бюджетная линия

Результаты выполнения диагностических заданий детьми

Название заданий Имена детей
Саша Т. Катя П.
Наблюдение за проявлением эстетического отношения у детей дошкольного возраста Уровень ниже среднего Высокий уровень
Экспериментальная ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) Средний уровень Средне-высокий уровень
Экспериментальная ситуация «Что люб­лю—о том и говорю» Уровень ниже среднего Средне-высокий уровень
Экспериментальная ситуация «Научи рисо­вать!» (анализ продуктивной деятельнос­ти — процесса и результата) Уровень ниже среднего Средне-высокий уровень
Тестовое задание «Кто есть кто» Уровень ниже среднего Средне-высокий уровень
Тестовое задание «Малюма — Текете» Уровень ниже среднего Средне высокий уровень
Тестовое задание «Царевичи» Уровень ниже среднего Средне-высокий уровень
Общий уровень художественно-эстетическо­го развития Ниже среднего Средне-высокий

 

2-я линия — обобщения полученных данных.

Качественный анализ таблиц каждого задания позволяет выделить типичные затруднения детей и проектировать направления, по которым можно корректировать содержание педагогической работы. В данном случае анализу подвергаются строки (горизонтали) каждого протокола. Например, наиболее низкие баллы у большинства детей по показателям «обращает внимание на эстетически привлекательные предметы быта и повседневной жизни, предметного мира (одежду окружающих, аксес­суары, детали)» определяют необходимость активизации данных умений (рассматривание «красивых» предметов в группе, обсуждение их при­влекательных особенностей, использование упражнений «Найдем самое красивое, цветное», «Кто больше назовет, чем красив...»). При снижен­ных результатах при ответе на вопрос «Кому ты хотел бы показывать свои работы? Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что обычно говорят?», при отказе большинства детей показывать работы, приведении негативных проявлений («ругает», «говорит, что у меня не­аккуратно») следует обратить внимание на создание благоприятной об­становки, способствующей преодолению страха перед возможной не­удачей, поддержке проявлений каждого ребенка. При недостаточных показателях развития «ручной умелости» (технических умениях) — на­метить упражнения на развитие моторики и тренировочных упражне­ний (например, рисование — штрихование с разной силой нажима, длинными и короткими линиями) и т. п.

я линия — обобщения полученных данных.

Возможно выделение групп детей, у которых наблюдается неодно­значное соотношение между освоением изобразительной деятельности и развитием эстетического восприятия, а также более частными прояв­лениями и показателями. Это может быть необходимо в случае осу­ществления углубленной работы по данному направлению (центры развития ребенка, дошкольные образовательные учреждения с при­оритетным направлением художественно-эстетического развития до­школьников).

 

Название групп Характеристика групп
Группа «рассуждаю­щих» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружа­ющей действительности, имеют некоторые представления об искусстве (видах, жанрах), пытаются рассуждать об эстетических проявлениях (хо­рошие результаты по заданиям №1,2, 4), но не всегда чувствуют красоту, эмоционально на нее откликаются (недостаточно высокие результаты по заданиям №3, 5, 6, 7)
Группа «интересую­щихся» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окру­жающей действительности, изобразительным материалам и техникам (хо­рошие результаты по заданиям №1, 4), однако представления (задание №2) и умения чувствовать красоту, эмоционально на нее откликаться не всегда развиты до высоких показателей (недостаточно высокие резуль­таты по заданиям №3, 5, 6, 7)
Группа «созерцаю­щих» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окру­жающей действительности, чувствуют красоту, эмоционально на нее от­кликаются (хорошие результаты по заданиям №1, 3, 5, 6, 7), при этом не всегда умеют «красиво» рисовать, не знают виды и жанры искусства и т.п. (недостаточно высокие показатели по заданиям №2, 4)
Группа «деятелей — мастеров — ремес­ленников» Дети, которые, как правило, с удовольствием рисуют, лепят, апплицируют (но в освоенной технике, освоенные образы), экспериментируют — манипулируют с нетрадиционными материалами (достаточно высокие показатели по заданию №4), но могут не замечать красоту в окружающем мире
Группа «творящих» Дети, стремящиеся к самовыражению впечатлений, эмоций, «нетипично» (по-своему) воспринимающие проявления красоты, стремящиеся экспериментировать в создании образа, смешивании изобразительных техник (высокие показатели по большинству заданий); при этом они могут недостаточно владеть каким-либо изобразительным инструментом, не знать жанров искусства

 

Данные группы условны, и их выделение не является основанием для переучивания ребенка. Данные проявления могут быть связаны с инди­видуальными особенностями детей и требовать построения индивидуаль­но-дифференцированного маршрута. Анализируя распределение детей по данным группам, можно определить направления расширения их эстети­ческого опыта и подобрать более эффективные методы и приемы. Нали­чие в группе большого числа детей-«творцов» показывает необходимость бережного отношения к их мнению, использование игр, упражнений, способствующих дальнейшему развитию креативности. Большое число детей-«мастеров» определяет необходимость последовательного исполь­зования методов активизации воображения, отхода от шаблонов, стиму­ляции творческого экспериментирования; скорее всего, на первых этапах применение таких методов будет достаточно сложно для этих детей. При доминировании детей-«созерцателей» следует обратить внимание на сти­мулирование воплощения их впечатлений в продуктивной деятельности и для начала использовать совместные формы деятельности (коллектив­ные творческие проекты), обсуждение способов создания изображения. Для детей—«рассуждающих» и «интересующихся» уместно более актив­ное использование специальных игровых упражнений, обеспечивающих развитие их эстетических способностей (эмпатии, ассоциированию, уме­ний выделять выразительность формы).

При этом наряду с разным эстетическим опытом основанием для построения индивидуального маршрута могут также являться различ­ные показатели: пол ребенка, особенности сенсорного восприятия (ки- нестетики, аудиалы, визуалы), полушарная асимметрия, склонности в выборе средств и способов создания изображения («живописцы» и «гра­фики»), Изучение последних трех оснований более глубоко может осу­ществлять специалист (психолог). Вместе с тем в ряде разработок пред­ставлены варианты игр и упражнений для построения индивидуальных маршрутов с учетом данных оснований, особенностей восприятия (ау- диалы, визуалы, кинестетики), особенностей развития (для детей с труд­ностями в психическом развитии, с нормальным развитием и хорошими способностями, с проявлением одаренности).

В целом, проектируя процесс художественно-эстетического разви­тия детей, следует учитывать следующие общие направления (и кор­ректировать их согласно ранее представленным трем линиям, полу­ченным на основе анализа диагностических результатов).

Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития Комментарии по проектированию данного направления: возможные разделы содержания, особенности методов и приемов
Активизация проявлений эстетического отно­шения к окружающей действительности — провоцирование умений видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, предмет­ном мире, быту, природе; проявление «эстети­ческих деяний» (И.А.Лыкова) Ориентированность работы на становление у ребенка целостной «эстетический картины ми­ра» (Р. М. Чумичева), становление эстетическо­го отношения. «Насыщение» педагогического процесса эсте­тическим началом: организации ситуаций, провоцирующих поиск прекрасного (красоты) в окружающем; активизация «эстетических деяний»; обогащение опыта совместного об­суждения эстетических проявлений и катего­рий, формирование и стимулирование исполь­зования детьми эстетических оценок
Обогащение представлений об эстетических категориях; «искусствоведческих» представле­ний (о видах, жанрах искусства, средствах вы­разительности; некоторых изобразительных ма­териалах, инструментах, изобразительных тех­никах) — как основания для активизации эсте­тического интереса у детей, рассуждений по поводу красоты, побудительного мотива к соб­ственной творческой деятельности Интеграция данного содержания с другими содержательными направлениями. При выборе и уточнении содержания представ­лений ориентировка на «зону ближайшего раз­вития» и субкультуру детей. Обогащение пред­ставлений и активизация их обобщения и при­менения в разнообразных ситуациях и создание ситуаций, в которых дети смогут восполнить (уточнить, расширить, освоить) новые пред­ставления. Представление содержания в интересных, до­ступных и целесообразных формах: беседах, со­вместном рассматривании каталогов, творче­ских проектах и т. п.
Развитие эстетического восприятия разнооб­разных объектов Обогащение опыта восприятия разнообразных эстетически привлекательных объектов (произ­ведений искусства, предметов, объектов приро­ды) за счет «эстетизации» среды и насыщения педагогического процесса ситуациями «любо­вания красотой». Обогащение опыта рассматривания высокоху­дожественных произведений, разных по сти­лям, жанрам, настроению; совместногЬ обсуж­дения увиденного и прочувствованного. Уместное и тактичное комментирование худо­жественных образов, ориентировка на развитие целостного восприятия образа, «прочувствова­ние» произведения. Использование возможностей музейной педа­гогики (экскурсий в музеи, галереи, на выставки)
Развитие изобразительной деятельности: освое­ние способов и средств создания выразитель­ного образа, опыта создания работы в различ­ных материалах, изобразительных техниках («творческого экспериментирования»); приоб­ретение опыта выражения внутреннего мира (впечатлений, эмоций, образов, ассоциаций), внутреннего личностного потенциала в продук­тивной форме Активизация разнообразной продуктивной дет ятельности, прежде всего совместной со взрос­лым (проекты, творчество, дизайн помещения к празднику, костюмов к игре) и самостоятель­ной деятельности детей («продуктивные хоб­би»: вышивка, изготовление игрушек-мобиле, коллаж, коллекционирование эстетически при­влекательных объектов, заполнение полугото­вых фонов). Соотношение обучения и творчества в процес­се освоения способов создания изображения (провоцирование поиска ребенком создания изображения при умной и тактичной подсказ­ке, которая может заключаться в проблемных вопросах, создании игровых образовательных ситуаций). Варьирование тематики, используемых матери­алов и изобразительных техник с целью обогащения опыта «творческого эксперименти­рования». Активизация субъектных проявлений в процес­се деятельности. Стимулирование проявлений своего «Я» (внут­реннего мира, ассоциаций, впечатлений, эмо­ций) в создаваемых образах за счет использо­вания интересных тем для деятельности («Я», «Радость»)
Развитие эмоционально-эстетических и твор­ческих способностей Использование различных игр, упражнений, направленных на развитие синестезии, умений воспринимать выразительность формы, созда­вать интересные образы, а также способству­ющих развитию креативности. Интеграция с другими содержательными на­правлениями (прежде всего «близкими»: му­зыкальным, литературным, игровым) и исполь­зование «синтеза искусства», интеграции видов художественной деятельности. Организация экспериментирования с материа­лами, изобразительными техниками, в процессе которого дети фантазируют, высказывают свои ассоциации. Активизация творческих проявлений детей за счет создания творческой атмосферы, призна­ния права на собственное понимание ребенком художественного образа, проявления красоты, организации разнообразной творческой дея­тельности (творческих проектов, коллективных работ)
Создание адекватных целям и выявленным дет­ским особенностям педагогических условий: — взаимодействие с родителями по данной проблеме и их более активное привлечение к процессу художественно-эстетического разви­тия детей; — корректировка планирования на основе «подстраивания» представленного в образова­тельной программе содержания под возмож­ности и «зону ближайшего развития» детей, выбор более эффективных методов и приемов, форм детской деятельности; — обогащение предметно-развивающей среды с целью оптимизации использования ее разви­вающих возможностей в процессе эстетическо­го развития дошкольников Определение более приемлемых и реально необходимых форм работы с родителями (и их содержания). Индивидуально-дифференциро- ванное взаимодействие с родителями, основан­ное на взаимоуважении, объединении усилий в целях решения общих задач и желании оптимизировать процесс художественно-эсте- тического развития ребенка. Использование интересных (и посильных) для современных родителей форм их участия в данном процессе (проекты: рисование по теме «Наше хобби», презентация фотографий семейных экскурсий, дизайн костюма к празднику, выполненный совместно с ребенком). Уточнение «содержательных» единиц, осваива­емых детьми, и продумывание линий их усложнения (при планировании данного процесса); выбор и отслеживание их эффективности, интересных форм, методов, средств работы с дошкольниками. Оценка и обогащение среды группы: продумы­вание способов оптимальной организации уголков, сменяемости материалов, подбор не­обходимых материалов — при обязательном включении детей в данный процесс (обсужде­ние способов расположения, посильное изго­товление макетов, элементов декора)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)