|
||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные проблемы философской аксиологии (учение о ценностях)Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости. И. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. По Ницше у нас нет общечеловеческих ценностей. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности. Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о познании.
Центральные проблемы гносеологии: -Познаваемость мира, субъект и объект познания, структура познавательного процесса, истина и ее критерии. Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание и в каких формах оно реализуется. Познание – это творческая деятельность чел-ка и чел-ва вцелом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Исходными предпосылками познавательной деятельности выступ: 1)наличие устойчивых зак-омерных связей в природной действительности, 2) сущ-е познающего эти связи чел-ка, наделенного мышлением, благодаря кот он способен воспроизводить сущностные хар-ки мира. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект - чел, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что направ. познават. д-ть.
Познаваем ли мир? Достоверно ли знание? Есть ли объективная истина? Получить знания можно чувственно и рационально. Чувственное дает мироощущение, а рациональное дает миропонимание.
24. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах. Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств.Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. Формы чувственного познания: 1. Ощущение –отражение в сознании чела отдельных сторон и св-в предмета. 2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3. Представление –чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). 4. Воображение –способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.
Рациональное познание. Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела, в процессе общения и т.д. Уровни рац. познания: рассудок т разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого чела. Разум. Более высокий уровень рац. познания, хар-рно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Формы рац. мышления: понятия, суждения, умозаключения. § Понятие –исходная форма мышления, отражает общие зак-омерные связи объекта.(Выражение в виде определенных слов). Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли. § Суждения –отражает св-ва и связи меж.предметами. Бывают отрицательные и положительные. § Умозаключения –на основании известных двух суждений выводится новое. § Определение дополнительные формы рац. мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории § Сомнение § Мнение § Интуиция Интуиция подчеркивает связь меж.рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя. 25.Концепции и критерии истины. Существует абсолютная, неизменная, неполная истина. Однако любая истина всегда конкретная.(возможно лишь за исключением математики). Классическое определение истины принадлежит Аристотелю. Истина-это соответствие наших знаний действительности. Пример: Если мы посылаем смс, то мы уверены, что оно дойдет, т.к оно направлено по нужному номеру. Такая концепция называется корреспондентная. Когерентная истина-это логическая математическая непротеворечивость. Пример:Высшая математика,примеры. Утилитарная истина-истинно то,что полезно для меня. Пример:Если для меня полезен сахар я буду его есть. Конвенциональная истина-если мы не договоримся,что считать истиной, а что нет, тогда не может быть истины. Истина с точки зрения Исуса Христа-это что. 26. Понятие науки.философские основания науки, идеалы и нормы научного исследования.Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Этика науки и социальная ответственность ученого. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки. Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и систематизацию знаний о природной, соц. и дух.реальности. Науч. знание, как рез-т науч. познания, обычно сравнивается с повседневным (вненаучным). Осн критерии различия меж. научным и вненаучным познаниями: Повседневное познание. Сущ. на эмпирическом уровне. Выступает рез-том индуктивного мышления. - Субъект познания- любой чел обладающий житейским опытом и здравым смыслом. -Объект познания-предметы повседневной практики и материального производства. -Способ познания -практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке. -Результат познания - вненауч. знание, не обладающее принципиальной новизной. Науч. познание. Выступает рез-том индуктивного и дедуктивного мышления. Выражается на эмпирическом и теоретическом уровнях. – субъект познания –специалист,профессионально подготовленный чел, обладающий особыми знаниями и умениями. –Объект познания –объекты, кот могут быть освоены на сегодняшней, а будущей практикой. –Способ познания –практическая и мыслительная деятельность с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и фиксирующая свои рез-ты с пом. искусственного языка. –Рез-т познания- науч. знание –принцип-но новое знание о св-вах вещей и явлений и зак-ах их бытия. Этика науки – комплекс моральных ценностей, норм и правил поведения, принятых в научном сообществе. К основным принципам относятся: 1. Универсализм-ученый должен владеть общими критериями и правилами, предъявленными к научному поиску и знанию. 2. Всеобщность- результаты науч. исследования должны рассматриваться кА общее достояние членов науч. сообщества. 3. Незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от разных вненаучных факторов. 4. Критичность и самокритичность в оценке научных достижений. Современный ученый должен следовать след.этическим нормам: Гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; Отсутствие права на опасный эксперимент; Добросовестное отношение к научному труду: ответственность за кач-во получ инф-ии, запрет на плагиат, уважение к научным рез-там коллег. Решение научных споров исключительно научными средствами. Ответственность за воспитание научной молодежи. Наука – это сложное соц.-культурное явление выступает как: 1) деятельность -сис-ма познавательных действий, направленных на производство и теоритическую сис-матизацию знаний о природной и духовной реальности, организована по дисциплинарному принципу, т.е. выделение отдельных научных дисциплин. Выделяют 3 основных группы науки: 1)естественные – о природе; 2)гуманитарные – о челе; 3)технические – о искусственных объектах. Сущ. 2 противоположные модели развития науч. знания: 1)кумулятивная – непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося; 2)антикумулятивная – отрицает непрерывность науч. знания. Связана с НТР. Функции науки: 1) соц.силы – вносит вклад в решение соц. проблем, влияет почти на все сферы общественной жизни; 2)производительной силы – все достижения технического прогресса и технологий являются результатом науч. знания; 3) культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание как основание современного мировоззрения, явл. важной составляющей духовной культуры. 27. Картины мира. Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Обыденная-в которой мы живем,мы подгоняем под себя мир, чтобы он был нам понятен,,мы создаем представления о мире, государстве, чтобы он был понятен и мы могли его объяснить. Философская- мир один или их несколько.мир создан для меня или я к нему приспособлен мир-реальность или сон? Религиозная-моя жизнь теряет смысл если она оканчивается смертью.Кроме этого есть мир идеальный, куда я стремлюсь попасть:платон и аристотель. Научная-то как объясняют мир ученые.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |