АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сельское хозяйство во Франции в 10-11 веке

Читайте также:
  1. Анализ набора стратегических зон хозяйствования
  2. Биологическое и социальное в человеке. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  3. Борьба Руси с внешней агрессией в 13-14 веке.
  4. Весовое хозяйство
  5. Внешняя Политика России в ХVII веке.
  6. Во Франции
  7. Водное хозяйство России. Современное состояние
  8. Вопрос 33. Мировое хозяйство, динамика его эволюции.
  9. Восстание 10 авг.1792 г. и свержение монархии во Франции
  10. Германские земли в 10 веке. Образование Священной Римской Империи.
  11. Глава 1. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
  12. Глава 11. Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты.

 

Во Франции наметился прогресс в сельском хозяйстве. Прогресс выразился в значительном расширении посевных площадей и улучшении сельскохозяйственных орудий. Улучшились приемы обработки почвы. Повсеместно стали применять трехпольный севооборот. Увличения количества продуктов питания способствовало росту городов.Основой развития городов были ремесла и торговля. Крупные феодалы имели право чеканить свою монету и проводить суд в пределах территорий, которыми владели. В начале 10 века во Франции ходило 200 монет с различными чеканками. У крупных феодалов было право объявлять войну, заключать мир. Они считали королей лишь первыми среди равных пэров и очень часто шли войной на короля, что было узаконено феодальным правом. Французские короли до 11 века были слабей своих вассалов – герцогов. Эти герцоги повиновались королю только тогда, когда этого хотели.

19.

20. Каролинги правили страной до 911 г., когда умер, не оставив потомства, король Людовик Дитя, и съезд немецких князей решил избрать из своей среды нового государя. Выбор пал на герцога Франконии Конрада, ставшего первым выборным королем Германии. Принцип выборности королевской власти сохранялся девять веков. Отныне вступление короля на трон зависело от согласия могущественных феодальных владетелей. Лишь временно сильным и энергичным монархам удавалось закрепить трон за членами своей семьи, при жизни добиваясь согласия князей и церкви на это и делая сына соправителем королевства. Конрад I восемь лет провел в борьбе с герцогами, не признававшими ни его власти, ни его прерогатив. Очевидно, к концу царствования наметился компромисс короля с его противниками, так как перед смертью Конрад рекомендовал герцогам избрать на престол его самого упорного врага — герцога Саксонии. Князья сочли за благо последовать этому совету и избрали королем Генриха I Птицелова (919—936).
Генрих I и в особенности его сын Оттон I (936—973) были энергичными и волевыми людьми. Они смогли значительно укрепить авторитет центральной власти и подчинить себе непокорных герцогов. Оттон I смело шел на дробление герцогств, раздавая обширные лены своим родичам.

21. Средневековая Англия — период в истории Англии, начавшийся в V веке с вывода римских войск из провинцииРимская Британия и вторжения германцев[1], а закончившийся в XVI веке. Первоначально Британия не была централизованным государством, а состояла из независимых королевств. Объединение тех территорий, которые раньше принадлежали Римской империи, завершилось лишь после окончания Средних веков[2], однако большинство из них входили в состав Англии уже в Высоком Средневековье.

Средние века в Британии начались с прибытия в Кент англосаксонских войск, возглавляемых Хенгистом и Хорсой. Впоследствии британские и кельтские силы были побеждены ютами, англами и саксами, которые пришли из северной Германии и Дании, однако полностью Англия была захвачена лишь к X веку. Окончанием Средних веков в Англии считается период правления Генриха VIII, который часто называют Английским Ренессансом, и началом реформирования Шотландии. С политической точки зрения, Нормандское завоевание делит Средневековье в Британии на два периода политической и культурной истории. В то же время, именно в этот период произошёл переход от древнеанглийского языка к среднеанглийскому.

22. «Эпохой викингов» в скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетий. Время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших дошедших до нас эпических песен и сказаний, эпоха викингов открывает начало письменной истории этих стран и народов. Что же происходило в эту эпоху и что составляло её историческое, социально-экономическое содержание? Эти вопросы являются предметом острых дискуссий. Одни историки склонны видеть в походах викингов едва ли не государственные акции, подобные позднейшим крестовым походам; или, во всяком случае, военную экспансию феодальной знати. Но тогда остаётся загадочным её чуть ли не мгновенное прекращение, и как раз накануне западноевропейских крестовых походов на Восток, от которых немецкие, а за ними – датские и шведские рыцари перешли к крестоносной агрессии в Прибалтике. Следует заметить, что походы этих рыцарей и по форме, и по масштабам мало общего имеют с набегами викингов.

Другие исследователи видят в этих набегах продолжение «варварской» экспансии, сокрушившей Римскую империю. Однако становится необъяснимым трехсотлетний разрыв между Великим переселением народов, охватившим в V-VI вв. весь европейский континент, и эпохой викингов. Прежде чем ответить на вопрос – что такое походы викингов, мы должны ясно представить себе скандинавское общество в IX-XI вв., уровень его развития, внутреннюю структуру, материальные и политические ресурсы.

23. В 711-м году, когда в Дамаске на трон взошел второй преемник Мохаммеда, двенадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию.
Легко представить себе, какое впечатление произвели на арабов тихие плодородные провинции - единственные, сохранившиеся нетронутыми на всем полуострове. Климат, земля, города, памятники - все вызывало восхищение. В письме, адресованном халифу, генерал арабской армии так описывает эту страну: «по красоте неба и земли она подобна Сирии, по мягкости климата - Йемену, цветами и ароматами напоминает Индию, плодородием - Египет, драгоценных металлов здесь не менее, чем в Китае.»
Место вторжения мусульман в Испанию с тех пор называлось Гибралтар (Djebel Tarick), по имени командующего генерала армии.
Для того чтобы подчинить себе берберскую Африку, арабам понадобилось пятьдесят лет, для завоевания же христианской Испании хватило нескольких месяцев. Первое же крупное сражение решило судьбу монархии Готтов. В этом сражении на стороне магометан выступил епископ Севильи. И король, и сама Испания были повержены за один день. Генерал арабской армии Муса Тарик был удивлен столь быстрым триумфом. Он хорошо помнил сколь долгим было завоевание Африки, ожидал встретить у европейцев такую же храбрость и такое же стремление к независимости, как и у берберов. Поняв вскоре свою ошибку и не желая, чтобы лавры покорителя Испании достались его лейтенанту, он с двадцатитысячной армией (из которой восемь тысяч человек были берберы) на море прибыл в страну, чтобы продолжить завоевания.
Покорение страны завершилось удивительно быстро. Перед завоевателями поспешно открывали ворота самые крупные города. Кордова, Малага, Гренада, Толедо и другие сдались почти без сопротивления. В Толедо, христианской столице, арабы обнаружили короны, принадлежавшие двадцати пяти Готтским королям. Там же они взяли в плен вдову короля Родерика, на которой позже женился сын Мусы.

24.

25.

26. Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве. Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья. В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с промышленным — характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число ремесленников (двороьых людей), не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством, имелось в поместьях крупных феодалов. Крайне немногочисленны были и крестьяне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом — кузнечным гончарным, кожевенным и пр. Обмен продуктов был весьма незначителен. Он сводился преимущественно к торговле такими редкими, но важными в хозяйств предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих пунктах (железо, олово, медь, соль и т. п.), а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока (шёлковые ткани, дорогие ювелирные изделия, хорошо выделанное оружие, пряности и т. д.). Осуществлялся этот обмен главным образом странствующими купцами (византийцами, арабами, сирийцами и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.

27. Одной из особенностей ремесленного производства был цеховой строй. Суть цехового строя состояла в том, что представители каждого ремесла объединялись в ремесленное товарищество – цеховое братство, которое необходимо было для закрепления своих прав и обеспечения монополии на рынке. Цехи могли быть разных типов. В специализированные цехи входили ремесленники одной профессии, в объединенные – двух или более близких профессий, в сборные входили ремесленники разных профессий.

Цеховое братство имело выборную администрацию, свой стяг, хоругвь, под которыми принимало участие в светских, религиозных, похоронных и иных процессиях. Члены братства делились на мастеров, подмастерий и учеников. Право производить ремесленные изделия своего профиля имели только мастера. Ученики и подмастерья должны были подчиняться мастеру, деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом.

Братство строго следило, чтобы никто в городе, не входящий в товарищество, не занимался их ремеслом. Вначале цеховая организация производства имела положительное значение. Она обеспечивала товарность производства, формировала внутренний рынок. Но со временем монопольные права цехов на цены и качество продукции стали отрицательно сказываться на общем экономическом развитии. Ремесленное производство предопределяло торговлю и активно содействовало ее развитию.

28. В начале Средних веков в Европе устанавливается новый торговый порядок. Купцы и банкиры, накопив большие богатства, влияли на политику королей.

В XII в. на торговых путях возникали города и порты. Итальянские купцы приезжали на ярмарки, например в Труа, чтобы купить фламандские ткани и продать товары из Азии. Раннее Средневековье было временем процветания Европы. Население росло, росли и площади обрабатываемых земель. Появились излишки продовольствия, которые можно было продавать. Города становились крупнее, регулярно проводились торговые ярмарки в Труа, Лионе, Антверпене, Франкфурте, Кракове и Киеве. Речные и сухопутные торговые пути становились все оживленнее. Меновую торговлю сменили денежные отношения, люди все чаще занимались делом ради прибыли. Торговцы-евреи, тамплиеры и определенные торговые кланы специализировались в ростовщичестве и хранении ценностей. Богатейшей страной в Европе была Италия. Венеция и Генуя стали крупными независимыми портами и банковскими центрами. Сюда привозили специи, шелк и другие предметы роскоши с Востока. Товары из Азии поступали через Византию, Египет и Сирию, а из Африки -через Тунис и Марокко. Взамен увозили ткани, меха, кожу, железо, лен, строевой лес, серебро и рабов. В большинстве стран Европы деньги были серебряными, азиатские государства торговали за золото. Из-за этого возникали проблемы, поэтому тамплиеры, торговцы-евреи и итальянские купцы учредили банки и ввели в обращение переводные векселя и долговые расписки, которые можно было использовать вместо денег. В Рейнской области, на севере Франции, во Фландрии и Англии стала развиваться промышленность, работающая на покупном сырье.

В средневековом городе рынок обычно работал раз в неделю. Здесь продавали скот, продукты, металлы, ткани, кожу, деревянные изделия. Люди обсуждали здесь местные события.

Появился новый класс купцов и квалифицированных ремесленников. Купцы богатели на купле и продаже, но одновременно рисковали деньгами из-за грабежей на дорогах и пиратства на море, где за один раз можно было потерять целое состояние. Торговые компании, города и организации, подобные Ганзейскому союзу на Балтике, покровительствовали торговцам и открывали свои конторы в портах и на рынках. На защиту купцов встали Генуя и Венеция - в некотором роде морские державы на Средиземноморье. Примерно в 1350 г. в Генуе стали предлагать страховые услуги для защиты торговцев от потерь и разорения. Росло богатство династий банкиров, таких как Фуггеры в Аугсбурге (Германия) и Медичи во Флоренции. Устанавливался новый строй, короли, знать и духовенство постепенно теряли власть, уступая ее купцам и банкирам. Скоро этот класс станет влиять на политику королей. В 1241 г. Гамбург и Любек учредили Ганзу, или торговое объединение северонемецких городов, для защиты общих интересов и торговых путей, развившееся к 1260 г. в Ганзейский союз. Они доставляли сырье из Восточной Европы в обмен на готовые изделия из Западной. Ганзейский союз в XIV в. контролировал торговлю между Англией, Скандинавией и Русью.

29. Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Крестовые походы были порождены, в первую очередь, ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. Это стремление стало "особенно сильно проявляться с конца XI в. в связи с увеличением материальных потребностей класса феодалов, которое обусловливалось общим экономическим подъемом, появлением городов, установлением регулярных торговых сношений. Удовлетворить возросшие потребности при сравнительно низком уровне производства феодалам было легче всего силой оружия. В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.

Положение, сложившееся к концу XI в. на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В середине XI в. турки-сельджуки заняли Багдад. В 1071 г. византийские войска потерпели страшное поражение в битве при Манцикерте (Армения). После чего турки-сельджуки стали хозяевами почти всей Малой Азии. Они также захватили принадлежавший фатимидскому Египту Иерусалим, считавшийся у христиан священным городом. Это дало повод папству развернуть на Западе широкую проповедь в пользу войны с мусульманским Востоком. Были выдвинуты лозунги «помощи восточным единоверцам» и «освобождения гроба господня» (т. е. гробницы Иисуса Христа, находившейся, согласно церковной легенде, в Иерусалиме). В ход были пущены россказни о гонениях, которым «неверные» подвергают христиан в Палестине, об оскорблениях, которые они наносят христианским святыням, и особенно о преследовании западных паломников в Иерусалиме. Призывы папства нашли сочувственный отклик в феодальном мире.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Первоначально обращение Римского Папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской Руси. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.

30. Обосновавшись в новых владениях, западные сеньоры и рыцари перенесли туда привычные общественно-политические установления, существовавшие на родине большинства из них — во Франции. Вместе с тем им пришлось по необходимости считаться с некоторыми особенностями экономического строя и социальных отношений, укоренившихся в завоеванных областях. К этому времени на Ближнем Востоке также господствовали феодальные порядки, но они отличались определенным своеобразием. Одна из главных специфических черт феодализма в этих странах состояла в том, что тут была развита городская жизнь, на Западе же она только зарождалась. Иными были и формы поземельных отношений, а отсюда и система взаимосвязей внутри господствующего класса.

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом.

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

31.

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

32. В 10—13 вв. в городах Франции наблюдается интенсивное развитие ремёсел и торговли, рост городской экономики и культуры. Усиливаются центростремительные тенденции. Королевская власть, опираясь на рыцарство и богатых горожан, начинает борьбу против крупных феодалов. Во многих городах образуются органы самоуправления — коммуны. В рамках церковной идеологии появляются элементы научного рационалистического мышления. В экономически наиболее развитых областях Франции — Иль-де-Франсе и Шампани зарождается готика. В 12—13 вв. по всей Франции строятся многочисленные соборы, богато украшенные скульптурой, расцветает искусство витража. В конце 13 — 1-й пол. 14 вв. готика переживает свою позднюю фазу развития. В середине и 2-й пол. 15 в. зарождается светская в своей основе, жизнерадостная и изящная культура французского Возрождения.

33. Вниз смотри

34. 34. В конце 12 века стерлись этнические и языковые различия между массой англосаксонского населения и завоевателями норманнами, но официальными государственными языками были латынь и французский язык. В 12 – 13 веках в придворных кругах развивается рыцарская «культурная» литература (любовные поэзия) на французском языке. Народная поэзия развивалась на английском языке: исторические баллады, особенно песни и баллады о Робине Гуде (добром разбойнике). Народное искусство этого периода представлено жонглерами – бродячими артистами. Они сами сочиняли песни, поэмы, баллады и сами исполняли их.

 

Большого расцвета достигло искусство оформления рукописных книг. Особенно славились миниатюры винчестерской школы.

 

1100. Начал править Генрих I. Он издал " Хартию вольностей ", гарантирующая соблюдение королем прав и привилегий крупных собственников.
1107. Компромиссное соглашение между Генрихом I и папой Пасхалием II, по которому король отказывается от инвеституры епископов и аббатов, а папа признает за ним право на получение феодальной присяги от всех английских прелатов, вступавших во владение церковными землями.
1128. Брак Матильды, дочери Генриха I, и графа Анжуйского Жофруа V Плантагенета.
1130. Замена "датских денег" особым феодальным сбором.
1135. Начало феодальных усобиц после смерти Генриха I. Борьба за власть короля Стефана Блаусского с Матильдой, дочерью Генриха I, наследницей престола.
1152. Развод Людовика VII. Заключение брака Генриха II Плантагенета, герцога Нормандского, графа Анжуйского с Алиентой Аквитанской.
1153. Уоллингфордское соглашение - Матильда признала Стефана королем, Стефан признал сына Матильды Генриха II Плантагенета наследником.
1154. Вступление на английский престол Генриха II Плантагенета. Присоединение к Англии владений Анжуйского дома.
1155. Томас Бекет стал лордом-канцлером (до 1162 г).
1159. Начало франко-анжуйской войны (1159 - 1299 гг).
1163. Отмена "датских денег".
1164. "Кларендонские конституции" - ограничение компетенции церковных судов.
1166. Начало судебной реформы Генриха II (шла до 1179 г). Принята Кларендонская ассиза, ранее была принята не дошедшая до нас (только фрагменты) Великая ассиза
1196. Начало завоевания Ирландии. Образование Пейла (1171 г)
1170. Убийство Беккета по приказу Генриха II.
1181. "Ассиза о вооружении".
1184. "Лесная ассиза" - исключительное право короля на заповедные леса и охоту в них.
1189. III крестовый поход. Гибель Фридриха I Барбароссы. Пленение Ричарда Львиное Сердце (Продолжалось 1189 - 1192 гг).

35. XII в в состав Германской империи входили как прежние ее владения, из которых и состояло собственно Германское королевство,— Саксония, Фризия, Тюрингия, Франкония, Швабия, Бавария и Лотарингия, так и вновь захваченные маркграфство Австрия, Штирия, Каринтия, Крайна, а также и область расселения лужицких сербов между Одером и Эльбой (Лабой). В вассальной зависимости от империи находились Чешское королевство, Ободритское государство (с конца XII в), Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) и Бургундия (с середины XI в.). Кроме того, в течение XIII в. немцы захватили Поморье (между Одером и Вислой), область расселения родственного литовцам племени пруссов (между Нижней Вислой и Неманом), а также владения куров, леттов, эстов и ливов (в бассейне Западной Двины и по берегам Рижского залива до берегов Чудского озера на востоке). В конце XII и первой половине XIII в. империи принадлежало и Сицилийское королевство, состоявшее из Апулии, Калабрии и острова Сицилия.

36.

37. Реконки́ста (исп. и порт.Reconquista — отвоевывание) — длительный процесс отвоевания пиренейскими христианами — в основном испанцами,каталонцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

Летом 1492 года немолодой моряк в отчаянии метался по испанскому побережью, тщетно силясь нанять корабельную команду. Свободных рук не было ни в одном порту. Тысячи людей беспорядочно грузились на любые плавучие средства, будь то корабль или жалкая лодчонка. В знойном южном воздухе стоял великий плач, которому не было конца. Паника в этом человеческом муравейнике была такой, будто Пиренейский полуостров вот-вот уйдет под воду: так бегут с тонущего корабля.

А в это время в недавно занятой христианами Гранаде взлетали в небо праздничные фейерверки, победно гремели барабаны, испанские войска ликовали. Королева Изабелла, прибранная и умытая, ежедневно на радость подданным меняла и без того белоснежную исподнюю сорочку.

Неизвестного моряка, сбившегося с ног в поисках команды, звали Христофор Колумб. А чтобы понять, чем вызвано паническое бегство из Испании целого народа — этот воистину библейский исход, чуть было косвенно не воспрепятствовавший открытию Америки, — выяснить, при чем тут Гранада и какое отношение к происходящему имеет нижнее белье королевы, нам придется перелистать назад восемь страниц истории, каждая из которых — столетие.

38.

39. Особыми чертами характеризуется католическое монашество. В отличие от православного оно не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Большое число орденов возникало в связи с крестовыми походами в XI—XII вв. (иоанниты, тамплиеры, тевтонцы и др.). Монахи этих орденов были воинами-рыцарями, которые под лозунгом распространения католической веры завоевывали огромные площади главным образом на востоке (крестоносцы). В курсе истории средних веков вы уже знакомились с крестовыми походами и знаете, что они сопровождались грабежом, варварством европейских рыцарей-миссионеров. С крестоносцами, действующими в Прибалтике, пришлось столкнуться и Руси (вспомните Ледовое побоище 1242 года).

Католический тип монашества это разновидность ложной духовности (на духовном языке - прелести), где преобладало стремление к чувственности, внешнему, земному. Вот почему часто католическое монашество принимало вид воинствующих орденов, научных братств или благотворительных организаций.

Православное истинное монашество (речь не о современной отступнической карикатуре) это Божественное установление для ревнителей внутренней духовной жизни, созерцания и преискреннего соединения с Богом. Оно дало большое число великих святых угодников Божьих и являлось солью Православного христианства.

40. Христианизация Европы
Уже в течение раннего средневековья христианство стало господствующей религией многих европейских государств. Христианизация населения Европы не была каким-то одновременным явлением.
В Римской империи христианство было провозглашено единственной государственной религией еще в конце IV в. императором Феодосием I. И несмотря на то что следы язычества сохранялись еще довольно долго, жители Византии и бывшей Западной Римской империи уже в начале раннего средневековья были христианами. Христианами были и многие из германских народов, под натиском которых рухнула Западная империя. В своем большинстве они принимали христианство в виде арианства, которое церковью было объявлено ересью. Арианами были, например, остготы, вестготы, вандалы, свевы, бургунды и другие варварские народы. Только франки сразу и навсегда приняли христианство в том виде, в котором его проповедовала церковь. Затем и варвары-ари-ане приняли ортодоксальное христианство, причем немалую роль в этом сыграли как походы франков на другие варварские государства (с провозглашением борьбы против еретиков), так и завоевания в западном Средиземноморье византийского императора Юстиниана.
В Британии, после того как римские легионы вынуждены были ее оставить в начале V в., христианство едва не исчезло. Но вскоре христианской стала Ирландия, где наиболее известным проповедником был Патрик, объявленный затем святым покровителем этой страны. Ирландские монахи-миссионеры активно распространяли христианскую веру в Шотландии, Англии, много их действовало и в разных уголках континентальной Европы. Активно действовали и миссионеры, которых посылали к язычникам римские папы. Они появились и в Британии, где конкурировали с ирландскими, и среди многих других языческих народов Европы. Одним из наиболее известных таких проповедников был Бонифаций. Он проповедовал среди саксов и фризов и был там убит во время молитвы.
Во главе католической церкви стоял римский папа, который руководил ею как полновластный монарх. Пап титуловали "наместниками святого Петра", которого Иисус Христос назначил - главным среди апостолов и который считался первым епископом Рима. Папа Иннокентий III утверждал, что папа - выше всех людей на Земле, которые имеют власть. Судить папу может только Бог, а папа может судить любого человека, даже короля.
Для руководства церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат - курию с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам - высшим особам в католической церкви после папы. Кардиналы назначались папой, они же после смерти папы избирали нового главу католиков. Папа и кардиналы стояли во главе иерархии духовенства. Далее шли архиепископы, епископы, пресвитеры (священники), дьяконы. Архиепископы и епископы руководили диоцезами - церковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры руководили церковной жизнью приходов - низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в разных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы, первые из них давали даже присягу на верность папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения папских посланцев-легатов.
Православная церковь не имела такой строгой централизованной организации. Главным в ней считался патриарх Константинополя, но фактически ею управляли четыре патриарха (кроме константинопольского, еще антиохийский, иерусалимский, александрийский; позднее к ним добавился и русский). Здесь не было такого единоначалия, как в католической церкви. В остальном же иерархия духовенства была примерно такой же. Во главе церковных провинций (епархий) стояли епископы, крупные провинции возглавляли митрополиты. Священники руководили приходами, им помогали дьяконы. Но епископы подчинялись своему патриарху и митрополиту. Существовали и некоторые отличия между православными церквами, которые возглавлялись патриархами, например в обрядности.
Одним из существенных различий между католицизмом и православием в то время был язык, на котором происходило богослужение. У католиков единым языком богослужения во всех странах был латинский (почти непонятный для большинства верующих). В православии богослужения велись на тех языках, которые употреблялись в тех или иных местностях,-греки молились на своем языке, славяне - на старославянском, грузины - на грузинском и т. д.
Православие не знало монашеских орденов с их особыми уставами и подчиненностью большинства из них папе римскому - монахи во главе со своими руководителями - игуменами жили по одинаковым правилам, но каждый монастырь имел свою автономию.
Действовали среди европейских народов и христианские миссионеры из Византии. Среди них наиболее известными были Кирилл и Мефодий, посланные в Великоморавское княжество, создатели славянской азбуки и переводчики с греческого на славянский язык богослужебных книг.
Миссионеры сделали много для распространения христианства. Но все же главным путем распространения христианства в Европе было насаждение его насильственными методами. Если проанализировать дошедшие до нас из исторических источников известия о принятии христианской религии в том или ином государстве, то можно заметить, что главным здесь было обычно крещение того или иного короля, после чего это же должны были сделать все его подданные. Затем издавались суровые законы против тех, кто желал оставаться язычником. Насаждалось христианство и силой оружия, когда победители заставляли побежденных принимать их веру. Так было при завоевании Карлом Великим саксов в VIII в., при завоевании немецкими рыцарями народов Восточной Прибалтики.
Христианскими в IX в. стали Болгария, Чехия, в X - XI вв.-Польша, Древняя Русь, Венгрия, Дания, Норвегия, Швеция. Страны Западной, Северной, Центральной Европы приняли христианство по образцу римской церкви; страны Восточной Европы и большей части Балканского полуострова - по его византийскому виду.
Однако борьба с язычеством велась еще долгое время. Особенно цепко держалось за языческие верования и обряды крестьянство. Крестьяне были наиболее тесно связаны с природой, а язычество как раз и обоготворяло силы природы, с которыми земледелец либо скотовод встречался каждый день и от которых во многом зависела его жизнь. Борясь с язычеством, церковь с помощью государственной власти не только разрушала языческие святилища "идолов", но и приспосабливала ряд представлений язычников к христианству.
Были в средневековой Европе и приверженцы других религий. На Пиренейском полуострове, захваченном арабами, господствовал ислам. На некоторое время арабы захватили и Сицилию, Сардинию, ряд других южноитальянских территорий. В позднем средневековье с завоеванием Балканского полуострова туда принесли ислам турки-османы. Иудейская религия была религией евреев, которых судьба разбросала по разным европейским странам.
В сознании средневековых европейцев сложилось резкое противопоставление "мира христианского" "миру исламскому", особенно во время и после крестовых походов. В глазах христиан-европейцев мусульмане были "неверными", их считали язычниками.
Но и христианский мир не был единым. В средневековье он раскололся на мир латинский (католический) и мир православный. Вызвано это было не столько расхождениями в учении, обрядности, организации между католической и православной церквами, сколько разными историческими судьбами народов Запада и Востока Европы. Фактически этот раскол начался еще с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Восточная (Византия) уцелела и продолжала сохранять былые традиции, в том числе и христианские. Западная Римская империя была уничтожена варварами, на ее территории образовались новые государства, и судьбы христианства тут были иными.

 

 

В Европе на распространение христианства существенно повлияло Великое переселение народов, когда происходило обращение в христианство германских племён. Одними из первых христианство приняли вандалы, вестготы, остготы. В V-VI вв. христианство распространилось среди лангобардов на севере Италии и среди франков, которые вторглись в Галлию. В этот же период были христианизованы кельтские племена: бритты в Британии, пикты и скотты в Шотландии. Ирландия приняла христианство в V в. Её христианским покровителем стал епископ Патрик (ок. 389-461), причисленный позже к лику святых. В VI-VII вв. христианство приняли вожди и короли англосакских племён.


В IX в. Сербия и Болгария приняли христианство и подчинились Константинопольскому Патриарху. Чехи и поляки признали христианство и зависимость от Папы Римского в IX-X вв., в конце X в. — венгры.

41.

middle_age_world.academic.ru/928/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9_1054_%D0%B3

http://www.mir-slovo.ru/text/11027.html

Введи в гугле эти ссылки и выбери что лучше.

42. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно проводились ученые диспуты. Впрочем такое случалось нечасто. Такие группы формировались исключительно из студентов, кочевавших от одного преподавателя к другому, поэтому эти секты были весьма неустойчивыми и быстро распадались.

С точки зрения вероучения, средневековые ереси отнюдь не представляли собой единого целого. Среди них встречались учения, в основе которых лежал возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья. Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.

Наиболее благоприятными регионами для распространения ересей в Средние века являлись Восточная Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие традиции имели большее влияние на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние на политическую жизнь Европы. Так было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.

Сразу же после жестокого подавления катаров в 1232 - 1231 годах папа Григорий IX создал церковную главную комиссию для защиты истинной папскую - веры инквизицию. Латинское слово inquisitio розыск «означает». Подразумевалось, что ревнители веры, папой посланные, не должны дожидаться, пока заслуживающие свидетели доверия обвинят кого-либо в ереси.

инквизиторы Отныне обязаны были сами со всем рвением возможным выискивать еретиков. Папа издал жестокие чрезвычайно указы. Согласно им все верующие были обязаны доносить инквизиции о любом подозрительном Имена. человеке свидетелей сохранялись в тайне. До судебного защитники разбирательства не допускались. Сам судебный процесс условиях в проходил строгой секретности. Вел его бывший, инквизитор одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор было нельзя опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и содеянном в раскаялись, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто своем в упорствовал «преступлении», кончали жизнь на костре.

 

43. http://www.history-names.ru/a/albigoyskie_voyny.shtml

44. Примат духовной власти над светской (Папоцезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.

К началу XII в. папство прочно занимало позиции руководящего центра католической церкви. Вормский конкордат 1122 г. позволил папе укрепить свою власть над епископами в Италии и в других частях «Священной Римской империи». Такое же положение римская курия заняла и в других западных странах. Папство умело использовало оппозицию феодальной знати против усиления королевской власти, добиваясь нередко признания королями папского верховенства за поддержку против мятежных магнатов. Значительно повысился международный престиж римской курии в результате крестовых походов, вдохновителем и организатором которых она выступала. Вместе с тем папская курия распространила свое влияние на новые, в прошлом языческие страны, насильственно обращенные в христианство крестоносцами-рыцарями (народы Прибалтики). Поисковое Продвижение сайтов в Нижнем Новгороде еще на сайте. Намного возросли материальные средства папской курии. Кроме доходов из Папской области, курия получала взносы от епископств со всех католических стран (аннаты, паллиум), долю церковной десятины, специальный крестоносный побор («саладинова десятина» и др.). Казна курии превосходила финансовые ресурсы самого богатого из европейских королей. Наивысшего могущества папство достигло во времена понтификата (правления) Иннокентия III (1198–1216). Этот энергичный и властолюбивый папа добивался установления мирового господства и был уже недалек от цели. Он восстановил все папские владения в Римской области, являлся фактическим владетелем Сицилийского королевства, превратил в вассала курии английского короля Иоанна Безземельного, располагал верховной властью над Португалией и Арагоном, выступал арбитром в спорах антикоролей в Германии и фактически решал судьбы «Священной Римской империи». Папская курия превратилась в высшую судебную инстанцию во всем западном мире. [4; 320] На Лионском соборе в 1274 г. был принят новый регламент избрания пап. Заседания кардиналов должны были проходить в полной изоляции – con clave – «с ключом» (отсюда «конклав»). По истечении трех дней, если кардиналы не завершат избирательной процедуры, им должны были подавать на обед и ужин только одно блюдо, а через пять дней – только хлеб и воду, что должно было ускорить избрание папы и предотвратить длительные вакансии престола. Теократическую политику Иннокентия III пытался продолжить папа Бонифаций VIII (1294–1303). Чтобы увеличить доходы курии, он объявил 1300 год «юбилейным». Всем, кто прибудет на юбилейные торжества в Рим, было обещано отпущение грехов. Папская канцелярия начала выпускать индульгенции – грамоты на отпущение грехов, которые продавались за деньги. В 1302 г. папа издал буллу, утверждавшую, что непременным условием «спасения» верующих является подчинение папе. Папская власть объявлялась высшей властью на земле, неповиновение ей наказывалось отлучением от церкви и лишением титула и сана. Однако политическая обстановка в Западной Европе радикально изменилась. Начали формироваться централизованные национальные государства. Королевская власть значительно окрепла. Попытка Бонифация VIII провести в жизнь свои теократические замыслы натолкнулась на ожесточенное сопротивление французского короля Филиппа IV и окончилась поражением папы. [5; 180]

45. Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия — с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX вв.), зрелого, или классического (X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. Сточки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями. кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного.

Созданию образа «темного Средневековья» во многом способствовали сами представители данной эпохи, и прежде всего писатели, поэты, историки, религиозные мыслители и государственные деятели. В своих произведениях, трудах и свидетельствах они часто рисовали довольно мрачную картину современной им жизни. В их описаниях отсутствуют оптимизм и радость бытия, нет удовлетворения от жизни, нет стремления к улучшению существующего мира, нет надежды на возможность достижения в нем счастья, покоя и благополучия.

Напротив, присутствует глубокий пессимизм, постоянно звучат жалобы на жизнь, доставляющую одни только бедствия и страдания, преобладает мотив страха перед ней и усталости, выражается чувство беззащитности и обездоленности, ощущение близящегося конца света и т.д. Отсюда особое внимание к теме смерти, которая выступает как способ избавления от невыносимых тягот жизни. Средневековые авторы пишут об искреннем стремлении поскорее покинуть этот бренный земной мир и отправиться в потусторонний мир, где только и возможно достичь счастья, блаженства и покоя.

В еще большей степени созданию образа «темного Средневековья» способствовали поэты, писатели, философы и мыслители Возрождения. Именно они объявили Средневековье «темной ночью» в истории человечества, а последовавшее за ним Возрождение — «рассветом», «светлым днем», пробуждением к жизни после тысячелетней спячки.

Средние века для них представали как целиком бесплодные, впустую потраченные столетия. Они также обвиняли Средневековье в том, что оно только разрушило и ничего не сохранило из великих достижений античной культуры. Отсюда следовал логический вывод о полном отказе от Средневековья и о возрождении Античности, о восстановлении прерванной связи времен.

На самом деле все обстояло гораздо сложнее, не так просто, однозначно и одноцветно. В последнее время взгляды и оценки Средневековья становятся все более адекватными и объективными, хотя некоторые авторы впадают в другую крайность, идеализируя Средние века.

В Средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение европейских государств и всего Запада в его современном виде. Конечно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что же касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало Античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед.

46. http://www.izbir.ru/razlojenie_tsehovogo_stroya_i_borba_vnutri-shpory_ist_sr_vekov/


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)