АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Л.ФЕЙЕРБАХ

Читайте также:
  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  2. Антропологический материализм» Л.Фейербаха

Философия Фейербаха является завершающим этапом классической немецкой философии, представленной Кантом, Гегелем, Шеллингом и Фихте, и началом эпохи материализма как в немецкой, так и в мировой философии. Богатство, яркость идей и его остроумие удивительным образом сочетаются с неустойчивостью его взглядов. Сам о себе он говорил, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Он пережил три фазиса философии, которые просматриваются во всей истории человечества, и остановился на последнем. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) родился в семье криминалиста, в юности изучал богословие, слушал самого Гегеля в Берлине. Он считал философию идеализма рационализированной религией, противопоставляя философию и религию по самому их существу. В основе религии он видел веру в догмы, а философии – знание и стремление раскрыть природу вещей. Поэтому философия Фейербаха направлена на критику религии и избавление сознания от религиозных иллюзий. Он назвал человека частью (наиболее совершенной) природы, а не творением бога. В центре внимания Фейербаха находится человек, душа и тело которого едины. При этом больше внимания философ уделял именно телу, которое, по его мнению, и составляет сущность «Я». Критикуя идеалистов, их трактовку познания и абстрактное мышление, Фейербах обращается к чувственному созерцанию. Он считает, что единственный источник познания – это ощущения- зрение, осязание, слух, обоняние, которые обладают подлинной реальностью. Именно с их помощью и познаются психические состояния. Он отвергал сверхчувственную реальность и отвлеченное познание с помощью разума, которое считал идеалистической спекуляцией. Такая антропологическая философия Фейербаха свидетельствует о новой интерпретации понятия «объект». По мнению Фейербаха, он формируется при общении людей, поэтому объект для человека – это другой человек. Из внутренней связи людей возникает человеколюбивая альтруистическая мораль, которая должна заменить людям иллюзорную любовь к богу. Последнюю он называл отчужденной и ложной формой любви. Вместе с Гегелем он убежден в могуществе разума и необходимости познания. Яркой особенностью, которую имеет философия Фейербаха, является учение о туизме. Он считает, что достоверность бытия доступна собственным чувствам человека. Он никогда не отказывается от своего интереса к религиозной проблеме и этике, поэтому эта сторона его философии была разработана гораздо глубже и полнее, чем вопросы познания. Интереснейшая сторона, которую имеет философия Фейербаха, заключается е его интерпретации религии. Это его теория психогенезиса религиозных миросозерцаний. Он стремится показать, как в человечестве веками складывалось религиозное миросозерцание. Отрицая сверхчувственное как все, лежащее вне сознания и природы человека, он склоняется к натурализму и атеизму. Фейербах представляет свое описание психогенезиса духовных религиозных представлений и чувств. Дети, дикари и культурные люди одинаково стремятся проектировать свои черты вовне (антропоморфизм). А религия является важнейшим видом реализовать такие стремления – спроектировать лучшие черты своего «Я», собственных мыслей, желаний и чувств на божественный образ. Такое религиозное творчество помогает человеку устранить противоречивость, которая неизбежно возникает между его желаниями и достижениями и которая осознается так мучительно. Не Бог создал человека по своему подобию, а как раз наоборот, человек всегда сам творил своих богов. И эти боги – дети человеческих желаний. Такова философия Фейербаха. Кратко она приведена в наиболее интересных аспектах. Она наиболее интересна своей психологической, а не метафизической стороной. Его попытка объяснить процесс происхождения религиозного миросозерцания нова и оригинальна. Глубокие идеи Фейербаха стали толчком для исследований истории религии Ренаном, Гаве, Штрауссом, кн. С.Н. Трубецким и др. За ними последовал ряд этнографических исследований первобытной религии (Леббок, Тайлор, Спенсер, Группе и др.). Его идеи оказали сильное влияние на вождей немецкой социал-демократии: Маркса, Энгельса и других.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)