АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИММАНУИЛ КАНТ

Читайте также:
  1. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта«Критика практического разума»
  2. Вопрос 21. Онтология Иммануила Канта.
  3. Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
  4. Иммануил Кант
  5. Иммануил Кант
  6. Иммануил Кант (1724 – 1804)
  7. Иммануил Кант (1724-1804)
  8. Иммануил Кант (1724-1804).
  9. Иммануил Кант: религия в пределах разума
  10. Критическая философия» Иммануила Канта
  11. Философия Иммануила Канта

 

Ведающие женщины знают, как обрести семейное счастье: для того, чтобы стать хорошей матерью, вначале надо быть хорошей женой, а ещё прежде – хорошей женщиной. В Ведических писаниях (например, в «Кама-сутре») говорится о том, что настоящая женщина (ведьма) должна обладать 64 качествами, необходимыми для полноценной семейной жизни:

 

1. Иметь решимость следовать за мужем.

2. Умение доставить наибольшее удовольствие супругу.

3. Умение угадывать и опережать желания мужа.

4. Умение быть собранной в любой обстановке.

5. Владение и управление половой силой для воплощения в своих детях высокодуховных предков мужа.

6. Чистоплотность.

7. Знание любовных игр и искусства любовных ласк.

8. Проворство в любовных позах.

9. Умение красиво раздеться.

10. Умение вызвать к себе интерес супруга своим поведением и нарядом.

11. Умение преподнести себя.

12. Умение возбудить мужа.

13. Умение покинуть спящего мужа, не потревожив его.

14. Знать способы уснуть после мужа.

15. Уметь спать в любом положении.

16. Умение делать различный массаж, поддерживать долголетие и здоровье.

17. Знахарское лечение: траволечение, заговоры, лечение жизненной силой и прочее.

18. Ведовство бытовое и обрядовое, знание народных обычаев.

19. Знание основ звездочтения: благоприятных и неблагоприятных дней.

20. Умение общаться со стихиями природы.

21. Умение пользоваться своими космами; знание стилей причёсок и умение уложить волосы.

22. Знание различных характеров.

23. Умение проявить необходимый характер.

24. Умение выразить и подчинить свои чувства.

25. Знание необходимой защиты своей чести и достоинства.

26. Умение рассуждать, выявлять закономерности и делать умозаключения.

27. Умение красноречиво излагать мысли.

28. Знание игр, развивающих мыслительные способности человека.

29. Ведение хозяйственных расчётов, знание мер, веса, объёма, плотности и так далее.

30. Знание системы налогов.

31. Умение договариваться и вести дела.

32. Умение доказать свою правоту.

33. Умение распознать качества и способности людей.

34. Умение разгадывать сны и толковать приметы.

35. Умение обживаться и создавать уют в любой обстановке.

36. Умение изготавливать из глины утварь, предметы обихода и игрушки.

37. Изготовление тканей и пряжи из различных материалов, изготовление и украшение одежды; знание сокровенного смысла узоров и характеристик изделий.

38. Приготовление красок; окраска тканей, пряжи, одежды, утвари, знание основ цветоведения.

39. Знание свойств камней и умение ими пользоваться.

40. Поварское искусство и приготовление напитков.

41. Знание дикорастущих растений, использование их в быту, питании и лечении.

42. Умение получать на огороде хороший урожай, сохранять его и делать пищевые заготовки.

43. Знание животноводства.

44. Общение и игра с животными; их обучение, внушение необходимых действий.

45. Умение распознавать состояние человека по его почерку, красиво и грамотно изъясняться письменно.

46. Умение передать с помощью живописи и рисунка своё состояние и восприятие окружающего мира.

47. Составление гирлянд, венков, букетов и знание их скрытого смысла.

48. Знание сказок, былин, преданий, пословиц, поговорок и народных песен.

49. Изготовление кукол для игр, обрядов и ведовства.

50. Сочинение стихов, песен и их исполнение.

51. Знание благоприятных и неблагоприятных музыкальных ритмов, размеров, мелодий и их воспроизведение на различных инструментах.

52. Умение пластично двигаться и танцевать под разные мелодии.

53. Искусство в развлекательных играх; ловкость и сноровка.

54. Умение определяться на местности.

55. Умение жонглировать различными предметами.

56. Умение обмана («об ман» – то, что рядом с умом, с правдой: уловки, проделки, розыгрыши, ловкость рук, лукавство).

57. Умение угадывать задуманные числа, имена, предметы, словосочетания и так далее.

58. Знание игр, основанных на угадывании (загадки, головоломки, шарады, прятки и так далее).

59. Умение ввести в заблуждение соперников.

60. Знание различных игр на спор.

61. Умение плакать.

62. Умение умилостивить рассерженного супруга.

63. Умение управлять ревностью мужа.

64. Добросовестно выполнять свои обязанности даже в случае потери мужа.

 

В Ведических писаниях приводятся три довода относительно того, почему эти искусства следует изучать:

– Применяя эти искусства, легче завоевать расположение своего возлюбленного.

– Женщина, которая владеет этими искусствами, естественным образом получает почётное место в обществе.

– Знание этих искусств способствует большему очарованию, приязни и влечению к такой возлюбленной.

 

Женщина, не являющаяся хранительницей семейного очага, теряет связь с Прародителем, ибо удовлетворить Всевышнего можно только выполнением своих естественных обязанностей. Лишившись благодати высших сил, она следует зову своих чувств, которые повергают её из одной нелепости в другую. Такая женщина приобретает затасканный вид, пытаясь скрыть его под слоем макияжа.

 

Глава шестая. Чакровидья о формировании характера личности

 

Творцом в геном человека заложенна естественная программа развития, формирования личности, которую данавы сейчас хотят разрушить с помощью чипизации, создать подконтрольных биороботов. Семь чакр человека имеют свою периодизацию, каждая чакра имеет наибольшую, своственную ей активность в свое время. Чакровидья (чакра – круг, видья – видинье, знание) – знание о свойствах той или иной чакры, являющейся посредником между тонкими и грубыми телами человека.

Первая чакра – Исток (санскрит – Муладхара). Отвечает за страх, виживание, здоровье в теле. Когда бы человек не пришел в новое место, в новый коллектив, в новую организацию, у него включается эта чакра. С неё начинается осмысление, вхождение в новую сферу, осторожность, страх. В новом месте человек ведет себя осторожно, почтительно, на всякий случай предупредительно. Чакра Исток таким образом человека дисциплинирует. Следующая чакра – Зарод (саскр. – Садхистана). Отвечает за чувства. Когда человек немного освоился, он начинает различать «что тут хорошо, а что не очень хорошо», тепло-холодно, какие люди – приятные или неприятные. На уровне этой чакры страх подчиняется энергии данной чакры. На уровне чувств человек может выражать свои желания: «это хочу, а это не хочу», «это мне нравиться, а это не нравиться».

Следующая чакра – Живот (санскр. – Манипура). Отвечает за активность. Когда человек освоился на уровне страха и чувств, тогда у него возникает желание уже что-то предпринимать, действовать, «хозяйничать», появляется деловитость.

Следующая чакра – Перси (санскр. – Анахата). Отвечает за гармонию, радость в общении, любвеобильность, этикет.

Следующая чакра, пятая – Устье (санскр. – Вишуддха). Отвечает за ораторство, общение, речь, обучение, познание, искусство. На уровне этой чакры человек стремится познать философский принцип «почему, зачем и как». Мы живем в созданном мире, но не каждый человек это может понимать, осмысливать. Ребёнок может не осмысливать, что школа создана взрослыми людьми для детей, разработаны программы, как обучать детей, есть люди, которые изучают детскую психику, кем дети могут стать, и они для этого готовят целую систему, сегодня требующую коренного преобразования из технократического русла в русло ведическое. И позже, когда ребёнок пройдет все эти 11 классов, если он дистигает гармонии, чувствует пользу, радость, он скажет: «Ага, теперь я понимаю, как всё это было устроено». Философия пробуждается радостью жизни. В противном случае, философия дремлет.

Следующая чакра – Чело (санскр. – Аджна). Отвечает за мудрость. Мудрость – уникальное свойство человеческое, это способность прикладывать полученное, осмысленное знание к практической жизни.

Следующая, седьмая чакра – Родник (санскр. – Сахасрара). Отвечает за одухотворение. На уровне данной чакры человек достигает бесстрашия. Современная цивилизация влияет на человека таким образом, чтобы у него преимущественно работали только страх и желание (чакры Исток и Зарод). Страх войн, безденежья, страх быть «не в моде» толкает человечество к пропасти. Духовность означает отсутствие страха и отсутствие навязчивых желаний, спонтанное счастье в осознании Всевышнего. В конечном итоге, цель человеческой жизни должна сводиться к ощущению бесстрашия и осознания Всевышнего. И для этого человеку требуется прожить всю свою жизнь (за несколькими исключениями особо одаренных личностей). Эти 7 чакр имеют наибольшую активность, согласно данной им цикличной периодизации с циклами по 7 лет на каждую чакру и по 1 году на каждую чакру. То есть первые 7 лет идет цикл чакры Исток, и каждый год по этому циклу включается по очереди каждая чакра в отдельности. Следующие 7 лет идет цикл чакры Зарод, и также само по ней подключаются все чакры, каждая по 1-му году воздействия. Итого 7*7 получаем 49 лет – полный цикл, при условии что не было сбоев в развитии. Когда человек переживает длительный стресс или глубокую психическую травму, работа чакр может приостановиться, или же чакры могут совсем закрыться, а на их открытие может понадобиться особый психологический подход, иногда занимающий месяцы. Когда ребёнок рождается, он находится в состояни выживания, страха, безрадостности. Он ещё не понимает ваших эмоций, он просто виживает. Он может сосать молоко из груди матери, кричать, когда ему плохо, и молчать, когда ему хорошо, или вообще бездействовать, просто спать. У ребёнка включается чакра страха, он впервые вышел на свет из утробы матери. А на втором годе жизни у ребенка начинают проявляться чувства, капризы. На третий год жизни ребенок начинает что-то хватать, ламать, разбирать. Появляется активное изучение мира. Если ему запрещать активно действовать, рисовать, познавать, если ему все время говорят: «Это нельзя и это нельзя», – то у ребёнка вырабатывается понимание «делай всё тайком», потому что всё равно эта чакра работает, и ему нужно действовать. Он может в тайне начинать свою деятельность, и у него может выработаться такая привычка на всю жизнь. В современном мире принято считать нормальным делать многие вещи в тайне от других. Это может называться политикой или экономикой, или даже семейной жизнью. Есть у каждого, и у каждой семьи свои секреты, оказывается. Проблема состоит в том, что многие до сих пор не поняли, что же всё-таки можно, а что – нельзя. В 4 года он очень интересный, гармоничный, он начинает общаться, придумывать собственные названия, радовать родителей. В 5 лет открывается философская чакра. Он спросит: «Мама, а откуда я вообще взялся?». Если ему сказать: «Не говори глупостей», – чакра Устье может закрыться. Или когда ребенку говорят всякие шутки, водят его за нос, ответа не дают никакого, чтобы ребёнок был удовлетворен этим. Интерес глушится, потому что он не принимается окружающим миром. Это один из примеров того, как чакра может быть задержана в развитии. Веды говорят, что каждый человек должен уметь философски мыслить, иначе как он достигнет мудрости и бесстрашия, как он пойдет дальше? Но у нас с вами сейчас распределено: есть духовенство, есть какие-то мудрецы, отшельники, есть какие-то философы, есть какие-то люди общительные, есть какие-то люди деловые, предприниматели, есть какие-то люди просто «тусовочные» и есть те, которые просто живут в страхе и не знают, что делать. Но если посмотреть внимательней, мы имеем дело не с типами людей, а с людьми, застрявшими на определенном уровне развития. Отсюда условно формируются классы, варны и подклассы. Тип человека один. Когда он гармоничен – в нём всё развито одновременно.

Согласно Ведам, в 5 лет ребенок уже начинает своё обучение. Почему? Открывается чакра философии, осмысления. Естественно, появляется вопрос, и на него должен быть ответ. Не в 7, не в 8, и не в 6 лет – в 5 лет необходимо начать первое обучение. Даже если это не школа, то родители обучают. Если не родители, то старшие родственники. В два года просыпаются чувства: «хочу – не хочу». Когда ребёнок хочет есть – это очень важно, самое важное – накормить его. Описался – очень важно перепеленать его. А всё остальное почему-то не так важно, ведь он еще ребёнок. Но на вопрос: «Мама, откуда я взялся», – мало кто обратит внимания. Что выделит ребёнок из этих 7-ми моментов? Если он встречает сопротивление уже на третей чакре, радость общения сменяется удовлетворением чувств, не для философского раскрытия, потому что родители сами могут не понимать и дать ответы. В 7 лет у ребёнка проявляется тяга к таинственному – пробуждается вера. Каждый ребёнок имеет врожденную веру-осознание Всевышнего. На седьмом годе пробуждается тяга к таинственному и неизведанному, и ребёнок может осознавать то, во что «взрослые» давно уже не верят. Ребёнок верит в сказки, верит в то, что можно поговорить с Солнцем, с Луной. Ребёнка радует то, что добро всегда побеждает зло. Человек с неразвитой духовностью вопринимает мир через призму физики, химии, чувств и вожделения, но он не рассматривает мир через призму духовности, отношений.

В 8 лет появляется новый страх. Каждые 7 лет начинается новый цикл, и начинается он со страха. Первые 7 лет страх пройдет через все 7 чакр, затем чувства пройдут через 7 чакр, затем деловитость через 7 чакр, гармония через все 7 чакр, философия через все 7 чакр и духовность также пройдет через все 7 чакр.

В 8 лет появляется страх чувств. Меняется гормональный фон, начинает пробуждаться сексуальная энергия. Мальчики и девочки начинают чувствовать, что между ними есть различия. И вот ребёнок не понимает, что с ним происходит. Появляется непонимание своих новых ощущений и желаний, связанных с противоположным полом. Но уже в 9 лет, когда чувства усиливаются вдвойне, ребёнок может ощутить первую любовь, очень сильное чувство. Очень трудно это чувство затем снова ощутить в жизни, такой же силы и чистоты. Но если ребёнка воспитывать через излишнюю стеснительность и стыдливость, это чувство в нём может не пробудиться. Другая крайность – когда ребенок вырастает слишком наглым. Очень редко можно найти сейчас уравновешенного в чувствах человека. В возрасте 9-ти лет возможна первая любовь посредством сильных чувств, но, как правило, дети её скрывают в это время. В 10 лет, когда появляется деловитость, человек пытается эти отношения уже как-то выстраивать, устраивать, устанавливать, действовать с противоположным полом. Девочки и мальчики из-за остроты отношений даже дерутся между собой в это время. А вот если появляется первая любовь, им кажется, что возлюбленная (возлюбленный) – это неземное существо, настолько обаятельное и завораживающее. Как правило, в это время могут устанавливаться отношения с противоположным полом и дружба в разных формах. Ребёнку в это время нужно говорить о дружбе и любви, о его роли в роли дружбы. На пятой чакре философии по чувствам открывается понимание отличия полов, философия дружбы и любви. В 12 лет ребенок пытается понять значение дружбы и любви, как философ. В 13 лет приходит понимание честности, верности, этики. В это время дети могут клясться в дружбе. В 14 лет приходит попытка одухотворить свои отношения, обожествить, написать стихи. Одухотворенность выражается в творчестве. Обожествляется объект любви в 14 лет. В это время слова и музыка выступают для человека, как наркотик.

В 15 лет снова активируется страх по чакре Живот. Человек задает себе вопрос: «Что я теперь с этой любовью буду делать? Ведь я, как взрослый, должен буду зарабатывать деньги, ходить на работу, сам себя поддерживать». Когда родители говорят ребенку в 15 лет о самостоятельности – для него это страшно ещё. Но уже в 16 лет – деловитость и чувства, это сладкие 16 лет, когда приходит умение найти наслаждение, «добиться» его. Это опасный возраст, так как в это время дети могут вступать в сексуальные отношения сами по себе. Если их стимулировать, как сейчас стимулируют СМИ, то они могут и раньше вступать. Поэтому в 16 лет родители должны быть строгими с детьми, как тигры, в этом плане, контролировать похождения детей. В 17 лет приходит эгоистическая любовь, когда она соединяется с деловитостью. Дети ради своей любви готовы пойти на всё, что угодно. В 18 лет приходит гармония и деловитость – желания прийти к взаимопониманию. Человек кого-то любит, с кем-то дружит, но он ещё хочет, чтобы его понимала общественность. Поэтому в 16 лет от ребёнка не нужно добиваться 18-летнего понимания, нужно терпеть этот возраст, стараться общаться с ним таким образом, чтобы дать ему определенный разум, так как 16-17 лет – трудный возраст, дети не хотят никого слышать. Если человек получил гармоничный опыт общения, то он услышит вашу мудрость в 18 лет. Если он не получил высших проявлений осознанности, он может вообще ничего не слышать, и все делать по-своему. В 19 лет приходит философствование любви в семейной жизни. Человек осмысливает, почему нужно быть в семейном союзе всю жизнь. Если осмысление семейного союза, для чего нужна семейная жизнь, не приходит – неизбежно будет развод. В 20 лет приходит первая реализация, мудрость, применения знаний семейной жизни, применение и деловитость. В это время человек уже может жениться (выйти замуж). В 21 год приходит поиск духовно стороны партнера для совместного развития. Приходит первая реализация того, что семейный союз – это не просто какая-то романтика, красота, но это ещё и огромная ответственность, в нём есть большие сложности, трудности. Как же преодолеть эти трудности? Ответ – духовная сторона партнера. А если нам с вами о духовности никогда не говорили? Нечем будет заменить, вот в чем проблема.

22 года – снова страх. Страх чего? Страх всю жизнь жить вместе или остаться одному на всю жизнь. 23 года – чувства и гармония. Приходит уважение к чувствам других, приходит понимание о нуждах. Человек начинает освобождаться от эгоизма. Оказывается, чтобы жить в этом мире, необходимо учитывать желания и нужды других людей. В это время человек может начать проявлять альтруистические порывы. 24 года – деловитость и гармония – забота о всех сторонах своей жизни и членах своей семьи. Если человек развивался правильно, гармонично, он способен заботиться о близких людях. 25 лет – устроенность и гармония жизни, начинается первая скука. 26 лет –философская чакра и гармония. Человек начинает задумываться о смысле жизни. 27 лет – становление философии отца и матери. Человек начинает осмысливать себя с точки зрения отца, матери. 28 лет – желание воспитывать возвышенных детей, оставить после себя след.

Следующий цикл – 29-35 лет. Цикл философского осмысления. 29 лет – философия и страх. Страх перед будущим. У человека возникает первое подозрение о собственной глупости, человек начинает догадываться, что он вообщем-то не очень то и умен. 30 лет – попытка человеком доказать самому себе, что через чувства он всё же может быть счастливым. 31 год – философия и деловитость, оправдвние своей деятельности, её важности и незаменимости. 32 года – философия и гармония, попытка человеком уравновесить его деятельность с его желаниями. 33 года – философия и философия, созревание философа. Приходит ясность в разуме. В 34 года появляется философия и мудрость. Приходит умение меняться, гибкость, возможность применить знание. В 35 лет приходит одухотворение, человек может занять в служении Всевышнему семью, работу и всего себя, приходит понимание, как это можно применить.

36 лет – чакра мудрости и страх. Страх общаться с мудрыми. 37 лет – к человеку приходит радость от контроля чувств и философских пониманий. Сейчас у людей нет философского понимания не потому, что они книг не читают, а потому что не контролируют чувства. Все философы, которые писали книги когда-то, они просто контролировали чувства, поэтому и писали. 38 лет – активное общение с мудрыми. 39 лет – нахождение себя в системе мудрецов. Человек чувствует, что он входит в иную сферу жизни. 40 лет – способность доказать другим свою точку зрения, проверенную опытом. 41 – созревания мудреца. В 42 года приходит одухотворение мудрости, оказывается, что можно пойти ещё дальше.

43 года – чакра духовности. Страх ощущается особенно глубоко, потому что человек встаёт на путь отречения от материального мира. В 44 года приходит одухотворение чувств, человеку может показаться, что он заново родился на свет. Появляется ощущение, что между чувствами, разумом и душой разницы нет. Если нет вожделения, чувства не опасны. 45 лет – систематизация духовности. 46 лет – поиск духовной гармонии и общения. 47 лет – понимание философии и духовного развития. 48 лет – способность давать духовные советы. Духовные советы отличаются от материальных тем, что духовному совету вы не можете не последовать. Если мысль передается из сердца в сердце, вы не сможете это отвергнуть. Достаточно всего лишь несколько наставлений получить от истинного духовного учителя – и ваша жизнь будет совершенна. 49 лет – духовность и духовность. Учитель высших идеалов. Если человек не успел пройти все уроки, Природа выделяет ему вторую часть жизни после 49-ти лет. В 50 лет мужчина, если не прошел подготовку, может стать, как собака: где погладят и покормят, туда и пойдет. Затем снова пробудятся чувства, и так весь круг заново.

 

 

Список используемой литературы:

1) Торсунов Олег Генадьевич – «Веды о создании семьи»

2) Кама-шастра

3) Наследие славян

4) Хакимов Александр Генадьевич – «Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь»

5) Материалы по лекциям ведических проповедников Серебрякова Сергея Владимировича и Хакимова Александра Генадьевича.

6) Интернет

 

ИММАНУИЛ КАНТ

 

В философском развитии Канта различают 2 периода:

- «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

- «критический». 1770 г. – защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой онпонимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

«Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта.

«Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

«Критика способности суждения» 1790

Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума».

Задача ф-фии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.

Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии.

Мир, в принципе, непознаваем (тетрадь).

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Кант различает

- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт.

- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет двойственный характер.

- категории или «интеллектуальные синтезы»

- время и пространствокак априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами» и «способами действия», которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.

Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.

Формы чувственности – пространство и время

Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)

- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)

- качества (реальность, отрицание, ограничение).

- отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)

- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).

Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Цель ф-фии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный».

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.

Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Конкретный опыт предполагает определенную априорную основу опыта, «возможный опыт», который содержит чувственные элементы опыта и наделяет их определенными значениям, которые не происходят лишь из чувственных созерцаний. «Все наше познание начинается с опыта», но «познание не исходит из опыта». Познание имеет два источника: эмпирический и априорный.

Этика.

Должна заниматься вопросами:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. Теория долга: «ты можешь, ибо ты должен».

Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество.

Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Т.о. идеи Бога и бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует.

Разум теоретический – его анализ. это пропедевтика (от греч. «обучаю предварительно»)

Разум практический – воление, нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… на ничто на небе…».

Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля – способность определять себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы.

Законы природы – царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воля автономна. Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится в априорной структуре практического разума. Бог, бессмертие души – условия, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться свободным. Нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии.

Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы.

Основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных.

Согласно его формуле автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характера прямой зависимости. Отличие автономно мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства».

Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».

Нравственный закон – это закон внеэмпирический, т.е. мы знаем о нем априори.

Реальность свободы гарантируется тем, что она является условием морального закона.

 

 

ГЕГЕЛЬ

Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.

Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.

Гегель деперсонифицировал мышление, сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).

Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех частей:

1. Логика. Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление, – и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным.

Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.

Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития.

Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).

2. Философия природы. Смысл и значениеприродного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.

3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. и обществ. сознание, всемирную историю и государство.

Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов.

В учении об объективном духе рассматривает социально-политическую жизнь, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности (в состав которой включает семью, гражданское общество, государство). Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости.

В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии а.и. обретает абсолютную форму – понятие.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)