АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН

Читайте также:
  1. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат
  2. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат.
  3. Болгарская Православная Церковь во второй половине ХХ – начале XXI вв. Церковный раскол в Болгарии.
  4. Влияние подвига патриарха Ермогена
  5. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг. Восстановление Патриаршества.
  6. Встраиваемый миниконтроллер нижнего уровня I-7188
  7. Высшее управление в Патриархатах
  8. Жизнь и деятельность патриарха Никона. Старообрядческий раскол.
  9. Идеология патриарха Никона
  10. Иов — Патриарх (1589-1605 г.)
  11. Киевская митрополия во второй половине XVII века. Обстоятельства перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата.
  12. Конец Никона

Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлялпротопоп Аввакум.

Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:

1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);

2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;

3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)