|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальная политика СССР в 1920 – 50-е ггРешение национального вопроса осложнялось и тем, что одни народы в условиях классового общества были угнетателями, а другие угнетенными. Уже до революции Ленин пришел к выводу, что единственно правильной линией в отношении национальных меньшинств было бы провозглашение принципа свободного отделения от России. Таким образом угнетенные народы получили бы право освободится и от национальной кабалы. Это отнюдь не означало, что народы должны были окончательно отделится друг от друга - наоборот, право на отделения было просто самым лучшим средством для преодоления национальных предрассудков. В конечном итоге это было направлено против "идиотской системы малых стран и национального обособления". Теоретически важной стала статья Сталина "Марксизм и национальный вопрос"(1913 г.), где он подробно изложил свои взгляды, в т. ч. определил понятие "нация". Уже здесь Сталин усиленно подчеркивал территориальный принцип - то есть идею о том, что каждая нация должна иметь право на самоопределение, но именно и непременно только на своей территории. С другой стороны, национальные группы не должны иметь культурной автономии на территории другой титульной нации, ибо организация по линии национальностей разделяет ряды трудящихся и подчеркивает противоречия между ними. Ленин, в основном, поддерживал идеи Сталина и назначил его народным комиссаром по делам национальностей в своем правительстве. Что касается мышления самого Ленина, его взглядов на реалии будущего социалистического общества вообще, и на национальные вопросы в частности, то они еще в конце 1917 г. были сильно утопичными. В книге "Государство и революция" он писал, что все революционные "коммуны" обязательно будут добровольно соединяться вопреки обывательским бернштейнским ожиданиям. Он считал также, что благодаря гармонии классовых интересов большинства своих граждан, новое пролетарское государство могло бы быть централизованным и вместе с тем более демократичным, чем любые федеральные страны. Итак, большевики никоим образом не считали национальное строительство самоцелью. В будущем социалистическом мире национальные различия должны были стираться и в конечном итоге все человечество должно было слиться в единое целое. В 1922г. был образован Советский Союз, который стал по конституции федеральным государством. Как известно, Ленин и Сталин расходились в вопросе о государственном строе Союза. Сталин поддерживал идею Советской России, которая была бы организована по принципу территориальной автономии, Ленин настаивал на федеральном строе, который, в принципе, оставлял бы возможность полного самоопределения национальностям союзных республик. "Ленинская" линия внимательного отношения к национальным чувствам народов стала генеральной линией партии. На ХП партийном съезде в 1923 г. были приняты принципы политики коренизации. Согласно этим принципам, важнейшей задачей партии стало преодоление фактического неравенства народов. Под равенством понимались не только экономическая развитость, но и управление национальных территорий коренными силами. Титульные народы каждой "национальной" территории должны были быть пропорционально представлены в аппаратах партии и государства, языком управления и преподавания должен был стать "национальный язык" и т.д. Смысл политики коренизации состоял в преодолении национальных предрассудков, которые были свойственны прежде всего национальным меньшинствам по двум причинам: во-первых, в период империализма великорусский народ был в роли угнетателя; во-вторых, в СССР великорусский народ был самым развитым и только у него был большой пролетариат, у национальных же меньшинств пролетариат был слабый или отсутствовал вовсе. Преодоление национальных предрассудков могло произойти только на основе пролетарского интернационализма, для чего каждому народу необходимо было создать свой собственный пролетариат. В этом помогли русские рабочие, которые построили промышленность на окраинах. Политику "коренизации" действительно начали осуществлять и на практике. Языки "титульных" народов стали официальными на своих территориях. Начальное обучение организовали практически везде на национальных языках, десяткам малых народов даже создали свой литературный язык. Правда, делопроизводство и высшее образование перевели на национальный язык до середины 1930-х гг. только в некоторых наиболее развитых республиках, но и так упрекать политику коренизации в излишней медлительности очень трудно. Как уже было сказано, и Ленин, и Сталин отрицали принципы культурной автономии австромарксистов на том основании, что они делили народы по национальному признаку и тем самым будто бы противопоставляли классы и национальности. Более того, основывалось сотни национальных районов и сельсоветов. На Украине, например, в 1931-32 г. работали 571 немецкая и 831 еврейская школы. В Ленинградской области было в 1933 г. 284 финских, 90 эстонских, 55 вепсских, 23 ижорских, 21 латышская и 17 немецких начальных школ. С точки зрения научных марксистских доктрин национальные группы по статусу были разными. Нация, согласно теории, являлась продуктом капитализма и, как отмечал Сталин, должна была ликвидироваться вместе с капитализмом. У нации было несколько обязательных признаков: общий язык, общая территория, общая история и общий национальный характер. Отсутствие даже одного из признаков означало, что речь нужно вести не о нации, а о национальной группе более низкого порядка. Так, например, до 1934 года утверждали, что евреи не являются нацией, потому что у них нет своей собственной территории. Еврейская нация “родилась” лишь после того, как была основана Еврейская автономная область с центром в г. Биробиджан. Очевидно, что нациями в составе СССР были только самые развитые народы, которые уже достигли капитализма, такие как русские, грузины, украинцы и т.д. Национальности более низкого порядка могли иметь статус народностей или национальных групп. Например, никак не могли быть нациями малочисленные народности крайнего Севера. Что касается карелов, то до 1930-х годов их считали народностью, а в 1950-е годы стали говорить о нации. Однако чаще всего речь шла о "карельском народе". Статус народов отражался и в их конституционных правах. К 1936 г. советские нации получили каждая свою союзную республику, у народностей были свои автономии. С 1924 по 1936 год число союзных республик увеличилось с 4-х до 11-ти, а автономных - с 16-ти до 22-х. В экономическом плане самостоятельность республик была серьезно подорвана уже во время первой пятилетки, когда всю экономику страны стали планировать из центра, но титульные нации продолжали сохранять широкие культурные права в пределах своих территорий. Под "культурной революцией" в Советском Союзе подразумевалась политика культурного подъема и создания новой советской интеллигенции, которая увязывалась с наступлением социализма по всему фронту, со строительством тяжелой промышленности и сплошной коллективизацией. Западные ученые с конца 70-х годов начали употреблять понятие "культурная революция" для обозначения периода повышенной классовой борьбы, которому были свойственны утопические ожидания относительно ближайшего будущего и крайняя политизация всех сфер жизни. Вместе с пятилетками начались и большие миграционные процессы, население перемещалось из деревни в город, из центральной России на новостройки, с запада на восток. Во многих случаях переселение носило принудительный характер, но многие ехали и добровольно. Прежде всего перемещались в другие республики русские, относительно активными группами в этом плане оказались также татары и евреи. Новые коллективы на новостройках взаимодействовали на основе русского языка. Согласно основным идеям Ленина и Сталина, изоляция по национальному признаку была недопустима, коллектив должен был объединять общий пролетарский труд. В докладе ЦК 16-му партийному съезду в июне 1930 г. Сталин усиленно подчеркивал важность продолжения политики коренизации. В условиях обострения классовой борьбы, отмечал он, неизбежно обострились и национальные столкновения, даже внутри партии. Главной опасностью, по мнению Сталина, оставался все еще великорусский шовинизм - уклон, который отражал стремление уходящих с политической арены классов возвратить себе свои бывшие привилегии. Другая, меньшая, опасность - местный национализм - отражала недовольство господствовавших раньше классов угнетенных национальностей диктатурой пролетариата, их стремление создать собственное буржуазное государство и восстановить там свое классовое господство. Великорусские шовинисты боролись против коренизации и хотели возвратить привилегии русского языка. Это была антиленинская политика. Уже в 1931 г., как заметили ученые, "левацкий" курс предыдущего периода стал изменяться. Вместо разжигания классовой борьбы и методов "легкой кавалерии", государство начинает опираться на жесткие административные методы, на смену эгалитаризму (уравниловке) приходят широкие заработные тарифы, вместо полуанархии и текучки в области производства повышают авторитет начальника, колхозников стали прислать на стройки и заводы только по договору, ввели внутренний паспорт, строгие наказания за хищение социалистического имущества и т.д. Об отмене товарного производства и денег перестали говорить. Сдвиг к новому курсу (условно вправо) был заметен и в национальной политике. Впервые это проявилось на Украине, которую сталинская политика коллективизации и хлебозаготовок привела в 1932-33 гг. к одной из самых ужасных голодных катастроф новой истории. Вообще, диалектическому мышлению (или точнее - риторике) Сталина было свойственно отрицать очевидное. Например, в 1930 г. он утверждал, что политика НЭПа,"конечно ", продолжается. Точно также вплоть до 1937 г. продолжали утверждать, что продолжается политика коренизации, на деле же курс изменился уже в 1933-1934 гг. На Украине, а впоследствии и по всей стране, наступила пора борьбы с местным национализмом, который был объявлен главной опасностью. На 17 партийном съезде, в январе 1934 года Сталин заявил, что вопрос о том, какая опасность главная - великорусский шовинизм или местный национализм - излишен: главной опасностью является тот уклон, с которым перестали бороться. Более того, по определению Сталина, националистический уклон любого толка носит буржуазный характер и бороться с ним нужно, обрушив огонь на тех, кто отошел от принципов интернационализма. Иначе говоря, теперь начинают требовать именно "интернационализм", даже от национальных меньшинств. Поскольку главной опасностью центр объявил местный национализм, во многих национальных образованиях в 1933-35 гг. поменяли руководство. Старые руководители обвинялись в извращениях национальной политики, в частности и в том, что русское население насильственно заставляют переходить на местный язык. Одной из главных забот Сталина было максимальное усиление военного потенциала страны. Приход к власти нацистов в Германии в 1933 г. вскоре оказался серьезным и угрожающим явлением. В1934 г. было прервано советско-германское сотрудничество, которое велось с 1922 г., в том числе и в военной области. Подписанное в 1935 г. англо-германское морское соглашение, усилило позиции Германии в Балтийском регионе и вообще могло быть истолковано как поощрение нацистской агрессии за счет СССР. По мере того, как упрочивалась власть нацистов в Германии и росло их международное значение, усугублялись и тоталитарные явления в СССР. В Союзе принимались конкретные, подлинно тоталитарные меры профилактики: тысячи людей, особенно румын, немцев, поляков и финнов (ингерманландцев) переселили в 1935 и 1936 годах из пограничной полосы вглубь страны. Каковы бы ни были главные и решающие причины изменения курса национальной политики, ясно, что новое направление отразилось во всех сферах жизни, в том числе и в области культуры. Уже в 1934 г. началась реабилитация Русской истории. Так называемая “школа” М.Н. Покровского была ликвидирована и восстановлено более традиционное понимание истории вообще и истории России в особенности. Школьные программы пересматривались, был объявлен конкурс на новый учебник истории СССР, в жюри конкурса вошел Сталин и его ближайшие помощники. В 1932 г. ликвидировали левацкую и пролетарскую организацию писателей РАПП. Под знаком социалистического реализма, ставшего официальной линией советской культуры с 1934 г., начинают воспевать еще недавно презираемых корифеев русской дореволюционной буржуазной и дворянской литературы. Тогда же вновь заговорили и о советском патриотизме. Более того, реабилитировано было само понятие "Родина". Как пишет А.И. Вдовин, "власть давала понять, что перестает считать Союз ССР отечеством исключительно мирового пролетариата и признает его прежде всего отечеством живущих там людей". Крайняя утопическая политика советского руководства времен первой пятилетки, в 1934-38 гг. приняла уже и вовсе циничные формы. Официально, утопия была уже достигнута, на практике оставалось еще заставить людей в это поверить и вести себя соответственно. Как известно, очень резко террор усилился после убийства Кирова в конце 1934 г. и ослаб только к концу 1938, после несколько волн репрессий. При этом на национальных окраинах за это время несколько "поколений" властей сменили друг друга в драматичной чехарде театра абсурда. Везде обвинения были идентичны: буржуазные националисты сотрудничали с зарубежными странами (Япония, Турция, Румыния, Польша, Германия, Финляндия) и хотели расчленить Советский Союз, соединив свою территорию с буржуазным соседом. На фоне этого театра абсурда можно, однако, увидеть довольно серьезные сдвиги в идеологическом плане. О том, что социалистическое общество практически построено, говорилось на высшем уровне уже в 1935 г. и партийная верхушка подготовила новую конституцию, вступившую в силу в 1936. Идеологическое значение победы нового строя, конечно, было громадным. В области национальных отношений сдвиг в психологии масс, вызванный наступлением социализма был громадным, настоящим скачком в истории. Еще летом 1934 г. Сталин говорил, что пережитки капитализма в сознаний людей наиболее живучи именно в национальной области, однако уже в декабре 1935 пережитки эти, как он заявил своим таджикским гостям, были побеждены. Еще более авторитетно и определенно Сталин высказался по этому поводу в 1936 г., в докладе о новой конституции. По его словам: "...изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства". Новая конституция означала также и перестройку государственной структуры СССР. Союзных республик стало 11, автономных - 22, автономных областей 9 и 9 национальных округов. Однако, вместе с ростом числа национальных образований, уменьшились их национальные права - Сталин ведь недаром называл союзное государство единым. Всего в 1938 г. в Ленинградской области были ликвидированы все 125 национальных сельсоветов. Из них 23 остались в прежних границах, но были объявлены "неправильно считавшимися национальными", поскольку преобладали в них русские; 59 просто слили с русскими сельсоветами; еще 43 сельсовета также оставались в прежних границах, хотя русские в них составляли меньшинство - от 0 до 40%, но и здесь делопроизводство было переведено на русский язык. В условиях социализма решали по-новому и вопрос об алфавите языков национальных меньшинств. Еще в 1930 г., в духе "культурной революции", обсуждался вопрос о переводе русского языка на латинский алфавит. С 1920-х гг. комитет нового алфавита при Совете национальностей создал немало алфавитов на латинской основе. Так, на латиницу перевели даже языки, имевшие раньше арабский алфавит. По инерции эта работа еще продолжалась в 1937 году, когда комиссия получила новое задание: перевести все латинские алфавиты на кирилическую основу. Что касается русского языка, то он с 13 марта 1938 г. становится обязательным предметом во всех школах Советского Союза. Русский остался также единственным языком Красной Армии, где были ликвидированы национальные единицы. В 1938 г. ликвидировали и систему национальных диаспорных школ- немецких, украинских, финских, еврейских и т.д. То же самое делалось с другими культурными институтами диаспорных национальностей: закрывались театры, газеты и т.д. Процессы, происходившие на всех национальных окраинах СССР, были настолько одинаковы, что можно даже построить общую модель, из которой будет мало исключений. Обычно процесс шел так: старая верхушка периода коренизации устранялась в 1933-35 гг., старых руководителей нередко заменяли выходцы из других районов. Потом, весной 1937 г., начали критиковать и заставлять заниматься самокритикой уже этих людей. Летом-осенью 1937 г. их арестовывали, и на смену присылали "выдвиженцев"- заместителей, которые по приказу Сталина были подобраны для всех высших чинов партии уже весной 1937 г. Затем, в 1938 г., пришла очередь нового руководства, и таким образом на окраинах всего пять лет, в 1933-1938 гг., сменилось 3-4 "поколения" ведущих кадров. Так, на Украине в 1933 г. убрали Н.Скрыпника и его сторонников; новый секретарь П.Постышев провел большую чистку, но весной 1937 года настал и его черед. С осени 1937 до лета 1938 новую чистку осуществлял Н.С. Хрущев: были арестованы все украинское политбюро, оргбюро, секретариат ЦК и все 17 наркомов. Затем поменяли и секретарей областного и районного масштабов. Именно в 1937 г., который был великим годом триумфального шествия социализма, укрепилась и новая концепция великорусской нации. Русский народ стал не только "великим", но и "первым среди равных". Другие национальности стран советов были ему бесконечно благодарны за братскую помощь. Русский народ стал "старшим братом" в семье советских народов. Благодаря пакту Молотова-Риббентропа от 23.8.1939 Сталин получил возможность захватить огромную территорию, от Черного моря до крайнего Севера. Эти территории присоединились к Советскому Союзу, причем не к России, а к соответствующей национальной республике: Молдавии, Украине, Белоруссии, Карелии. Исключением стала маленькая зона на территории Карельского перешейка, которую включили в состав Ленинградский области. Как уступку национальным устремлениям новых советских народов можно было рассматривать то, что Литовской ССР отдали отвоеванную у Польшы Виленскую территорию, а Украине - Северную Буковину, которую считали румынской, а не "молдавской". На новых территориях, в известном смысле, даже соблюдали политику "коренизации". Так, например, в западной Украине "украинизировали" школу. С Финляндией советская верхушка намерена была решать межнациональные проблемы совсем уникальным путем - ей дарили огромную советскую территорию. Как известно, в официальном государственном договоре, который был подписан в начале декабря 1939 г. В.М. Молотовым и премьером т.н. "народного правительства" Финляндии О. Куусиненом, Советский Союз согласился передать Финляндии те районы Советской Карелии, где карельская национальность преобладала. В 1940-41 гг. с захваченных территорий западной Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии переселили весьма высокий процент автохтонного населения. Такую же категорию "потенциально опасных элементов" как польские офицеры, просто ликвидировали физически. После нападения Германии начинаются переселения российских граждан немецкой и финской национальностей. Финнов мобилизовали в трудармию, судьба немцев оказалась более суровой: их не только депортировали, но и ликвидировали 7 сентября 1941 г. их автономную республику. Немецкие наименования мест были изменены, исторические здания и кладбищ уничтожены, об их существований даже перестали упоминать в энциклопедиях и статистике. Во время войны были переселены и т.н. "наказанные народы": крымские татары, калмыки, карачаи, чеченцы и ингуши, кабардинцы и балкарцы. Во время войны Сталин играл обеими картами - национализма и интернационализма. Общеизвестно, как он начал свое обращение к советскому народу после нападения Германии: " товарищи, братья и сестры...". Немецким утверждениям о низком "расовом" уровне русских Сталин противопоставил великие имена русской культуры. Он ссылался и на великих людей Древней Руси и Российской империи от Александра Невского до Суворова. Не вызывает сомнений, что Сталину удалось поднять волну советского патриотизма с сильным русским, имперским оттенком. Об отходе от интернационализма красноречиво свидетельствовал и новый гимн Советского Союза, который заменил "Интернационал". В новом гимне об интернационализме говорилось только косвенно, в том смысле, что он соединил советские народы. Картой интернационализма Сталин тоже играл: Красная армия должна была помочь другим народам, страдавшим под игом нацизма, фашизма и японского милитаризма. Однако, мировая классовая солидарность, которую еще в 1939-41 требовали от народов Европы в пользу союзной Германии, уже стала излишней: теперь говорили о борьбе всех "патриотических" сил против "фашизма". Даже Коминтерн был в 1943 г. ликвидирован вопреки известной всем клятве, которую Сталин дал на могиле Ленина. В духе "ограниченного" интернационализма было изменено и название Красной Армии: с 1945г. она становится Советской Армией. В языковой области, русский язык в послевоенные годы тоже был поставлен выше остальных. В 1950 г. Сталин опубликовал свою известную статью по вопросам языкознания. Там он отверг теорию академика Марра о классовой сущности языка, и заявил, что язык создан "не одним каким-нибудь классом, а всем обществом, всеми классами общества". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |