|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культурные процессы в СССР во второй половине 60-первой половине 80-х ггВ образовательной сфере вводятся новые дисциплины и программы. С 1958 до середины 1960-х гг. в стране проводилась школьная реформа. Было введено обязательное восьмилетнее образование. В целях сближения школы с жизнью старшеклассники два дня в неделю должны были работать на производстве или в сельском хозяйстве. Срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет. Была создана сеть профессионально-технических училищ. В сфере высшего образования заметно расширилась сеть технических вузов. В 1957 г. были приняты новые правила приема в университеты и институты. Льготы при поступлении получали абитуриенты, имевшие производственный стаж. В ущерб академической науке программы вузов ориентировались на конкретные производственные нужды. В художественном творчестве вновь возник интерес к проблемам отдельной личности. В жизнь вступало поколение, называвшее себя “ детьми XX съезда” или “шестидесятниками ”. Среди них можно назвать режиссеров М.М. Хуциева и И.Е. Хейфица, художника П.П. Никонова, театральных режиссеров Ю.П. Любимова и ГА. Товстоногова, писателей В.Д. Дудинцева, В.П. Аксенова, поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, РИ. Рождественского. В эти годы была опубликована первая повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая открыла в советской литературе тему сталинских репрессий. В то же время многие произведения, написанные на волне либерализации, были запрещены цензурой и даже арестованы КГБ (“Жизнь и судьба” B.C. Гроссмана). Появился жанр авторской песни, яркими представителями которого стали А. А. Галич, Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий. С конца 60-х - начала 70-х гг. наблюдается откат от реформ хрущевского десятилетия, в том числе и в области культуры. Партия вновь стала жестко руководить искусством. Не согласные с партийным диктатом деятели литературы и искусства либо добровольно покинули страну (В.П. Аксенов, М.Н. Барышников), либо были насильно выдворены за границу и лишены советского гражданства (А.И. Солженицын). В 70-е годы экстенсивно развивалась наука, научно-исследовательские институты стали соединять с производством и переводить на отраслевое финансирование. К 1985 г. в стране действовало 250 научно-производственных объединений. В сфере академической науки получили дальнейшее развитие квантовая электроника, астрофизика и астрономия. В освоении космоса был совершен переход от разовых полетов к длительным экспедициям на орбитальных станциях. С помощью спутников широко распространилось телевидение. Из-за недостатка средств главную трудность представляло внедрение научных открытий в производство. К 1975 г. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Чрезвычайно расширилась сеть ПТУ, где можно было, как и в школе, получить среднее образование. К 1985 г. в стране действовало 69 университетов, была создана система повышения квалификации специалистов. Среди литературных произведений 70—80-х годов нужно отметить повести Ю.В. Трифонова, Ч. Айтматова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, в которых остро поднимались нравственные проблемы. Схожие вопросы рассматривались в творчестве писателей “деревенщиков” ФА. Абрамова, Б.А. Можаева, В.И. Белова. В этот период возрождается интерес к произведениям русских и зарубежных классиков. В библиотеках повысился спрос на книги Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Возросло количество экранизаций литературных произведений. Каждый крупный театр имел в своем репертуаре несколько классических пьес. Модернистские формы искусства продолжали преследоваться. В 1974 г. была разгромлена выставка художников-авангардистов (“бульдозерная выставка”). Не допускались к широкому прокату фильмы АА. Тарковского и К.Г Муратовой. Действия партийных органов вынуждали творческих людей выпускать “самиздат”, устраивать подпольные выставки и кинопросмотры. Таким образом, в 70-х - начале 80-х годов выделились два пласта российской культуры - официальный и диссидентский. Избавление от страха и появление технических возможностей тиражирования произведений искусства привели к расширению сферы неофициального творчества, которое сопротивлялось партийной идеологии и свободомыслие. Беспощадная критика средствами массовой информации советского периода отечественной истории привела к беспрецедентному решению об отмене в школе в 1988 г. выпускных экзаменов по истории. Чернобыльская авария высветила неблагополучие науки и подорвала веру советских людей в ее всемогущество. Ликвидация партийного контроля над литературой и искусством привела к снятию запрета с сотен имен деятелей русской культуры, не угодивших когда-либо и чем-либо советской власти: философов, историков, публицистов, писателей. С “полок” стали сниматься запрещенные ранее советской цензурой стихи и проза М. А. Булгакова, Н.С. Гумилева, Ю.О. Домбровского, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой; кинофильмы А.Г. Германа, Э.Г Климова, А.С. Смирнова; начали публиковаться произведения русского зарубежья - Б.К. Зайцева, Е.И. Замятина, Г.В. Иванова, В.В. Набокова. Коммерциализация охватила все сферы культурной жизни. Возникают не зависимые от государства средства массовой информации (FM-радиостанции, газеты, издательства, телевизионные продюсер-ские каналы). С падением “железного занавеса” в СССР мощным потоком хлынула массовая западная культура. Начинает складываться рынок в области культуры и искусства, зарождается советский шоу-бизнес. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |