АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  2. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  3. II. Вопросительное предложение
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II.12. Панорама философии ХХ века
  6. III. Материалистическое направление в русской философии
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  10. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  11. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  12. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.

1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

гуманистическое;

• неоплатоническое;

• натурфилософское;

• реформационное;

• политическое;

• социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим на­званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк­ви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во­прос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур­философскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

2. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время

комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте:

• воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

• восхваляет человека;

• отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания;

• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

• человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно;

• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

• ниспровергал церковные авторитеты;

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и

неистинность;

• в центр мироздания ставил человека;

• верил в возможности человека и его разум;

• отвергал аскетизм и самоотрешение;

• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;

• был сторонником равенства мужчины и женщины;

• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз­рождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи­лософии и созданию целостной мировой философской сис­темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею­щиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо­хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи­ко делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна­ния, согласно которой:

• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум;

• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

• едины идея и материя;

• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания;

• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом

идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

• возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

• признать за человеком полную свободу выбора;

• объединить все философские учения и найти "золотую сере­дину" путем их согласования.

4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

• стремились отделить философию от теологии;

• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной);

• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека.

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

• Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

• все космические тела движутся по собственной траектории;

• космос бесконечен;

• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:

• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

• Вселенная не имеет центра и бесконечна;

• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

• число миров во Вселенной бесконечно;

• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения;

• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

• изобрел телескоп;

• с помощью телескопа исследовал небесные тела;

• доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси;

• обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

• открыл спутники вокруг других планет;

• исследовал динамику падения тел;

• доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в:

• наблюдении;

• выдвижении гипотезы;

• расчетах воплощения гипотезы на практике;

• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)