|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Письменные источникиПрежде всего это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они образуют античную традицию. До наших дней дошли сравнительно поздние тексты, не ранее III в. до н. э., но их авторы основываются на более ранних материалах, утраченных для нас. В основе этой части традиции лежат:
К официальным актам относятся царские законы и законы первых республиканских магистратов; договоры Рима с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых современной наукой не оспаривается; записи жреческих коллегий. Исключительное место занимала среди них коллегия понтификов, создание которой приписывается второму царю, Нуме Помпилию. Понтифики ведали фастами, религиозным календарем, определяя дни, угодные (dies fasti) и неугодные божествам (dies nefasti), когда возбранялось вести частные и общественные дела. Уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, составляя фасты, стал записывать выдающиеся события года — затмение светил, войны, мор и т. п. С началом Республики год стали обозначать по имени высших должностных лиц, консулов. Понтифики составляли их списки, получившие название консульских фастов, а потом и списки других магистратов. Наряду с этим появились записи о триумфах полководцев, триумфальные фасты. В начале нашей эры консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы. В XIX в. их удалось полностью восстановить. Выявилось, что в древней части они были фальсифицированы представителями римской знати, которая не могла похвастаться древностью своего рода и стремилась доказать ее с помощью «исправления» документов. На основе фастов складывались официальное римское летописание, погодные записи понтификов, или анналы (от annus — год). Около 130 г. до н. э. понтификальные анналы были опубликованы в 80 книгах великим понтификом Публием Муцием Сцеволой. Они называются «Великими анналами». Текст их не сохранился. Но в соответствии с фастами можно полагать, что при незначительной фальсификации в основе своей «Великие анналы» содержали достоверные данные. В малой сохранности дошли до нас и записи религиозных коллегий — фрагменты гимна жрецов-пахарей (Арвальских братьев) и песни жрецов-салиев, сопровождавшиеся воинственным танцем. Самые ранние представления греков о жителях Италии содержатся в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым называет героя римской истории Латина, а первое упоминание о Риме встречается у Гелланика Лесбосского. Наиболее осведомленными из ранних греческих авторов были сицилийские историки, список которых открывается Антиохом Сиракузским (конец V в. до н. э.). Их сочинения почти не дошли до нас, но были учтены римской историографией III—II вв. до н.э. Первые исторические произведения римляне создавали в поэтической форме. Так, кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н. э.) воспел в стихах 1-ю Пуническую войну, участником которой он был. Но изложению событий этой войны он предпослал предшествующую ей историю Рима, начиная с троянской легенды. Его младший современник, участник 2-й Пунической войны, Квинт Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую период от прибытия Энея в Италию до его времени. В III же веке до н. э. в условиях внешних успехов Рима и с распространением греческой культуры в среде образованных римлян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234—149) стал писать по-латыни. В сочинении «Origines» («Начала») история Рима с его основания представлена в связи 9 с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III— середины II в. до н. э. именуются старшими. В отличие от них анналисты конца II— начала I в. до н. э. называются младшими. Если старшие анналисты, следуя понтификальным анналам, отличались сухостью и достоверностью изложения, то младшие стремились к занимательности, расцвечивали свои рассказы увлекательными подробностями, порой вносили в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Но для всей анналистики была характерна патриотическая направленность, унаследованная дальнейшей римской историографией. Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но на них основывались те античные писатели, чьи сочинения сохранились. Во-первых, это греческие историки, авторы трудов по всемирной истории. Выдающимся представителем этого жанра был Полибий (200—120 гг. до н. э.), ахейский аристократ, проживший 16 лет в Риме в качестве заложника. Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период трех Пунических войн (264— 146 гг. до н. э.), когда Рим превратился в великую Средиземноморскую державу. Основой римских успехов он считал разумное сочетание в государственном строе начал монархии, аристократии и демократии. Основное внимание Полибия сосредоточено на политической истории. Как бы продолжателем его был грек Посидоний (конец II— первая половина I в. до н. э.), в отличие от Полибия отрицательно относившийся к римскому господству в завоеванных странах. В труде «История» он описал Рим преимущественно в отношениях с эллинистическими городами. Его труд не сохранился, но им пользовались другие античные авторы. Среди них был Диодор Сицилийский (90—21 гг. до н. э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». В сохранившейся части труда содержится история Рима V—TV вв. и конца II— начала 1 в. до н. э. Особое значение имеют его сообщения о социальной борьбе, о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака. Собственно истории Рима посвящали свои труды многие писатели. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия из Падуи (59 г. до н. э.—17 г. н. э.) «История Рима от основания города» из 142 книг. Из них дошла в основном часть, охватывающая период от правления царей до 168 г. до н. э. Остальные сохранились в кратких извлечениях. Это — наиболее полный античный свод сведений по римской истории, изложенный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалением Республики. Раньше ученые считали Ливия лишь ритором, развлекавшим читателей легендами и выдумками о раннем Риме. Но новейшие достижения в области археологии и лингвистики заставляют историков признать, что в увлекательном и нравоучительном повествовании Ливия заключено ядро подлинной истории. Оно дает богатую информацию о внутренней и внешней политике, о религиозной жизни Рима, рисует яркие образы римских героев. Историю от основания Рима до 30 г. н. э. написал в двух книгах Веллей Патеркул (I в. н. э.). В них Рим представлен как центр всемирной истории. Но в отличие от Ливия патриотический труд Веллея пронизан монархической идеей. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Рима в труде проримски настроенного греческого ритора Дионисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н. э. Его «Римские древности» включали 20 книг. Из них полностью сохранились 9, где излагаются события до 442 г. до н. э. Дионисий считает римлян и греков родственными народами и объясняет этим многие явления римской истории. Ценность труда состоит в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, в главных чертах подтвержденная археологическими и лингвистическими данными. Как и Дионисий, писал по-гречески свою Римскую историю Дион Кассий Кокцейян (ок. 155—235). Это — огромный труд из 80 книг анналистического характера. В наилучшей сохранности дошли до нас книги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н. э. до падения Республики. В них подробно освещены перипетии гражданских войн. Дион восхвалял Римскую республику и одновременно императора, правящего в согласии с сенатом. Кроме сочинений, излагавших историю Рима в хронологическом порядке, были со- 10 зданы труды, построенные в систематическом плане. Александрийский грек Аппиан (II в. н. э.) был убежденным сторонником римского владычества и монархии. Он написал по-гречески «Римскую историю» в 24 книгах. Материал в них расположен по территориально-этническому принципу. Книги так и называются: «Римская», «Самнитская», «Сицилийская» и т. д. Исключительное значение для воссоздания истории Республики имеет книга «Гражданские войны». Изложение в ней строго фактическое. Современник Аппиана Луций Анней Флор создал на латинском языке «Эпитомы римской истории». В центре его внимания — внутренние и внешние войны Рима с царской эпохи вплоть до времени Августа. Краткое изложение истории Рима находится у писателей IV в. н. э. Аврелия Виктора и Евтропия. Они основывались на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия. Римская историография была представлена и монографиями. Сохранились труды Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) — «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и фрагменты «Истории», посвященной описанию гражданских войн конца II—первой половины I в. до н. э. Саллюстий был противником сенатской олигархии, ответственной за нравственное разложение общества, и восхищенным сторонником Цезаря, которому был лично обязан. Его идеал — умеренно демократическая республика. Краткость и выразительность изложения он позаимствовал у Цезаря. Они сочетались у Саллюстия с яркими характеристиками исторических персонажей. Важное значение для изучения поздней Республики имеют «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Гая Юлия Цезаря (101—44 гг. до н. э.). По форме это монографии, так как автор говорит о себе в третьем лице, но по сути — мемуары. Первое сочинение содержит богатейший материал не только по этнографии и социальной истории Галлии, но и по военной и провинциальной политике Рима; второе — тенденциозное, но богатое достоверным фактическим материалом. Прославленный судебный и политический оратор, противник Цезаря, сторонник обычаев предков и сенатской Республики Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (речи против Верреса). Его письма к родным и близким вводят нас в круг хозяйственных забот, политической и идейной борьбы того времени. В трактатах «О законах», «О государстве», «О природе богов» — множество данных о религии, государственном устройстве, праве, о событиях римской истории, начиная с древнейших времен. Исключительная образованность Цицерона при всей его тенденциозности делает его труды важнейшим историческим источником. В Риме был очень популярным биографический жанр. Сочинения этого рода отличались морализаторской направленностью. Они всегда содержали сведения не только о жизни и деятельности своих героев, но и по истории. Исключительно информативны 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула, созданные беотийцем Плутархом (46—126). Гай Светоний Транквилл (II в. н. э.) лишь одну из 12 биографий римских правителей посвятил герою поздней Республики — Цезарю. Но и в биографиях императоров — масса экскурсов в социальную и политическую историю Республики. Произведения обоих биографов построены на обширной базе первоисточников. В качестве источников по истории раннего Рима имеет важнейшее значение литература антикварного и энциклопедического характера. Перу Публия Теренция Варрона (116—27 гг. до н. э.) принадлежат дошедший в отрывках труд «Древности божественных и человеческих дел», в лучшей сохранности — трактат «О латинском языке» с объяснением ставших непонятными слов и обычаев. Ту же роль выполняют комментарии Сервия (IV в. н. э.) к сочинениям Вергилия и Аскония Педиана (I в. н. э.), к сочинениям Цицерона. Эпохе Августа принадлежит толковый словарь Веррия Флакка. Он не сохранился, но до нас дошли извлечение из этого словаря, составленное во II в. н. э. Фестом, и краткий конспект 11 труда Феста, сделанный автором VII в. Павлом Диаконом. В I в. н. э. была написана эрудитом Плинием Старшим многотомная «Естественная история», включавшая сведения по географии, этнографии и истории. Также от I в. н. э. происходит сборник исторических примеров в помощь риторам. Он написан Валерием Максимом и называется «9 книг достопамятных слов и деяний». Ко II в. н. э. относится аналогичное сочинение Авла Геллия под названием «Аттические ночи». В нем приведены данные из утраченых сочинений и ранних документов. Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельском хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии II—I вв. до н. э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве. В «Географии» понтийского грека Страбона (ок. 65 г. до н. э.) содержатся сведения не только географического, но и исторического, этнографического и экономического характера. Античная традиция о царском и республиканском Риме получила отражение и в художественной литературе. В героях комедиографа III — начала II в. до н. э. Плавта, носящих греческие имена, изображены современные ему римляне. Комедии Плавта — живой источник знаний о римском быте и нравах. Тематика ранней истории Рима использована Вергилием в «Энеиде», а гражданских войн конца Республики — Луканом в поэме «Фарсалия». Политическая оценка Цезаря и его окружения, а также повседневная жизнь римских обывателей отражены в стихах Гая Валерия Катулла, а перипетии гражданских войн и мирный идеал простых римлян получили освещение у поэта Квинта Горация Флакка. Разнообразные сведения о римских языческих верованиях содержатся в трудах поздних христианских апологетов — Арнобия, Лактанция, Августина Блаженного и др. Особую группу документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени находятся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских правоведов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периодам. В Дигестах, т.е. в сборнике цитат из сочинений юристов II—III и частично I вв. н. э. с использованием документов, дается краткая история римского права и социально-политического строя начиная с архаического времени. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |