|
|||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ
Учебное пособие для вузов Издание 2-е,
переработанное и дополненное Глава 1 Философия, ее проблемы и функции
еред человеком встают не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего — материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими. Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъественное или же на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения, одним из которых является философское. Как наиболее развитый тип мировоззрения философию следует сравнить с другими его типами. Это позволит выявить ее специфику и сущность. § 1. Мировоззрение, его структура и основные типы
ировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют основу мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения они становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения — не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика. Мировоззренческие положения и принципы включают оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру. Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую позицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-психологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них. Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это — основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом. Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям — эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам — консерватором или революционером. Существенную роль в формировании личности играет ее принадлежность к определенной социальной группе или общественному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представителей других социальных групп. Например, мировоззрение крепостного крестьянина не может не отличаться от мировоззрения помещика, а мировоззрение бизнесмена от мировоззрения безработного. Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение господствующего класса является, как правило, определяющим. Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие, сумма-тивные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное и философское. Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс Сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил. Мифология (греч. туШоз — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие по- ступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергеистах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Реакционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «неполноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас- тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Правда, эти идеи нередко расходились с религиозной практикой. Истории известны крестовые походы и инквизиция, а в наше время религиозный фанатизм нередко поддерживается и используется определенными политическими силами для разжигания межнациональной розни. Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы. Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) прин-
ципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения — отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия. Вместе с тем философия — не только мировоззрение. Наряду с мировоззренческой она выполняет и другие функции, которые будут рассмотрены в следующем параграфе. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств. В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения. § 2. Предмет, проблемы и функции философии
илософия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые вы- делил другой древнегреческий мыслитель Платон1. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчле-ненных знаний, или протознаний (лат. ргоглз — первый), выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеология — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли. С развитием философского знания многие из этих разделов — логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные философские области знания, образующие вместе с онтологией и гносеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием которой являются преимущественно онтологические, гносеологические и методологические проблемы, что не исключает философского осмысления коренных этических, социальных и других проблем. Следствием ограничения круга проблем и углубления их разработки явилось.уточнение предмета философии, формирование ее функций. Какие же проблемы находятся в сфере философского осмысления, что является ее предметом и каковы ее функции? Отметим прежде всего, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода древней философии характерен космоцентризм (греч. козшоз —
Любовь к мудрости, любомудрие (греч. рЬНео — люблю, зорЫа — мудрость). Философ в понимании древнегреческих мыслителей — это человек, любящий мудрость, стремящийся к мудрости, к истине. Слово «философ» встречается и у других древнегреческих мыслителей, например у Гераклита, у которого оно обозначает исследователя природы вещей.
вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека,, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. апгхороз — человек). Религиозная философия средневековья теоцентрична (греч. т.Ьеоз — Бог): природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план проблемы познания, научных методов, общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов, структурному анализу философских систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследуются на протяжении всей истории философии. Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая. 1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или — в зависимости от характера того или иного философского учения — сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. И хотя этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886)1, в действительности любое философское учение, если даже оно не ставит или даже отрицает основной вопрос философии, в конечном счете основывается на ' «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282). Но еще в VI в. до н.э. Платон в диалоге «Софист» писал о противоположности двух «разрядов», или «классов», философов: тех, кто утверждает, будто существует только то, что допускает возможность восприятия внешними чувствами и признают тело и сущность за одно и то же, и тех, кто считает, будто кроме чувственно воспринимаемого существует также и бытие бестелесное и именно в области бестелесного пребывают истинные сущности. При этом тех, кто говорит, будто существует что-либо бестелесное, они (т.е. представители первого «разряда») «презирают окончательно, не желая ничего другого и слышать». его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы: о происхождении, сущности и отношении материального и духовного, о природе истинного знания и способах его достижения, о жизни, смерти и бессмертии человека и многие другие. В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — философы делятся на материалистов, признающих первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее. Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независящее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловечес-кий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта. Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской интерпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и религия не тождественны друг другу: если религия опирается на веру и религиозные чувства, то идеалистическая философия, в том числе и религиозная, не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, использует логические приемы аргументации. Следует однако отметить, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Не только в материалистических, но и в идеалистических системах дана их глубокая теоретическая разработка, содержатся положения, представляющие значительную ценность. Вместе с тем не только идеалистические, но и материалистичес-
кие учения содержат выводы, не подтвержденные последующим развитием науки и общественной практики, страдающие односторонним подходом в решении философских проблем. Поэтому нет оснований противопоставлять одно философское направление другому, рассматривать одно из них как нечто негодное к употреблению. В каждом философском учении — и материалистическом, и идеалистическом важно найти рациональное содержание, оказавшее положительное влияние на развитие представлений о мире и человеке. Кроме того, не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы (лат. ёио — два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, подчиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философские теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически — общественные явления. Иначе говоря, среди философов есть как непоследовательные материалисты, так и непоследовательные идеалисты. И тем не менее основной вопрос философии позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. И хотя вопрос об отношении мышления к бытию не признается основным философским вопросом многими философами, выдвигающими на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности целостную картину мира. Дать такую картину,- представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция философии. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Важно подчеркнуть, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая картину мира, философия в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX в.: клеточного строения организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина — явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим. 2. Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу, другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления. Видное место среди них занимает познавательное отношение, неразрывно связанное с основным вопросом философии, составляющее его вторую сторону. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений1, и философов, не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. етреша — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в ' Агностицизм- (греч. а — отрицание и дпоз15 — знание) — учение, отрицающее возможность познания мира.
XI познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. гагло — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека. Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное — инстинкт, мистическая интуиция, откровение и тому подобные «высшие» способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии (лат. отагло-паНз — неразумный). Некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой. Отношение «мир — человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы, которые, как и вопросы мировоззренческие, не рассматриваются специальными науками. Это философские вопросы. Исследуя их, философия выполняет гносеологическую функцию. 3. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического; он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического. Являясь двумя разными взглядами на мир, диалектика и метафизика представляют собой всеобщие, философские методы познания; наряду с частнонаучными и общенаучными методами они широко используются в специальных науках. Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию. Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая, критическая. Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, привела к их обособлению. Вместе с тем необходимость исследовать сложные системы — социальные и природные объекты, где возможности частных наук оказались ограниченными, породила противоположную тенденцию — стремление к интеграции. В результате возникают «пограничные» науки (например, физическая химия), науки, объединяющие области знаний, не являющиеся смежными (например, социальная экология), проблемные науки, объединяющие несколько наук для решения какой-либо проблемы. Но такая интеграция связывает отдельные области знания. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию, она распространяет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или атеистическое). Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греч. ах1а — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, идеал. Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критической функции. Критика может быть направлена на объективный мир, например, на господствующие в данном обществе социальные, политические, правовые отношения, на отражающие этот мир идеи и теории, включая положения и выводы данной философской теории с целью ее дальнейшего развития. Выяснение основных проблем и функций философии позволяет уточнить ее предмет. Этим предметом является всеобщее — свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Коли-
чественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и противоречие — эти и другие свойства, связи, состояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению. Ко всеобщему относятся также универсальные характеристики в границах одной из этих сфер. Например, всеобщим в гносеологии (гносеологическим всеобщим) являются соотношения истины и заблуждения, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального и другие отношения и связи, характеризующие любой процесс познания независимо от специфики его предмета. К всеобщему в методологии относятся взаимосвязи, выраженные в категориях «абстрактное» и «конкретное», «анализ» и «синтез», «историческое» и «логическое» и др. Всеобщее в философии выражается в ее категориях и понятиях, формирующихся на базе специальных наук и применяемых этими науками на основе их философской разработки. Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии — проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, не существуют и не могут существовать независимо от философского учения. Круг философских проблем, их истолкование, методы исследования, принципы и категории в разных философских системах различны. Вместе с тем и содержание философии становится предметом исследования, но не философии как теории, а истории философии, исследующей процесс становления, развития, смены и борьбы философских учений и школ. § 3. Философия, наука, культура
выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с философией, которая решалась с противоположных позиций. С одной стороны, философию продолжали рассматривать как «науку наук», стоящую над всеми науками и решающую их проблемы. Философы пытались создать всеобъемлющие системы, претендующие на включение всех знаний о мире. Эта панфилософская претензия (греч. рап — все) вызвала противодействие представителей специальных наук, прежде всего — естественных, основанных на опытных знаниях и эмпирических методах исследования. Складывается противоположное — сциентистское (лат. заепгха — наука, знание) отношение к философии, которое выразилось в абсолютизации роли науки и отрицании философии как особой области знания. Теоретическое оформление сциентизм получил в позитивизме (от лат. рознлуиз — положительный), объявившем единственным источником истинного знания положительные (т.е. частные) науки, не нуждающиеся в абстрактных рассуждениях и умозрительных философских конструкциях. Философия, по мнению позитивистов, утратила свой предмет, растворилась в положительном знании, и поэтому нужно отказаться от традиционной философской проблематики, заменив ее анализом языка или вообще отказаться от философии. Как реакция на Крайности сциентизма сформировалось противоположное течение — антисциентизм, представленный различными иррационалистическими учениями. Не отрицая самостоятельного существования философии, представители этих учений отрицали значение для философии науки и рационального познания, ограничивая их роль решением узко практических задач. Коренные философские проблемы, с их точки зрения, могут быть решены путем отказа от научных методов, от интеллекта и использования других, сверхразумных средств: инстинкта, мистической интуиции и т.п. Антисциентизм отказывает интеллекту в решении философских проблем, что характерно также для некоторых течений религиозной философии. А это значит, что, рассматривая философию как теоретическую форму освоения действительности,
нужно иметь в виду учения, в которых теоретический подход к решению философских проблем деформируется так же, как и их научное обоснование. Что касается панфилософской и сциентистской тенденций, отметим следующее. Конечно, философия не может заменить специальные науки в решении их конкретных задач. Она не изучает вместо физики строение вещества и взаимодействие элементарных частиц, не исследует вместо криминологии причины преступности, пути и средства ее предупреждения. Это не ее задача. Поэтому попытка построения философских систем, охватывающих все качественное многообразие свойств и связей действительности, несостоятельна. Философия не может и не должна претендовать на роль «науки наук», господствовать над другими науками и руководить ими. Однако нельзя согласиться с позитивистским отрицанием философии как самостоятельной области знаний на том основании, что философия не опирается на эмпирические факты, и с этих позиций отвергать все внеопытные знания, в том числе — коренные философские проблемы, объявляя их псевдопроблемами. Философия действительно Непосредственно не опирается на эмпирические факты и специальные методы исследования, она не использует для обоснования своих положений научную аппаратуру и не является наукой в том смысле, в каком принято считать наукой физику, химию, биологию и другие специальные науки. Она отличается от них и по предмету, и по методу. Предмет частных наук — отдельные стороны действительности, предмет философии — всеобщее — мир и человек в их единстве. Не используя эмпирические методы познания, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук. Различие между философией и наукой не означает, что философии вообще не свойственны признаки научности. Многие философские учения характеризуются тем, что они, как и специальные науки, опираются на рациональное познание, характеризуются системностью изложения, аргументированностью положений и выводов, стремлением к объективно-истинным знаниям. Эти черты сближают философию и науку и отличают ее от мифологии и религии. Связь философии и специальных наук проявляется в том, что философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению. Интегрируя эти знания, она строит универсальную картину мира. Частнонаучные знания связывают философию с действительностью. С другой стороны, перед специальными науками неизбежно встают общетеоретические, философские вопросы, ответ на которые может быть дан с позиций философии, теоретические принципы и ценностные установки которой оказывают воздействие на все науки, на культуру в целом. Разработанные философией методы познания, категориальный аппарат используются в специальных областях знания. Из этого следует, что нет никаких оснований считать философию «наукой наук», как нет никаких оснований считать ее анахронизмом. И панфилософская, и сциентистская позиции несостоятельны, философия и наука — взаимосвязанные области знания. Решая свои задачи, они находятся во взаимодействии, дополняют и обусловливают друг друга. Философия, не опирающаяся на науку, ведет к отрыву от действительности, к построению абстрактных умозрительных систем. Но и наука, не опирающаяся на философию, сводится к констатации фактов, к их описанию. Между тем, не объясняя явления, не раскрывая их сущность и тенденции развития, не вскрывая внутренние связи между ними, наука перестает быть наукой. Наука не может обойтись без философского осмысления своих результатов, и всякий скептицизм по отношению к философской теории ведет к искажению сущности науки. Сциентизм, проявляющийся в абсолютизации роли науки в жизни общества, приводит к недооценке мировоззренческих и методологических проблем, духовных ценностей, аккумулированных в философии. А это ведет к узкому практицизму, обеднению человеческой личности. Вместе с тем антисциентистское третирование науки, стремление поставить на место рациональных средств исследования философских проблем иррациональные средства означает искажение сущности философии как рационального способа освоения действительности. Рациональное объяснение мира, ориентация на науку — магистральный путь развития философского знания, на котором были достигнуты наиболее важные результаты.
Философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества. Ее теоретические принципы и ценностные ориентации оказывают воздействие на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию..«...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства»'. Являясь, по словам Гегеля, духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи, философия призвана осмысливать и прогнозировать важнейшие проблемы, вставшие перед человечеством на пороге XXI в.: сущность и перспективы научно-технического прогресса, формы организации социальной жизни и международного сотрудничества, экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности. * * *
азвитие философской мысли человечества от древних времен до наших дней — это история различных философских учений, школ и направлений. Их многообразие обусловлено многообразием и сложностью проблем и подходов к их решению, особенностями исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития материальной и духовной культуры, исходными позициями и особенностями личности мыслителя, а также другими факторами. Вместе с тем, несмотря на все различия, философские учения и школы возникают и развиваются не изолированно друг от друга. Между ними существует взаимосвязь, преемственность, благодаря которым новые учения не отбрасывают, а усваивают, переосмысливают, трактуют с иных позиций идеи предшественников. А это позволяет рассматривать развитие философской мысли как единый историко-философский процесс, подчиненный определенным закономерностям. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. 1993. С. 8. Глаба 2 Философия Древнего Востока
стория становления и развития философской мысли в странах Древнего Востока, прежде всего в Индии и Китае, опровергает европоцентристские теории о ее неразвитости и зависимости от европейской философии. Преодоление изолированности западной и восточной цивилизаций приводит к осознанию их взаимного влияния друг на друга и формированию нового типа человеческой цивилизации. Философии Запада и Востока не только определяют свое место в контексте общемирового развития, но и в определенной мере интегрируются. Происходят также процессы взаимопроникновения идей восточной и западной философии и культуры в целом, что особенно характерно для XX в. Сближение философии Востока и Запада основано на сходстве в подходах к постановке и решению фундаментальных философских проблем. Вместе с тем они имеют существенные различия. Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность философского исследования: любая проблема рассматривается, как правило, в ее целостности — с позиций онтологии, гносеологии, этики, психологии и т.д. При этом синтетичность анализа обнаруживается не только в функциональном, но и в историческом аспекте. В большинстве философских школ Востока история и современность органично синтезированы, что придает им энциклопедический характер. Восточная философская традиция не дает, как правило, своего решения проблемы, пока обстоятельно не рассмотрены все предшествующие течения и данная проблема не исследована с разных сторон. Западная философия четко дифференцирована на онтологию, гносеологию, логику и т.д. На Востоке же почти до XX в. понятия философии и науки были тождественны. (Например, в Китае термин сюэ означает учение, наука, философия.) Поэтому философские принципы на Востоке имели непосредственное практическое значение и использовались при обосновании и принятии конкретных решений в различных областях человеческой деятельности, особенно в политике и этике. Философские принципы концентрировались в нормах морали и права. Восточная философия приобретала все более четко выраженный идеологический характер, ее принципы широко распространились среди населения, формировалось единое мировоззрение, сочетающее традиции и новаторство, народность и индивидуальность, где человек, общество и Вселенная рассматривались как целостное явление. Поведение людей и организация общества основывались на идее слияния человеческого Я с миром, с истинным бытием, обеспечивающим избавление от страданий. Поэтому смыслом жизни человека на Востоке является самоизменение, а не изменение условий. Идеалом самоизменения выступает древность. Восточная философия была «служанкой» древности, а затем — религии. Новые учения здесь есть не что иное, как «более точное» прочтение старых теорий. Именно поэтому философия выступала в качестве комментариев вед (Индия) и древних книг (Китай). Корни восточной философии обнаруживаются прежде всего в древних государствах Индии и Китая, где первоначально возникают мифы, а затем эпическая литература. И только в середине 1 тыс. до н.э. появляются философские системы. Значительное влияние на восточную философию оказывает религия с ее идеей вечной жизни: земная жизнь есть лишь подготовка к слиянию с Брахманом (Индия) или с дао (Китай). Основные философские течения, возникшие в Индии и Китае в древности, существуют в модернизированном виде и до сих пор. § 1. Дребнеиндшская философия
озникновение философии в древней Индии относится к середине I тысячелетия до н.э., когда на ее территории формируются рабовладельческие государства с характерной для них кастовой организацией общества. Власть главы государства — раджи опиралась на касту военной аристократии — кшатриев и касту жрецов — брахманов. Древнейшим литературным памятником были «Веды»\ сочетавшие мифологическое мировоззрение с описанием религиозных ритуалов и некоторыми философскими представлениями. Со временем Веды обрастают комментариями, подразделяемыми на жанры: брахманы, араньяки, упанишады. Брахманы — ритуальная часть Вед, в которой даются наставления, относящиеся к религиозной жизни людей. На брахманы опиралась религия брахманизма, господствовавшая в Индии до возникновения буддизма. Араньяки — описание образа жизни лесных мудрецов — отшельников. Упанишады — философские комментарии к Ведам. В своей совокупности эти жанровые комментарии образуют Шрути (священное откровение), свод религиозно-философского сознания, сходный с Библией. Упанишады — это истоки древнеиндийской философии, здесь уже заметен переход от мифологии к философии. В них сосредоточены основные понятия и представления философского характера, получившие развитие в последующей истории Индии. В центре Упанишад стояла проблема обоснования бытия. Источником всего сущего является Верховное божество (ансара — неучтожимый), существующее вне времени и пространства. В своей сущности это Божество не является предметом восприятия и не может быть познано ни чувствами, ни разумом. Оно анонимно и не имеет облика, его нельзя определить и описать. Это философский принцип, безличное Божество: «Он ни безбрежно велик, ни безмерно мал, ни короток, ни длинен, ни горяч, ни влажен... Он не обладает оттенком, темнотой, ветром, пространством, привязанностью, вкусом, запахом, глазами, ушами, речью, разумом, светом, волнением, ртом, качеством, внутренностью или внешностью»2. Во Вселенной Божество проявляет себя в чужом облике, в частности, воплощаясь в «бытие, погруженное в вечность», т.е. в Брахмана — творца и прародителя видимого мира. Брахман управляет миром не прямо, а через посредников. «Когда Брахма создал небо, и землю, и воздушное пространство, и от его сыновей пошли все живые существа во Вселенной,... он... власть над миром передал своим потомкам — богам и асурам (демонам»)3. Веды на санскрите — «знание для посвященных». Это собрание гимнов, жертвенных обрядов, наставлений, религиозных песен. Цит. по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 13. Цит. по: Тросников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980. С. 301.
Воплощаясь в человека, Брахман получает имя атман. Брахман и атман — это первоначала, первоосновы бытия, имеющие два облика — материальный и духовный. Под материальным понимались элементы мира — огонь, воздух, ветер, пространство, которые обладают вещественным субстратом. Например, сущность человека — это его тело. Под духовным обликом понимался смысл телесного бытия, т.е. невидимая, неслышимая субстанция. Основанием человеческой жизни («прана») является дыхание, которое не связано со злом материального мира. Главная цель познания — проникновение в мир магического ритуала, так как там скрыта истина. Поэтому превозносились магические элементы. В целом знание истолковывалось религи-озно-иррационалистически: реальный мир, Верховное божество рациональным путем познать невозможно. Знание дается после отрешения от вещественного мира. Иногда даже считалось, что действительное знание предоставляется человеку после смерти. Основным средством познания являлись «турий» — мистические интуиции. Таковы исходные идеи традиционных школ Древней Индии, для которых характерен ведический идеализм. К ним относятся санкхъя, веданта и некоторые другие. Наряду со школами, признающими авторитет Вед, существовали учения, отрицавшие ведизм, это буддизм, локаята — чарвака, вайшешика — ньяя. Рассмотрим некоторые из школ древнеиндийской философии. Санкхъя
шнкхъя (на санскрите — число). Основатель — Капила (VII в. до н.э.). Школа Санкхъя, развивая линию вед, провозглашала всеобщую одушевленность бытия. Смысл, сущность бытия представляет Пуруша — вечное космическое Я, неизменное и недействующее чистое трансцендентальное' сознание, выступающее как свидетель всего происходящего в мире. Пуру-шу нельзя отождествлять ни с телом, ни с чувствами, ни с умом, ни с интеллектом. Она есть множественный субъект опыта, который не может быть объектом познания. Материальное (физи- Транс цен дентальный (лат. г.гап$сепс!еге — переступать). ческое) грубее и ниже трансцендентального сознания и поэтому не способно по своей природе постичь духовное. Кроме нематериального, духовного начала школа Санкхъя признавала начало вещественное — «пракрити» — первомате-рию — первопричину всего, кроме Пуруши. Пракрити — вечна, не дифференцирована и бессознательно активна. Она является причиной ограниченных и взаимозависимых конкретных предметов мира, выступающих в качестве следствия пракрити. Пракрити независима от пассивной и не имеющей отношения к причине и следствию Пуруши, в этом проявляется дуализм санкхъи, признание ею двух начал — духовного (Пуруши) и материального (пракрити). Свойства вещей скрыты в их первоматерии, пракри^ ти, но их действия на нас свидетельствуют о ее наличии. Изменяясь, она служит удовлетворению Пуруши, а Пуруша, в свою очередь, пользуется продуктами пракрити для руководства ею. Субстанциональные силы пракрити называются гунами (на санскрите — веревка, содействующий чему-либо). Пракрити состоит из трех гун: проявление, активность, пассивность (инертность). В этике они раскрываются как удовольствие, страдание и безразличие. Гуны физически не воспринимаемы. О них судят по следствию, т.е. по предметам, которые вызывают или удовольствие, или страдание, или безразличие. Например, цветы доставляют наслаждение девушке, удручают тяжело больного человека и оставляют, как правило, равнодушным юношу. Взаимодействие равновесных гун есть движение пракрити. Гуны, по сути дела, есть жизненная энергия, совокупность сил. Это, образно говоря, три веревки, сплетенные в один канат и привязывающие душу к миру. Как масло, фитиль и пламя соединяются для получения света, так и гуны сплетены для возникновения вещей. Пуруша и пракрити — исходные субстанции. Соединяясь друг с другом, они образуют мир как живое существо, чувственное тело (джива). Вселенная делается как бы сознательной, так как природа пробуждается от космического сна. Соединение пуруши и пракрити напоминает человеческое тело, приводимое в движение под влиянием мысли. Пуруша, обладая творчеством, побуждает развитие мира. Она воплощается в чувство и становится благодаря этому действующей силой. Чувственное тело подвержено страданиям, имеющим всеобщий характер, так как нарушается первоначальное равновесие пракрити, что побуждает ее к действию в целях формирования мира объектов. Санкхъя
выделяет двадцать пять начал пракрити, которые являются первопричиной физических и психических явлений. К ним относятся: пуруша, пракрити, ум, зрение, слух, осязание, речь, воздух, огонь, вода и другие. Пуруша в силу незнания и невежества человека смешивает себя с миром (вещью, телом, чувствами, интеллектом). Всякое страдание, а также радость и наслаждение, есть результат такого смешения. Чтобы выйти из данного состояния и встать на путь мудрости, следует быть бесстрастным наблюдателем событий, не вовлекаться в них. Это достигается в процессе осознания абсолютного отличия духа от материи и приобретения состояния «бытия для себя». Так Я (Пуруша) становится свободным, бесстрастным по отношению к внешнему миру, выходит из круговорота рождений и смертей (сансары). Такое состояние свободы и освобождения от страданий называется мокшей. Мокшу можно достичь как при жизни, так и после смерти, в другом мире. Для достижения мокши необходимо пройти длительный путь воспитания1, так как простого осознания данной истины недостаточно. Большинство философов школы Санкхъя отвергали Бога, так как его существование невозможно доказать. Если Бог является носителем неизменности, то он не может быть творцом, причиной мира. Причина, чтобы произвести следствие, должна изменяться. Изменение причины и порождает следствие. Изменяющаяся пракрити — единственная и обоснованная причина мира. Поэтому в объяснении мира Бог не нужен. Веданта
еданта (завершение Вед), одна из основных школ Древней Индии. Она сформировалась, как и большинство остальных, на основе упанишад и выступила впоследствии истоком индуизма. Веданта оформляется в начале средневековья как 1 Методика такого воспитания подробно разработана философией йоги (на санскрите — сосредоточение, усилие). Выражая соотнесенность психофизиологии человека и космоса (тела Вселенной), йога означает систему освобождения от мира и страданий путем постижения их иллюзорности и самоуглубления в себя, умение совершать дела отрешенно. Только так человек, постоянно размышляющий и глубоко преданный Пуруше, достигает духа, сущностью которого является свобода и бессмертие. кульминация ведического направления. Ей предшествовали эпические произведения «Махабхарата» и «Брахма-Сутра». Ярким представителем Веданты является Шсткара (VIII —IX вв. н.э.), автор произведения «Незаочное постижение». Он создал монистическую адвайта-веданту (на санскрите «адвайта» — недвойственный). В основе этого учения — понятие Брахмана. Брахман — духовная субстанция, не имеющая никаких свойств, т.е. не обладающая множественностью. Это единая и единственная реальность, кроме нее ничего нет. Однако Брахман как всеобщий непрерывный дух содержит в себе в качестве обратной стороны пространственно-временные характеристики и развертывается через них в мир явлений, представляющий собой лишь выражение этой единственной духовной субстанции, но не имеющий самостоятельного значения. Вселенная берет свое начало из Брахмана и в него возвращается при разрушении. Брахман как бы объемлет весь космос, реализуется в нем, так как все предметы, включая и людей, являются его элементами. Одновременно он находится вне космоса. Вселенная есть иллюзорный мир (майя), что вытекает из незнания природы Брахмана. Майя скрывает под видимым многообразием мира свою истинную сущность — Брахмана. Майя как магическая сила, производящая призраки, отличается от Брахмана точно так же, как отличается сила сжигания от огня, т.е. это одно и то же. Мир и его предметное многообразие порождаются данной магической силой, а также нашим незнанием. Майя и незнание — две стороны одной медали. Майя в повседневной жизни напоминает веревку, которая в определенных условиях кажется нам змеей. Именно так, утверждает веданта, люди воспринимают объекты мира. Брахман (бытие) есть сосуществование бытия с иллюзорной силой самообнаружения, т.е. с сознанием (майей). Брахман — высший дух, а атман — проявление его в человеке. Брахман и атман, как бог и душа, едины. Атман присутствует в виде отзвука Брахмана в любом речевом акте человека как «чистая непосредственность и как чистое сознание». Эта «чистая непосредственность» является предельным основанием всех смыслов иллюзорного мира. Тело состоит из нечистой плоти, которая порождает чувственные страсти. Наличие страстей свидетельствует о порабощении души телом, о незнании
брахмана-атмана. Поэтому существует несвобода человеческой души, если она связана с телом. Каждый человек причастен к Брахману-атману, как его оборотная сторона, что свидетельствует о возможности его познания. Человек на пути к мудрости должен в процессе своей жизни трансформировать свою душу в состояние постоянного созерцания истины брахмана-атмана, что достигается путем умозрения чистого сознания, истинного Я, через усвоение знаний веданты и тем самым устранения незнания. С этой целью следует отказаться от привязанностей к объектам, так как они имеют преходящий характер, и установить контроль над чувствами и интеллектом. При этом необходимо очень сильно желать освобождения. Веданта не отрицала возможности взаимодействия субъекта и объекта, а соответственно — чувственного и рационального познания, но считала, что это познание не вскрывает причины бытия, которые остаются неизвестными. Человек «познает» лишь иллюзорный мир. Познать Брахмана, значит раствориться в нем. Индивидуальное сознание в процессе постоянного размышления и созерцания сливается со всеобщим сознанием, так как с познанием Брахмана познается все. Тем самым преодолеваются противоположность «я» и «не я», причинно-следственные связи мира явлений (карма и сансара). Процесс обучения под руководством просвещенного учителя продолжается до тех пор, пока человек не осознает истину: «Я — Брахман». Это означает, что освобождение его души (мокша) привело к исчезновению иллюзорной и сковывающей привязанности к телу и миру. Душа становится блаженной и освобождается от всякого страдания. «Покрывало» майи спадает для тех людей, которые не видят в мире ничего кроме Брахмана. Буддизм
снователь буддизма — принц Сиддхартхи из рода Гаута-мы (623 — 544 гг. до н.э.). Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм — одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души. Будда рассматривал мир как постоянно изменяющийся поток «частиц бытия» — дхарм (на санскрите — держать, утверж- дать). Дхармы — это стихийные психофизические носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие, ложь и т.д. Мир есть совокупность дхарм, однако эта совокупность не есть статичная и постоянно длящаяся целостность; бытие состоит из мгновений. Вещь имеет моментальное существование. Где нет изменений, там нет бытия, утверждают буддисты. Дхармы то появляются, то исчезают без следа, т.е. они, выражаясь современным языком, имеют виртуальную природу. «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча — будет разлука; все, что рождено, умрет»1. В то же время дхармы находятся в состоянии «совместно-зависимого перерождения», т.е. подчиняются закону причинно-следственной связи. Каждое мгновение, несмотря на его преходящий характер, подготавливает и порождает другое мгновение. Между ними существует преемственность. Это обстоятельство не позволяет погибнуть миру и свидетельствует о строгом порядке в изменяющемся мире. Бытие как бы пульсирует в определенную сторону. Будда говорил: «Отбросим вопросы о Начале и Конце. Я буду учить вас о Дхарме. Если есть то — возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует — не появится и это. Если прекращается то, прекратится и это... Кто видит причинную связь — тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму — тот видит причинную связь»2. Неумение увидеть Дхарму является основной причиной наших страданий. Дхарма проявляет себя через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего существования. Будда отрицал бессмертие души, так как не существует целостной идентичной субстанции в человеке. Есть лишь поток последовательных состояний сознания, который и образует жизнь как целостность. Веру в душу Будда иронично сравнивает с любовью к самой красивой девушке, которую никто не видел. Преемственность состояний сознания сохраняет прошлое в настоящем, т.е. наследуется в памяти. 1 Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954. С. 128. Там же. С. 127.
2-643 В основе буддизма проповедь Будды о «четырех истинах», выражающих суть нравственной жизни. Первая истина — страдание пронизывает все человеческое существование, от рождения до смерти. Бытие и есть страдание, они тождественны. Страдание — неизбежное естественное свойство человека, изменчивость мира ведет, например, к старости, к болезням и, в конечном счете, к смерти. Даже наслаждение требует усилий, а значит, вызывает страдание. Страдание обусловлено привязанностью ко всему земному. Вторая истина — существуют две причины страдания: первая — движение дхарм, создающее постоянное перерождение (сансара), и влияние прошлых рождений на сегодняшнего человека в форме нравственного закона (кармы); вторая — стремление человека к удовлетворению чувственных страстей, т.е. жажда жизни. Эти страсти — результат незнания. Знание же преходящей природы мира не порождает у человека пристрастия к чувственным удовольствиям. Третья истина — освобождение человека от страдания возможно путем устранения условий, вызывающих его, т.е. ликвидации причин, порождающих жажду жизни. Четвертая истина — это путь, ведущий к освобождению от страдания, путь к нирване («угасание»). Нирвана противоположна всему тому, что может быть. Все усилия человека направлены вовнутрь себя с целью достижения свободы от предметного мира и собственного эгоизма. Прекращение всех восприятий и всех умо-миро-проявлений — вот благо. Необходимо вырваться из бушующего водоворота бытия и встать рядом с ним, выработать в себе бесстрастное самообладание, невозмутимость духа и освободиться от телесной зависимости. Путь к нирване имеет восемь ступеней: 1) истинная вера — понимание четырех истин как основы для нравственного совершенствования; 2) истинная устремленность — искоренение собственных дурных поступков и неприязни к другим людям; 3) истинная речь — отказ от лжи, фривольностей и оскорблений; 4) истинное поведение — отказ от нанесения вреда всему живому, включая насилие и воровство; 5) истинный образ жизни, поведение человека определяется честным трудом без всякой корысти; 6) истинная мысль — отказ от дурных мыслей и замена их добродетельными, благодаря внутренней отрешенности от всего, что связано с изменяющимся миром; 7) истинная память — необходимо постоянно помнить, что праведное поведение и борьба с соблазнами ведет к осмысленной жизни; 8) ис- тинная концентрация — совокупность приемов, позволяющая «обуздать мысли и чувства» и достичь состояния нирваны, т.е. завершенности внутреннего психологического бытия. Нирвана — это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь просветленными. Буддизм получил широкое распространение во многих странах Востока, в том числе и в Китае. Локаята Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.) |