|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вишну и Лакшми
Согласно индийской вишнуитской традиции, Вишну является верховным властелином Бытия, зачинателем Галактик и миров. Как сказано в Беседах с Учителем о таком верховенстве над всеми высшими аспектами реальности: «Вишну вмещает в себе всё» (19.08.1934). В вишнуитской традиции изобразительно показано, как из пупа Вишну-Нараяны, возлегающем в Мировом Причинном Океане, силою творящей Шакти вырастает Лотос, на котором восседает четырёхликий Брахмо. Здесь Лотос аналогичен «Яйцу Брамы» – очередной, народившейся из пупа Вишну Галактики, которых бесчисленно. Яйцо Брамы разделяется при проявлении на Браму и Сарасвати, и Землю и Небо, то есть, на две духовные половины, и плотный и тонкий мир. Брама и Сарасвати – это Владыка и Владычица Галактики, духовно – две половины одного Космического Зерна Духа.
Рис 1. Маха-Вишну (Нараяна) и Лакшми на Змее Шеша в водах Причинного Океана
Рис 2. Маха-Вишу и один из его аватаров (вверху) – Кришна
В более узком смысле Вишну показан в пуранах и легендах Верховным Повелителем над всеми божествами нашей планеты.
В вишнуизме называются десять основных аватаров Вишну. Аватара – это частичное высокое воплощение Космического Духа (полное воплощение невозможно), согласно задачам эпохи. В частности, последними четырьмя из десяти Аватар Вишну названы: Рама, Кришна, Будда и Калки Аватар (в буддизме – Майтрейя). Согласно Агни Йоги, Гаутама Будда как и Иисус (аватары Учителя Платона и Учителя Кут Хуми) были на вершине своей миссии воспреемниками Духа Великого Владыки (см. значение слова «будда» и «христос» в добуддийских и дохристианских традициях), в известной степени в это время это был сам Великий Владыка. Женская половина Вишну, согласно Вишну-пураны, носит имя – Лакшми, она названа пуранами богиней красоты и счастья. Аватары Вишну (земные воплощения среди людей) неизменно воплощаются вместе с духовной половиной Вишну – воплощением богини красоты и счастья Лакшми. В индийской и буддийской традициях, равно как и в иных древних духовных традициях, мужская ипостась любого небесного Владыки неизменно сопровождается его женской половиной, его женой. Рядом с Рамой названа Рукмини, рядом с Кришной – Радха. Лакшми, или духовная половина Вишну, в космогоническом смысле является Шакти Вишну, т.е. всетворящей энергией Вишну. В Агни Йоге Шакти Маха-Вишну аналогична мировой Психической Энергии, Мировому Огню. ВИШНУ ПУРАНА В Вишну-пуране, одной из авторитетнейших пуран, рассказывается, как при нынешнем устроении Солнечной системы и появлении нынешней Земли, в нашей системе миров родилась Лотосоокая богиня Лакшми. В греческом мифе она показана как пенорождённая Афродита, творческая часть Урана, она же заря Ушас. В индийском предании она появилась, сидящая на лотосе, из вод Молочного Океана, во время его пахтания Асурами и Дэвами. Поскольку Вишну есть корень всего, то и все называемые в мифах образы богов, сил природы, все персоналии и имперсоналии в философском смысле есть Вишну. Книга I, глава IX «98. …Из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у неё был лотос. 99. Охваченные радостью великие Риши славили её гимном, посвящённым Шри [Лакшми], впереди (богини) были Вишвадэвы и пели Гандхарвы. 100. Перед ней… танцевали Гхритачи и сонмы Апсар; Ганга (богиня реки) и другие (священные) реки своими водами служили ей при омовении. 101. Небесные слоны, взяв кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров. 102. (Владыка), носящий образ молочного океана (Млечный Путь?), дал ей гирлянду из неувядающих цветов, а Вишвакарман изготовил ей украшения для тела. 103. В одеждах, с небесной гирляндой, омытая, убранная украшениями, она на виду у всех богов прильнула к груди Хари (Вишну).104. От взгляда прильнувшей к груди Хари Лакшми, дэвы (боги) обрели высшую радость<…>138. Вначале Шри родилась от Бхригу и Кхьяти, а (затем) вновь родилась из Океана, когда боги и данавы усердно пахтали нектар бессмертия.139. Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана (Вишну) рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри (Лакшми).140. Когда Хари был сыном Адити (Мать Мира. – А.В.), она была рождена из Лотоса; когда он был (рождён) как Рама (Парашурама) из рода Бхригу, она была Дхарани.141. Он был рождён как Рагхава (царь Рама), она – как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой.142. Какое обличье ни принимал Вишну, – божественное или человеческое, она также принимала соответствующий ему образ». Книга I, глава VIII 15. Как известно, Шри [ Лакшми ] появилась в давние времена из молочного Океана, когда его пахтали боги, чтобы получить нектар бессмертия. Как же ты [рассказывая о ступенях миротворения] говоришь [теперь]: «Она родилась от [мудреца] Бхригу и [его жены] Кхьяти?» Парашара сказал:16. Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду (от санскр. – виш – «проникать везде. – А.В.), так и она…17. Вишну – смысл (слова), она – его звучание; Хари – руководство [поведения], она – [само] благое поведение; Вишну – вразумление, она – (о)сознание [этого вразумления]; он – дхарма (закон), она – благое (надлежащее его) исполнение (деяние).18. Вишну – творец, она – творение; Хари – Держатель земли, она – [сама эта] земля; Бхагаван – радость, а Лакшми – постоянная удовлетворенность (результат радости)…19. Шри – желание (претворение, поток любви), а Бхагаван – любовь; он – жертвоприношение, она – жертвенный дар (средство жертвоприношения)…20. Лакшми…– храм для женщин, а Губитель [демона] Мадху – храм для мужей; Лакшми – (жертвенный) алтарь (площадка), Хари – столб, (к которому привязывают жертву; столб на той площадке); Шри – (жар), а Бхагаван – (трава) куша [ которую поглощает тот жар ].21. Бхагаван – воплощённая [ священная веда ] Самаведа, а Пребывающая в лотосе – ритм (стихов Самаведы); Лакшми – жертва богам, а Покровитель мира Васудева – (жертвенный огонь, возносящий ту жертву).22. Бхагаван Шаури есть Шанкара, а Шри – (его супруга) Гаури; Кешава – Солнце…, а Пребывающая в лотосе – его свет.23. Вишну – сонм питри, а Падме (их супруга) – жертва питарам, постоянная дарительница [их] питания; Шри – небо, а Вишну, явленная сущность всего широко раскинувшегося пространства.24. Покровитель Шри – месяц, а Шри – его вечное сияние; Лакшми – опора мира, Хари – всюду проникающая прана (питающая этот мир).25. Говинда – океан…, а Пребывающая в лотосе – его берег; Губитель Мадху – предводитель богов (Индра), а Лакшми – (его супруга), воплощённая Индрани.26. Держатель диска – Яма, а Пребывающая в лотосе – находящаяся перед ним (его супруга) Дхуморна; бог Повелитель Шри – сам Дханешвара (Владыка богатств), а Шри – (его супруга) Риддхи (Возрастание [богатства]).27. Лакшми – Гаури…, Кешава – сам Варуна; Шри – войско богов, Хари – предводитель [этого] войска богов, его защитник.28. Держащий в руке палицу – дух бытия, а Лакшми – энергия-шакти…29. Лакшми-лунный свет, а Хари (являющий собой) всё и Правитель всего – светильник; мать мира Шри – лиана, Вишну – древо, (вокруг которого) она обвивается.30. Шри – ночь, а Владыка, Держатель диска и палицы – день; наделяющий дарами Вишну – жених, а Пребывающая между лотосов – невеста.31. Исконный образ Бхагавана – все реки [мужского олицетворения, Ян], а исконный образ Шри – реки [женского олицетворения, Инь]; лотосоокий – древко, а Пребывающая в лотосе – знамя (полотнище на том древке).32. Лакшми есть жажда (океана чувств), а Хозяин мира, высший Нараяна – (смысл того) вожделения; Лакшми и Говинда подобны наслаждению и (любовной) страсти…33. Но к чему много слов?! Короче говоря, Бхагаван Хари есть (всё), что среди богов, животных, людей и прочих именуется мужчиной, а Лакшми – (всё), что именуется женщиной. И, помимо них… нет ничего иного.
В Беседах с Учителем (Агни Йога) говорится:
«Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религий. Там, где [ уже ] видимое неверие [ масс в старые догматы ], там уже близка жатва Господня. (А.В.: народные массы созрели для новой веры). Но где лицемерное благолепие [ жрецов ], там меч готов… Теперь, в день [ Нашего ] годового праздника (24 марта), Мы понимаем, как самый бродяга-оборванец может явить подвиг [ духа ], и как [ дорогой, изысканный ] хитон [ жрецов ] может покрывать смердящие [ духовные ] язвы. Так видим новое деление мира [ не по названию религий, но по светимости духа ]. Можно многое простить оборванцам, но слепота золотых палат не может опустить [ на их сторону ] чашу справедливости… Урусвати, шлю тебе привет на земле, где рождалась мысль новой [ единой ] религии. Когда К[ ут- ] Х[ уми ] был [ здесь ] Учителем [ у ] Вишну и правительница страны (Лакшми-Урусвати) готова была признать Единого Бога, приходящего на помощь людям и не нуждающегося в жертвах» (24.03.1925). «Пураны писал Царь Шамбалы и Царица Шамбалы – Вишну Пурана; так сложилась Наша слитая жизнь. Три тысячи лет до Махабхараты – Вишну и Лакшми. Мы были Царь и Царица явленного государства на севере Индии в Пунджаббе. Являю тебе всю любовь, сокровенная Свати… Да, истинно, всё пришло от тебя!... Твой потенциал мощнее всех… Пусть тебя не учат, ибо в тебе живёт огонь Шакти Вишну» (09; 11.09.1934).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |