АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические типы философствования

Читайте также:
  1. Билет.50.. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, осн. этапы, цена победы, исторические уроки.
  2. Введение - Исторические данные
  3. Вопрос 1. Предмет философии, его исторические изменения, роль в обществе.
  4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ
  5. Генезис философии. Исторические типы философии.
  6. Географическое разделение труда: факторы, исторические типы, формы. Роль работ Н.Н. Баранского, И.А. Витвера и Ю.Г. Саушкина в развитии теории географического разделения труда.
  7. Глава II. Исторические процессы повлиявшие на общество.
  8. Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы. Синергетика.
  9. Древнерусские исторические сочинения (XI-XVII вв.) – с. 118-123
  10. Древнерусские исторические сочинения (XI–XVII вв.)
  11. Древнерусское государство и его исторические значения.
  12. Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.

 

КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА — ПОСТНЕКЛАССИКА — исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как "философия тождества", видящая мир в качестве целостного единства, открытого для рационального когнитивного усилия, причем продуктом последнего выступает эксплицитно объективированное знание (см. Тождества философия).
Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат содержание и временные принципы.
Типология: по содержательному принципу
1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого сущность мира и человека, сформулированы 2 направления:
1) материальное
2) идеальное
Каждое из которых представлено своими школами, имеющие собственные истоки и традиции.
2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и рациональное, разумное и рассудочное).
1) сенсуализм ("сенсунс" - чувство, ощущение, настаивают на чувствах и ощущениях в процессе познания)
2) рационализм ("рацион" - разум, чувственные знания не отвергают, но рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность вещей)
3. расходится по линии противостояния
1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике, интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному, исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое невозможно ни обосновать, ни объяснить)
2) рационализм
4. по методу познания
1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых вещей, есть процессы)
2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)
Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и сциентические и антисциентические (по отношению к науке).
По временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса философского творчества. В данном случае вводится новое понятие "исторический тип философствования", который объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и свой характерный тип философствования. В античности - созерцательный, социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл, высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания (интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа - выход за пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием, религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип философствования. Цель которого - изменение мира, конкретными субъектами социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший социально-экологический тип философствования связан с учением Федорова о регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере и теоретическим учением Римского клуба, цель которых - сохранение мира.

5. Возникновение философии в странах Древнего Востока.

Философия Древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть соотнесена с тремя центрами: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. Систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман". В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

Особенности ранней греческой философии и ее этапы.

Общая характеристика античной философии. Античный полис и философия.

Зарождение Античной философии

Досократовская философия

Классический этап развития греческой философии(сократовская, эллинская)

Поздняя античность(эллинистическая философия, иногда сюда включают римскую философию, но она отсюда истекает)

Философия зародилась в 3-х центрах- это мнение не совсем верно. Философия возникла в одном центре – Греции. Учения Индии и Китая имеют свою иную логику. Причины появления античной философии:

Др. Греч. философия возникла в ионийских городах западного побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта- более древние цив.)

Географический фактор–Греция находилась на пересечении торговых путей: потоки торгового и культурных обменов.

Особенности формирования греческого эпоса. Греция как бы тупик, скифский коридор. Он начинается в степях Манчжурии, далее–южная Сибирь–скандинавские народы. Под давлением–смещение языков.

Чрезвычайное разнообразие географического ландшафта- различные промыслы- развитие кругозора.

Социально–политический фактор: постоянно под угрозой вторжения, нападения, возникает необходимость зашиты. Греки не могли содержать наемную армию. В Греции возник полис, грек был свободен(относительно). Греческий полис–трансформация греческой общины, но она не подавляла личности. Чтобы свободено мыслить–не д.быть проблем быта. Греки решили эту проблему–рабовладением. В Греции рабство–не основа производит.сил, а на уровне домашнего хозяйства, рабы избавляли от проблем быта. Основа экономики Греции в отличие от Рима–свободные работники.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они днлали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перкликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее?, а у философов Греции: из чего все произошло?

Натурфилософы: Фалес(все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду; вода–вечное начало), Анаксимен(субстрат всех вещей–воздух), Анаксимандр(апейрон–“бесконечное”–неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало)., Гераклит Эфесский - огонь–начало, субстанция бытия.

Наивный материализм- эллейская школа–Парменид, Зенон, Ксенофан–дальнейший этап на пути рационализации знания. Элеаты впервые перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому.

6.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)