|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ
Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено. Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей. Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность... Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц... * * * Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амр ибн аль-Джамух. Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями. Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму... Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?” Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану: — О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его... Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью. На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме... Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство. Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал: — Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой... Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее. Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке. Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз: — Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме. После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной. * * * Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха. Йазид ибн Кутайб рассказывал: “Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: — Кто это? — Муаз ибн Джабаль, — ответили мне. Абу Муслим аль-Хаулани [71] рассказывал: “Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка. Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа: — Кто это? — Муаз ибн Джабаль, — ответил он”. Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника. Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”. Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран. Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями. * * * Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам. Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха. * * * Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них. Благородный Пророк сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света... Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле... Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом... Наконец он обратился к Муазу с напутствием: — О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы. Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане. * * * Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым... Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена. Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. * * * Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его: — А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким? — Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз. Жена воскликнула: — Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой? Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его: — Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?! — Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой. Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав: — Дай ей это, чтобы она успокоилась... * * * Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось: “О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”. Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран. Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им: — Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас. — А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются. Умар сказал: — Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину. Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса... Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль — в Палестину. * * * В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать: “Приветствую я смерть, приветствую... И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия... Которого я очень ждал [72]...” Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился: “О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир, И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки... Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной, И тесниться на образовательных собраниях учёных... О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”.И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути. [1] Тихама - прибрежная равнина, выходящая к Красному морю. [2] См. его жизнеописание в седьмой книге этой серии. [3] Фарук – титул Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах (означает: "разделяющий добро и зло"). [4] Битва при Ярмуке – одно из крупнейших решающих сражений в истории, имевшее место в 15-м году по Хиджре, в котором мусульмане одержали блестящую победу над византийцами. [5] Аль-Хира – один из районов Ирака, расположенный между Наджафом и аль-Куфой. [6] Аль-Хиджар – место в мекканской мечети северо-западнее Каабы. [7] Кулаиба – высохший колодец, в котором [8] Историю его жизненного пути см. в седьмой части этой серии. [9] Усман ибн Талха был смотрителем Дома Аллаха во времена джахи-лийи. Он принял исламскую веру вместе с Халидом ибн аль-Валидом и был свидетелем освобождения Мекки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил ему ключ от Каабы. В день встречи с Умм Саламой он был ещё язычником. [10] Участок местности с богатой растительностью и засаженный деревьями в пригороде Медины. Впоследствии стало кладбищем, где были похоронены многие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [11] См. историю его жизни в третьей части этой серии. [12] См. его жезнеописание в седьмой части его серии. [13] Есть также и другие мнения, в частности, что первое знамя в Исламе было вручено Хамзе ибн Абдель Мутталибу. [14] Абуль Касим (отец Касима) – одно из имён Пророка. [15] День Сакифы — день, когда присягал Абу Бакр. Это событие имело место под навесом (сакифа) племени Бану Саада. [16] Территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании. [17] Веточка для чистки зубов. [18] Аль-Кааба. [19] Сооружение напротив двери аль-Каабы, на котором стоял Ибрахим, когда восстанавливал аль-Каабу. [20] Языческие идолы курайшитов. [21] “Хайр” — по-арабски “хороший”, “добрый”, “превосходный”, а “хайль” — лошадь. [22] Мусаб ибн Умайр – один из первых мусульман и первый проповедник исламской религии за пределами Мекки. Погиб в битве при Ухуде. [23] Ахваз – одна из персидских провинций, расположенная на западе Ирана на побережье Персидского залива. [24] Аль-Хазрадж – племя йеменских арабов, которое с родственным племенем аль-Аус переселилось в Хиджаз после разрушения марибской плотины и обосновалось в Медине. [25] Али был двоюродным братом Посланника, сыном Абу Талиба. [26] Суть этого обвинения в том, что Али согласился, чтобы его спор с Муавией рассудили Абу Мусса аль-Ашари и Амр ибн аль-Ас. [27] Те, кто не видел Пророка, но лично общался с его сподвижниками. [28] Аль-Мадаин (Ктесион) – город, расположенный на реке Тигр, примерно в 30 км юго-восточнее современного Багдада, основанного в 762-м г. [29] Налог, взыскиваемый с немусульман за освобождение от военной службы. [30] У арабов принято называть людей по отношению к их первенцу: Абу ад-Дарда – отец ад-Дарды, Умм ад-Дарда – мать ад-Дарды. [31] Аль-Аус - одно из крупных племён, населявших Медину, которое обязалось опекать и защищать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! [32] Табук - местность на границах аш-Шама, где произошло известное сражение между мусульманами и византийцами. [33] Лицемеры - люди, скрывающие в своих душах неверие, но внешне выдающие себя за приверженцев Ислама. [34] «Сердца с червоточиной», то есть с признаком лицемерия. [35] Хомс – город, расположенный в центральной части Сирии между Дамаском и Алеппо. В Хомсе находится могила Халида ибн аль-Валида. [36] Заключения по религиозно-правовым вопросам. [37] Дом аль-Аркама – дом в Мекке, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал свои проповеди, призывая людей к Исламу. Этот, расположенный на склоне ас-Сафа, дом принадлежал аль-Аркаму ибн Абд Манафу аль-Махзуми и был назван “домом Ислама”. [38] Махр – имущество, выделяемое мужем жене при заключении брака. [39] Нават – небольшой слиток золота, весом с косточку плода. [40] Город на границе аш-Шама с Аравийским полуостровом, находившийся в руках римлян и византийцев. В настоящее время территориально входит в состав королевства Саудовской Аравии. [41] Покрывалами из красивой зелёной ткани, которые были в пользовании у особ состоятельных людей. [42] Племя, к которому принадлежала Амина, дочь Вахба, мать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [43] Салсабил – источник воды в Раю. [44] Абд Манафа был одним из дедов посланника Аллаха, а род Абд Манафа находился в близком родстве с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. [45] Акил – сын Абу Талиба, старший брат Али. [46] Клубок – высокий монашеский головной убор. [47] Ты Достаточен для всех, и Ты – Истинный Руководитель, о Всеведущий, Правдивый Господь. [48] Иисуса, сына Марии. [49] Хайбар – крепости и укрепления иудеев, которые завоевал Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, в седьмом году по Хиджре, захватив богатые трофеи. [50] Одно из ущелий Мекки. [51] Кадисийа – район на расстоянии пятнадцати миль от Куфы, где произошло решающее сражение между мусульманами и персами в шестнадцатом году по Хиджре. Мусульмане одержали блестящую победу, окончательно разгромив персидское государство. [52] День боевого клича – последний день битвы при Кадисийи, названный так потому, что шум страшного боя заглушил все остальные звуки. [53] Верхняя одежда с широкими рукавами. [54] Мухаджир – араб. переселенец; здесь: ушедший вместе с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину. [55] Ансары – сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! [56] Лицемеры – это люди, выдававшие себя за мусульман. [57] В битве у Рва (5 г. по Х.) мусульманам противостояла десятитысячная армия под командованием Абу Суфьяна, осадившая Медину. Язычники-арабы заключили тайный союз с населявшими Медину евреями, которые должны были ударить по мусульманам с тыла. [58] Т. е. дающая рука лучше, чем просящая. [59] Сакифа – араб. “навес”. Под этим навесом на территории племени Бану Саада собрались ансары и мухаджиры после кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы решить вопрос о перемирии. [60] Аль-Джабийа – деревня, расположенная к западу от Дамаска, в которой Умар ибн аль-Хаттаб встретился со сподвижниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для рассмотрения вопросов, касающихся дальнейших военных действий. В этой деревне Умар произнёс известную проповедь, и поэтому этот день был назван “днём аль-Джабийи”. [61] Абилла – город, непосредственно примыкавший к аль-Басре и являвшийся её частью. [62] Священный Коран повелевает пятую часть добычи оставлять в общественной мусульманской казне, а остальные четыре пятых военных трофеев делить между воинами. [63] Здесь имеется ввиду намаз. [64] Аль-Хазрадж – арабское племя йеменского происхождения, которое, переселившись в Медину, обосновалось там. Вместе с племенем аль-Аус оно составило основную группировку ансаров [65] Басра – город в аш-Шаме, который в настоящее время находится в Сирии. [66] Бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, один из обрядов, совершаемых во время Хаджа и Умры. [67] Арабское слово “Аб” помимо значения “отец”, употребляется в значении “хозяин”, “обладатель”. [68] Здесь содержится указание на тот период, в течение которого Абу Хурайра управлял Мединой. [69] Ахваза – район на западе Ирана. [70] Джизья – подушная подать, которой мусульмане мирных иноверцев за гарантию защиты их от нападения любых врагов. [71] Абу Муслим аль-Хаулани – один из выдающихся соратников сподвижников Пророка родом из Йемена. [72] Здесь имеется в виду ангел смерти – Азраиль. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |