АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бронзовый век

Читайте также:
  1. Бронзовый век
  2. БРОНЗОВЫЙ ВЕК
  3. Бронзовый век на Беларуси
  4. Тема лекции № 2 Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

Железный век

Производство металла – толчок в историческом развитии человечества. Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины — пастуха и земледельца — в производстве. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объединение и укрупнение отдельных родов в значительные по численности племена.

Начали складываться большие культурные общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию, в район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская языковая семья раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке — иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.; на западе — нынешние германцы, французы, англичане и др.; на востоке — балты и далекие предки славян.

Другая большая языковая семья — угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Предки тюркских народов жили в Центральной Азии, откуда они начали свое продвижение в Восточную Европу и далее на запад. Происхождение народов (этногенез) — один из сложных вопросов науки; это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий.

Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирноисторическом масштабе форма организации жизни до III—V вв. н. э. Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира.

 

Сначала сформировалась единая общность - славяне. Их прародина – междуречье Вислы и Одера. В начале нашего тысячелетия произошло разделение славянского этноса на 3 группы:

южные славяне – болгары, сербы

западные славяне – поляки, чехи

восточные славяне – русские, украинцы, белорусы

География расселения восточных славян:

на юге – предгорье Карпат

на востоке – притоки Волги

на западе – Двина

на севере – Ладожское озеро

Основные занятия:

земледелие, охота, скотоводство, бортничество (сбор меда)

Земледелие:

на севере – просечно-огневая система (жгли леса)

на юге – перелог (бывшие пашни, которые не засеваются, оставляются на год)

Верование:

славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Основные божества: Перун, Велес, Ярило. Не было пантеона богов – т.е. не было культа верховного бога. Единственный бог женского пола – Мокошь (богиня прядения и ткачества).

Славяне жили общинным строем. Первоначально – родовая община, основанная на кровных связях.

С 4-го века – соседская (территориальная) община.

При соседском типе общины существовало имущественное неравенство и возникает частная собственность.

Славяне жили в условиях военной демократии.

Вече – собрание племени. Существовал совет старейшин и военный предводитель – князь. Князь с дружиной выделялись в имущественные отношения.

В 6-7 веках образуются племенные союзы:

вятичи

поляне

кривичи

древляне

Об истории древних славян мы знаем из сочинений византийских и арабских авторов, в частности из произведений византийского автора Прокопия: «Славяне – воинственное племя, которое совершает частые набеги на границы Византийской империи.»

В 862г. возникает государство с центром в Новгороде.

862г. – новгородский старейшина Гостомысл призвал из южной Швеции князя Рюрика:

«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладеть нами»

Князь Рюрик приехал со своими братьями Трувором и Синеусом.

С этого момента существует русское государство.

Во второй четверти 18 века немецкие историки создают нормандскую теорию (Байер, Миллер, Шлецер): государство у славян не могло возникнуть до момента призвания скандинавских князей.

Первый критик этой теории Михаил Ломоносов.

В настоящее время большинство историков придерживаются антинормандских традиций, но в то же время признают, что первые русские князья по происхождению были скандинавами.

 

 

Территория восточных славян (VI—IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно- угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Булгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда).

Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,— слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V—VI в.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка — Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить Рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

 

 

  1. Особенности складывания древнерусской государственности. (ддополнительно источник).
  2. Норманизм, антинорманизм и их современные оценки.

 

Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на остове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы изгнали варяг за море, что повлекло к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжских князем. Власть на Новгородо и окрестные землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик, положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег, правивший в Новгороде объединил Новгород и Киев. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь.

Легендарный летописный рассказ о призвании варяг послужил основание для появления так нызваемой норманской теории происхождения Древнерусского государства. Впервые сформерована Миллером и Байером. Противником теории был Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако следов влияния на экономическую, социально-политическую жизнь, язык и культуру нет. Нет также данных о колонизации Руси варягами. Также количество варяг на Руси было невелико.

Несостоятельность норманнской теории доказана. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Вопрос о Рюрики остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также версия, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики, либо района реки Неман.

  1. Предпосылки перехода Руси к новой религии в X в н.э.

 

Изначально попытался сделать единый пантеон во главе с Перуном, но потерпел неудачу. Владимиру надо было объединить все народности государства и укрепить положение царя. Так нужно было наладить отношения в европе в которой в это время язычество не приветствовалось. Возможно у Владимира были личные мотивы. Он хотел чтобы о нем сохранилась добрая память и очищения от совершенных грехов.

  1. Альтернативы выбора новой религии князем Владимиром I.

 

В «Повести временных лет» содержится полулегендарный рассказ, помещённый под 987 годом, об испытании вер. «Мужей славных и умных, числом десять» избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжских болгар, немцев и евреев. По возвращению послы пришли к выводу, что «не добр закон их». Но служба в храмах Греческой земли их поразила. «И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

 

«Летописные легенды рассказывают о том, что князем Владимиром был произведён сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. Немецкие послы говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. Наконец безымянный греческий философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру всё содержание Библии и показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестись, ответствовал философ – и будешь в раю с первыми».11
Так было или иначе, но после сбора дополнительных сведений и совета с боярами великий князь решился принять христианство. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.

 

В «Повести временных лет» содержится полулегендарный рассказ, помещённый под 987 годом, об испытании вер. «Мужей славных и умных, числом десять» избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжских болгар, немцев и евреев. По возвращению послы пришли к выводу, что «не добр закон их». Но служба в храмах Греческой земли их поразила. «И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

 

  1. Механизм массового крещения Руси.

Первым был крещен сам Владимир и жители Киева. В нем крещение прошло спокойно. (Статуи языческих богов были разрешены, а перун протащен через город и избит палками.) В некоторых городах крещение происходило насильственным путем. В новгороде люди разобрали мост через реку Волхов и не пускать. Прибывшие люди Владимира перебрать через реку выше по течению и пробрались в город (Путята – воевода). Лидеры сопротивления были пойманы и отправлены к Добрыне. Между людьми завязалась борьба, а у тром на помощь пришел Добрыня. В итоге город был сожжен, люди насильно крещены, но некоторые все же сами решали пройти крещение.

 

В Ростов отправляли трех епископов прежде чем у четвертого получилось добиться успеха и крестить некоторых в Ростовской земле, однако в самом городе не удалось убедить отказаться от крещения

Например в Муроме христианство установилось только в 12 веке.

 

В итоге язычество искоренялось на протяжении много времени, но все равно оставила после некоторые элементы, как например суеверия.

 

  1. Последствия христианизации Руси.

Укрепление положения правителя.

Появляется церковное законодательство – по типу византийского. Уходит в прошлое обычай кровной мести, становится гуманнее отношение к женщине. Церковь, восставая против обычая многожёнства и беспорядочных брачных отношений, внесла в общество совершенно другое понятие семьи – как пожизненного союза мужа и жены, освящённого венчанием. Выступала она против жестоких форм рабства, поскольку господа – такие же люди, как и невольники.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведённой с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

 

Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей.

Советские учёные находили и отрицательные значения принятия христианства Русью: в то время как развивались одни виды искусства, заглушались другие. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), новоутвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры. Были и более серьёзные обвинения: «Новая религия, возникшая в условиях кризиса рабовладельческого строя и сформировавшаяся в феодальной Византии, прежде всего принесла с собой оправдание именем христианского бога социального неравенства, складывавшегося в древнерусском обществе IX-X веков, в процессе вырождения первобытно-общинных отношений. Угнетатели нашли в ней оправдание своим действиям по закабалению бывших вольных общинников, а угнетённых она обязывала, под угрозой кары господней, красочно описанной христианскими священниками».

Новые моральные нормы. Более крепкие отношения в семье, улучшение отношения к женщине.

 

  1. Характерные черты социально-экономического развития России эпохи раннего Нового Времени (дополнительно источник).

 

  1. Эволюция Московского государства в XVI-XVII вв. (дополнительно источник).

Смутное время. Поруха 70-80х годов 16 века. Тяжелейщий экономический кризис. Запустели наиболее развитые в экономичсеком отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород, Псков) страны. Одна часть населения разбежалась, другая погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (местами 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены вырасли в 4 раза. В 1570-71 годах эпедемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стане начался голод. Помещики не могли выполнять свои обязанности перед государством, а у последнего недоставала средств для введения войны и управления державой. В конце 16 века В России фактически в государственнм масштабе установилась система крепотного права.

Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феода или феодального государства

 

страница 65.

 

 

  1. Специфика духовного строя Московской Руси раннего Нового Времени. (дополнительно источник).
  2. Модель сословно-представительной монархии в Московской Руси на фоне западноевропейских монархий.
  3. Основные цели, периоды и последствия внутренней политики Ивана IV (дополнительно источник).

Избранная рада. Производила преобразования, получившие название реформ вередины 16 века.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — сословно-представительный орган.

Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

— имел общерусский характер;

— представлял различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;

— созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. 7.Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

— был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

— городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

— губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции. При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

— управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);

— Посольский приказ ведал иностранными делами;

— Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;

— Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;

— впоследствии были созданы и иные приказы.

 

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформазаключалась в том, что:

— ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;

— главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

— ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки

под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

— часть войска (в основном обознотыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник,принятый Земским собором в 1550 г.:

— провозгласил закон единственным источником права на Руси;

— ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;

— закрепил функцию суда исключительно за государством;

— упорядочил налоги;

— подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 — 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

— усовершенствовалась система управления государством;

— на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

 


 

Реформы 50х годов 16 в способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

 

  1. Главные задачи, направления и результаты внешней политики Ивана Грозного.

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.)