|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар №1. «Повести Белкина» А. С. Пушкина: принципы циклизацииЛитература 1800-х – 1815-х гг. Всех волнуют события 1789 г. Разочарование в просветительских идеалах приводит даже к ряду самоубийств в среде молодой интеллигенции. Повышенный интерес к политической жизни определяет особое отношение к автору. Писатель – прежде всего гражданин, а литература – служение. Молодые поэты своим творчеством стремятся помочь своей стране. Возникает множество кружков и обществ («Дружеское литературное общество», «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»). Важнейшая полемика этого времени связана с вопросом о языке литературы. В 1803 г. адмирал А.С.Шишков выпустил книгу “Рассуждение о старом и новом слоге российского языка”, получившую одобрение правительственных и церковных кругов. Он отстаивал сохранение устаревших языковых норм. Призывал русских писателей ориентироваться только на церковные книги и на церковное мировоззрение. Однако, считая обращение к старинному языку основным путем обогащения современного литературного языка, Шишков не мог не видеть, что в этом старинном языке нет очень многого для наименования новых понятий. Поэтому он вынужден был составлять «русскообразные» неологизмы типа тихогром (замена слова фортепиано), шаропех (замена слова кий), шарокат (вместо бильярд), которые его современниками справедливо воспринимались как курьезы. Но по сути Шишков пытался добиться того, чтобы писатели пользовались только средствами родного языка, не перенимая иностранный образ мыслей. Шишков не оригинален. Он непосредственно следует за Павлом I, издавшим специальный указ о запрещении употреблять в печати такие крамольные слова, как «общество», «гражданин», «отечество» и другие руссифицированные просветительские понятия. Выступление Шишкова было подвергнуто резкой критике учениками и последователями Карамзина. Это противостояние называют борьбой «шишковистов» и «карамзинистов». Сентименталисты отстаивали языковую реформу Карамзина, который стремился сблизить литературный язык с разговорной речью образованного сословия. В его произведениях славянизмы почти не употреблялись. Ораторская интонация уступала место разговорной. «Шишковисты» организовали постоянные литературные чтения и беседы. С 1811 г. начинает существование их общество «Беседа любителей русского слова» (+С. А. Ширинский-Шихматов, Н. М. Шатров, Шаховской и др.). «Беседа» распалась в 1816 г. В противовес «Беседе любителей русского слова» в 1815 г. возникло другое литературное общество, получившее название «Арзамас». Полное название – «Арзамасское общество безвестных людей». Членами нового общества стали В. А. Жуковский (который обычно вел его протоколы), П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), а несколько позднее и сам А. С. Пушкин. В основном это были молодые талантливые поэты карамзинской ориентации. Поводом к созданию «Арзамаса» послужила премьера комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», состоявшаяся в петербургском Малом театре в сентябре 1815 г. Известный своими выпадами против Карамзина и его молодых сторонников, Шаховской на этот раз высмеял Жуковского. Это было воспринято как объявление открытой войны карамзинистам. Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Д. Н. Блудова «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижегородской губ., Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося «на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами». На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей — любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества «безвестных любителей словесности», названного «Арзамасом». Обращались друг к другу по прозвищам из баллад Жуковского (Жуковский – Светлана, Вяземский – Асмодей, Пушкин – Сверчок). Они остроумно пародировали официально-торжественный стиль заседаний «Беседы». Вместо фразы «Франт идет из цирка в театр по бульвару в галошах и с зонтиком» давался такой ее «перевод» в стиле Шишкова: «Хорошилище грядёт по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах и с растопыркой». Несмотря на всю внешнюю «несерьезность», «Арзамас» вовсе не был только развлекательным обществом. Вели борьбу с литературным консерватизмом и устаревшими эстетическими принципами. «Арзамас» распался в 1818 г. В споре победили «карамзинисты». Но все эти несомненные завоевания «нового слога» имели и свою оборотную сторону. Стремление к «тонкости» мысли и точности ее словесного выражения приводило подчас к манерности, вычурности стиля, его гипертрофированной перефрастичности; «чувствительность» оборачивалась у эпигонов Карамзина приторной, бессодержательной слезливостью. Пушкин признавал прозу Карамзина лучшей для своего времени, однако с оговоркой — «похвала небольшая» В начале века происходит взаимодействие многих литературных направлений и течений: классицизма, сентиментализма, предромантизма и романтизма. В прозе самыми популярными становятся: 1. Сентименталистская повесть. Ее герой — «чувствительный», повинующийся голосу нежного и доброго сердца человек, погруженный в сферу сугубо личных, «частных» переживаний, но в то же время и человек самый обыкновенный, рядовой представитель русского общества. Наиболее распространен в начале 1800-х годов тип сентиментальной повести о несчастных влюбленных. Нежные, чувствительные любовники наталкиваются на сопротивление родителей, обычно ослепленных сословными или имущественными предрассудками. Чаще всего у героя есть соперник. Низкий или просто лишенный чувствительности, он наделен высоким общественным положением и богатством. Другой распространенный мотив — обольщенная невинность. В подавляющем большинстве случаев чувствительные герои гибнут, а виновников их бед постигает раскаяние. Встречаются и другие варианты: великодушный соперник устраивает счастье любовников, но более обычна трагическая, нередко кровавая развязка. Можно отметить некоторые общие черты и в построении любовно-сентиментальных повестей. Большей частью они открываются авторской медитацией, взывающей к сочувствию нежных сердец. Нередко здесь же дается пейзажная зарисовка, гармонирующая с картинами счастья героев либо предвещающая их мрачную судьбу. По ходу рассказа автор не раз возникает перед читателем, комментируя происходящее и заключая повесть эпитафией или моральной сентенцией. Это: «Бедная Маша» А. Е. Измайлова, 1801; анонимная «Несчастная Маргарита», 1803, «Инна» Г. П. Каменева, 1806,«История бедной Марьи» Н. Брусилова, его же «Линдор и Лиза, или Клятва», 1803, «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор», В. Измайлова, 1804. Постепенно ушла в массовую литературу. 2. Роман-путешествие. В последнее десятилетие XVIII в. в России возникли два совершенно различные по своему внутреннему пафосу образца жанра — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина. Развился вариант Карамзина. Таковы «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» В. Измайлова (1800—1802), «Моя прогулка в А. или новый чувствительный путешественник К. Г.» (1802), «Письма из Лондона» П. Макарова (1803), «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году» М. Невзорова (1803), «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду» П. Сумарокова (1803), «Путешествие в Малороссию» (1803) и «Другое путешествие в Малороссию» (1804) кн. П. Шаликова. «Нежное чувствительное сердце» становится одним из главных, если не главным предметом изображения. Автор стремится тронуть читателя, вызвать родственный отзвук в его душе.. В «Письмах русского путешественника» описание чувств, размышлений, воспоминаний не только уравновешивается потоком информации о современной европейской действительности и культуре, но и само по себе касается предметов, имеющих большой историко-культурный интерес. У последователей Карамзина область «чувствительности» получает несомненный перевес. Появились иронические путешествия, например, анонимное «Путешествие моего двоюродного братца в карманы» (1803). В 1810-х гг. жанр путешествия претерпевает существенную трансформацию. Складывается новый тип путевых очерков, широко раздвинувший их традиционные границы, — письма и записки участников войн с Наполеоном, в особенности Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Первое место среди них по праву занимают «Письма русского офицера» Ф. Н. Глинки (1808, 1815—1816). 3. Самым любимым и читаемым видом повествовательной прозы в начале XIX в. оставался роман. Еще на рубеже XIX в. появился роман, связывающий темы и образы сатирической журналистики XVIII столетия с помощью канвы «похождений» героя, традиционной для низовой демократической беллетристики XVIII в. Это роман А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (1799—1801). Автор рассказывает историю жизни Евгения Негодяева — молодого дворянина, баловня богатых и невежественных родителей. Младенцем записанный в гвардию, герой проходит полный курс модного дворянского воспитания, продолжает его в общении с беспринципным вольтерьянцем Развратиным. Из Москвы Евгений является в Петербург, где в столичном обществе Ветровых, Миловзоровых и т. п. довершает свое нравственное «образование», в пять лет проматывает отцовское состояние и гибнет сам. Популярен был роман Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» Нарежный попытался напечатать в 1814 г. Но на три вышедшие части полиция наложила запрет, а дальнейшее издание романа было остановлено. Части четвертая — шестая (из них последняя осталась незаконченной) были впервые опубликованы лишь в советские годы. Кроме этого, были распространены малые жанры: пейзажные зарисовки, анекдоты, лирическая проза и т. п. Проявились и предромантические тенденции, но в основном в поэзии. В прозе – повесть Жуковского «Марьина роща» (1809). Действие ее, приуроченное ко временам князя Владимира, соотнесено с историей чисто поэтически. Имена с условным колоритом русского средневековья (Рогдай, Пересвет), соседствующие с именами былинных богатырей, приметы исторического быта («дружина», «соборище народное» и «посадники новогородские»), преломленные сквозь призму преромантической готики, мрачный оссиановский лиризм придают повести колорит «старинного предания». В тему мирной невинной любви Марии и певца Услада вторгается страстное демоническое начало, носителем которого выступает витязь Рогдай. Его терем, высящийся над «низкими хижинами земледельцев», становится символом рока, нависшего над счастьем мирного певца. Но торжество Рогдая преходяще: получив руку чувствительной Марии, он не в силах покорить ее сердце. Ревнивец губит свою жертву и гибнет сам. В финале снова господствует тема Услада: отчаяние несчастного влюбленного сменяется просветленной скорбью, жизнь певца обращается в ожидание на свидание с Марией за гробом. Карамзинские традиции развивали и поэты. Были модными переводы, в этом проводились состязания. В стихотворных переводах-перевыражениях оттачивалось стилистическое мастерство русских поэтов 1800—1810-х гг., обогащалась его европейская культура. Первое место в этом исторически необходимом процессе принадлежит Жуковскому. Недаром литературную известность ему принесла элегия «Сельское кладбище» — так называемый вольный, вернее сказать — русифицированный перевод одноименной элегии английского поэта-сентименталиста Грея. Но самое замечательное в том, что этот вольный перевод отмечен характерными чертами творческой личности Жуковского. В силу этого он и прозвучал в свое время как новое слово оригинальной русской поэзии. Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой. В туманном сумраке окрестность исчезает... Повсюду тишина; повсюду мертвый сон; Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали рогов унылый звон. Лишь дикая сова, таясь под древним сводом Той башни, сетует, внимаема луной, На возмутившего полуночным приходом Ее безмолвного владычества покой. Под кровом черных сосн и вязов наклоненных, Которые окрест, развесившись стоят, Здесь праотцы села, в гробах уединенных Навеки затворясь, сном непробудным спят. Денницы тихий глас, дня юного дыханье, Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, Ни ранней ласточки на кровле щебетанье - Ничто не вызовет почивших из гробов. <…>На всех ярится смерть - царя, любимца славы, Всех ищет грозная... и некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы: И путь величия ко гробу нас ведет! <…>Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашел приют от всех земных тревог; Здесь все оставил он, что в нем греховно было, С надеждою, что жив его Спаситель-Бог. Часть поэтов соединяли классицизм с предромантизмом. Один из наиболее заметных поэтов той же группы — Г. П. Каменев (автор одной из ранних русских баллад «Громвал», 1804) — далеко не случайно был назван Пушкиным первым русским романтиком. Он писал элегии, проникнутые меланхолическим настроением, кладбищенские стихи, охотно переводил немецких предромантиков. Мысленным взором я быстро стремлюсь, Быстро проникнул сквозь мрачность времян. Поднимаю завесу седой старины - И Громвала я вижу на бодром коне. Зыблются перья на шлеме его, Стрелы стальные в колчане звучат; Он по чистому полю несется как вихрь, В вороненых доспехах, с булатным копьем. <…>Буря, облекшись в угрюмую ночь, Мчится с закату на черных крылах; Заревела пучина, дуброва шумит, И столетние дубы скрипят и трещат. Радикально настроенные поэты «Вольного общества» ориентируются на радищевские традиции, хотя и не воспринимают их в полном объеме: им остается более или менее чуждым революционный пафос его творчества, идея неизбежности крестьянской революции и непримиримая вражда с самодержавием. Они выступают сторонниками мирного пути общественного преобразования России и усматривают в поэзии одно из могущественных его средств. В деятельности поэтов-радищевцев с наибольшей отчетливостью и полнотой обозначился поворот к новой трактовке гражданских тем, которая стала одной из характерных черт поэзии начала века. Для поэтов-радищевцев характерна особая острота и сила гражданского чувства, глубина общественных эмоций. Их лирика насыщена острыми злободневными намеками, живыми реалиями, почерпнутыми из современных политических споров. В своих стихах они откликаются на убийство Павла («Ода достойным» (1801) А. Х. Востокова с ее тираноборческим пафосом), приветствуют вступление на престол Александра I, от которого ожидают благотворных перемен, ратуют за развитие просвещения, утверждение начал законности в русской жизни, обличают пороки современного общества («Ода времени» (1804) и «Ода счастию» (1805) А. Х. Востокова, «Итак, Радищева не стало» (1802) и «Послание к В. С. С.» (1814) И. Пнина, «Надежда» (1805) и «Счастье» (1801) В. В. Попугаева и др.). На смену высоким жанрам поэзии XVIII в. идет господство малых жанровых форм, культивируемых еще с 1780-х гг. поэтами-сентименталистами. «Легкий род» поэзии, имевший подчиненное значение в классицизме, выдвигается на одно из центральных мест в поэзии 1800—1810-х гг. Главным литературным направлением этого времени постепенно становится романтизм. 1. Философская основа – идеализм. Характерно ощущение зыбкости и неустойчивости мира. Реальная жизнь полна Зла, оно вечно и неистребимо. Человек обречен вечно бороться с этим злом. Основное состояние духа человека – пессимизм, мировая скорбь. Вместе с тем есть мечта о справедливом мире, который где-то существует: в прошлом, в будущем, в далеких странах. 2. Мир исторически не меняется, поэтому все проблемы носят универсальный характер: свобода и несвобода, земное и небесное, гений и толпа, высокое безумие и примитивная нормальность. 3. Высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и таинственный мир. Творчество романтиков пронизано субъективизмом. Искусство – самовыражение и воспитательными функциями не обладает. Главное – автор, его мысли, чувства, его гений. Писали не для толпы, а для понимающих. 4. Герой романтического произведения – личность исключительная. И события разворачиваются в исключительных условиях, помогающих раскрыть героя. Но он – носитель одной черты и не взаимодействует со средой. Развития характера нет. Все романтические герои похожи друг на друга. Особое развитие получил байроновский герой: личность гордая, одинокая, не принимающая современный мир, бунтующая, разрушительная. Основной конфликт романтизма – человек и мир. Герой либо покоряет мир, подчиняет его себе, либо погибает (в крайнем случае, уходит в горы). 5. Презрение к прозе жизни, отрицание быта. Это не эстетично, не достойно изображения. 6. Стремление создавать искусство на стыке родов и жанров: лирическая драма, психологическая повесть, баллада. В русском романтизме выделяют несколько основных течений: психологический романтизм, гражданский романтизм (10-е гг.) и философский (30-е гг.). Романтизм – художественный метод, в основе которого лежит субъективное пересоздание жизни в свете авторского идеала. Получил наивысшее воплощение в литературе, музыке и живописи (Карл Брюллов – «Портрет Н. Кукольника»). Творчество Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855): Родился в Вологде в старинной дворянской семье. Воспитывался в петербургских частных пансионах. Затем служба в Министерстве народного просвещения (делопроизводителем). Тогда же (1803 г.) начинается его дружба с Н. И. Гнедичем, завязываются знакомства с И. П. Пниным, Н. А. Радищевым, И. М. Борном. В апреле 1805 г. Батюшков вступает в «Вольное общество словесности, наук и художеств». В том же году в журнале «Новости русской литературы» появляется первое печатное произведение Батюшкова — «Послание к моим стихам». Участвует в трех войнах, в том числе Отечественной 1812 года. Входил в состав «Арзамаса». Единственное прижизненное издание – «Опыты в стихах и прозе» (2 тома, 1817 г.). В 20-е гг. перестает писать, долго болеет и умирает от тифа. Писал и прозу, но и он сам воспринимал ее как «материал для поэзии». Батюшкова традиционно относят к предромантизму, к его «легкой поэзии». Он был двоюродным племянником Муравьева. Основные характеристики поэзии Батюшкова – чувствительность, мечтательность, задумчивость – присутствовали и у сентименталиста Муравьева. 1805 г., «Послание к Гнедичу»: «А друг твой славой не прельщался. За бабочкой смеясь, гонялся, Красавицам стихи любовные шептал И, глядя на людей — на пестрых кукл — мечтал: «Без скуки без забот не лучше ль жить с друзьями. Смеяться с ними и шутить, Чем исполинскими шагами За славой побежать и в яму поскользить?» <…>Мы сказки любим все, мы — дети, но большие. Что в истине пустой? Она лишь ум сушит, Мечта всё в мире золотит, И от печали злыя Мечта нам щит. Главная черта Батюшкова-поэта – мечтательность. Она проходит через все его творчество: «Так хижину свою поэт дворцом считает/ И счастлив — он мечтает» («Мечта», 1817). У Батюшкова формируется будущая романтическая концепция творчества: поэзия рождена солнцем, она — «пламень небесный», а поэт — «дитя неба», скучно ему на земле. Батюшков пишет много посланий, поэзия у него «общежительна». Он любит разговаривать с друзьями. Он продолжает анакреонтическую линию, придерживается философии эпикурейства. Часто рисует женские образы, но они не индивидуализированы. Это вечно юная прелестная дева («Таврида»). Имена и образы – античные. При этом Батюшков осознает трагизм человеческого существования, но предпочитает об этом забыть: «Жизнь — миг! не долго веселиться, Не долго нам и в счастьи жить! Не долго — но печаль забудем, Мечтать во сладкой неге будем: Мечта — прямая счастья мать!» («Совет друзьям, «Элизий»). Жизнь человека сопоставляется с цветком, особенно – с розой. Роза – символ непрочности земного бытия. Поэта характеризует понятие «крылья»: у него все крылато – и счастье, и мечты, и ветер. Повторяется образ чаши: жизнь – полная чаша, к этому и нужно стремиться. Батюшков ценит уют родного крова. Он тоскует в чужих краях, мечтает о своем уютном доме. Но этот уют не связан с материальным миром: он предпочитает честную бедность неправедному богатству («Мои Пенаты»). Он воспевает личную независимость поэта, его свободу от внешнего мира. Многие темы поэзии Батюшкова будут развиваться в романтизме: идея независимости художника, культ чувства и неприятие «холодной рассудочности», ощущение «таинственной» связи души человека с природой, вера в поэтическую мечту и вдохновение. Война сильно повлияла на мировосприятие поэта. Он пишет стихотворения в духе «гражданского» романтизма («К Дашкову»). Он говорит: пока родина не освобождена, нельзя писать о своих мечтах и музах. Главным лирическим жанром Батюшкова стала элегия. Он развивает ее психологическую составляющую («Воспоминания»). И расширяет ее тематику: появляются философско-исторические элегии и элегии-послания. «На развалинах замка в Швеции» (1814): мрачный ночной пейзаж, написанный в оссиановской манере, вполне соответствует характеру мечтательного раздумья и придает романтическое звучание всему произведению. В «Послании Муравьеву-Апостолу» впервые говорится о тайном языке природы, который понимает поэт: «Природы ужасы, стихий враждебных бой, Ревущие со скал угрюмых водопады, Пустыни снежные, льдов вечные громады Иль моря шумного необозримый вид — Всё, всё возносит ум, всё сердцу говорит Красноречивыми, но тайными словами, И огнь поэзии питает между нами.» С годами в его лирике все отчетливее звучат трагические ноты, и как бы своеобразным итогом раздумий поэта о жизни звучит одно из последних его стихотворений «Изречение Мельхиседека»: «Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? Рабом родится человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шел долиной чудной слез, Страдал, рыдал, терпел, исчез».
Психологический романтизм. Творчество В. А. Жуковского (1783 –1852) Писатели уходили в мир мечты, чувств, переживаний. Признавали самоценность человеческой личности, интересовались внутренней жизнью человека, стремились раскрыть богатство его душевных переживаний. Выдвигается идея внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Последующее развитие этих идей приводит к возникновению философского романтизма в 30-е гг. Главный представитель – В. А. Жуковский. Он – первый русский романтик. Его родителями были помещик Бунин и пленная турчанка Сальха, но воспитывался он в семье своего крестного отца, дворянина Андрея Жуковского. Своим учителем поэзии считал Дмитриева. Прославила Жуковского публикация элегии «Сельское кладбище» в 1802 г. В журнале «Вестник Европы». В этот период Жуковский обращается и к прозе, ориентируясь на Карамзина («Вадим Новогородский», 1803; «Три пояса», 1808; «Марьина роща», 1809, и др.). В его творческой деятельности начала 1800-х гг. центральное место занимают поэтические переводы. Пушкин говорил о Жуковском, что тот был настоящим «гением перевода», которого «перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». Жуковский избирает произведения, важные для своей эпохи, чем-то существенно ценные для развития русской литературы. (Макферсон (Оссиан), Парни, Мильвуа, Мильтон, Клошпток, Драйден. Гольдсмит, Гомер, Овидий, Вергилий, Виланд). По мысли Жуковского, реальная жизнь полна страданий и одиночества. Но есть и идеальное «там» (противостояние «здесь» и «там»). Мы там не окажемся, но знаем о существовании идеала по его отражению в нашей душе. Причем это «там» – не только романтический мир мечты. Это и счастливые воспоминания о прошлом, и надежды на встречи в мире ином. Эти идеи отражены в стихотворении «Мотылек и цветы» (среди холодных, бездушных цветов спустившийся с неба мотылек находят два избранных): Они без пышного сияния; Едва приметны красотой: Один есть цвет воспоминания, Сердечной думы цвет другой. О милое воспоминание О том, чего уж в мире нет! О дума сердца — упование На лучший, неизменный свет! Блажен, кто вас среди губящего Волненья жизни сохранил И с вами низость настоящего И пренебрег и позабыл. У Жуковского возникает понятие «чудного мгновения», когда поэту приоткрывается мир мечты («Лала Рук»): Ах! не с нами обитает Гений чистый красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; <…>Он лишь в чистые мгновенья Бытия бывает к нам И приносит откровенья, Благотворные сердцам; В специальном примечании к этому стихотворению Жуковский подробно развил свой взгляд на сущность жизни и задачи поэзии, подчеркивая, что «прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам только минутами, для того единственно, чтобы нам сказаться, оживить нас, возвысить нашу душу...». Программное стихотворение Жуковского – «Невыразимое»: Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Слово рационально и ограниченно. Развивается поэтика «невыразимого». Задача поэта – это невыразимое воспроизвести. Высший вид искусства – музыка. Один из способов – приемы звукописи: аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонационный рисунок, лексические повторы. Использование символов. Символ многозначен, на рациональный язык его перевести невозможно, он только намекает. Стихотворение «Море» – одновременно и пейзажная зарисовка, и философское размышление. Фольклорные приемы: повторы, вопросы и восклицания, кольцевое построение, психологический параллелизм. Поэт разрабатывает целую систему романтической символики: образ странника, воплощающий идею нравственных исканий личности («Путешественник», «Пловец»), и образ «отлученного от ветки» «листка» как символ душевного одиночества («Листок», 1818), и мотив узничества, выражающий мысль о порабощении человека в современном обществе («Узник к мотыльку», 1813). Впервые введенные в русскую поэзию именно Жуковским, эти мотивы получили долгую жизнь в русской лирике, наполняясь новым смыслом в творчестве Пушкина, Лермонтова, Языкова и др. Главные жанры в творчестве Жуковского: 1. Жанр элегии. «Вечер» (1806) – первая романтическая элегия. Жуковский упоминает о близких ему событиях и местах, но его элегии не автобиографичны. Они выражают нравственные идеалы и устремления, близкие его современникам («Жалоба», «Певец». Мечта»). Постепенно элегии смешиваются и вытесняются песнями и романсами. 2. В годы войны Жуковский обращается к гражданско-патриотической теме. Он видоизменяет жанр оды, создав военный гимн («песнь барда»). Пример – «Певец во стане русских воинов». Образ певца заимствует из поэм Оссиана. В основе стихотворения лежит не воображаемая, а вполне реальная ситуация: присутствие поэта в военном лагере. Поэт – это выразитель чувств и стремлений всего народа, поднявшегося на защиту отечества. Поэтические тосты певца — за славных предков, великих полководцев (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова), за «родину святую», за героев Отечественной войны, живых и павших во славу родины, — раскрывают содержание и смысл патриотического чувства. Родина — это замечательное историческое прошлое, и вся Россия с ее необъятными просторами, и одновременно тот малый клочок родной земли, с которым связаны первые жизненные впечатления каждого русского человека: это его близкие, друзья, любимые! Этот жанр получает распространение. 3. Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Сам поэт как-то назвал себя «родителем на Руси немецкого романтизма» и «поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», первой романтической баллады), имела огромный успех. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т.д. Возникла полемика: Грибоедов сказал, что с рациональной точки зрения баллада бессмысленна. Жуковский ответил, что в жизни вообще есть многое, что разумом не объяснишь. Успех «Людмилы» вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась «Светлана» (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта. Начинается поэма описанием святочных обрядов: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Если Людмила «жизнь кляла» и «творца на суд звала», то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет. Именно поэтому она спасена, а поэт в заключение формулирует смысл баллады: «Лучший друг наш в жизни сей – // Вера в провиденье». В поэме преобладает белый цвет – голубок, много снега, черный цвет часто заменяет темный. Постоянно загораются огоньки. Это одно из самых оптимистических произведений Жуковского. В его балладах часто поднимается тема преступления и наказания. Так, в «Ивиковых журавлях» разбойники убивают поэта Ивика, но во время его похорон журавли указывают на убийцу. В «Замке Смальгольм» барон тайком убивает любовника своей жены. В итоге убитый осужден вечно скитаться призраком за запретную любовь, а барон и его жена – мучиться раскаяниями совести. Они уходят в монастырь, но и там не находят успокоения. Другие известные баллады – «Эолова арфа», «Лесной царь». Вторая половина 1820-х — 1830-е гг. характеризуются в творчестве Жуковского постепенным спадом лиризма, угасанием малых лирических жанров, преимущественным вниманием к лиро-эпическим формам, возрастающим интересом к эпосу. Его начинают все больше подвергать критике современники. Жуковский уходит в мистицизм, в его произведениях появляется все больше религиозности.
Литература 1815 – 1825 гг.: Продолжают развиваться процессы, начатые в прошлом столетии. Вопросы политики становятся еще острее. Общество раскалывается на консерваторов и сторонников либеральных идей. Возрастает количество журналов, альманахов: «Труды Вольного общества любителей российской словесности», (1818—1825), альманах А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда» (1823—1825), «Мнемозина» В. К. Кюхельбекера (1824) и др. Романтизм постепенно вытесняет все остальные литературные направления. Появляется новая его разновидность – гражданский романтизм. В это же время появляются первые тенденции реализма. Развивается жанр повести. Гражданский романтизм: Был связан с декабристским движением. Они призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы. Считали, что цель литературы – воспитательная. Она должна вызывать высокие чувства. Не любили Жуковского, потому что он ни к чему не призывал. Создают новый идеал гражданина. Чаще всего это герой из прошлого. Новое поколение должно воспитываться на его примере. Человек не может быть счастливым, пока отечество несчастливо. Гражданские романтики создали свою иерархию жанров. На первом месте стояли поэма, послание и ода, на втором – драма, на третьем – проза. Обращаются к историческим событиям. Причем исторические герои произносят декабристские вольнолюбивые речи, т.е. выбираются наиболее подходящие ситуации. У них были свои слова-сигналы. Они нейтральны в обычной речи, но в их творчестве приобретают особое значение. Это тайное послание к «своим». Отечество – родина, требующая жертвенного служения; слава – то, что последует после того, как пожертвуешь собой; самовластие – тиран; кинжал – орудие борьбы с тираном; товарищ – единомышленник (до этого – в купеческой среде) и т. д. Внимание к логике, рациональному построению произведений, которые писались в ораторском стиле. В гражданском романтизме соединяются «античный», «древнерусский» и «фольклорный» стили. «Слово о полку Игореве» было для декабристов поэмой, в которой выразился «непреклонный и славолюбивый» (читай — вольнолюбивый) дух русского народа. Важным было понятие народности. К ним относились К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский, Ф. Н. Глинка и др.
Творчество К. Ф. Рылеева (1795 – 1826): Яркий представитель гражданского романтизма. Первым стихотворением, обратившим на себя всеобщее внимание, была его знаменитая сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда Аракчеева. Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесённый в важный сан пронырствами злодей! Портрет «временщика» был до того точен и страшен, что Аракчеев предпочел себя не узнать. Только поэтому сатира и смогла появиться в печати. Стихотворение содержало прямую политическую угрозу. Рылеев призывал к действию, к уничтожению временщика. В качестве адресатов Рылеев выбирает царей (настоящего и будущего) и политических деятелей, т. е. лиц, которые по своему положению могут способствовать «общественному благу». Его лирика связана с идеями просветительства XVIII в. — заботой о просвещении, «общей пользе», «святости закона». С традициями XVIII в. связана и идея просвещенного монарха. Чтобы научиться быть царем, нужно прежде всего «чтить власть закона». Необходимость отстаивать закон — центральный момент оды «Гражданское мужество». Ораторский пафос оды, изложенная в ней программа гражданских доблестей утверждали образ идеального общественного деятеля. То же самое подразумевает и поэтическая формула Рылеева «предназначенье века», которая обретает в его творчестве фразеологическую устойчивость. «Предназначенье века» — это стремление к свободе. В послании «Александру I» и в «Видении» — это освободительная тенденция века вообще, в «Гражданине» (1824) она связывается уже с практическим участием в революционной борьбе. Но она полностью отвечала идейно-творческим устремлениям самого Рылеева, предельно точно охарактеризованным в его ставшем знаменитым стихе: «Я не поэт, а гражданин» («А. А. Бестужеву», 1825). Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны, И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги. В стихотворении «Ты посетить, мой друг, желала» лирический герой отказывается от личного счастья. Рылеев использует традиционные жанры классицизма – послания, оды, сатиры – но согласно эстетике гражданского романтизма. Затем создает совершенно оригинальный по жанру поэтический цикл, названный самим поэтом «Думами». Так именовались в украинском фольклоре песни исторического содержания. Думы Рылеева были написаны на протяжении 1821—1823 гг., печатались по отдельности в различных журналах и альманахах тех же лет и в 1825 г. вышли отдельным изданием. Некоторые думы написаны в форме лирического монолога исторического героя, другие — в форме лирического авторского воспоминания о его славных делах. Одна из них — «Смерть Ермака» — стала известной народной песней «Ревела буря, дождь шумел». Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта. Поучения Ольги Святославу («Ольга на могиле Игоря») совпадают с наставлениями Екатерины II наследнику в оде «Видение»: монарх должен быть отцом для своих подданных, а «несправедливость власти» ведет к народным бедствиям и гибели властителя. Потомки осуждают Игоря, несмотря на его воинскую доблесть, потому что им двигало не стремление к славе отечества, а «к золоту алчба». Наоборот, «святая мудрость» и правота правления смягчают приговор современников и потомства Борису Годунову. Он «страдалец», «несчастный», достойный не только проклятий, но и благословений. Даже преступление (убийство царевича Дмитрия) искупается заботой правителя об общественной пользе, о благе народа. Для Рылеева важен не столько тот или иной исторический эпизод, сколько поведение героя в определенных условиях. Отсюда иногда противоречия в оценке некоторых исторических событий, равно как и характеров исторических лиц. В думе «Петр Великий в Острогожске» Мазепа — потенциальный изменник, коварный лицемер, враг Петра и России. В поэме «Войнаровский» ее герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины. Таким образом, думы откровенно служат агитации. Творчество А. А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837): В начале 1820-х гг. происходят перемены во всех прозаических жанрах. Особенно существенными были сдвиги в развитии повести. По мнению Белинского, зачинщиком русской повести становится А. А. Бестужев-Марлинский. В 1821 г. молодой А. Бестужев напечатал первый свой путевой очерк «Поездка в Ревель», за которым последовали его «Дорожные записки» (1821) и «Листок из дневника гвардейского офицера» (1821—1823). На фоне сентиментальных путешествий начала века и даже «Писем русского офицера» Ф. Глинки очерки Бестужева (при сохранении внешних примет жанра) отличались своей необычностью. Скорее они вызывали в памяти листы из дорожного альбома с живыми, меткими, лаконичными бытовыми и этнографическими зарисовками, от которых автор свободно и непринужденно переходил к социальным и историческим темам. С 1822 по 1825 г. А. Бестужев создает одну за другой ряд повестей, не только не похожих на повести его предшественников, но и удивительно разнообразных по тематике и структуре. Среди них повести на историческую (русскую и ливонскую) и на современную тему; повести героической и бытовой тональности; повести с единой сюжетной линией и составленные из нескольких самостоятельных рассказов, объединенных общей рамкой; повесть от лица автора, повесть-исповедь, повесть-сказ. К историческим повестям относится «Роман и Ольга» (1822). Бестужев приурочивает действие к более раннему времени, когда Новгород был еще в силах отстоять свою независимость. Герой повести, Роман Ясенский — преданный гражданин вольного Новгорода, воин и певец — воплощение декабристского идеала личности. Исторические повести Бестужева, как правило, приурочены к определенному, точно обозначенному моменту прошлого. Свой рассказ автор подкрепляет ссылками на историков и летописцев, на народное предание. Примечательно, однако, что ни в одной из повестей Бестужев не выводит на авансцену известных исторических деятелей, о поступках и характерах которых читатель мог бы иметь заранее составленное представление. Это раскрепощает воображение художника и дает ему возможность свободно, в соответствии с принципами романтической эстетики, строить сюжет и формировать характеры. Следует добавить, что в источниках внимание писателя-декабриста привлекают лишь те эпохи и события, которые отчетливыми ассоциациями могли быть связаны с современностью. Одна из центральных мотивов исторических повестей Бестужева — защита свободы личности. Повести Бестужева не лишены назидательности. Мысля рационалистически, писатель считает средневековье временем невежества и варварства. Стремясь воссоздать внешний колорит исторической эпохи, приметы ее быта и нравов, Бестужев еще не осознает изменяемости человеческой психологии и строя мышления во времени. Отсюда вневременные черты характеров, страстей и даже языка его персонажей, переходящие из одной повести в другую. В 1830 г. в литературу возвращается в литературу под псевдонимом Марлинский. Если ранние его произведения больше напоминали поэмы в прозе, то в это время он начинает разрабатывать специфические особенности жанра. Утончается и усложняется и самый механизм повествования. Уходит открытая программность. Но герой по сути остается прежним. Это непосредственная, пылкая и страстная натура, противостоящая жизненной обыденности светского общества, многоликим проявлениям косности, произвола и корыстолюбия. Герой Бестужева нередко становится жертвой гибельных страстей, доходящих до романтического неистовства, но даже преступление не уничтожает обаяния его личности. Романтик Марлинский кладет в основу сюжета «происшествия и случаи необыкновенные». Но хотя в «Вечере на Кавказских водах» (1830), «Страшном гаданье» (1831), «Латнике» он затрагивает тему «сверхчувственного», вводя ряд народнопоэтических и фантастических мотивов, природа «необычного», которое его наиболее привлекает, иная. Это либо стечение обстоятельств, определяющее неожиданную развязку и делающее невозможное возможным, либо взрыв страстей, созревающих под покровом обыденного существования. Трагический аспект темы личности разработан в одной из любимых вещей автора — повести «Фрегат „Надежда“» (1833). Герой «Страшного гаданья», влюбленный «до безумия» в жену другого, сумел одержать победу над собой. Капитан фрегата Правин и его возлюбленная, княгиня Вера, не в силах противостоять роковой страсти и становятся ее жертвой. Порыв истинного чувства поднимает их над пустым и ничтожным светским обществом, но и испепеляет. Преступив общественные установления, Правин одновременно нарушает свой долг офицера: если в начале повести он рискует жизнью для спасения одного из членов своей команды, то в конце из прихоти бросает судно в момент надвигающейся опасности. Кавказские впечатления, пополненные изучением исторической и этнографической литературы, дали Марлинскому материал для серии очерков («Письма из Дагестана», 1832; «Кавказские очерки», 1834—1836) и повестей. Из них наибольшую известность получили «Аммалат-бек» (1832) и «Мулла-Нур» (1834). В обоих произведениях использован большой этнографический материал, их герои имели реальных прототипов, и автор особо оговаривал истинность происшествий, положенных в основу сюжета. Но и здесь Марлинский остается верен принципам романтической поэтики. В центре «Аммалат-бека» — два характера: горца Аммалата и русского полковника Верховского. Пылкий и доверчивый Аммалат, запутавшись в сетях коварного, двоедушного политика Султан-Ахмет-хана, становится убийцей своего спасителя и благодетеля Верховского. В повесть включены письма полковника к невесте и отрывки из записок Аммалата, что позволяет автору раскрыть внутренние мотивировки действий героев: они выступают как люди разных культур и темпераментов, а их отношения таят в себе зерно роковой развязки. Сила преступления и глубина трагедии Аммалата в том, что убийством названного брата он и в глазах своего народа стал достоин участи изгоя, оказался преступником, которому нет прощения. В противоположность Султан-Ахмет-хану и Аммалат-беку разбойник Мулла-Нур выступает хранителем древних законов чести и справедливости, и это приводит его к разладу с официальной законностью. Возникновение русского реализма: К середине 20-х годов сложились предпосылки для оформления в русской литературе реализма. Это нашло отражение прежде всего у Пушкина. Раньше всего реализм проявился в творчестве Крылова и Грибоедова. Новый и зрелый этап творческого пути Крылова наступает с момента его обращения к басенному жанру. Он начинает активно писать басни с 1805 г. Басни Крылова внесли новую, свежую струю в литературу начала XIX в. Ничего общего с сентиментализмом и романтизмом у него не было. Пушкин решительно утверждал, что ни в коем случае нельзя сближать Крылова с Карамзиным. Крылов продолжал другую линию в русской литературе, характеризуемую именами Новикова, Радищева, Фонвизина. Но он их перерастает. До этого писатели подробно рассказывали о пороке. Были длинные занудные нравоучения в конце, причем абстрактные. Крылов преодолевает абстрактность за счет расширения тематики басен. Он – противник книжного отношения к жизни; опирается на здравый смысл. Обращается к конкретным порокам. Предельно сокращает мораль. Басня превращается в маленькую сценку. У Тришки на локтях кафтан продрался. Что́ долго думать тут? Он за иглу принялся: По четверти обрезал рукавов — И локти заплатил. Кафтан опять готов; Лишь на четверть голее руки стали. Да что́ до этого печали? Однако же смеется Тришке всяк, А Тришка говорит: «Так я же не дурак, И ту беду поправлю: Длиннее прежнего я рукава наставлю». О, Тришка малый не простой! Обрезал фалды он и полы, Наставил рукава, и весел Тришка мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда Иные господа, Запутавши дела, их поправляют, Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют. Из одной басни в другую переходят традиционные басенные персонажи, сохраняющие свои зооморфно-человеческие амплуа. Но вместе с тем все эти Волки, Лисицы, Мухи, Пчелы, Овцы, Львы, Орлы и т. п. наделяются Крыловым и типическими чертами определенной социальной психологии и морали. Соответственно в его баснях находит широкое сатирическое отображение реальная практика тех социальных отношений, которые господствовали тогда в России. Одна басня бросает отсвет на другую, расширяя, уточняя, обогащая общую сатирическую картину крепостнических нравов в их самых различных аспектах («Слон на воеводстве», «Волки и овцы»). Коротенькая басня «Чиж и Еж» (1814), исполненная лукавства и скрытой иронии, несомненно носит полемический характер: Уединение любя, Чиж робкий на заре чирикал про себя, Не для того, чтобы похвал ему хотелось, И не за что; так как-то пелось! Вот, в блеске и во славе всей, Феб лучезарный из морей Поднялся. Хор громких соловьев в густых лесах раздался. Мой Чиж замолк. «Ты что ж, — Спросил его с насмешкой Еж, — Приятель, не поешь?» — «Затем, что голоса такого не имею, Чтоб Феба я достойно величал, — Сквозь слез Чиж бедный отвечал, — А слабым голосом я Феба петь не смею» ——— Так я крушуся и жалею, Что лиры Пиндара мне не дано в удел: Я б Александра пел. Басня, как видно из морали, по-своему автобиографична. Известно, что к баснописцу обращались, и неоднократно, с предложениями воспеть Александра I как «благословленного» царя, спасителя отечества. Писатель расширяет литературный язык за счет просторечия и разговорного языка разных культурных слоев. Басенные герои у Крылова живые. Басни Крылова стали новым слогом в развитии литературы. Имитация разговорной речи, размер – разностопный ямб.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» (А. С., 1795 – 1829): Следующим реалистом стал Грибоедов. В комедии были использованы достижения басенного языка и стиха Крылова. «Горе от ума» (1821-1824 гг.) соединяет в себе черты и классицизма («говорящие» фамилии, соблюдения единства времени и места, наличие амплуа), и романтизма (противостояние героя и толпы главный герой – гражданский романтик), и реализма (развитие характера, его зависимость от среды, конкретика и типизация). Чацкий – ранний декабрист. Он оратор. В его монологах появляются слова-сигналы из декабристской лексики. Представители раннего декабризма считали своей задачей агитировать, причем где угодно. Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда – то со стороны. В то время в комедиях часто появлялись герои-ученые, нелепо применявшие знания. Грибоедов меняет отношение к таким людям. Теперь гордым и злым Чацкого считают только персонажи комедии. Окончательный вариант заглавия позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой начинает ощущать не только конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире. Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Чацкий – максималист, не слышит других, считает, что все оценивают мир по его меркам. Внутренняя противоречивость есть в характере всех главных героев. Ставшая самым популярным произведением накануне декабристского восстания, грибоедовская комедия пророчески предвещала его. Особого внимания заслуживают «внесценические персонажи», активное введение которых в сюжет комедии является новаторским завоеванием театра Грибоедова. Так преодолевается в комедии граница между сценой и жизнью. Но это не просто бесконечный ряд колоритных фигур. «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. Одно из главных достоинств комедии Грибоедова – ее блестящий язык, он пользуется всеми богатствами русского языка. Для характеристики различных действующих лиц он может применять и книжную лексику, и разговорный язык, и элементы просторечия. Многие грибоедовские выражения вошли в нашу речь, стали пословицами и поговорками: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом» и многие другие.
Русский реализм: Возникает одновременно с западным, самостоятельно вырабатывается русскими писателями. Философская основа – материализм. Опирается на научное мышление: идея эволюционного развития, открытие клетки, диалектического метода в истории и изучение законов, по которым строится природа. В основе реализма лежит анализ жизни и ее закономерностей и поиск правды жизни. 1. Художник должен изображать жизнь в соответствии с ней. Все характеры, детали, обстоятельства должны быть правдоподобными. При этом главная задача – сделать зримой скрытую сущность явлений. Нужно увидеть смысл. Реализм имеет философский характер. 2. Литература – средство познания мира и человека. Все сферы жизни достойны изображения, ничего неэстетичного в мире нет. Герои – обычные люди: бедные чиновники, нищие и т. д. Описываются бытовые стороны жизни. 3. Главная проблема реализма – взаимоотношения человека и среды. Носит диалектический характер: среда формирует человека, но и человек может влиять на среду. Реалисты видят несовершенство среды и понимают, что преобразовывать мировой порядок бесполезно. Но выход для человека есть. В русской литературе это нравственное самосовершенствование. Можно создать «оазисы добра», противостоять действительности. В европейском романтизме героя нужно привести к какому-то итогу. Например, он может получить благо, которого вначале был лишен. Русский роман часто незавершен. Важны не события как таковые, а нравственные вопросы. Важен путь героя к нравственному возрождению. 4. Герой – единство индивидуального и общего. Реализм открыл персонажей, которые можно назвать характерами. Взаимодействуя со средой, герой развивается, причем это развитие логично и не зависит от автора. Реалистический герой – личность сложная, противоречивая, в нем множество черт, а какие из них проявятся – зависит от обстоятельств. У русского реализма есть свои разновидности: 1. Просветительский реализм возникает еще в XVIII веке. Основная идея: человек от природы хорош, но надо его просветить, все объяснить, тогда он исправится сам и исправит окружающий мир. Носит нравоописательный характер (Фонвизин, Радищев). 2. Критический реализм, 30-40-е гг. Связан с «натуральной школой». Основан на критическом отношении к жизни, где все строится на власти денег. Побеждают карьеристы. 3. Социально-философский реализм, с конца 30-х гг. Осмысляет жизнь человека в контексте философских законов человеческого бытия вообще (у Тургенева, Гончарова, Толстого). В 30-е гг. романтическое и реалистическое мироощущение сосуществуют. Смена направлений происходит за счет переосмысления ценностей. Романтические персонажи, сюжет, конфликты – предметы анализа и критики в произведениях писателей-реалистов.
Творчество А. С. Пушкина: Исключительное положение Пушкина в русской литературе обусловлено несколькими факторами: 1. Он стал «узловой» точкой в истории русской литературы. Он все синтезировал, обобщил, переосмыслил: стал опорой для множества линий русской литературы. Создавая литературный язык, он соединил все традиции русской литературы: и карамзинскую, и грибоедовскую, и шишковскую. 2. Пушкин стремится к созданию идеала гармонии. «Медный всадник»: И Петр, и Евгений – каждый по-своему прав и то же время неправ. Творчество Пушкина тесно связано с его жизнью. Его лирический герой автобиографичен. 1. Первый период его творчества – лицейский. Он поступает лицей в 1811 году. Этот лицей был лучшим учебным заведением в Европе. Например, там преподавал брат французского революционера Марата. Преподаватели полностью контролировали развитие учеников. Лицей заменял университетское образование. Это период литературной учебы Пушкина. Он усваивает опыт, накопленный в русской и мировой литературе. В его лицейской лирике много литературных ассоциаций, упоминания многих античных авторов, выдающихся писателей возрождения и нового времени. В русской литературе наиболее внимательно Пушкин изучал творения Державина, Радищева, Жуковского, Батюшкова. В первые годы пребывания в лицее Пушкин часто ориентировался на творческий опыт Батюшкова. Наиболее характерные мотивы стихов этого периода – воспевание любви, дружбы, веселья в духе «легкой поэзии». Стихотворение «Городок» – подражание «Моим пенатам» Батюшкова. В центре стихотворения образ поэта, отказавшегося от светской суеты и уединившегося в скромном домике, где нет роскошного убранства, но много книг любимых писателей. Возникают и элегические мотивы, заставляющие вспомнить о традициях Жуковского: неразделенная любовь, грусть, мысли о ранней кончине («К Жуковскому», «Осеннее утро», «Разлука», «Желание» и др). Тогда же возникают первые опыты в духе гражданского романтизма («Лицинию» (1815)). 2. Летом 1817 года он выходит из лицея, получив назначение чиновника в министерстве иностранных дел. Пушкин погружается в литературную жизнь Петербурга. Был членом «Зеленой лампы», увлекался идеями гражданских романтиков. Написал ряд вольнолюбивых произведений. Пушкину удалось объединить сильные стороны двух течений: гражданского и психологического. Его лирический герой проявляет подчеркнутую гражданскую активность, становится трибуном, оратором, использующим в своей политической проповеди высокие традиции русской поэзии XVIII в. Вольнолюбие с особой силой проявилось в стихотворении «К Чаадаеву» (1818). По жанру это не ода, а дружеское послание. Однако Пушкин и здесь нарушает установившиеся традиции. Перед нами, по существу, воодушевленная ораторская речь, которая посвящена общественно-политическим проблемам. Вместо «любви, надежды, тихой славы» Пушкин воспевает «минуты вольности святой». Радость жизни и счастье человек, по мнению Пушкина, может постичь в свободном обществе. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью служения души поэта. Вольнолюбивые стихи Пушкина имели огромный успех у передовой молодежи и распространялись по всей России во множестве копий. В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму — «Руслан и Людмила» (1820). Он легко соединяет мотивы сказочные, литературные, бытовые. Свободное владение материалом подчеркивалось легкой, непринужденной манерой повествования. Всякие чудеса, похищения, сказочные события, на которых основывается сюжет поэмы, сочетались в ней реальными, конкретными приметами быта. На первый план выдвигается авторское начало. Автор непринужденно рассуждает о героях, беседует с читателем, наконец, рассказывает о себе, о своих занятиях, привычках, художественных вкусах. Эмоциональная окраска повествования, самостоятельный образ рассказчика, вся система лирических отступлений будут использованы и в дальнейшем пушкинском творчестве. Новаторское произведение Пушкина вызвало при своем появлении оживленную полемику. Реакционные критики обвиняли поэта в использовании «мужицкого» языка. Сторонники отживающего классицизма увидели в поэме Пушкина грубое нарушение привычных для них эстетических норм и правил. Представители нового направления в литературе приветствовали ее появление. 3. В 1820 г. поэта ссылают на юг. Лирические стихи, написанные Пушкиным в этот период, носят ярко выраженный романтический характер. Одно из лучших стихотворений Пушкина южного периода «К морю» (1824) не случайно начинается словами «Прощай, свободная стихия». В нем выделяется романтический мотив природы, моря как идеал свободы и независимости. Эти же мотивы характерны для стихотворения «Узник» (1822). Для Пушкина свобода — мощное стихийное чувство, присущее всему на земле — и орлу, и человеку. Лирическое стихотворение наполняется политическим смыслом. Идея свободы и независимости разрабатывалась романтиками и при обращении к теме поэта и поэзии. Особенно отчетливо это проявлялось у декабристов. Пушкин в этом плане также был их союзником. Его обращение к легендарной русской истории в балладе «Песнь о вещем Олеге» (1822) нужно воспринимать в контексте декабристской поэзии. Поэт в понимании Пушкина наделен пророческим даром, он может предвидеть будущее, он независим в своем творчестве. Никакие угрозы властей его не пугают, он служит одной только правде. Именно так строится конфликт князя и вдохновенного кудесника в «Песне о вещем Олеге». Вещим и мудрым оказывается, в конечном счете, кудесник (поэт), а вовсе не князь. Представление о высоком предназначении поэта и поэзии закономерно приводило Пушкина к дальнейшему расширению тематического диапазона его лирики. Одно из наиболее острых политических стихотворений Пушкина этих лет — «Кинжал» (1821) — было воспринято многими декабристами как призыв к цареубийству. Однако поражение народно-освободительных движений в Европе, торжество реакции приводили к появлению у Пушкина элементов разочарованности, скептицизма («Свободы сеятель пустынный...», 1823, «Недвижный страж дремал...», 1824) Эти настроения в определенной степени отразились и в его романтических поэмах, созданных на юге. Высшее достижение Пушкина-романтика – южные поэмы, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве. В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Характерные для Байрона образы и мотивы Пушкин перерабатывал и не столько следовал Байрону, сколько спорил с ним. В самой первой южной поэме «Кавказский пленник» у Пушкина намечается свое отношение к «байроническому герою». Кавказский пленник (у Пушкина он не назван ни по имени, ни по фамилии) устремляется на Кавказ «с веселым призраком свободы». Экзотическая обстановка, новые люди, новые впечатления должны были освободить героя от тяжелых настроений и разочарованности. Поэт с сочувствием пишет о пленнике, но вместе с тем судит его за индивидуализм, за безразличие к людям, «к младой черкешенке», которая пожертвовала жизнью ради него. Поэма «Братья-разбойники» полностью не дошла. «Бахчисарайский фонтан» — наиболее романтическая из всех южных поэм. Здесь особенно чувствуется фрагментарность, отрывочность композиции, некоторая загадочность сюжета, отсутствие хронологической последовательности в развитии действия, столкновение ярких, необычных личностей и т.д. В поэме все насыщено драматизмом и остротой переживаний. История польской красавицы Марии, попавшей в гарем к хану Гирею, дала возможность Пушкину создать два женских характера, явившихся открытием в его творчестве. В поэме отображены не просто разные человеческие натуры, но и разные типы культур. Носителем же гармонического идеала выступает не кто-либо из действующих лиц, а сам автор. В «Цыганах» используется сюжет, получивший широкую популярность со времен французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо. Алеко, разочарованный цивилизованным «городским» обществом, попадает в экзотический для читателя цыганский табор, в новый для себя мир «естественных» людей — простых, свободных, близких к природе, лишенных предрассудков, без какой бы то ни было искусственности и притворства. Казалось бы, именно здесь Алеко должен обрести душевное спокойствие, внутренне раскрепоститься. В действительности этого не произошло. Даже любовь к Земфире не приносит герою желанного обновления. Алеко так и не может преодолеть своего рокового одиночества. Гармоническое успокоение на лоне природы, пропагандировавшееся некогда Руссо, оказывается невозможным для современного человека, зараженного индивидуализмом. Еще до убийства Земфиры Алеко гордо заявляет, что он никогда не откажется «от прав своих». Но какое право имеет человек не чувства и тем более жизнь другого человека? Алеко терпит моральное поражение - и в этом заключается великий нравственный урок пушкинской поэмы. Вместе с тем Пушкин далек и от идеализации «естественного» мира цыган, противопоставленного испорченному цивилизацией Алеко. В ранних романтических поэмах центральное место обычно занимал герой, точка зрения которого приближалась к авторской. В «Цыганах» Алеко дан объективно, Пушкин смотрит на него как бы со стороны. 4. В середине 1823 г. Пушкин переезжает в Одессу. Вскоре его ссылают в Михайловское. Здесь же он написал трагедию «Борис Годунов». Ее главный герой – Борис Годунов – вовсе не является обычным злодеем. В нем ощущаются трагические черты, он и деспот, и нежный отец, и мудрый правитель. Столь же неоднозначно изображен у Пушкина и Дмитрий Самозванец, являющейся в ряде случаев героем высокого плана. Дочь Годунова Ксения и дочь польского воеводы Марина Мнишек прямо противопоставлены как представительницы двух разных культур: русской и западной. Противопоставление этих же двух культур намечено в образах краковского продажного поэта и летописца Пимена. Пимен – своеобразный «двойник» Пушкина. Пимен выступает в трагедии как выразитель народной оценки, как судья, судящий обо всем и обо всех с позиций народных представлений об истине и справедливости. Главным действующим лицом трагедии и ведущей силой истории изображается народ. Пушкин отходит норм и правил, которые долгое время считались обязательными в русской драматургии. Традиционные «три единства» были полностью отброшены Пушкиным. События, изображенные в «Борисе Годунове», продолжались более 8 лет. Местом действия Пушкин избирает и Россию, и Польшу, и дворец, и площадь, и келью, и корчму, и поле сражения… Нет и единства действия; традиционная любовная интрига (Самозванец – Марина Манишек) демонстративно отодвинута на второй план. В его трагедии сочетаются эпизоды трагические и комические, стих и проза, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.055 сек.) |