|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественное движение во второй половине XIX вЛибералы. Либеральное крыло в правительстве в годы реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А.Милютин и министр внутренних дел П.А.Валуев. Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом. После реформ 60 —70-х гг. XIX в. либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная политическая мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправления и создания центральных представительных органов. Либеральный лагерь, состоявший из стихийно развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель земского либерализма И.И.Петрункевич заявлял, что конституция, данная «сверху», уже не в состоянии удовлетворить интересы народа, и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы. В годы оживления общественной жизни вновь вспыхнули споры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения самобытности стояли почвенники. Идею сближения с Западной Европой отстаивали западники. Почвенники, идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское крестьянство), в то же время признавали некоторые положительные начала и в западничестве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, свободу личности и печати. Принимая европейскую культуру, они одновременно обличали «гнилой» Запад — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи. В противовес почвенникам западники выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути. Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как и почвенники, призывали к быстрому развитию промышленности, торговли, новых средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики без вмешательства государства. Народничество. В 60 —70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народников выражали интересы пореформенного крестьянства, придерживались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к идеям А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П.Л.Лаврова, М.Л.Бакунина и П.Н. Ткачева. П.Л.Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он придерживался взгляда, что историю двигают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников. М. А. Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы революции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача интеллигенции поднять его на восстание. Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплоченной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования. Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. считали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между такими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в народ». Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г. Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели. Народнические организации. После «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Своей общей задачей землевольцы ставили создание массовой крестьянской организации для подготовки революции. Активными деятелями «Земли и воли» были А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, СЛ.Перовская и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля и воля», давшего название всему обществу. Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Кроме того, способом революционной агитации был и террор. Целью каждого террористического акта было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Террористические акты служили землевольцам и способом дезорганизации правительства, а также ответом на репрессии со стороны властей. Постепенно землевольцы от пропагандистской работы все больше переходили к террору. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, они видели в террористических актах первые признаки революции. Росла популярность идей Ткачева. В марте 1879 г. группа сторонников активной городской, политической деятельности объявила себя Исполнительным комитетом «Земли и воли». «Деревенщики» — сторонники пропаганды на селе — все более теряли свой авторитет. В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции. 2 апреля 1879 г. землеволец А.К.Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Летом 1879 г. состоялись съезды «Земли и воли» в Липецке, Воронеже, Петербурге. «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел» и «Народная воля». «Черный передел» во главе с Плехановым продолжал агитацию в деревне, но скоро был разгромлен полицией, а его участники оказались в эмиграции. В программных документах «Народной воли» выдвигались задачи освобождения народа от «гнета современного государства», осуществления «политического переворота с целью передачи власти народу» и провозглашения «традиционных принципов, главные из которых право народа на землю, общинное и местное самоуправление, свобода совести и слова». Ближайшей целью народовольцев было свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов. Развертывая политическую борьбу в условиях отсутствия поддержки со стороны народа, народовольцы все больше и больше обращались к террору. В ноябре 1879 г. они взорвали поезд с царской свитой, идущий впереди царского. В феврале 1880 г. С.Н.Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Снова лишь чудо спасло жизнь Александру II — император случайно опоздал к обеду. Местные организации «Народной воли» провели ряд террористических актов против представителей администрации и жандармских офицеров. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Однако, затратив огромные усилия на подготовку и осуществление цареубийства, народовольцы оказались неподготовленными к каким-либо дальнейшим действиям по изменению существующего строя. После событий 1 марта роль «Народной воли» в революционной борьбе начинает падать. В движении начался идейный разброд. Участились случаи провалов. В 1884 г. основной костяк организации распался, хотя отдельные группы еще долго продолжали действовать. Появление социал-демократов. С середины 80-х гг. XIX в. в России возникают социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Благоева, группы Н.Е.Федосеева и М.И.Бруснева. Члены кружков знакомились с историей европейского рабочего движения, с марксистской литературой. Они развернули работу по пропаганде марксизма среди рабочих. Толчком к развитию марксистского движения стала деятельность группы «Освобождение труда», созданной в эмиграции в 1883 г. из бывших членов «Черного передела» во главе с Г.В.Плехановым. Группа развернула выпуск на русском языке произведений Маркса и Энгельса, собственных марксистских работ. Появление социал-демократического движения было связано прежде всего с усилением борьбы рабочих за свои права. Тяжелые условия труда, его низкая оплата вызывали возмущение рабочих, которые сплачивались и поднимались на борьбу. Крупнейшей стала стачка на Морозовской мануфактуре в Иваново-Вознесенске в 1885 г. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |