|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕГИПЕТСКИЙ ПАНТЕОН БОГОВМиф – вымысел, полная противоположность реальности; древняя литературная форма повествования о богах и героях; особая форма восприятия окружающего мира, особая форма мышления. Миф породил особое направление в искусстве. Мифология и мифологическое мышление – мышление конкретными образами и именно это сближает его с искусством. Каждый человек воспроизводит каждое явление по-своему. Миф – конкретный художественный образ, который воспринимается как реальный. Совокупность мифологических образов дает систему мифологических взглядов и опирается на конкретный образ. Каждый мифологический образ в том виде, как он дошел до наших дней, представляет собой ряд напластований друг на друга различных представлений и объединение различных мифологических образов в одном. Мифология отличается множеством образов, особенно Солнца, так как в Египте очень много богов солнца. Все египетские мифы делятся на два огромных пласта, которые тесно связаны с языческими народными верованиями, второй пласт – тайные учения жрецов, создавших основу древнеегипетской философии. В египетской мифологии боги объединялись между собой в триады по семейному признаку, то есть были отец, мать и сын. Существует три главные триады богов.
Фиванская триада богов: бог Амон, богиня Мут, бог-сын Хонсу. Бог Амон («скрытый, тайный») – бог Солнца и верховное божество города Фивы. Как бог Солнца являлся создателем всего сущего, выполнял также функции бога Птаха. Осуществлял принцип: все в нем и он во всем. Считалось, что весь окружающий мир являл собой неведомую сущность Амона. Его женское дополнение – Амаунет. Со времени 11 династии культ Амона начал распространятся в Фивах, где он отождествлялся с богом плодородия Минном, от которого заимствовал эпитет «Бык своей матери», характеризующий один из аспектов его сущности как бога-творца. С этого же времениАмон отождествляется с богом солнца Ра и становится Амоном-Ра. Изображение: в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета, что указывает на связь Амона с небом. В фиванском некрополе был покровителем умерших. Его священные животные: баран, гусь и змей. Главное место культа Амона – Карнакский храм, который строили и украшали почти все правители, начиная с эпохи Среднего царства и заканчивая периодом римского владычества в Египте. В эпоху Нового царства Амон стал универсальным богом, а его культ был возведен в ранг государственной религии. Аллея сфинксов построена в его честь. Богиня Мут – жена Амона, богиня неба, богиня-мать. Изображение: в облике коршуна или женщины в головном уборе в виде коршуна. Почиталась как «Владычица Ашеру» (священного округа к югу от святилища Амона в Карнаке). Отождествлялась с рядом других богинь: Бастет, Сохмет, Уаджет. В качестве супруги Амона-Ра она почиталась в Фивах как олицетворение солнечного глаза. Бог-сын Хонсу – бог луны («странник»), бог-целитель, отождествляется с другими лунными божествами (например, с Тотом). Был связан с культами Шу и Гора. Изображение: в виде человека с головой сокола или ибиса, на голове носил лунный диск или серп, иногда изображался в виде ребенка с локоном юности. Как бог-ребенок называется Хонсу-па-Херед-Хонсу (дитя).
Мемфисская триада: бог Птах, богиня Сохмет, бог-сын Нефертум. Бог Птах – бог-творец и глава богов всей мемфисской космогонии (учении о мире). Его отождествляли с древним покровителем искусств и ремесел. Он создал мир своим сердцем и языком, то есть, он задумал мир в своем сердце и в последствии огласил языком, в результате этого замысел реализовался. Словно мир возник в результате произнесенного слова. Далее были созданы люди, животные, растения, города, ремесла, искусство. Птах олицетворял принцип: все в нем и он во всем. Птах – бог истины и справедливости. Он создал восемь богов, которые осуществляли разные явления окружающего мира. Он держал в руках посох Уас - счастье, плеть – знак власти и анх – знак жизни. В соединении с богом земли Татененом получается образ Птах-Татенен, через который Птах получает связь с землей и умершими. Птах также получил связь с богами других регионов. Иконография Птаха очень устойчива и представляет собой спеленатую покрывалом фигуру столпообразного вида и две кисти рук, которые держат посох уас – это указывает на то, что бог Птах был богом загробной жизни. На его голове был круглый парик (лысина) и ожерелье на шее. Богиня Сохмет («могучая») – богиня-львица. Была дочерью солнца и эта функция объединяет ее с гелиопольской богиней Тефнут, которая обладала внешностью львицы. Сохмет – мать царей, олицетворяла собой могущественную силу, о чем свидетельствует ее имя. Гнев ее приносил мор и эпидемии. Она считалась олицетворением Солнечного Ока, а так же сил, заключенных в змее-урее (урей – знак стоящей кобры, хранительницы богов и фараонов) – символе защиты царя и царской власти. Ее отождествяли с Хартхор и Тефнут, а в Фивах – с богиней Мут. Львиноголовая богиня Сохмет была воплощением разрушительной силы Солнца, но и покровительствовала врачами жрецам. Отождествлялась с Луной и кошкой Баст. Это богиня радости и веселья, с музыкальным инструментом – систром – в правой руке и с зеркалом в левой. Торжества в ее честь сопровождались песнями и плясками. Эта богиня учила наслаждаться бытием и быть счастливым. Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, брака, животных, врачевания, интуиции, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов. В честь богини Сохмет в Египте проводилась огромная ярмарка, тысячи поклонников ее культа под звуки музыки двигались вверх и вниз по Нилу. Изображение: в виде женщины с головой львицы, с солнечным диском на голове, который указывает на ее солнечную природу. Бог-сын Нефертум – бог, олицетворяющий первозданный лотос (жизнь, бессмертие и воскрешение). Тесно связан с кругом солярных богов. Связывается с солнечной мифологией и рассматривается как новорожденное солнце или солнечное дитя. Именно лотос является любимым цветком египтян, потому что он связан с понятием прекрасного (нефер). Изображение: младенец на цветке лотоса или юноша с цветком лотоса, из которого выходят два пера, на голове. Другим сыном Птаха считается Инхотеп, который почитается как мудрец (он знал архитектуру, математику, медицину и астрономию). Он был жрецом и советником фараона Джосера, после смерти был причислен к лику богов. При жизни создал ступенчатую пирамиду.
Осирическая триада богов: бог Осирис, богиня Исида, бог-сын Гор. Бог Осирис – бог, объединявший в себе функции правителя, бога природы и владыки царства мертвых. Его культ зародился в городе Кусирисе, где он почитался как бог плодородия и растительности. Имя Осирис означает «Живущий в земле». Символика его изображения: прорастающий Осирис. Изображение: человек, чье тело перевито бинтом, т.е. мумия, лицо и тело окрашены в зеленый цвет, что показывает, что это бог прорастающего зерна, живущий в земле – бог мертвых. Зеленый цвет мумии сочетался с белым цветом погребальных полотен – сочетание цветов бога бессмертия. Осирис – бог вечновозрождающейся жизни. Другое изображение: лежащая мумия, из которой растут всходы, рядом жрец, который их поливает, в руках мумии посох уас, плеть и жезл «хека», означающие власть. Отличие – белая корона Верхнего Египта, имеющая бутылкообразную форму, иногда дополнялась двумя перьями и вытянутыми бараньими рогами. Мумия Осириса имеет виды: 1. Стоящая; 2. Сидящая; 3. С развернутыми плечами – осирический тип изображения. Иконография Осириса очень сложна и отражает многосложность образа бога. Осирис – единственный бог, миф о котором дошел до нас во всех подробностях (изложен Плутархом). Осирис долгое время правил Египтом, он отучил людей от дикой, звереподобной жизни, научил обрабатывать землю, садить злаки. Он почитался как царь-бог. Но был убит братом Сетом во время пира: Сет показал всем новый красивый гроб, Осирис лег туда, Сет его забил и пустил по реке. Исида нашла тело своего мужа и зачала от него сына Гора. Сет узнал об этом и растерзал тело Осириса на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида нашла их и похоронила. У Осириса оказалось 14 могил. После этого Исида удалилась в болота и родила сына Гора, который отомстил за отца и стал правителем Египта. Богиня Исида выступает в мифе в двух функциях: 1) верная жена Осириса, 2) мать Гора. Богиня Исида – сестра Нефтиды. Ее образ служил символом супружеской верности, любви и материнской преданности. В облике соколицы и коршуна она с Нефтидой оплакивала погибшего Осириса. Их часто изображали на саркофагах в роли охранительниц умершего. Изображение: женщина со знаком «Сет» на голове или с рогами, или с младенцем Гором на руках (первые основы иконы Девы Марии). Основной знак: место «Сет». Бог-сын Гор – бог неба, а солнце и луна – его глаза. Он представлял небо и свет. Почитался под разными именами и в разных обличиях. Изображение: младенец с локоном юности; в короне Объединенного Египта – символ наследственной власти; с пальцем, прижатым к губам (Гарпократ-младнец); сокол; солнечный диск с соколиными крыльями; человек с соколиной головой, с усиром. Гор Бехдетский изображался в виде крылатого солнечного диска. Глаз Гора – уаджет – божественная мощь, амулет, оберегающий от несчастий. Миф: лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении, глаз вырос вновь.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |