|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы массового поведенияИзучим формы массового поведения Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии могут служить средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности. Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. С точки зрения информационной характеристики слухи условно подразделяются на: абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия. С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи делятся на слух-желание, пугающий слух, агрессивный слух. По происхождению слухи бывают стихийные и умышленно сфабрикованные. Паника — это такая форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и т.п. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности. Погром представляет собой «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Таковы, например, погромы, устраиваемые футбольными фанатами после очередных матчей во многих странах Европы, или выступления шовинистических группировок против какой-либо национальности. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, которые толпа белых устраивала над «провинившимися» неграми. Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям. Рассмотрим формы организованного протеста. Если сопротивление — это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест — активная форма зашиты своих интересов от посягательств извне. Среди форм организованного протеста выделяются: § открытый пассивный протест - невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу; § скрытый пассивный протест - подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа вполсилы; § открытый активный протест - митинги, демонстрации, забастовки. стачки: § скрытый активный протест и сопротивление - террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота. Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-либо целей или в знак протеста против чего-либо. Она требует предварительного планирования и подготовки. В целом демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. В заключение рассмотрим еще один тип массового поведения — социальные движения, под которыми понимают коллективные массовые действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям. Социальные движения возникают обычно стихийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют управленческого аппарата и четких уставных требований. Существует несколько теорий, объясняющих механизмы возникновения социальных движений. Согласно теории депривации социальные движения зарождаются среди людей, испытывающих какие-либо лишения и поэтому воспринимающих свое положение как невыгодное на фоне других групп. Так, по мнению А. Токвиля (1805- 1859), Великая французская революция произошла потому, что французские крестьяне почувствовали улучшение своей жизни, возбудившее их ожидания. К. Маркс также указывал на роль относительной депривации в формировании социальных движений. Современный исследователь Тед Гарр, основываясь на исторических данных и результатах многолетних исследований, проведенных более чем в 100 странах мира, вывел «меру относительной депривации», представляющую разрыв между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Именно этот разрыв способствует возникновению социальной напряженности в обществе и создает благодатную почву для политического взрыва. Согласно теории массового общества социальные движения возникают обычно в обществе масс (по Г. Лебону, в обществе толп), и создают их социально изолированные люди, лишенные чувства личной значимости. По теории структурной напряженности, автором которой является Н. Смелзер (р. 1930), развитию социальных движений способствуют шесть факторов: § фактор структурной обусловленности - люди начинают задумываться над тем, что в обществе есть серьезные проблемы; § структурная напряженность - относительная депривация возникает в случае, если общество не отвечает ожиданиям людей; § понимание проблемы — необходима ясная формулировка проблемы, а также причин ее возникновения и путей решения; § фактор ускорения - неудовлетворенность людей обычно зреет долго, но к коллективным действиям их может подвигнуть только конкретное событие; § мобилизация к действиям - готовность людей к тем или иным действиям определяется высокой степенью их обеспокоенности; § недостаточный социальный контроль - успех социального движения зависит от эффективности действия институтов социального контроля. Представители теории мобилизации ресурсов утверждают, что для успешной реализации целей социального движения необходимы два условия: наличие ресурсов и неудовлетворенность людей. Согласно культурной теории степень мобилизации людей в социальные движения определяется общностью их представлений о мире, которые придают легитимность их коллективным действиям. По теории новых социальных движений глобализация СМИ и новых информационных технологий способствует обретению современными социальными движениями международного характера. Следует отметить, что каждая из рассмотренных теорий лишь частично объясняет причины возникновения социальных движений. Социальные движения принято классифицировать по различным критериям. Выделяют следующие разновидности социальных движений: 1. по своей направленности: § прогрессивные - обращены в будущее, способствуют формированию новых ценностей, норм, институтов; § регрессивные - ратуют за возвращение к старым порядкам, традициям, верованиям; 2. по масштабам предлагаемых изменений: § реформистские - выступают за постепенное изменение существующей общественной системы; § революционные - стремятся к коренным преобразованиям политического строя и идеологических ценностей общества: 3. в зависимости от стратегии действия: § инструментальные — стремятся завоевать политическую власть или оказать на нее давление для достижения своих целей (экологическое движение «зеленых» имеет своих представителей в парламентах многих европейских стран); § экспрессивные — добиваются своих прав, применяя различные формы эмоционального воздействия (феминистские движения или движения сексуальных меньшинств); 4. в зависимости от уровня действия: § массовые движения с глобальными целями (движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т.д.); § региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (движение против использования полигона в Семипалатинске); § локальные движения, которые преследуют конкретные прагматические цели (движение за смещение кого-либо из членов местной администрации); 5. по своим целям и содержанию: общественно-политические, национальные, молодежные, профессиональные, экологические, религиозные, феминистские, правозащитные, пацифистские, культурно-исторические, спортивные и др. Таким образом, в современном обществе существует множество социальных движений. Их роль в формировании гражданского общества особенно велика. Как правильно отметил известный польский социолог П. Штомпка. общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Общество, подавляющее социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.
11. Политическая наука и политическая идеология, несомненно, соотносимые явления и понятия. Между ними прослеживаются единство, различия и многостороннее взаимодействие.
Единство между политической наукой и идеологией состоит в том, что наука и идеология связаны с интересами. Как уже отмечалось, идеи без интереса бесплодны, абстрактны. Но и политическая наука будет чужда жизни, если в ее тайниках не найдется места личному интересу исследователя. Кроме того, идеология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. Поэтому бывает трудно провести грань между политической наукой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного другим.
Политическая наука как самостоятельная отрасль гуманитарного знания имеет идеологическое измерение. Любой исследователь подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий. Подход исследователя к уяснению и трактовке любого сколько-нибудь значительного политического явления в значительной степени определяется его идеологическими установками и ориентациями. Тут вопрос состоит только в масштабе этой тенденциозности.
Сказанное подтверждается и тем фактом, что большинство западных политологов по своими подходам, установкам, симпатиям и антипатиям характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и др. В основе такой классификации, несомненно, лежит момент идеологической оценки. Поэтому речь должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществовании, терпимости друг к другу и открытости в отношениях.
Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, но для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положениям науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей противоречат. Она более пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология — весьма удобное средство воздействия на умы людей. 12. Наука – система понятий о законах и явлениях окружающего мира и духовной деятельности человека, направленная на предугадывания и преобразования действительности в интересах общества. Идеология – 1. Система политических, правовых, нравственных религиозных, философских взглядов. 2. Система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Политика – 1. Искусство управления государством и обществом. 2. Совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |