АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трансперсональная концепция Уилбера

Читайте также:
  1. IBM – концепция маркетинга.
  2. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  3. V. Биоэнергетическая концепция влечений
  4. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  5. Y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
  6. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  7. Y.4.3. Концепция «постиндустриального
  8. Y.4.5. концепция
  9. Антропоцентрическая концепция менеджмента
  10. Билет 13. Концепция мира и человека в поэзии декабристов: рылеев, кюхельбекер, одоевский, раевский.
  11. Гипотеза, концепция, проект исследования
  12. Дальневосточная концепция права

Большой вклад в трансперсональную психологию внес Вен Уилбер, идеи которого представлены в его книгах «Спектр сознания» (1977), «Выше рая» (1981). Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает наружную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (от самосознания к сверхсознанию).

Описание, которое дает этот исследователь наружной дуге, начинается со стадии плеромы, недифференцированного сознания новорожденного, в котором нет времени, пространства и объектности, которое не знает разницы между самостью и материальным миром. Следующая стадия — уробороса — тесно связана с питательными функциями и предполагает первое, примитивное и незавершенное различение субъекта и материального мира. Стадия тифона характеризуется появлением обособленности и независимости своего тела, т. е. возникает самость тела — эго с доминантой принципа удовольствия и инстинктивных побуждений.

Далее, с обретением слова, мыслительных и концептуальных функций начинается стадия речевого участия. Здесь самость отделяет себя от тела, становится ментальным и вербальным существом («Я мыслю и говорю», «Я мыслю, следовательно, я существую»). Этот процесс продолжается потом на ментально-эгоистической стадии, относящейся к развитию абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом себе. Развитие личности завершается на стадии кентавра, т. е. высокоупорядоченной интеграции Эго, тела, личности.

Уровень кентавра — самый высокий уровень сознания, который признается западной механической наукой, в то время как любые другие более высокие состояния сознания либо не считаются существующими, либо их называют патологическими. Но уилберовская модель эволюции сознания не заканчивается стадией кентавра. В этом он видит переходную форму, ведущую к трансперсональным сферам бытия, которые так же далеки от эго-разума, как тот далек от тифона.

Первой из этих сфер эволюции сознания является нижний тонкий уровень, включающий астрально-медиумическую область. Здесь сознание, отделяя себя от разума и тела, способно превзойти обычные способности ума. Сюда относятся опыт «оставления тела», оккультные явления, аура, астральные путешествия, предвидение, телепатия, ясновидение, телекинез и т. п.

Высший тонкий уровень — область подлинной интуиции, символического видения и архетипических форм. За высшим тонким уровнем лежит каузальная сфера. Ее нижний уровень включает божественное сознание, источник архетипических форм. В высшей каузальной сфере происходит коренная трансценденция всех форм, которые соединяются в безграничном слиянии Бесформенного Сознания.

На уровне предельного единства сознание полностью пробуждается к своему изначальному состоянию, которое есть основа, сущность всего существования — грубого, тонкого и каузального. «В этой точке весь мировой процесс проявляется от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания, вне которого и прежде которого нет ничего». Это предельное состояние, к которому тяготеет вся космическая эволюция.

Согласно модели Уилбера, феноменальные миры создаются из первоначального единства путем постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в низшие (из каузальных структур в тонкий мир, оттуда — в наш мир грубой материи). Уилбер показывает, что мотивирующей силой на всех стадиях эволюции является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству. Из-за врожденных ограничений этот процесс идет такими путями, которые приводят лишь к неудовлетворительным компромиссам, что порождает отказ от ранее использованных уровней и трансформацию на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится еще одной подменой, пусть и более близкой к Реальному, — до тех пор, пока душа не укоренится в сверхсознании, а это единственное, чего она желала с самого начала.

6. Функциалистический подход У. Джеймса

Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал: «Психология — это наука о функциях сознания». Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Джеймс указывал, что мысли конкретного человека все время меняются, и «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает, что-то отвергает, все время выбирая, пока оно мыслит; оно «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (В этом суждении уже намечаются идеи гештальт-психологии с ее целостным подходом и одним из главных понятий «фигура — фон».)

Джеймс много говорил о привычках. Отличие их от инстинкта он видел в том, что они создаются, могут быть сознательно изменены или устранены. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия. Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была». (Эта мысль намечает идеи бихевиоризма о совокупности привычных реакций как характеристике человека.)

Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

Джеймс выдвинул понятие психологической слепоты — неспособности понять другого человека. Она не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет контакт с природой. (В подобном заключении просматриваются принципы гештальт-психологии — жить «здесь и сейчас» — и осознавания.)

К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

Он полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь — и вам будет весело». С легкой руки Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

«Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь».

Таблица 5.1


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)