|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ
Преподобный Феогност. – Нет у другого столь великого подвига, как подвиг целомудрия и девственности. Честно хранящий безбрачие составляет предмет удивления для Ангелов и увенчавается не менее мучеников. Ибо от того, кто, будучи связан плотью и кровью, всегда старается подражать безвещественности бесплотных посредством чистоты, сколько требуется трудов и постов?! И, воистину, столь велико и высоко это дело, что было бы невозможным, как вышеестественное, если бы Бог свыше не являл Своего заступления, укрепляя и утверждая немощное и бренное естество и некиим образом от земли восставляя его Божественной любовью и упованием обетованных воздаяний. Преп. Никита Стифат. – Не говори в сердце своем: не возможно мне снова стяжать чистоту девства, после того как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо, где приложены будут болезни и труды покаяния со злостраданием и теплотою душевною и источаются реки слез умиления, там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает, и совершается иное, свыше, рождение наитием Духа Утешителя, – и душа опять соделывается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, нисшедши во свете и радовании неизреченном и, как на престоле славы, восседши на высоте ума ее, дает мир сущим в ней силам, так говоря: «Мир вам от борющих вас страстей; мир Мой даю вам для естественного вам действования; мир Мой оставляю вам для достижения преестественного совершенства». Исцелив таким образом тройственностью дарования мира тричастность души и к троичному возведши ее совершенству, и с Самим Собою соединивши, всю ее уже делает Бог девственною, всю доброю, всю прекрасною, намастив ее благоуханием мира чистоты, и говорит ей: «Возстани, прииди, ближняя Моя, добрая Моя, голубице Моя, в деятельном любомудрии; яко се, зима страстей прейде, дождь сластолюбивых помыслов отъиде, цвети добродетелей с благоуханием помышлений явишася на земли сердца твоего» (Песн. 2, 10-14). – По учению слова Божия, девство гораздо превосходнее супружества, если оно сохраняется в чистоте. Вот та высокая награда, уготованная девству от Бога, по словам тайновидца Иоанна Богослова: и видех, и се, Агнец стояше на горе Сионстей, и с ним сто и четыредесять и четыре тысящы, имуще имя Отца Его написано на челех своих. Он слышал их поющих... песнь нову пред престолом Божиим... и никтоже можаше навыкнути песни, токмо сии. Кто же это? – спросите вы. – Он отвечает; сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе Иисус пойдет. Сии суть куплени от людей, первенцы Богу и Агнцу (Апок. 14, 1–4). Но Господь Сам предварил нас, что не все способны девствовать: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Мф. 19,11). Он Сам призывал к подвигу девства не всех, но только тех, которые способны, которым дано это дарование: могий вместити да вместит (Мф. 19, 12). – Девство и брак не для всех; но целомудрие (то есть чистота нравов, благочестие) для всех. Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, да, отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. – Что значит «целомудренно»? – Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае, с отвержением мирских похотей, и в особенности плотских похотей, яже воюют на душу (1 Петр. 2,11). Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования в будущем (Тит. 2, 13). СЛЕЗЫ Илия Екдик. – У расширяющего путь свой слезы иссякают, а у возлюбившего путь тесный они бьют большим ключом. Св. Симеон Новый Богослов. – Прежде плача и слез никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших; не сознали мы еще себя виновными и не осудили, и душа наша не была еще в чувстве будущего суда и вечных мук. Ибо, если бы мы осудили себя, если бы возымели такие движения сердца, если бы были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может смягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение, ни мы не в силах сделаться смиренными. А кто не таков, тот не может соединиться с Духом Святым. Не соединившийся же с Ним, через очищение себя от всего страстного, сподобиться созерцания Бога и боговедения не может и не достоин быть сокровенно научаемым добродетелям смирения. – Сначала от плача по Богу бывает смирение: от него приходят потом радость и веселие неизреченные; окрест же смирения по Богу вырастает надежда спасения. Ибо, кто грешнейшим всех людей считает себя от всей души, тем более вместе со смирением разрастается в нем надежда, цветет внутрь сердца его и исполняет его удостоверением, что он несомненно имеет быть спасен посредством смирения. – Чем более кто нисходит во глубину смирения и осуждает себя самого как недостойного спасения, тем более плачет и изводит источники слез; по мере слез и плача источается в сердце его духовная радость, а вместе с нею соисточается и совозрастает надежда, и даст вернейшее удостоверение во спасении. – Плач двоякое имеет действие: и, как вода, погашает слезами весь пламень страстей и омывает душу от скверны, причиняемой ей ими; и опять, как огонь, присутствием Св. Духа животворит, согревает, воспламеняет сердце и возбуждает в нем любовь и вожделение к Богу. Преп. Никита Стифат. – Надлежит нам осквернение нечистыми токами из тела очищать потоками слез, а омрачение души горечью гневною прогонять светом сокрушения и сладостной по Богу любви и, таким образом, опять соединяться с Тем, от Кого прежде были ими отчуждены. – Иногда горесть и болезнование причиняются сердечному чувству излиянием слез, а иногда – радостью веселия. Когда очищаемся мы покаянием от яда и скверны греха, довольные к тому имея из него слезы, тогда, как млатами тяжелыми, бывая поражаемы воспоминаниями о содеянном, глубокие из сердца испускаем стенания от полноты чувства горести и болезнования о том. Когда же довольно быв очищены слезами, почувствуем свободу от страстей, тогда, обвеселяемы бывая Божественным Духом как чистое и тихое стяжавшие сердце, неизреченного, сладостного преисполняемся утешения от радостнотворных слез умиления. – Ины слезы, проливаемые от покаянного сокрушения, и ины – проливаемые от Божественного умиления. Те, как река, потопляют и разрушают все твердыни греха, а эти бывают то же для души, что дождь для нив и роса для злаков, питая клас ведения и делая его многозеренным и многоприплодным. – Не то же слезы, что и умиление, но между слезами и умилением большое расстояние. Те приходят от раскаяния в прежнем образе жизни и прежних падениях души для очищения сердца, как бы огнем и кипящею водою. А это (умиление) свыше находит от Божественной росы Духа в утешение и прохлаждение души, тепле вступившей теперь во глубину смирения и причастившейся неприступного света созерцания, и Богу как Давид, в радости вопиющей: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65,12). – Слезы естественно нам прирождены. И когда гордость ума склонится к смирению, а душа смежит очи свои от прелести видимых благ и устремит их к одному видению первого невещественного света, оттрясет всякое к миру чувство и свыше утешения Духа сподобится, тогда слезы, как воды источника, исторгаются из нее, услаждают чувства ее, и исполняют мысли ее всякого радования и света Божественного; и не это только, но и сокрушают сердце, и ум в видении лучшего соделывают смиренномудрым. Всему этому невозможно быть в тех, кои плачут и рыдают по иным причинам. – Невозможно разверсть источник слез без глубочайшего смиренномудрия, ни опять смиренномудрым быть без умиления, производимого наитием Духа, ибо умиление от смиренномудрия Святым порождается Духом. Они, как звенья цепи, держась друг за друга и единою благодатью связуясь, составляют неразрывный союз духовный. Преп. Григорий Синаит. – Без делания и жительства плача невозможно претерпеть дара безмолвия. Плачущий и помышляющий об ужасах, предшествующих смерти и последующих за нею, прежде чем они самим делом наступят, не может не иметь терпения и смирения, кои суть два основания безмолвия. А без них вступивший в безмолвие будет всегда совоспитанником своему нерадению иметь самомнение, от коих размножаются пленения и парения, ввергающие нас в расслабление. Отсюда далее, дщерь нерадения – невоздержание – делает тело вялым и бессильным, а ум омраченным и ожестелым. Св. Григорий Палама. – Начало плача есть как бы некое искание обручения Божия, которое кажется недостижимым. Почему при сем произносятся некоторые как бы предобручальные слова теми, кои по сильному желанию сего плачут, раздираясь сердцем пред Женихом и призывая его рыданиями. Конец же плача – брачное в чистоте совершенное сочетание (Тайна сия велика есть – Еф. 5, 32). Преп. Нил Синайский. – Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость и, исповедав свое беззаконие... Господеви, получить от Него оставление грехов (Пс. 31, 5). – Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, отнюдь не возносись тем сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку. – Когда подумаешь, что во время молитвы твоей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, и теплейшие прольешь слезы. – Плачь о грешнике благоденствующем, потому что меч правосудия висит над ним. Преп. Ефрем Сирии. – У людей бывают трех различных родов слезы. Бывают слезы о вещах видимых – и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, – и они очень сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12), – и эти слезы горьки, бесполезны, потому что вовсе бесплодны, когда уже нет времени покаянию. – Блажен, у кого душа стала подобной новонасажденному дереву, и всегда, как водное орошение, имеет слезы по Богу. – Хочу изобразит вам силу слез. Анна слезною молитвою приобрела пророка Самуила, восторжение горе и богохваление в сердце своем. Жена грешница в дому Симона, плача и омывая слезами св. ноги Господа, получила от Него прощение грехов. Умиление (сердечный плач) пред Богом есть уврачевание души. Оно вселяет в нас Единороднаго Сына, когда вожделеваем Его, и привлекает в душу Духа Святого. На земле нет радости сладостнее той, какая бывает от умиления. Озарился ли кто из вас этою радостью слез по Богу? Если кто из вас, испытав это и усладившись тем, во время молитвы возносился над землею, то в этот час бывал он весь вне тела своего, вне всего века сего и уже не на земле. Святые и чистые слезы по Богу всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий. Слезы по Богу во всякое время дают дерзновение пред Богом; нечистые помыслы никак не могут приблизиться к душе, которая имеет всегдашнее умиление по Богу. Умиление есть сокровище нерасхищаемое; умиление же разумею продолжающимся не один день, но непрестанно день и ночь и до конца жизни. Умиление есть чистый источник, орошающий плодоносные насаждения души (т.е. добродетели). – Хотя нет у тебя видимых слез, однако же, пусть будет сердечное сокрушение, потому что и между слезами есть разность. Но блажен – кто в душе своей, как в зеркале, созерцает Господа и вместе со слезами изливается в славословии Ему пред лицом Его благости, потому что молитва его будет услышана. – Начало плача – познание самого себя. Да будет же плач наш не по человеку, но по Богу, Который знает сокровенность сердца, чтобы от Него получить нам ублажение. – Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы, сокрушение и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой. Преп. Исаак Сирин. – Какое иное занятие у монаха в келии его кроме плача? И какое другое занятие лучше этого? Самое пребывание монаха и одиночество его, уподобляясь пребыванию во гробе, далекому от радости человеческой, учат его, что деятельность его – плач. – Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты. Преп. Антоний Великий. – Кто хочет освободиться от грехов – плачем и стенанием освободится от них; и кто хочет настроиться на добродетели – слезным плачем настроится. Преп. Иоанн Лествичник. – Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты наружные и внутренние. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |