|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О гордости (ч. 1, 219)1. Гордость есть опухоль (надутость) души, наполненная испорченной кровью; если созреет, прорвется и причинит большую неприятность. 2. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия. 3. Гордость на великую высоту возносит гордого, и оттуда низвергает его в бездну. 4. Гордостью болезнует отступивший от Бога, и своим собственным силам приписывающий добрые дела. 5. Как ставший на паутину проваливается и уносится вниз, так падает и полагающийся на собственные свои силы. 6. Обилие плодов нагибает до земли древесные ветви, и множество добродетелей смиряет мудрование мужа. 7. Сгнивший плод бесполезен земледельцу, и добродетель гордого непотребна Богу. 8. Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, а страх Божий – добродетельную душу. 9. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низвергает добродетельную душу. 10. Не предавай гордости душу свою и не увидишь страшных мечтаний; потому что душа гордого бывает оставлена Богом, и делается порадованием бесов. 11. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает, и когда бодрствует, боится птичьей тени. 12. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчание воды поражает душу его. 13. Так только что Богу себя противопоставлявший и отвергавший Его помощь, пугается теперь ничтожных призраков. 14. Гордость низвергла архангела с неба и сделала, что он, как молния, спал на землю. А смиренномудрие человека возводит на небо и уготовляет к ликованию с Ангелами. 15. Что горе возносишься, человек, и подъемлешься выше облаков, будучи пыль и прах? 16. Посмотри на естество свое, что ты – земля и пепел, и вскоре разрешишься в прах; теперь величав, а спустя немного будешь червь. Что подъемлешь выю, которая вскоре сгниет? 17. Великое нечто человек, когда помогает ему Бог; а коль скоро оставлен он Богом, познает немощь естества своего. 18. Нет у тебя ничего доброго, чего не приял бы ты от Бога. Для чего же величаешься чужим, как своим? Для чего хвалишься данным благодатью Божией, как собственным своим стяжанием? 19. Признай Даровавшего и не превозносись много; ты – тварь Божия, не отлагайся от Сотворшего. 20. Бог помогает тебе, не отрицайся Благодетеля; взошел ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог; преуспел в добродетели, но действовал в тебе Бог; исповедуй Возвысившего, чтобы неколеблемо пребыть тебе на высоте. 21. Признай своего соестественника, что он одной и той же с тобою сущности, и не отрицайся от родства с ним по надменности. 22. Он уничижен, а ты превознесен; но один Зиждитель сотворил обоих. 23. Не пренебрегай смиренного; он стоит тверже тебя, по земле ходит, и не скоро падет; а высокий, если падет сокрушится. 24. Гордый монах – древо бескоренное, которое не может выдержать напора ветра; а некичливое мудрование - стенами огражденный город, обитающий в коем безопасен. 25. Былинка подъемлется высоко дуновением ветра, а гордого возносит приражение безумия. 26. Лопнувший пузырь обращается в ничто, – и память гордого погибнет. 27. Слово смиренного мягчительная мазь душе, а слово гордого исполнено кичения. 28. Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его. 29. Смиренномудрие – венец дому, и вошедшего блюдет в безопасности. 30. Когда взойдешь на высоту добродетелей, – тогда великая тебе потребность в ограждении: ибо, если упадет стоящий на полу, то скоро встанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть. 31. Драгоценному камню прилична золотая оправа, и смирение мужа блистает многими добродетелями. 321. Не забывай своего падения, хотя и покаешься; но поминай о грехе твоем плачем, к смирению твоему, чтоб, смирившись, по необходимости отсечь тебе гордость (1, 240). 33. Не взирай на падших с кичливым помыслом надмевающим тебя, будто судию, но себе самому внимай помыслом трезвенным, – испытателем и оценщиком твоих деяний (1, 245). 34. Падая воздыхай, и преуспевая не надмевайся. Не величайся тем, что ты безукоризнен, чтобы вместо благолепия не облечься тебе в срамоту. 35. Некто из благоискуснейших, ведя речь о смирении, пересказал и следующее: "весьма благоискусный отец ударен был по ланите бесноватым, который был в сильном припадке безумия; и отец, немедленно обернувшись, подставил ему другую ланиту, с готовностью принять удар. Тогда бес, как молнией пораженный смирением, вскричал и тотчас вышел из создания Божия" (1, 259-60). 36. Как опускающиеся в основания земли вырывают там золото, так нисходящие до златоподобного смирения износят из него добродетели (1, 266). 37. Св. Павел заповедует, задняя забывая, въ предняя простираться (Флп. 3, 13). Кто так расположен, тот не столько превозносится тем, в чем преуспел, сколько смиряется тем, чем недостает против предположенного, прилагая попечение довершить недоконченное, и не обращаясь к тому, что уже кончено; поелику сделанное нередко надмевает легкомысленных до безрассудства, а требующее делания смиряет мысль неизвестностью, будет ли оно приведено к концу, и прежде, нежели совершено, причиняет печаль. Посему и Господь, предохраняя от поползновения к самомнению возшедших на высоту добродетели, говорит: егда сотворите вся повеленная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы, яко, еже должни бехомъ сотворити, сотворихомъ (Лк. 17, 10). Хотя не препятствует радоваться; что долг исполнен, однако не дозволяет думать о себе высоко. Ибо говорит, что отдан долг, а не произвольный принесен дар (2, 112-13). 38. Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека и с презрением смотреть на соестественного себе, как на нечто ничтожное, до безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равности Богу, не признает Промысла и попечительности Всеблагого Бога, полагает, что, как должное за дела, получает все милости, какими пользуется, не хочет видеть Божия содействия в том, что делает, и в чем успевает, почитает себя достаточною на всякое доброе дело, по самомнению думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною. Она – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением, который, если только дунуть, обращается в ничто (2, 184).
1 Отсюда из других писаний преподобного Нила.
3. (ч. 2, 233 и далее) 1. Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. 2. Веруй, что Сам Бог предстоит тебе при всех делах, какие каждодневно ты делаешь. 3. Бегай похвал, но стыдись и укоризн. 4. Радуйся, когда делаешь добродетель, по не превозносись, чтоб не случилось крушения в пристани. 5. Чем более преуспеваешь в исполнении закона, тем более признавай себя далеким от совершенства. 6. Всякого дела конец исследуй прежде его начинания. 7. Ночью и днем взирай на последний свой день, и никакая любовь к настоящей жизни не привяжет тебя к земле. 8. Не связывайся с тем, кем, как видишь, гнушаются добрые. 9. Делаешь ли что, или говоришь, или любомудрствуешь, старайся никому не быть во вред. 10. Не увеселяйся цветами жизни; это – цвет травный; как только коснешься его, увядает. 11. В скорбях благодари, – и легче станет грехов твоих бремя. 12. В искушениях будь тверд; ибо они многих и из великих обличили (в нетвердости или неблюдении себя). 13. Не порицай Божия долготерпения; ибо оно – общее врачевство. 14. Возненавидь нестроение жизни (людской), но не вини в ней Бога. 15. Будем внимать себе, – тогда не станем осуждать других; ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других. 16. Псалом молитвенный да будет всегда в устах твоих; ибо одно произнесение имени Божия в бегство обращает демонов. 17. С трезвением да будет молитва наша, чтоб не просить у Бога того, чем Он недоволен бывает. 18. Памятуй всегда о Боге, – и небом сделается ум твой. 19. Обуздывай око; потому что, если не присмотришь за ним, оно кружится туда и сюда. 20. Береги язык; ибо он часто выносит наружу то, что лучше было бы утаить. 21. Возделывай ум поучением в законе; потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. 22. Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей. 23. Возненавидь услаждения плоти; потому что они с телом и душу делают нечистою. 24. Давай плоти одно то, что потребно, а не то, чего желает она по похоти. 25. Не люби жить в удовольствиях; потому что это привязывает к настоящей жизни, а от того и другого порождается вражда на Бога. 26. Отвращайся от радостей житейских; потому что от них поскользаются и падают текущие (путем жизни). 27. Богатство, если имеешь, расточай, а если не имеешь, не собирай. 28. Пост почитай оружием, молитвы – стеною, слезы банею. 29. В чем ни согрешил ты, обо всем воспоминай со стенанием; ибо от этого бывает в душе постоянное умиление. 30. Утешай бедных; ибо они милостивым к нам делают Судию. 31. Приобщайся нуждам святых; ибо чрез них бывает общение и с Богом. 32. В Церковь входи, как на небо, и в ней не говори и не помышляй ни о чем земном. 33. Иметь вдоволь потребное для жизни признавай необходимым; но попечение о том предоставь Богу. 34. Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься, чтоб она совсем не пала (под тяжестью их). 35. Вина пей, как можно, меньше; чем более умаляется мера его, тем благотворнее бывает оно для пьющих. 36. Укрощай гнев; потому что, выходя из меры, делается он отцом неистовства. 37. В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою. 38. Иереев всех почитай, к добрым же прибегай. 39. Люби Божие дома, но и себя устрояй в дом Божий. 40. Учащай в Церковь; потому что она избавляет нас от бури и треволнений внешних. 41. Что на земле, то временно; не печалься же, если что такое отъемлется у тебя. 42. Когда найдет на тебя помысл сладострастия, противопоставь ему стыд пред людьми и оскорбление Богу. 43. Заграждай слух и очи; потому что чрез них входят все стрелы вражеские. 44. Когда молишься, возводи помысл к Богу; и если он, развлекшись, низойдет долу, опять туда же возводи его. 45. Ум не перестает порождать помыслы; но ты худые изгоняй, а добрые возделывай. 46. Радуйся смирению; ибо порождаемая им высота велика и пасть не может. 47. Подвизайся столько, сколько нужно, чтоб подавить движения плотские; и если изнеможешь, дай льготу телу, не для услаждения, а для здравия. 48. Худые помыслы отгоняй другими – добрыми. 49. Помышляй о благолепии небесных благ и не войдет в тебя никакое пристрастие к земле и к земным наслаждениям. 50. Верь, что худые помышления суть диавольское насеяние; от этого они прекратятся и сеятель посрамится. 51. Берегись наиболее слуха; ибо он делает душу рассеянною и небрежною, а душа небрежная легко свергает с себя узду закона. 52. Душу надо разделить на дела и молитву (т.е. чтоб она была, то за делом, то на молитве); тогда не много входов найдет к нам диавол. 53. Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем. 54. Молитвою осеняй всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысл сомнящимся. 55. Если хочешь, чтобы дела рук твоих были Божественны, а не перстны; то приобретаемое ими пусть будет у тебя общим с нуждающимися. 56. Радуйся посещению святых, потому что чрез них является Бог. 57. Истинно святых отличай по делам; потому что всякое дерево познается по плодам. 58. Старайся всегда пользоваться чем-либо, видя святых; наблюдай их взгляд и себя держание, потому что весьма полезно то и другое. 59. В сердце подвизайся держать незлобие, а в теле – чистоту; ибо то и другое соделывает тебя храмом Божиим. 60. Так храни храм свой, как храм Создавшего тебя и судить имеющего, и все устрояющего к тому, чтобы ты – образ Его был чист. 61. Беседы с людьми мирскими отлучают помысл от Бога; поэтому не только сам не разговаривай с ними, но и разговаривающих отклоняй от сего. 62. Когда поносят тебя, смотри, не сделано ли тобою что достойное поношения; если не сделано, то считай это поношение дымом быстро исчезающим. 63. Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от страстей; сердце же приводится в сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. 64. Если чем обижен, прибегай к терпению, – и вред перейдет на обидевших. 65. Когда увидишь богатство, или славу, или мирскую власть; помысли о непрочности, – и избежишь приманки. 66. Терпи скорби; потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели. 67. Ничего не почитай по достоинству равным добродетели, потому что она есть лик Божий; почему неизменна, как и Он. 68. Плачь о грешнике благоденствующем; потому что меч правосудия висит над ним. 69. Материю зол почитай леность; потому что она блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, приобрести не допускает. 70. Когда делающий худо не стыдится сего, тогда язва утяжеляется, – и падение идет к отчаянию. 71. Всякий раз, как возмалодушествуешь, помысли, какие блага уготованы верным, – и плод духовный (обвеселение) скоро придет к тебе. 72. Верному надлежит смиряться пред всеми; ибо смиряться только пред некоторыми значит иметь смирение ложное. 73. Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу. 74. Ни к кому не привязывайся и не пристращайся вопреки Божию закону; ибо кто предпочитает кого-либо Богу, тот ставит Бога менее его достойным. 75. Не защищай злых, потому что чрез это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их. 76. Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего; ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить. 77. Старайся всегда слышать и говорить о делах святых; потому что сие возбуждает душу к доброму соревнованию. 78. Если сердце для каждого из нас есть домашняя церковь, то в нем должны мы совершать и церковные службы. 79. Если в Церкви совершается служба, иди на нее; а если не совершается, (по пении) прочти Апостольское благовестие, – и иди (на дело свое). 80. О славе добродетелей суди по святым; потому что слава их и по смерти бывает бессмертна. 81. Зло возненавидишь, когда убедишься, что это демонский против нас сверкающий меч. 82. Если вразумляешь падшего, то состраданием растворяй слова твои; тогда и уши его умягчатся, и сердце просветится. 83. Когда говоришь со святыми, вопрошай о духовном; а когда не со святыми, не говори об этом. 84. Добрые дела делать всегда поспешай, чтоб, оставив их, не отойти отсюда полусовершенным. 85. Тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24), т.е. без остановки; потому что в след добродетели тещи должно, пока не сойдем с поприща жизни. 86. Не будь мало заботлив о делании заповедей; потому что у таких бесполезно прилагается труд на труд. 87. В терпении упражняйся и прежде нужды в нем; чтоб и во время нужды найти всеоружие его готовым. 88. Борись с злыми помыслами и говори им, что говорится в законе (т.е. в Слове Божием против них). 89. С великим старанием отводи око от жизни сей, потому что злой из нее дым делает душу возмущенной. 90. Если овладела тобою худая какая привычка, отсекай ее понемногу, – и без большого труда терние это извлечешь из души. 91. Бога чистого люби чисто; и все считай низшим Его, сущего над всем. 92. Если желаешь быть храмом Божиим, то приноси Богу непрестанную молитву, как жертву непрерывную. 93. Живущего нерадиво не бери в советники; потому что любя худое, не может он советовать доброе, когда не любит его. 94. Воздерживайся от всего – тленного, – и каждый день причащайся таинственной вечери; ибо таким образом Христово тело бывает нашим. 95. Когда чем-либо наказываем бываешь от Бога, не ропщи; потому что Он наказывает, как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель. 96. Когда потерпишь бесчестие, радуйся; ибо если это несправедливо, то велика тебе награда за то, а если справедливо, то, уцеломудрившись чрез то, избавишься от бича наказания. 97. Тени и колесу уподобляй житейские скорби и радости, потому что они не стоят, как тень, и вращаются, как колесо. 98. Старайся всегда преуспевать по Богу; ибо прилагающий и малое к малому в короткое время собирает доброе богатство, всеми искомое. 99. Если желаешь избежать болезненного мучения, никого никогда не злословь; ибо сим огорчается Божество. 100. Если желаешь отвратить от дома твоего всякий бич наказания, не злословь человека, – соестественника тебе; ибо Создавший его справедливо сим огорчается. 101. Если хочешь быть выше всякого греха, то не разведывай о чужих делах; ибо много и в тебе есть такого, в чем повинным предполагаешь другого. 102. Бегай гордости, человек, хотя ты и богат, чтобы не иметь противником себе Бога. 103. Возлюби смиренномудрие, хотя ты и велик, чтоб вознесену быть в день суда. 104. Не насмехайся над человеком, и во всю жизнь не потерпишь насмешки. 105. Когда ты в Церкви, не пари умом; ибо стоящие пред Царем не смеются и не предаются рассеянности. 106. Твердо на твердо запомни сказанное, – и это соделает тебя славным по жизни. 107. Ревнуй о досточестной жизни, чтобы иметь тебе дерзновение исправлять согрешающих. 108. Обуздывай продерзость, никого не порицай, – чтоб не быть осуждену, как возвысокоумствовавшему. 109. Не смейся над падением другого, чтоб не быть осмеянным, от кого не желаешь. 110. Соблюдай увещания сии, – и это доставит тебе венец славы. 111. Будь исполнителем сих заповедей, – и они сделают тебя славным пред людьми и благоугодным Богу; ибо сим благоугождается Бог и такими преуспеяниями воздается Ему истинное служение. 112. Старайся преуспевать всегда в добрых делах. 1131. И воин, если не будет обучен прежде долговременным упражнением, и испытан в трудах и битвах, показав на опыте, что одерживает победу над врагами, не прославляется. 114. Тем паче у Небесного истинного Царя никто не удостаивается приять небесные дары Святого Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении св. заповедей, и таким образом не примет небесного орудия самой благодати и не вступит в борьбу с духами злобы. 115. В какой мере преуспевает кто в духовном подвиге, в такой восходит на высоту тайн Духа и утаенных сокровищ премудрости. 116. И в какой мере обогащается благодатью, в такой преуспевает в познании умышлений злобы, при помощи Владыки. Ему слава и держава вовеки! Аминь. (В Patr. gr. первыми главами в сих увещательных главах стоят нижеследующие, – и после них уже следует: "Имей страх Божий..." и проч.) 1. Начало спасения есть – самого себя осуждение. 2. Лучше камень бросить наобум, чем слово. 3. Будь ко всем таков, какими всех желаешь видеть к себе. 4. Правду являй более делом, чем словом. 5. Благочестив не тот, кто многим милость оказывает, но тот, кто никого не обижает. 6. Лучше спать на земле на древесных листьях, с дерзновением (спокойною совестью), чем без сего на золотой постели. 7. Сладок тот друг, который питает душу. 8. Воспевай Бога словами, поклонение Ему воздавай делами, – а мыслью и сердцем благоговеинствуй пред Ним. 9. Иереем делает разумность, добрая жизнь и благородство (чувств). 10. Самое худшее дело есть раболепствовать всему срамному. 11. Словом изучай добродетель, а проповедуй о ней делом. 12. Не иметь только добродетель почитай делом прекрасным, но иметь ее, как должно. 13. Почитая закон, и жить будешь по закону. 14. Странник тот, кому чуждо все мирское. 15. Богатому не льсти, но и не раздражай его. 16. Тело укрепляет вино, а душу Слово Божие. 17. Яства употребляй не сладкие, а здоровые. 18. Желая угодить толпе, толпе подобен будешь. 19. Паче всего умерщвляй тело свое. 20. Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени. 21. На Бога хулу изрыгать – грех непростительный. 22. От ушей и языка – великая беда.
1 Сим кончаются увещательные главы в Patr. gr. Перевод Москов. Акад. прибавляет из рукописи, коею пользовался, еще следующие главы.
4. (ч. 2, 246) 1. Путь к добродетели – бегство от мира, – путь благой и краткий. 2. Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное. 3. Если желаешь истинной жизни, ожидай всегда человеческой смерти. 4. Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как беспорядочно вращается ее колесо. 5. Не вожделевай благ, которыми пользование преходит и обладание утрачивается. 6. Смейся над теми, которым во всем успех, и сострадай тем, которым во всем неудача; ибо это ведет к награде, а то к любомудрию. 7. Подвизайся в терпении, какое, как знаем, показали мученики; потому что и от нас требуется мученичество совести (чтоб устоять в требованиях совести). 8. Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечет тогда без труда; ибо все тленно, а душа бессмертна, тленному же надлежит предпочитать бессмертное. 9. Будь готов к скорбям, и большую от этого будешь иметь пользу. 10. Не проси у Бога приятного, но одного полезного; ибо первого, сколько ни проси, Бог не даст, если же и получишь его как-нибудь, оно скоро пропадет. 11. Не порицай нищеты; потому что она делает ничем не развлекаемым борца на поприще закона. 12. Не увлекайся богатством; потому что заботы о нем всего чаще отлучают человека от Бога и против воли. 13. Близок конец; готовься, ленивый, к бичам. 14. Не далеко до жатвы; очистим же от терний ниву души. 15. Ничто не сокрыто от Судьи; и напрасно усиливаемся мы укрываться, греша. 16. Паче людей стыдись Ангелов, коих при нас много, и удаляйся от всякого срамного деяния. 17. Заботливо помышляй о весах Судьи, – и выбросишь из дел жизни твоей все, что не может выдержать настоящего веса (на весах тех, – или что подложным окажется по причине примеси чуждых расположений, как оказывается подложною, например, золотая монета, не выдержав своего нормального веса, по причине примеси других элементов). 18. Почитай для себя ущербом праздность и покой, и спеши делать что-либо такое, что имеет быть потребовано от нас. 19. Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни, и ничто в ней не в состоянии будет развлечь тебя. 20. Да не услаждают тебя земные радости, – временные; ибо это – уда, душу, как рыбу, приманивающая и уловляющая. 21. Против искушений стой, показывая потребное мужество. 22. Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтоб не были презрены слезы твоей молитвы. 23. Любомудрие есть самое изрядное для людей стяжание; но, будучи единственно, оно и сопребывать хочет с единым стяжавшим его. 24. Добродетель – хитон Божий; его тки, – и будешь облачителем Одевающего всю тварь. 25. Наземное похищается татями; делай небесное, которое недоступно перстам похитителей (неухватимо перстами сими). 26. Отказываться должно от утех; потому что они вовлекают в дела, от которых после отрезвления бывают стенания. 27. Плотолюбивыми помыслами надобно всячески мерзить, потому что они растлевая тело и душу оскверняют. 28. И земные блага не без трудов достигаются; почему же из-за трудов уклоняемся мы от благ небесных? 29. Хочешь ли творить добродетель, не чувствуя труда? Держи в мысли, что труд этот временен, а награда за него вечна. 30. Все, истаивающие по безместным сластям, подумали бы о краткости наслаждения ими и о длительности наказания за него. 31. Все почитай тленным, – и только добродетель нетленной. 32. Пренебреги всем, что делает человека скотоподобным, – и делай то одно, что может сделать тебя небесным. 33. Ревнуй о добродетели; потому что она чрез любомудрие богом являет Адама. 34. Удерживаешь чрево? удерживай и язык, чтобы не быть одному рабом, а от другого свободником бесполезным. 35. Люби Бога, и к своим не будь привержен более, чем к Нему, чтоб, по Слову Его, не оказаться тебе недостойным Его, хотя и не желаешь ты сего. 36. Терпеливо переноси скорби; потому что в них венец для ратоборцев. 37. Блаженно – терпеть зло, а делать – преокаянно; ибо терпящий его – наследник Христов, а делающий – сонаследник диаволу. 38. Добр хлеб поста; потому что нет в нем кваса сластолюбия. 39. Свят жертвенник молитвы; потому что привлекает к нам Святого святых. 40. Не считай справедливость приделием добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто. 41. Если сеешь в нищих, сей свое; ибо чужое горче плевел. 42. Слеп милостивый, если он несправедлив; ибо возделывает поле, с которого не может собрать жатвы. 43. Всегда ожидай смерти, но не бойся (или поставь себя в состояние не бояться); ибо то и другое – истинные черты любомудрия. 44. Носи образ добродетели, но не для того, чтоб обмануть, а чтоб принести пользу видящим тебя. 45. Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтоб, устыдясь своих слов, начал он и делать. 46. Если истинно желаешь неба, то ничтоже тебе и земле; ибо это не позволяет воспарять к тому. 47. Не желай разбогатеть ради нищелюбия; ибо Бог законоположил праведнику подавать милостыню отъ сущихъ (Лк. 11, 41; – из того, что есть у него). 48. Если чаша студеной воды оправдывает милосердого, то какая награда ожидает расточающего все на бедных? 49. Чистота и сострадательность – матери добродетелей, потому без той и другой нельзя ввоиниться Христу (или воинствовать под Христом). 50. Не неради о сострадательности; ибо она благого Владыку низвела с неба. 51. Не пренебрегай чистоты; ибо чрез нее сделавшаяся орудием воплощения (Пресвятая Дева) даровала людям воплотившегося ради нас Бога. 52. Не говори: отмщу врагу; ибо есть у нас на небе праведный Судья (и Отмститель). 53. Не желай ни жить в утехах, ни богатым быть, ни славиться; потому что это – житейская тля, а мы созданы не на истление. 54. Не плачь над умершим, – это – общий путь; и блажен, кто достигает конца его (безукоризненно). 55. Плачь о грешнике, а не о нищем; ибо этот уготовляет себе венец, а этот – муки. 56. Смейся над колесом жизни, беспорядочно вертящимся; но берегись бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем. 57. С Богом беседуй много, а с людьми мало; но, поучаясь в законе, исправишь то и другое. 58. Благодетельная для души баня – слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал. 59. Не ублажай сильных мира; потому что сильнии сильне истязани будутъ (Прем. 6, 6); почему и Судию будут они иметь строжайшим к себе. 60. Адаму (т.е. падшему человеку) трудиться положено (телом, невольно и безнаградно); но, трудясь в законе, мы стяжаем воздаяние. 61. Наследникам Евы необходимо скорбеть; но, когда с благодарением переносим скорби, тогда клятва обращается нам в благословение. 62. В деяниях своих имей светильником совесть; ибо она показывает, какие из них добры, и какие худы. 63. Осудим себя, – и Судья умилостивлен; ибо Он, как благой, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое. 64. Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием; потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым. 65. Уврачуем душевные струпы прежде обнажения их, – чтоб сими врачевствами отвратить бичи наказания. 66. Как связанным неудобно ходить, так и сплетшимся с житейским нельзя чисто совершать течение добродетели. 67. Надлежит ненавидеть грех; ибо при этом, если и впадет кто в него, скорее выйдет из сетей его. 68. Кто не имеет ненависти ко греху, тот, хотя и не делает греха, причисляется к грешникам. 69. Стенай о ближнем грешащем, чтоб и о себе восстенать; ибо мы все повинны грехам. 70. Падшему другу напомни о Судье, – и свою намастишь чрез это греховную рану; ибо такой совет есть общее врачевство. 71. Намереваясь что-нибудь сказать или сделать, поимей в виду и ответ, который вскоре потребуется от тебя; и уцеломудришься под действием страха. 72. Бойся наказания за грех, и цепеней при мысли о посрамлении из-за него; потому что тяжесть того и другого безмерна. 73. И лепота и множество будущих благ беспредельны, а настоящие – тень, дым, водяной пузырь. 74. Не сей зла, потому что жатва близко, – и возделывателя терний ожидает огонь. 75. Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы – розы мира сего; но пождешь немного и видишь (вместо роз) траву истоптанную. 76. Всякое худое дело оружие против нас дает диаволу; но он, вооруженный им, жестоко обходится с вооружившими. 77. Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки грех, и можешь тогда издеваться над ним, как над ощипанным воробьем. 78. Горе нечестивому; ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается. 79. Горе богохульнику; ибо свяжется у него язык пред лицом Судьи, – и он ничего не будет в состоянии сказать в оправдание свое. 80. Горе беззаконнику; ибо пойдет он к строгому Судье и праведному Законоположнику. 81. Горе любостяжательному! богатство от него отбежит, примет же его огнь. 82. Горе ленивому! Взыщет он времени, зле потраченного. 83. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он. 84. Горе блудолюбцу, осквернившему брачную ризу! Со стыдом извержен он будет из брачного чертога царского. 85. Горе бранчивому и с ним пьянице! С убийцами они вчинены будут и с прелюбодеями наказаны. 86. Горе предающемуся утехам в это короткое время! Откармливает он себя, как тельца, определенного на заклание. 87. Блажен, кто идет тесным путем; ибо он внидет на небо венценосцем. 88. Блажен, кто попирает утехи; ибо его трепещут демоны. 89. Блажен, кто чист в душе и нелицемерен в добродетели; ибо он будет судить мир, а не судим вместе с миром. 90. Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и доброделании; таковой не уснет в смерть. 91. Блажен, кто высокую имеет жизнь и смиренное мудрование; ибо он подражает Христу и со Христом совоссядет. 92. Блажен, у кого закон не сходит с языка; ибо от скинии такового никогда не отступает Бог. 93. Блажен многим благодетельствующий; ибо на суде найдет он многих защитников. 94. Блажен, у кого добродетель не поддельна; ибо лопата Судьи безошибочно развеет все. 95. Блажен украшающий дела свои прежде появления огня, коим все искушено будет. 96. Блажен поспешающий к будущей жизни; потому что настоящее издает вонь тления и влечется к смерти. 97. Блажен, кто расточает собранное зло и чистым предстанет чистому Судье. 98. Но глава слова: душа, не неради! Потому что спустя немного станешь пред весами страшного судилища Христа, Бога нашего.
5. 11. Похвально мужество добродетели и во время мира, но еще похвальнее доблесть ее во время наступившей брани [3]. 2. Добродетель являет себя не только в том, что делает, но и в бедствиях, противоборствующих ей. 3. Бесстрастен, кто одержал победу, перенося страдания во многих бранях; а говорящий, что приобрел добродетель без брани, еще страстен. 4. Сердце, у которого нет брани, лишается возможности оказать добродетель; потому что добродетель (αρετή) получила название свое от доблестных подвигов, делом являемых на брани. 5. Будем решительно отревать услаждение помыслами, обращая на них весь гнев, чтоб иначе, с услаждением принимая помыслы, не сделаться нам сочувственными и к предметам их. 6. У человека не безмолвного душа борется с впечатлениями чувств, а любитель безмолвия, охраняющий чувства, борется с помыслами [12]. 7. От благодати приявшие силу на подвижнические труды, да блюдутся от мысли, что имеют ее сами от себя естественно. Виновник всего доброго в нас есть Давший слово о заповедях, как и виновник всего худого – лукавый подлагатель прелестей. Поэтому какое ни сделаешь добро, принеси благодарение Виновнику добра; худое же, докучающее тебе позывами, относи к родоначальнику всего худого [15]. 8. Конец же всякого труда (затруднения, скорби) – приноси благодарение Богу – Благодателю, чтобы таким искренне принесенным благодарением посрамлена была злоба врага. Кто к делу присовокупил благодарность, тот будет иметь неокрадомым сокровище сердца, соорудив против греха двойную стену с бойницами. 9. Достоин похвалы тот муж, который с деятельною жизнью сочетал умственную, чтоб нива душевная, орошаясь из обоих источников, обильнее произращала добродетели. Ибо умозрение окрыляет умную сущность к созерцанию вещей совершеннейших, а деятельность умерщвляет уды, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 5). Посему препоясавшийся всеоружием деятельности и умозрения удобно уже наступает на демонское лукавство. 10. Демоны воюют с душой помыслами, а им, чувствительнее для них, противоборствует терпение; и они, видя этого мощного предводителя битвы, с робостью вступают уже в борьбу. 11. Если хочешь успешно вести брань с полчищем демонов, то врата души своей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай к словесам отеческим, чтобы, научившись таким образом лучше распознавать терния помыслов, пожигать их гневом и отвержением. 12. Когда внимаешь советам отцов, будь не судией их дел, но уразумевателем и изучателем изречений их. 13. У врагов в обычае внимание вопрошающего отводить на деятельность советующего, чтоб, настроив тебя быть строго разборчивым его судией, лишить полезного от него совета [16]. 14. Когда предлагается тебе совет, не отвергай его, хотя бы ты был и сам знателем (γνωσικός). 15. Кто не допускает до слуха отеческую заповедь, тот преслушает и заповедь закона. 16. Не в удовольствие только свое беседуй о преуспеяниях отцов, но требуй от себя, быть и самым трудолюбивым делателем оных. 17. Трудолюбно старающийся познать, какой помысл какому подвигу противоборствует, будет искусным в борьбе с прелестью вражьей. 18. Ведай, что вместо того подвига, которого в целой совокупности духовных твоих трудов недостает, вкрался похитивший его, обычно противящийся ему, помысл. 19. Помни, с благоразумием в подвижнических трудах хранить и сердце, чтоб забвение попечения о вещах лучших, похитив его, не предало в плен помыслам. Забвение о сем пленении сговаривается со злобою (врагом), чтоб, как скоро оно окрадет ум, она (злоба – враг) проворнее входила в него и расхищала его, как угодно. 20. Когда один любит выслушивать, как другой кого-либо поносит, тогда они оба служат орудиями двум духам, взаимно друг другу содействующим: ибо злослушание разжигает злоречие, и злоречие вызывает злослушание; и обе они на пагубу сердцу любят друг друга. 21. Заграждай слух свой от пересудов, чтоб не грешить двояко, и тем, что себя приучаешь к пагубной страсти, и тем, что других не удерживаешь от языкоболия [17]. 22. Любящий насмехаться разбойнически окрадает душу лучших (его людей), клеветами прокапывая слабый слух. 23. Убегающий от языка, который злословит ближнего, и свое собственное прогонит злословие. 24. С приятностью слушающий злословящего ушами всасывает яд зверя (из бездны). 25. Ухо твое да не вкушает сего горького яда, чтоб и тебе не поднести другому такого же снадобья. 26. Не обморочивай слуха своего пересудами, чтобы, продав себя этой страсти, не стать тебе рабом многих страстей; потому что одна страсть, нашедши для себя место в тебе, в то же гнездо (или стойло) введет и другие страсти; делается же рабом многих страстей владычественный ум тогда, когда сопрягшись с какой-либо страстью, совсем отбрасывает подвижнические труды. 27. Что достойно в тебе зависти, то скрывай наипаче от завидующего [18]. 28. Когда друг твой, считая унижением для себя добрую славу о делах твоих, уязвится завистью и даже вздумает некоторым укором омрачать ее, смотри, не уязвись и сам, попустив влиться в душу твою горькому яду огорчения. О том и забота у сатаны, чтоб его завистью разжигать, а тебя огорчением съедать. 29. Но смиримся лучше и большею таковых честию почтим (Рим. 12, 10), – стараясь и трапезою укротить озверившийся от ревнивости дух их. 30. Одного терпеливого пустынножителя старца некто усиливался вывести из пустыни, по причине глубокой его старости. Но старец сказал ему: "Перестань вынуждать меня к этому; потому что для меня – злодея еще не кончился срок изгнания" [20]. 31. Когда я просил его сказать мне слово в назидание, он ответил: "трудолюбно взыщи прежде всего вкоренения страха Божия в сердце, – и тогда внутри себя будешь всегда находить потребное слово, учащее человека разуму". 32. Сей же старец, будучи вопрошен о стяжании страха, сказал так: "кто заботливо блюдет память о смерти, тот руководится сим и к страху суда". 33. Побуждаемый страхом, будь ежедневным собеседником Божественных Писаний; чрез собеседование с ними выживешь ты беседы (приражения) чуждых помыслов. 34. Кто поучением в Божественных Писаниях собирает сокровище духовного ведения в сердце, тот легко изгоняет из него помыслы. 35. При ночном чтении на бдениях, слушая Божественные Писания, не будем оглушать слуха сном, ни предавать душу в плен помыслам; но жалом Писаний будем уязвлять сердца, чтоб, пришедши в сокрушение, восприять ревность о спасении и пресечь противную нерадивость. 36. Горящий любовью к Богу памятованием о небесном изгоняет из мысли всякое человекоугодие [21]. 37. Свидетельницу дел твоих – совесть свою – не отсылай к помыслу, презирающему падение и сладкоречиво о нем говорящему. 38. Не угасишь телесных страстей, если к плоти своей не приложишь врачевства подвижнических трудов, сокрушающих его страсти. Не угасишь и душевных страстей, если и не исполнишь прежде сердце твое плодами любви [23]. 39. Страсти телесные ведут начало свое от естественных потребностей плоти, – и против них нужно воздержание; а страсти душевные порождаются от потребностей душевных, – и против них потребна молитва. 40. Любовь есть полнота бесстрастия, – изглаждение страстей: она приносит долготерпение, охлаждает кипящий гнев, внушает смирение, смиряет гордыню. 41. Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога; потому что Бог есть любовь. 42. Страхом Божиим облекись поверх страха мук вечных, – чтоб страхом огня геенского возжечь в себе неугасимую горячность (к делу Богоугождения), и скорее умудриться против злокозненности помыслов; ибо страх – начало премудрости [24]. 43. По опыту изъясняющий обольщения помыслов не всеми познан будет, а только теми, которые сами опытны; потому что путь к ведению сего один для всех опыт. 44. Училище опытного ведения есть жизнь деятельная, которую восприяв трудолюбнейше, и себя узнаем, и помыслы различать научимся, и Бога уведаем. 45. Силою для умирения помыслов твоих да будут дела; потому что деятельное премудрее знательного и говорительного, равно как и многотруднее; при деятельности слова сверкают, как молния, а когда нет дел, слова не сверкают силою дел. 46. Помыслы, избодая душевное око, ослепляют нас, чтоб мы и наилучшими из заповедей пользовались наихудшим образом [25]. 47. Лютуют демоны на тех (братий), которые отличаются повиновением своему авве, и скрежещут на них зубами, потому что с повиновением они сопрягли и беспопечительное отречение от мира [27]. 48. Тем, которые покорны своему отцу, демоны, всякие изыскивая предлоги, готовят огорчение на него, и в случае движения при сем гнева возбуждают на него серчание, а потом мало-помалу возгнетают и ненависть к нему за то, что он будто несправедливо наказывает и лицеприятен; делают это демоны для того, чтобы, разными способами поколебав душу, похитить ее из отеческих объятий. 49. Иногда демоны возвеличивают подвижнические труды в помыслах, а иногда уничижают их, как ни к чему не служащие, чтобы где вложить высокоумие, а где посеять отчаяние. Возвеличивают они труды тех, которых не могут довести до разленения, чтобы ввести их в высокоумие, а тем, которые не соглашаются вдаться в высокоумие, твердят одно то, что подвиги их ни к чему не служат, чтоб, приведя их чрез то в разленение, ввергнуть в отчаяние [28]. 50. Когда помыслы возвеличивают наши подвижнические труды, тогда, отринув их с презрением, будем уничижать душу; а когда уничижают сии труды, как ни к чему не служащие, тогда сколько есть сил будем возвеличивать Христово милосердие [29]. 51. В какой мере удручаешь свое тело, в такой же испытуй свою совесть. Познавай себя самого, ощущая тайные расхищения помыслов, чтобы, оставаясь нечувствительным к тайным их окрадениям, не придти нам в омрачение от мысли, будто бы добродетели пожинаются одною суровостью жизни. 52. Как не бывшее в деле золото, вложенное в плавильную печь, делается чище; так и новоначальный монах, переплавив нравы свои в обители, делается светлым посредством опытов терпения. Приказаниями братий обучается он послушанию, а наказаниями наказующего (аввы или старца) уготовляется иметь вкорененным долготерпение. И если он с радостью будет принимать оскорбления и возлюбит смирение в уничижениях, тогда, став выше противоположных тому страстей, начнет далее рязсеявать добродетелями, по мере более и более даруемых ему благодатью сил [31]. 53. Ум тогда ощутит упокоение, когда, отсекши причины страстей, вступит в созерцание, а до отсечения страстей ощущает он и труд и опасности, нетвердою ногою исходя на борьбу с соперниками. 54. Старцы очень одобряют отшельничество, когда оно бывает в свое время, – т.е., когда кто приступает к нему, усовершившись в добродетелях в общежитии. И такой пусть сначала испытает себя, может ли с успехом жить в отшельничестве; и если найдет сие для себя невозможным, по недостатку сил, пусть возвратится в общежитие, чтоб иначе, не имея сил противостоять ухищрениям помыслов, не лишиться рассудка [32]. 55. Как плачущей вдове утешителями служат сыновья так падшей душе утешение – подвижнические труды, которые рассеивают помыслы отчаяния, углубляют верующее покаяние, провозглашают милосердие Христово и заглаждают содеянные грехи. 56. Как молодой пес покушается унести хлеб у младенца, так лукавый помысл разумение у сердца. Поэтому не как младенцы, будем смотреть на лукавство противных сил, чтоб не предать им душу на расхищение. 57. Как сверкающий сонм звезд светлым делает небо; так истина Божественных словес, как бы светильник внося внутрь, осиявает человека. Посему будем все носить один и тот же образ истины, потому что Господь вселяетъ единомысленныя въ домъ (Пс. 67, 7). 58. Как солнце светозарными лучами улыбается всей земле, так любовь светозарными деяниями приветствует всякую душу. Если приобретем ее, то угасим страсти и просияем до небес. Всякий труд совершишь, как скоро улучишь святую любовь; а когда нет ее, ни в чем нет успеха, – тогда и гнев свирепеет, и нравы грубеют, и к трудам по высокомудрию примешивается тщеславие. 592. Прежде должно побороться со страстями и со многим трезвением предать памяти, что было во время брани, и потом по испытанному на себе сообщать и другим правила борьбы и делать для них победу удобнейшею, сказывая наперед способы, как вести брань. Иные и одолели в себе страсти, может быть, долговременным строгим житием, но не знают способа победы, потому что, как в ночном сражении, не следили они за ходом всего дела, и ум их не познал вражеских злоумышлений [24]. 60. Вкусивший безмолвия и начавший сколько-нибудь упражняться в созерцании не согласится связать ум заботами о телесном и, отвлекши его от духовного ведения, обращать к делам земным, когда он большею частью парит превыспренно [26]. 61. Когда покорены страсти, ни откуда не беспокоят уже враги, и оборонительных оружий не нужно употреблять в дело; тогда можно приступать и к возделыванию душ других. А пока самовластвуют еще страсти, продолжается еще брань с мудрованием плоти, не должно отымать рук от оружия, но непрестанно надлежит иметь их под руками, чтобы злокозненные враги не обратили нашего упокоения в случай к нападению и не пленили нас без пролития крови [31]. 62. Св. Моисей дает Израилю, когда он войдет в землю обетованную и потребит живущие там народы, такой урок: внемли себе, да не взыщеши последовати имъ, по потреблении ихъ (Втор. 12, 30). – Этот урок очень пригоден для тех, которые, по отсечении страстей, не обращают тщательного внимания на свое сердце. Ибо в таком случае начинают возникать в них, как некие отпрыски, образы давно бывшего; и кто дает им свободу часто западать во владычественный ум, не возбраняя им входа туда, тот снова откроет в себе приют страстям, после победы над ними, делая таким образом жизнь не безопасною от борений. Ибо страстям, когда они даже укрощены и, подобно волам, приобучены есть сено, свойственно, по нерадению укротителя, снова делаться дикими и приходить в зверскую свирепость [37]. 63. Проклятъ, иже положитъ идола въ сокровении (Втор, 27, 15). Не одно и то же навсегда что-нибудь сокрыть в земле, – и положить в сокровении. Сокрытое в земле и не являющееся уже чувству со временем изглаждается и из памяти, а положенное в сокровении, хотя утаивается от посторонних, но часто видимое положившим обновляет воспоминание о себе. Таким, положенным в сокровении идолом, бывает всякий срамный помысл, образовавшийся в мысли и не изверженный, но втайне удержанный. Кто так делает, тот подвергается прописанной в законе каре; потому что лелеяние им помысла срамного есть то же, что поклонение идолу [38]. 64. Не надобно давать доступ к сердцу представлениям, повреждающим помысл; потому что, если сердце ввергнется в омрачение нечистых помыслов, то уже будто насильно и против воли увлекается к страстному делу [39]. 65. Дух Святой написал жития святых, чтобы каждый из проходящих какой-либо образ жития возводился к истине подобными примерами [43]. 66. Недавно еще освободившимся от мятежей мирских советовать должно пребывать в безмолвии (внутри стен обители или дома), и частыми выходами не растравлять ран сердца чрез чувственные впечатления, и к старым кумирам греховным не привносить новых изваяний. Трудно это безмолвие для отрекшихся недавно от мира; ибо тогда память приводит в движение всю, хранящуюся в ней, нечистоту, не имев досуга делать это прежде по причине множества дел, непрерывно чередовавшихся. Но так бывает только в начале; со временем же безмолвие, вооружившись терпением, совсем освободит ум от смущения скверными помыслами [45]. 67. Ум едва только уклонившихся от греха подобен телу, начавшему восстановляться в силах после долговременного недуга, для которого, как не укрепившегося еще совершенно, и маловажный повод бывает причиною возвращения болезни. Силы его еще слабы; почему должно бояться, чтоб не возвратилась страсть, если кто даст ей повод раздражиться, дозволяя себе кружиться в толпе народной. Окрепшим и возмужавшим подвижникам можно и сюда смело выходить на брань; а кто не в состоянии еще бороться, тот пусть в безмолвии, оставаясь дома, находит себе безбедную безопасность [46]. 68. Когда бывает истинная внутри тишина и не только движения страстные, но и воспоминания о них утихают; тогда душа, мирно в себе пребывая, имеет возможность усматривать впечатленные прежде и кроющиеся в ней образы, вступать в борьбу с каждым из них и исторгать их из сердца. Когда же образы привходят одни за другими, тогда невозможно изгладить прежних отпечатков; потому что мысль занята новыми образами, которые при непрестанном втечении помрачают душевное зрение. Как желающие ложе реки увидеть сухим никакой не получат пользы, исчерпывая воду на том самом месте, на котором, по их мнению, лежит искомое ими; потому что опустевшее место тотчас вновь наполняется притекающею водою; а когда преградят течение воды сверху, без труда откроется дно, так как оставшаяся вода стечет сама собою и сухою оставит им землю для желаемого исследования: так удобно бывает истощить впечатленные образы страстей, когда чувства ничего уже не доставляют извне; когда же подобно потоку дают они новые и новые впечатления, тогда не только трудно, но и невозможно совершенно очистить душу от страстных образов и движений [48]. 69. Пророк повелевает: истребить семя отъ Вавилона (Иер. 50, 16). Для нас в этом совет – истреблять образы, пока они еще во влагалищах чувств, чтобы, пав на землю сердца, не дали ростков и, напояемые дождем частого с ними собеседования, не принесли плодов зла. Другой же Пророк даже ублажает тех, которые не дожидаются созрения страстей, но истребляют, пока они еще походят на младенцев, питающихся сосцами, говоря: блаженъ, иже иметъ и разбиетъ младенцы твоя о камень (Пс. 136, 9). Нечто подобное означает и сказанное Иовом; мраволевъ погибе, занеже не имеяше брашна (4, 11). Видно, что великий Иов, желая изобразить злокозненность страсти, изобрел для нее сложное наименование: (мравий и левъ), составив его из имен самого сильного льва, и ничтожнейшего всех тварей муравья; потому что приражения страстей начинаются тонкими помыслами, неприметно вкрадываясь на подобие муравьев, но после разрастаются и делаются для подвергающегося сим приражениям не менее опасными, как и нападение льва. Почему подвижнику надлежит побороть страсти, когда они приступают еще как муравьи, приманкой имея свою ничтожность; ибо если успеют достигнуть силы льва, делаются непреоборимыми, и сильно беспокоят. Тут отнюдь не должно давать им пищи; пищей же их, как говорено уже было не однократно, служат посредством чувств входящие образы страстей, которые питают страсти, каждый вооружая против души своего кумира [49]. 70. И в храме Законодатель устроил окна решетчатая (Иез. 41, 16), – означая сим, что вознамерившимся сохранить сердце свое чистым, как храм, подобно тому, как там решетчатыми окнами сделано, что ничто нечистое не могло входить внутрь, должно оградить чувства страхом будущего суда, как решеткой, которая преграждала бы вход вновь рождающимся и вторгающимся внутрь нечистым образам [50]. 71. Кто, во время борьбы с раздражающим (страстные движения) зрением, в состоянии страхом угрожающих в будущем наказаний привести себя в столь напряженное противоборство, с каким обуреваемый в море борется с волнами; тот без труда одолеет поборающих его, не чувствуя наносимых ударов, так что скажет: биша мя, и не поболехъ, – и поругашася ми, азъ же не разумехъ (Притч. 23, 35), т.е. они били меня, думая наругаться, а я и не чувствовал ударов, потому что стрелы младенцевъ быша язвы их (Пс. 63, 8); не обратил я внимания и на обольщение их, не показав и вида, что замечаю присутствие их [51]. 72. Отрекаться от мирских дел нет пользы для тех, которые не остаются при своей решимости, но снова увлекаются и уступают помыслу, и часто возвращаются к оставленному, обличая тем пристрастие к тому, как жена Лотова, которая, озревшись вспять, стала столп слан, во вразумление подобных людей. Частые склонения к тому, от чего мы удалились, без сомнения повлекут вспять от неустановившегося еще доброго навыка, и, ослабляя стремление вперед, всецело опять привлекут к себе и заставят возвратиться к прежним худым делам. Старая недобрая привычка от этого еще более усилится и едва ли позволит снова возвратиться к начатому было навыкновению в добрых нравах. Ибо от привычки происходит навык, а навык обращается в природу; превратить же и изменить природу трудно. Посмотри на душу, следующую своим привычкам, как она восседает на идолах своих, как пригвожденная к ним: не могу, говорит, востати предъ тобою, яко обычная женская ми суть (Быт. 31, 35). И душа, с давнего времени упокоевающаяся делами житейскими, восседает на них, как на идолах и прикована к ним так, что расстаться с ними не может и не хочет [53, 54]. 73. Святые Божии убегали городов, зная, что обращение с людьми развратными гораздо тлетворнее заразительной болезни. Илия, оставив Иудею, обитал на пустынной и наполненной зверями горе Кармильской. Учителю сему подражал в пустыннолюбии и ученик его Елиссей. И Иоанн жил в пустыне Иорданской, питаясь акридами и диким медом, в показание, как не трудно удовлетворять потребностям телесной жизни. А может быть и Моисей нечто подобное предвозвещал, давая Израильтянам закон – собирать манну только на один день; чем внушалось, что заботу о человеческом содержании должно ограничивать одним днем. Да и все Святые, ихже не бе достоинъ миръ, оставив обитаемую вселенную, въ пустыняхъ скитались (Евр. 11, 37. 38), бегая благовидных человеческих пороков, чтоб силою их стремления, как потоком, не увлечься в общее течение мирской жизни, пагубной [60, 61]. 743. Сотворены мы по образу Божию для того, чтоб сохранять в себе черты оного, и тем, которые взирают на нас, отличным житием представлять ясные признаки Богоподобия. Я, говорит Бог, щедръ и милостивъ, долготерпеливъ и многомилостивъ (Пс. 102, 8; Иоил. 2, 13), и соблюдаю правду. Вот черты Божеского лика. По ним узнается и душа, причастившаяся Богоподобия и ставшая сродственной с Божеством. По любви к Богу возревновав о полноте совершенства Богоподобного, и воспящаемая узами связующего ее тела, восприемлет она труды на труды в стремлении к очищению себя, пока преуспеет приобрести то, чем отличается Божеское естество – благость, долготерпение, доброту и человеколюбие. И является тогда она малымъ чимъ умаленной отъ Ангелъ (Пс. 8, 6) [45]. 75. Кто убегает мирской мятежности, не допускает себя до тревог житейской суетности, уклоняется от сообщества с людьми легкомысленными и необстоятельными, дома большую часть времени проводит безмолвно в молитвах, в изучении Словес Божиих, при редких выходах из дома виден степенным, кротким, нераздражающимся, сострадательным, братолюбивым; такого кто не назовет подлинно Божиим ревнителем, истинным образом и подобием Бога, озаренным Божественными лучами Божией благости, и свое Богу уподобление светло проявляющим добродетелями, как привлекательнейшими какими цветами. 76. Вот отличительные черты Бога, – и человека, ревнующего об уподоблении Богу: тихость, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добролюбие, доброта, почтительность, блюдение пользы других, общительность, услужливость, нелюбочестие, – коротко сказать, все, в чем обилие благости являет Бог, Который солнце Свое сияетъ на злые и благие, дождитъ на праведные и неправедные (Мф. 5, 45). По сим чертам узнается старающийся быть подражателем Богу [47]. 77. Достаточно было бы и сего указания, чтобы благопокорных научить совершенной жизни; но, зная, как иные с трудом приводятся к тому, св. Павел многими внушениями старается искусно отвлечь нас от суеты, возбуждая ревность нашу разными похвальными наименованиями. То говорит он: храмъ Божий есте (1 Кор. 3, 16); то: якоже чада света ходите (Еф, 5, 8); то: достойно благовествованию Христову жительствуйте (Флп. 1, 27); то: телеса ваша удове Христови суть (1 Кор. 6, 15); в одном месте называет нас святыми и непорочными (Еф. 1, 4), а в другом – невинными и целыми, чадами Божиими непорочными (Флп. 2, 15). Обо всем этом говорит он, как о находящемся в нас, хотя того нет еще в нас, – с тою целью, чтоб, ужаснувшись, как бы такие похвалы не обратились нам в укоризну и посмеяние, если не оказываемся такими, возревновали мы всею ревностью сделаться и пребывать такими. Почему св. Апостол не ограничивается одними сими похвалами, но приписывает и разные способы и меры, как можем мы достигнуть въ мужа совершенна, въ меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). 78. Прежде всего требует он, чтоб мы умерли и распялись для мира, так чтобы ни мало не ощущать ни наслаждений, ни скорбей мирских. Умросте, говорит, и животъ вашъ сокровенъ есть со Христомъ въ Бозе (Кол. 3, 3), желая показать, как живут совостающие со Христом, вышнихъ взыскующие и горняя мудрствующие, умершие отъ стихий мира, и не живущие уже более по ним. Еще говорит он: представляйте себе Богови, яко отъ мертвыхъ живыхъ (Рим. 6, 13), желая с одной стороны, чтоб мы умерли именно тому, чем в действие приводятся страсти плоти, похотствующей на духа, с другой же повелевая жить тому, чем совершаются дела добродетели в благоугождение Богу. Посему-то и жертвою живою именует умертвившихъ уды, яже на земли (Рим. 12, 1; Кол. 3, 5) и ходящих въ обновлении жизни (Рим. 6, 4), не к худу движимых, по жертвенном умерщвлении, и не праздными пребывающих для добрых дел; потому что будучи жертвою живою не утратили на то силы, но как цветущею и юною пользуются ею против враждебного издавна мудрования плоти, неувлекаемые уже сими неразумными пожеланиями, так как совершенно перешли из телесной жизни в духовную, и живут не плотью, но духом [48]. 79. К тем, которые, быв обложены плотью, перестали уже быть тревожимы ее требованиями беспорядочными, говорит Апостол: несте во плоти, но въ дусе (Рим. 8, 9). Потому что грех не царствовал уже в мертвенном теле их, и не понуждал их насильственно слушаться собственных повелений, противовоюя закону ума и обычно пленяя их неким законом, сущим во удех; но возцарствовал закон духа жизни о Христе Иисусе, пленяющий их во всецелое послушание заповедям Христовым. В сем устроении они не услаждаются только лучшим по внутреннему человеку, но совершают его, с готовностью отмстить телу всякое преслушание прежнее, допущенное в угодность ему, противоположными тому трудами ради добродетели. – Какое же это отмщение и как совершается, сему так учит Апостол: якоже представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию въ беззаконие: тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню (Рим. 6, 19). Как велик этот труд, знают те, которые, будучи преобладаемы привычкой, принуждены бывают худой навык преобразовать в добрый. Велик труд, но не жалеющие себя преуспевают в сем благодатью Божией. После многократных отступлений и многократных устремлений вперед, возмогают они наконец совсем отступить от худых влечений, коим преданы были, и все расположение свое вполне обратить от худшего к лучшему, – чтоб все члены употреблять против враждебных страстей, сделав их из орудий неправды орудиями правды [49, перифраз]. 80. Прилагайте попечение о движениях мысли, наблюдая как производит она воспоминания о вещах, пристрастно или беспристрастно принимая в себя представления сих вещей. Многие уступают страстям больше в помыслах, чем в действиях, невидимо с ними соглашаясь и ими услаждаясь. Внутренне они падшие, хотя видимых падений за ними не водится. И бывает, что иной по наружности кажется совсем безукоризненным, – сам только сознавая укрываемую внутри гнусность и краснея оттого, что невидимое противоположно видимому, истина противоречит почтенной наружности и заставляет совесть справедливо стыдиться. Такой чем отличается от гроба, когда душа его помышляет о не должном и полна срамных чувств? Не хуже ли даже он гробов. Гробы не долго заключают в себе зловоние, пока в теле остаются еще влаги, но как скоро соки истощаются, пресекается и зловоние; сердце же, исполненное срамных помышлений, всегда внушает омерзение, будучи зловоннее гниющего тела, – и само только наслаждается собственной своею срамотою [53]. 81. Как удовольствие и печаль следуют за пожеланием (то за исполнением его, а эта за неисполнением), а пожелание возбуждается ощущением (впечатлением от внешних вещей, или помыслов о них); то не допустивший сего последнего (впечатления, помысла) не дает места и первым (пожеланию и удовольствию или печали): подобно тому, как сокрушивший голову змеи, ущемленной во входе, за дверью оставляет все влекущееся за головою тело ее, которое без сомнения взошло бы свободно в дверь, если бы выставившаяся вперед голова нашла себе свободный вход. Таков закон внимания к себе или трезвения [54]. 82. Если кто вожделевает худое что, то удовлетворит ли он или не удовлетворит свое вожделение, то и другое одинаково вредно для него, – т.е. как радость в первом случае, так и печаль во втором. Ибо печаль эта не печаль по Бозе, которая, по словам св. Павла, покаяние нераскаянно во спасение содеваетъ (2 Кор. 7, 10); и радость сия не о Господе радость, как радуются веселящиеся с доброю совестью (Флп. 4, 4). Эта радость есть какое-то душевное обольщение, демоном внушаемое, как зависящая не от вкушения существенного блага, а от увлечения призраком его [55]. 83. Вот отличительные черты того способа, каким добродетель приверженного к ней умудряет идти к возможному преуспеянию. Преспеяние представляется не очень отдаленным, чтобы не показалось, будто бы добродетель хочет устрашать великим отдалением, но не стоит оно неподвижно чтоб могло быть уловлено преследующим, и сие для того, чтобы он до смерти не прекращал своего усердия, но во всю жизнь усиливал рачительность, распространяя ее на все [58]. 84. Если и времени целой жизни недостаточно для попечения о добродетели, и подвизающимся, по причине противободрствующих членов, потребна великая трезвенность; то при рассеянии и переменчивости мыслей, как нам успешно совершить путь столь долгий и трудный, и охранить себя от козней противников, которые многочисленны и не видны, и в оружие против нас употребляют наши страсти и чувства, низлагают нас тем самым, чем Божия благость вооружила нас в защиту против них? Посему необходимо быть внимательными и не увлекаться тем, что противникам нашим споспешествует против нас. Это же очевидно: что не содействует нам к успеху в нашем подвиге, то служит в пользу противникам [60]. 85. Какими помыслами должны водиться намеревающиеся дать правильный ход своим мыслям? – Внимай. – Давид в одном месте сказал: поучение сердца моего разумъ (Пс. 48, 4); в другом: во оправданияхъ Твоихъ поучуся всегда (Пс. 118. 16); и еще: поучуся во всехъ делехъ Твоихъ, и въ начинанияхъ Твоихъ поглумлюся (76, 13). – Делай так, – и вечно подвижный ум твой не будет иметь времени уноситься к ненадлежащему, но неотступно будет заниматься тем, углубление во что доставляет наслаждение и великую пользу, увеселяя чувство зрением, а душу созерцанием [61].
1 Из первого слова к Евлогию монаху. ч. 1, 223. Цифры цитат указывают главы слова. Где нет цитат, те изречения взяты из главы вышеуказанной. 2 Из подвижнического слова (ч. 2, 1). Цитаты - главы. 3 Из слова к Анкирской диаконессе – Магне (ч. 2, 97). - Цитаты - главы. Где нет цитат, там вышеуказанная глава.
6. (Из Patr. gr. Migne, t. 79, стр. 1236) 1. Неумеренность в пище пресекает пост, а блудную похотливость отражает самообуздание с молитвою. 2. Сребролюбие – матерь идолослужения подавляет нестяжательность, заботу же о потребах тела отсекает надежда на Бога. 3. Блуждающий ум остепеняет чтение Словес Божиих, и бдение с молитвою. 4. Набег гнева укрощает благодушие и псалмопение. 5. Уныние прогоняют терпение и слезы, печаль же мирскую заставляет молчать отвращение от чувственных удовольствий. 6. Страннолюбие подается смиренномудрием и нелюблением любоначалия и преимуществ пред другими. Гордость же, сие древнее зло, мерзость пред Господом, то, чему Бог противится, – усмиряет только безмерное смирение, говорящее: я земля и пепелъ (Быт. 18, 27), и еще: аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудится зиждущий, всуе бдитъ стрегущий (Пс. 126, 1). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.075 сек.) |