АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 1

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. МОДУЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ООП
  3. I. Раскройте вопрос
  4. III. Блок вопросов «Отношение к правильному питанию».
  5. А) Суть вопроса «аль-Ляфз»
  6. Августин, 1. с., с. 22. Вопрос четвертый
  7. Аграрный вопрос
  8. Аграрный вопрос
  9. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина.
  10. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЭФФЕКТА МЕТОДА СКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
  11. Амфибии и рептилии Вопрос 10
  12. Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ:

 

«Эстетическое сознание и его структура»

 

 

Санкт Петербург


Сотникова Н.Н.

Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Эстетичекое сознание и его структура». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 27 с.

 

Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает структуру эстетического сознания, а также выявляет его взаимоотношение с другими формами общественного сознания; прослеживает эволюцию понимания эстетического сознания в историческом развитии.

 

 

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры, и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 6 от «12» января 2012 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

 

Рецензенты:

 

С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор

кафедры гуманитарных и социальных наук

(Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

 

А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД университет МВД России)

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2012

 


"УТВЕРЖДАЮ"

Начальник кафедры философии

и социологии

полковник полиции

 

В.В. Балахонский

«12» января 2012 г.

 

 

Тема:

 

Эстетическое сознание и его структура

 

План лекции:

 

 

1. Понятие эстетического сознания и его типы.

2. Структура эстетического сознания.

3. Многообразие форм эстетической деятельности человека и ее значение

для сотрудников органов внутренних дел.


Вопрос № 1.

Эстетическое сознание – часть общественного сознания, одна из его форм. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание, наряду с религиозным и нравственным, относится к самой начальной стадии развития общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из начальных форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более – в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу, прекрасному.

Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание отражает окружающий мир в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается особыми сложными переживаниями. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубинные существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе уже существующих идеалов, вкусов и потребностей.

Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел разностороннего духовного мира в эмоционально-чувственной сфере. Это особенно актуально в связи с основными положениями Федерального Закона о полиции от 07.02.2011.

В статье 27 главы 6 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ говорится о том, что «сотрудник полиции обязан соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций, соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу».[1]

Под эстетическим понимается сфера субъектно-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.(2) Само понятие эстетического встречается уже у народов Древнего Востока. Оно чаще всего выступало как синоним прекрасного. В античной культуре и философии термин «прекрасное» использовался и в широком, и в узком смысле, т.е. прекрасное в собственном смысле, в отличие от других эстетических понятий: например, трагического и комического, которые относятся к жанровым характеристикам литературы и искусства.

Эстетическое признается исходной и первой категорией эстетики, без которой невозможно функционирование всех остальных понятий, используемых в этой науке. Конкретизация этой категории порождает множество частных категорий: эстетическое восприятие, эстетическое познание, эстетическая оценка, эстетическая культура и т.д. Используя термин «эстетическое» в качестве атрибута какой-либо научной категории, мы указываем на его непосредственную принадлежность к родовому понятию эстетики. Давая оценку любому явлению через безобразное, трагическое, прекрасное, ироническое и т.п., мы указываем на его эстетический характер, на универсальный источник его специфики. Субъективно-эстетическое, будучи отражением эстетического объекта, проявляется в целой гамме чувств, переживаний, эмоциональных оценок, потребностей. Эстетическое проявляется в творчестве человека по «законам красоты». Творчество по законам красоты находит свое высшее воплощение в художественном творчестве, но не исчерпывает его. Художественное – это сфера лишь искусства и является понятием, входящим в понятие «эстетическое».

В искусстве эстетическое сознание выражается в наиболее концентрированном виде, хотя при создании произведения искусства художественность далеко не всегда являлась главной целью его творцов. В истории культуры произведения искусства возникли не только для выражения прекрасного или удовлетворения эстетической потребности человека. Они были ориентированы на сакрально-культовые действа и утилитарно-практическую деятельность. Однако уже в глубокой древности ощущали, что все специфические особенности искусства доставляли людям удовольствие, возводили их на некий, более высокий уровень бытия и тем самым облегчали ту или иную деятельность, привлекали людей к культовым действам, обрядам, развивали в них желание какой-то иной, чем обыденная, более возвышенной жизни. Когда произведения искусства предстают объектами неутилитарного созерцания и доставляют созерцающему их духовное наслаждение, тогда они являются эстетическими объектами.

Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и её оценка с позиции эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природа и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.

По гносеологической природе эстетическое аналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что психологический эквивалент эстетического является переживанием. Переживания всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям. Переживания всегда выступают продуктом, результатом субъектно-объектных отношений. Эстетическое как переживание не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причиной аффекта в нем может быть и интуитивное, и бессознательное, но всегда по поводу чего-то.

Специфика эстетического сознания в сравнении с другими формами духовной жизни заключается в том, что: во-первых, представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей; во-вторых, это особого рода духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека или общества к действительности: на уровне общества. Эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности – в форме личностной характеристики одного человека; в-третьих, формируется только на основе практики: чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание.

Типы эстетического сознания:

во-первых, - потребительский тип эстетического сознания,

во-вторых, - творческий тип эстетического сознания.

Потребительский тип эстетического сознания должен обладать достаточным художественным вкусом и обнаруживать понимание законов красоты. Однако деятельность по законам красоты и создание художественных произведений для этого типа эстетического сознания недоступна.

Поэтому указанный тип целиком сосредотачивается на потреблении художественных произведений и вырабатывает соответствующий способ эстетического восприятия. Для потребительского типа эстетического сознания в его социально-генетическом развитии характерна жизнь в режиме растраты и распыления жизненных сил и способностей, а также чрезмерная гедонистическая ориентация, уходящая от труда и усилия. Потребительская позиция эстетического сознания в конечном счете разрастается в практику непрерывного энергетического подпитывания из резервов культуры. Часто мышление становится формальным, соответствующим логике готовых результатов, вторичных процессов культуры.

В конечном итоге потребительский тип эстетического сознания приобретает черты поверхностного, лишённого сущности, околокультурного существования.

Эстетическое сознание в его творческом типе отличается прежде сего способностью понимать красоту и творить по законам красоты, создавая художественные произведения. В творческом типе явно просматривается сохраненность детства как важнейшей человековедческой категории, несущей творческий потенциал. В энергетическом плане творческий тип эстетического сознания представляет собой явление, стоящее на собственной основе и не нуждающееся в каких-либо дополнительных культурных воздействиях. Творческий тип энергетически самостоятелен. Память этого типа не перегружена информацией и служит только задачам построения собственного призвания и судьбы в культуре.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)