АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 2

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. МОДУЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ООП
  3. I. Раскройте вопрос
  4. III. Блок вопросов «Отношение к правильному питанию».
  5. А) Суть вопроса «аль-Ляфз»
  6. Августин, 1. с., с. 22. Вопрос четвертый
  7. Аграрный вопрос
  8. Аграрный вопрос
  9. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина.
  10. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЭФФЕКТА МЕТОДА СКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
  11. Амфибии и рептилии Вопрос 10
  12. Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

В структуре эстетического сознания выделяются два уровня:

обыденный;

научный.


Обыденный уровень является отражением действительности на эмоционально - чувственном уровне. Он не оформляется в систему идей, тогда как второй уровень оформлен в эстетических положениях, теориях, характеризующихся обобщенностью, поэтому обладает большей познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

Обыденный уровень основывается на обобщенном эмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и т.п.

Специфика эмоционального переживания заключается в том, что

- оно отражает не объект, а отношение субъекта к объекту,

- это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер,

- эти оценки не являются логическим следствием каких-либо утилитарных

или моральных принципов.

Специфика чувств состоит в том, что это иррациональный субъективный образ. Как слепому от рождения нельзя объяснить разницу между красным и синим цветом, так и эмоционально невосприимчивому человеку невозможно передать содержание переживания, поскольку он всегда будет требовать редукции эмоциональной информации к рациональной, что в принципе невозможно.


Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его месте в этом мире: эстетическую оценку, суждения, взгляды, теории, идеалы.

Надо помнить, что границы между уровнями условны, так как специфика эстетического сознания проявляется на каждом уровне.

В эстетическом познании можно выделить два уровня:

чувственно-эмпирическое отражение (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление);

рациональное отражение (эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы).

Эстетическое созерцание - особая нацеленность многомерного оценочного отражения предмета внешнего мира. Эстетическое созерцание носит чувственно- сверхчувственный характер. Эстетическое созерцание – это постижение предмета в его целостности, это видение явлений действительности и рассмотрение их под углом зрения эстетической установки, это процесс, при котором можно получить эстетическое наслаждение, выявляя эстетические ценности. Наиболее значительные, яркие и масштабные из эстетических созерцаний имеют миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетики, мы силой непосредственного чувства прозреваем его значимость для нас и его сущность.

Эстетическое восприятие – особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества становится достоянием отдельной личности. Воздействие произведений искусства на человека – многосторонний процесс, осуществляющийся на всех уровнях его психической деятельности.

Особенности эстетического восприятия обусловлены тем, что люди разных эпох имеют дело не только с произведениями, возникшими в эти же эпохи, но и с совокупным исторически-сложившимся культурным наследием человечества.

С эстетическим восприятием связана деятельность двух органов чувств – зрения и слуха. Восприятие возможно лишь при условии целостности и нормального функционирования всех элементов анализаторов. В процессе эстетического восприятия последовательно раскрываются естественные и социальные характеристики объектов, составляющие чувственно-изобразительные элементы. Их взаимодействие порождает значение целостного произведения, не содержащееся в отдельных элементах.

Эстетическому восприятию и последующей оценке подлежит только единичный, конкретный, индивидуально-неповторимый объект. Не бывает красоты вообще. Красиво не просто дерево, а это дерево, не просто пейзаж, а этот пейзаж. То, что эстетическое всегда конкретно, подтверждается и тем, что даже эстетический идеал, представляющийся абстрагированным от реальной действительности, осуществляется только в конкретной эстетической ситуации.

В качестве исходного момента эстетического восприятия следует назвать воспринимаемую ценностно-значимую форму объекта. Реальные конкретные объекты предстают перед нами в таких внешних проявлениях, как размер, форма, цвет, пропорциональность, симметрия, ритм и т.п. Объект эстетического отношения начинается с внешней формы, но не сводится к ней: форма должна быть взята в единстве с содержанием как содержательная форма.

Эстетическое представление – это схватывание и духовно-культурное присвоение личностью общечеловеческого в реальном мире. Это результат эстетического восприятия, закрепленный в образе.

Теоретический уровень эстетического сознания представлен, прежде всего, эстетическим суждением. Эстетическое суждение – это оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Эстетическое суждение – одна из высоких ступеней развития эстетического сознания, которая иногда называется вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки выступает эстетический идеал.

Проблема сущности эстетического суждения – одна из важных в эстетике. Само по себе понятие «эстетическое суждение» неочевидно и трактуется по-разному. Это словосочетание может означать, что эстетик выносит некое суждение об эстетическом объекте. Но по логической сути оно ничем не будет отличаться от суждения других ученых о других объектах познания.

В другом случае определение «эстетическое» в применении к суждению может быть понято так, что, в отличие, от суждения обычной логики, которой оперируют все остальные науки, эстетика в силу специфичности своих объектов, располагает какими-то особыми, присущими ей суждениями. Но если это так, то, естественно, встает вопрос о своего рода «эстетической логике», которая имела бы свои законы. Однако мы знаем, что такой логики нет.

Наконец, есть и ещё один вариант трактовки эстетического суждения: допущение, что познание искусства более сложный процесс, чем познание других явлений действительности. Мы часто говорим о неоднозначности, неопределенности, загадочности произведений искусства и их понимания. Появилось даже определение «сверхсмысловой остаток» как след восприятия художественного произведения, находящийся за пределами возможностей нашего сознания.

Специфические особенности эстетического суждения – в оценочном характере. Под «оценкой» принято понимать суждение о значимости чего-либо для человека, о соответствии предметов или явлений представлениям о пользе, совершенстве, красоте. В эстетической оценке основанием служит наличие или отсутствие какого-либо свойства, признака, черты произведения искусства. Мы оцениваем его положительно или отрицательно.

Выделяются три основания эстетической оценки: во-первых, чувство или ощущение; во-вторых, некоторый образец, идеал, стандарт; в-третьих, некоторая иная оценка;

Возможны и другие виды оснований. Главное - прибегать к таким, которые вытекают из природы самого оцениваемого объекта, выражающего его существенные черты. Весь спектр эстетических критериев нельзя исчерпать ни в какой логической цепи.

Эстетические взгляды – это система эстетических концепций, господствующая в данном обществе.

Эстетическая теория характеризуется, прежде всего, систематичностью. Всякая научная проблема эстетики может быть плодотворно решена в том случае, если она будет поставлена в связь со смежными проблемами и рассмотрена как составная часть целостной системы.

Эстетическая теория есть система законов и категорий, теоретически описывающих мир в его богатстве и ценности для человека, освоение этого мира и творчество по законам красоты. Для эстетической теории важно не просто скопить и пересказать факты, а подняться над ними, охватить их взглядом с высоты. Научная система всегда абстрагируется от фактов, сохраняя их в снятом виде.(3)

Важнейшей особенностью научной теории как системы является отсутствие лишнего – принцип минимальной достаточности. Диалектический метод придает научной эстетической теории как системе важное качество – открытость. Это принципиально разомкнутая система, готовая принять и теоретически переработать новые, неизвестные до сих пор явления и факты. Познание и эстетическое освоение действительности не имеет границ.

Метод эстетической теории – это предшествующие знания, накопленные в данной области исследования и преобразованные на основе общефилософской методологии. Методом эстетической теории является диалектический принцип историзма. Он дает возможность рассмотреть явления в их развитии, рассмотреть связи данного явления с другими и изучать историю в свете современности. Эстетическая теория находится в постоянном движении.

В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.


Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности и проявляется в стремлении преобразовать мир.

Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовной радости. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве.

Эстетические потребности являются основой эстетического воспитания, которое осуществляется наряду с формированием государственно-правового мировоззрения и профессионально-нравственного воспитания в органах внутренних дел Российской Федерации.

Эстетический идеал – это образ должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, с позиции которого идет соответствующая аттестация исторической действительности и человека. В категории «идеал» воплощена оценочная природа человеческого познания.


Эстетический идеал – это наиболее сложный уровень эстетического сознания, и его специфика включает в себя все особенности этой формы человеческого сознания. Однако его характеризует и ряд черт, присущих только ему и не встречающихся в других формах эстетического отображения действительности. Эстетический идеал характеризуется всеми чертами, присущими эстетическому познанию в целом.

Наглядность эстетического идеала – это особая форма наглядности, где как бы накладываются друг на друга эстетические представления миллионов людей, тысячи художественных образов, и в результате возникает единый конкретно-чувственный образ, очень различный в деталях, но в главных чертах сходный у представителей одних и тех же культурных общностей.

Эстетический идеал представляет собой результат синтеза и обобщения, но обобщения эстетического, сохраняющего наглядный, конкретно-чувственный характер. В то же время эстетический идеал, раз сложившись, становится высшим критерием эмоциональной оценки всех дальнейших эстетических впечатлений. Каждое новое эстетическое восприятие или художественный образ теперь как бы корректируются, проверяются и сопоставляются с уже имеющимся эстетическим идеалом. В то же время под воздействием возрастающего потока эстетических и художественных впечатлений данный общественно-эстетический идеал сам непрерывно совершенствуется и развивается.

Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Эстетическое сознание в целом и любой его элемент имманентно заключают в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский язык это – игра, понятие, образец, представление.

Особенности эстетического идеала:

- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, так как тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;

- определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;

- связан с характером отражения действительности в идеале;

-заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;

- определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;

- способствует образованию мифов в сознании человека или общества, как бы заменяя саму действительность.

В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:

- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление действенности;

- создает возможности опережать действительность, указывая тенденции будущего;

- выступает как норма, образец и как должное;

- служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.

Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.

Важнейшей стороной эстетического идеала являются эстетические чувства. Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, воспринимая произведения живописи и архитектуры. Эстетические чувства вызывает в нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных требований.

Эти чувства могут иметь «созерцательный характер», когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу действительность. Мы можем испытывать эстетические чувства не только, когда смотрим балет, но и когда танцуем сами.

Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнанна. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом – в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемым явлением.

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желание их съесть. В основе эстетических чувств лежит особая потребность – потребность в эстетическом переживании. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила развитие и нашла выражение в созданных человеком различных видах искусства.

Эстетический идеал и эстетическое чувство объединяются в особой форме эстетического сознания, которая называется эстетический вкус.

Формирование эстетического вкуса – важнейшая задача каждого человека. Для сотрудников органов внутренних дел эта задача имеет особую значимость. Она является составной частью профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, особенно в свете тех задач, которые поставлены в Федеральном Законе о полиции. В самом общем плане эстетический вкус – это способность выявлять прекрасное, высокую художественность отличать от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве.

В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентиры человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования ВКУСА. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием. Эстетический вкус является регулятором эстетических предпочтений. В нем воплощается эстетическое отношение в плане отрицательной или положительной эстетической оценки. Его функции неоднозначны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических самых различных параметров действительности, и как воплощение в эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства действительности по преобразованию мира по законам красоты.

Эстетический вкус может выступать и в виде нормы: в нем формируются оценки новых, ранее неизвестных явлений жизни и искусства.

Эстетический вкус – синтез рационального и эмоционального. Единство эмоционально-рационального в эстетическом вкусе проявляется и во взаимосвязи эстетического идеала и эстетического чувства. Развитый эстетический вкус предполагает способность к художественному воображению, на основе которого эстетическое чувство обогащается и выступает как переживание, преобразующее и оптимизирующее обычные житейские чувства, возвышающие нас и приобщающие к «вечному», непреходящему.

Понятно, что для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации, выявления эстетической ценности человек должен обладать некой специфической способностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древних времен, однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине 17 века, когда для ее обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употреблявшаяся только в качестве обозначения одного из пяти внешних чувств. В 18 веке вкус стал критерием духовно-художественного аристократизма, вокруг его смысла велись многочисленные дискуссии, о нем писались специальные трактаты.

В собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» термин «вкус» впервые употребил испанский мыслитель Бальтазар Грасиан. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии.

Определенный итог дискуссиям своего времени о вкусе подвел в середине 18 века Вольтер(1694-1778). Вольтер различает собственно «художественный вкус», «дурной вкус» и «извращенный вкус». Высокий вкус отчасти является врожденным для людей нации, обладающей вкусом, отчасти же воспитывается в течение продолжительного времени на красоте природы и прекрасных, истинных произведениях искусства. Дурной художественный вкус «находит приятность лишь в изощренных украшениях и нечувствителен к прекрасной природе». Обиходную истину «о вкусах не спорят» Вольтер относит только к пище и к явлениям моды, которую порождает прихоть, а не вкус. Истинным вкусом, по Вольтеру, обладает только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно воспитавших его в себе. Вкус нации, полагает Вольтер, исторически изменчив и нередко портится. Это бывает в периоды, следующие за «веком наивысшего расцвета искусства». Полемизируя с Вольтером, И.Г.Гердер (1744-1803) утверждал, что эстетический вкус практически является врожденной способностью и присущ представителям всех народов и наций.(4)

Проблеме вкуса уделил большое внимание И.Кант в своей эстетике – «Критике способности суждения». Кант подчеркивает, что суждение вкуса – не познавательное, но эстетическое, и определяющее основание его не объективно, но субъективно. Отсюда главное определение Канта: «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».

Итак, категорией вкуса обозначается особая врожденная, присущая в большей или меньшей мере любому человеку способность быть эстетическим субъектом, то есть способность к эстетическому восприятию или творчеству. Особо эстетически одаренные личности обладают высоко развитым вкусом от рождения. Они выбирают путь творцов искусства. Большинство же людей рождается только с зачатками вкуса, которые могут быть развиты до достаточно высокого уровня в процессе эстетического (художественного) воспитания.

Вкус – это способность к участию в эстетическом отношении с миром. Если он слабо развит у человека или извращён, то этот человек живёт существенно обедненной жизнью. Ему недоступны те удивительные высоты гармонического единения с Универсумом, высочайшего духовного парения и наслаждения, которых достигает человек с высоко развитым эстетическим вкусом, будь то в процессе художественного творчества или эстетического восприятия, эстетического созерцания.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)