АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.С. Теодоронский, И.О. Боговая. Объекты ландшафтной архитектуры. – М.: Изд-во Московского гос. университета леса, 2006. – 330 с

Читайте также:
  1. VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
  2. VIII. РАБОТНИКИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
  3. Абстрактные объекты
  4. Алфавит Maple-языка и его синтаксис. Основные объекты (определение, ввод, действия с ними). Числа. Обыкновенные дроби.
  5. Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры. Понятия.
  6. Брянские леса, 1944 год
  7. Вещи как объекты гражданских правоотношений
  8. Водные объекты, которые могут быть использованы в качестве источников питьевого водоснабжения. Сравнительная гигиеническая характеристика
  9. Возможность дифференциального учета затрат по видам лесопродукции. Объекты калькулирования себестоимости в лесопользовании.
  10. Вопрос № 5. На какие объекты распространяются требования ФНП?
  11. Вопрос: Что представляют собой НПО (квакеры, плазмоиды, материальные объекты), цели и принадлежность?

Мемориальные парки

Мемориальные парки это особый вид специализированных, монофункциональных, парков как объектов ландшафтной архитектуры, предназначенных для организации массовых и индивидуальных захоронений, установления памятников, знаков памяти.

Мемориальные парки как объекты ландшафтной архитектуры по своему значению и масштабу подразделяются следующим образом:

· мемориальные парки;

· монументальные крупные ансамбли, в том числе мемориальные кладбища;

· мемориальные элементы или памятные знаки;

· памятные комплексы широкого урбанистического характера;

· камерные ансамбли;

· гражданские кладбища, парки памяти.

По принципу размещения мемориальных объектов они подразделяются так:

· историко-документальные;

· градостроительные;

· совмещенного типа.

Предпосылкой для создания ансамбля является вычленение памятника и непосредственно прилегающего к нему пространства в зону мемориального характера.

Особая эмоциональная атмосфера мемориальных комплексов создается сохранением материально-пространственной среды памятного события с включением в нее памятных знаков, надписей, отдельных памятников. Это своеобразный музей, экспонаты которого несут информацию исторической достоверности, и одновременно это пространство, сопричастное героическому или трагическому событию. Сохранение пространственной среды стало исходной линией построения памятников-ансамблей героической Брестской крепости, трагических Саласпилса и Хатыни.

На основании анализа территорий мемориальных комплексов в разных городах можно сделать вывод о примерном нормировании территорий и соотношении площадей, в процентах от общей площади.

В мемориальном комплексе каждый композиционный элемент воздействует на другие или усиливает их воздействие. Таким образом, тема мемориала раскрывается множественностью информации, что можно считать характерной чертой современности.

 

Мемориальные комплексы предопределяют такие функциональные процессы, как туристское паломничество, ритуалы, шествия и другие, требующие значительных расстояний прохождения от буферной зоны; автостоянки до входов в мемориальную зону и далее в нейтральный торжественный участок до композиционной доминанты мемориала – музейной части.

Музейная часть мемориала представляет собой сохраненные объекты исторического значения – Брестская крепость, Бородино; вновь построенные специальные музейные здания – Хиросима, Саласпилс. В ряде современных мемориальных комплексов Саласпилс, Майданек – музей принимает на себя функцию композиционной доминанты мемориального пространства, что обеспечивается выбором места для сооружения музея, оптимально соответствующего организации пространства и графику движения зрителя в нем, а также созданием запоминающейся монументальной формы самого музейного здания.

В основу ландшафтной организации современных мемориальных комплексов положены принципы художественного формирования пространства. Правильная ориентация архитектурных пространств мемориалов, изучение возможностей их оптической связи с окружающей природой, изучение композиционного строя природных форм и их потенциальных возможностей помогают формировать будущие ансамбли мемориальных комплексов. Отдельный памятник, или ряд взаимосвязанных памятных знаков, создают в природе своеобразные эмоциональные ориентиры. Примером памятников, размещенных в городской среде урбанистическая мемориальная форма, является памятник Неизвестному солдату в Москве, мемориальный сквер «Вечный огонь» в Симферополе.

Ниже приводятся описания мемориальных объектов в порядке приведенной классификации.

 

Мемориальные элементы или памятные знаки. Памятный знак, памятная надпись несут информацию исторической достоверности, которые в зависимости от поставленной задачи и местоположения могут быть акцентированы цветочным оформлением цветник, ваза с цветами; лианами, кустарником, деревьями. Так, например, в Санкт-Петербурге в районе бывшего Комендантского аэродрома памятным знаком отмечено место гибели капитана Л.М. Мациевича. При организации нового жилого массива в центре его запроектирована эспланада с партером вокруг мемориальной плиты с надписью: «На сем месте пал жертвою долга 24 сентября 1910 года, совершая полеты на аэроплане «Фарман», корпуса корабельных инженеров флота капитан Лев Макарович Мациевич...».

Памятные комплексы урбанистического характера. Для памятных комплексов, размещенных в городской среде, существенное значение имеет правильная архитектурно-планировочная организация территории, непосредственно прилегающей к монументу (мемориалу). В соответствии с этим должны быть взаимосвязаны композиции мемориала и окружающих пространств, зоны подхода и осмотра его с ближних и дальних видовых точек, что поможет рациональному архитектурно-планировочному решению. Неприемлемы для рассмотрения в условиях большой отдаленности мелкие архитектурные и скульптурные детали или колоссальные детали с близких видовых точек.

 

Памятник Неизвестному солдату в Москве. Этот памятник расположен на территории бывшего Александровского сада, в непосредственной близости от важнейших историко-художественных ансамблей Кремля и Красной площади; архитекторы Д. Бурдин, В. Климов, Ю. Рабаев, скульптор Н. Томский, 1967 год. Органическое включение памятного комплекса в пространственную систему общегородского центра, бесспорно, помогло максимально подчеркнуть гражданственный смысл памятника. Одновременно обогатилось и общественное содержание центра Москвы города героя, на подступах к которому был нанесен в 1941 году первый сокрушительный удар по немецким войскам. Памятник документален и одновременно символичен, как символичны все памятники Неизвестному солдату. У красной кирпичной стены Кремля высажены ели голубые, на фоне которых тонко воспринимается памятник Неизвестному солдату. У стены размещены красные гранитные камни с названиями городов-героев – Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Брестская крепость, Керчь, Новороссийск, Тула, Минск, Мурманск.

 

 

Мемориал на площади Победы в Санкт-Петербурге знаменует прорыв блокады города Ленинграда в 1944 году и увековечивает героический подвиг народа. Открытое пространство площади фокусируется объемным памятником и вертикалью обелиска; архитектор С.Б. Сперанский, скульптор М. Аникушин, 1975 год. Композиция строится на зрительном равновесии и контрасте объемов различной величины с прилегающей горизонтальной плоскостью площади и эспланадой из гранита.

Мемориальные камерные ансамбли. К камерным мемориальным ансамблям относятся памятные места, связанные с местом рождения, жизни, деятельности замечательных людей нашей Родины, или места исторических событий. Особое место среди мемориальных камерных ансамблей занимают усадьбы писателей, художников, ученых, артистов и др. Национальными реликвиями являются музеи-усадьбы Пушкинский заповедник, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Поленово, Пенаты, Приютино и другие, сохранность которых зависит от целого ряда факторов структуры и характера экономики прилегающего района, транспортной доступности, природоохранных мероприятий и др.

Географы-ландшафтоведы предлагают дифференцированный подход к использованию ландшафтов с полной или частичной резервацией одних и с целесообразным пользованием других при достаточном экономическом обосновании. Предлагается следующая классификация ландшафтов:

– подлежащие полному или частичному использованию;

– примечательные ландшафты, подлежащие сохранению;

– ландшафты мемориальных объектов. Они выделяются в особую группу памятников культуры и истории нашей Родины, представляя сложные естественноисторические комплексы, состоящие из доминирующей части усадьбы и охраняемой буферной зоны вместе с полями, лесами, жилыми поселками.

Мемориальный комплекс сохраняется с компонентами, которые имелись в период жизни выдающихся людей или к моменту исторического события. В буферной зоне организуются автостоянки, обслуживание туристов и при необходимости – гостиницы. Усадебная архитектура, планировка парков конца XVIII – начала XIX веков в масштабном и типологическом отношении отражают определенные тенденции, общие закономерности построения, но в то же самое время каждая усадьба характеризуется вкусами и интересами хозяина. При этом необходимо максимально сохранить имеющиеся на территории насаждения

При восстановлении усадеб в зависимости от состояния сооружений, насаждений, имеющейся документации иконография, описания и т. д. – определяется прием реставрации, приближающийся к оригиналу, или воссоздания эмоционального характера окружения, колорита эпохи. Например, парк Желязова воля Ф. Шопена представляет собой удачный пример подобного приема восстановления, 30-е годы XX века.

Важным моментом при восстановлении усадеб является разработка экскурсионных маршрутов, способствующих сохранности ландшафта.

Музей-усадьба Ясная ПолянаЛ.Н. Толстого. Усадьба расположена в Тульской области, площадь 387 га, охранная зона 950 га. Территория усадьбы и находящиеся на ней здания были объявлены заповедником в июне 1921 года. Стоянка транспорта организована в 900 м от входа. Необратимые изменения мемориального ландшафта вызваны близостью 2,5 км – Щекинского химкомбината «Азот», неконтролируемой застройкой местности, близостью автомагистрали Москва – Симферополь.

В 70-е годы XX века специальным постановлением Правительства была утверждена территориальная комплексная схема охраны окружающей среды района музея-усадьбы Ясная Поляна. Усадьба служила местом жизни семьи Толстых и была для них источником доходов. Л.Н. Толстой родился в Ясной Поляне и более полувека провел в ней. Здесь были созданы «Война и мир», «Анна Каренина» и другие произведения. Облику усадьбы присущи черты типичных помещичьих усадеб Центральной России, в которых жили не наездами, а постоянно. В усадьбе сохраняются музейные здания, парк, водоемы, насаждения. Особо охраняется район могилы Л.Н. Толстого (рис. 59).

 

Рис. 59. Схема территории мемориала Ясная Поляна

(под г. Тулой): 1 – дом-музей Л. Н. Толстого; 2 – литературный музей; 3 – могила Л. Н. Толстого; 4 – колодец; 5 – любимая скамейка Л. Н. Толстого; 6 – место купания; 7 – дом Волконского

 

Музейусадьба Спасское-Лутовиново И.С. Тургенева. Эта усадьба расположена в Орловской области, в центре лесостепной зоны России. Площадь 40 га, основана в 1800 году (1881 год – год последнего приезда И.С. Тургенева на родину). Парк был заложен дедом И.С. Тургенева, И.И. Лутовиновым, затем Спасское перешло к В.П. Лутовиновой, матери И.С. Тургенева. При ней появились множество фруктовых садов, питомник, оранжереи, в которых выращивались ананасы, виноград, дыни, абрикосы; масса цветов в парке. В 1850 году владельцем усадьбы стал И.С. Тургенев. В каждый его приезд появлялись новые аллеи, насаждения, постройки. Это тот период, на который ориентируются реставраторы. На территории усадьбы сохраняются музейные здания, парк, Спасское озеро. Охранная зона определена в радиусе 10 км от усадьбы.

Мемориальные монументальные ансамбли посвящены знаменательным историческим событиям. В них ярко проявляются богатые выразительные возможности взаимодействия природы и произведений монументально-декоративного искусства.

Одними из первых в России мемориальные парки были заложены при Петре I: Летний сад, Петергоф; Стрельна – в честь победы над шведами в Северной войне; Екатерининский парк в Пушкине представляет комплекс памятников, посвященных победам в русско-турецких войнах.

Русские историко-художественные ансамбли занимали большие территории – до 150...300 га. В первой половине XVIII века они решались как регулярные, а в конце века как пейзажные. Парковые пейзажи задумывались монументально, крупномасштабно, с глубокими перспективами 300...500...1500 м – и широкими открытыми пространствами – до 2... 15 га. Здания, малые архитектурные формы, скульптура, окружающий парковый ландшафт пронизаны единым смыслом.
Идея воспеть русские морские победы в Петергофе выражается в связи ансамбля с морем, в богатом использовании воды в фонтанах, каскадах, бассейнах, тематической скульптуры, в открывающихся из окон дворца видах на море и т. д.

Парковые ансамбли являют собой часть генерального плана города или региона и должны быть увязаны с окружающим ландшафтом.

Мемориальные парки, мемориальные комплексы часто монументальны по своей трактовке. Монументальное искусство обладает большой силой эстетического воздействия и способно решать большие идеологические задачи.

Как в России, так и за рубежом созданы мемориальные парки, среди них: Марсово поле и парк Победы в Санкт-Петербурге; парк Дружбы в Москве; военно-исторический парк в Бородино; у Брестской крепости в Белоруссии; Мемориал Победы в Волгограде. Из зарубежных парков известны: Трептов-парк в Берлине, парк им. Движения сопротивления в Модене (Италия), парки Мира в Хиросиме и Нагасаки (Япония).

Современный период развития мемориальных комплексов несет много нового, часто не имеющего аналогов в прошлом, поэтому требует углубленного анализа, вскрывающего многообразные закономерности их построения и связи с окружающей средой.

Зеленый пояс Славы (под Санкт-Петербургом) протянулся более чем на 20 км – от Ладоги до Финского залива. В нем около 80 памятников и мемориальных ансамблей, цепь лесопарков и памятных рощ – места былых жестоких боев в Великую Отечественную войну. Этот мемориальный комплекс по своим масштабам не имеет аналогов ни в советской, ни в зарубежной практике. Общая композиционная схема комплекса увязана с проектом планировки природной зоны, предусматривающим четкую архитектурно-планировочную и ландшафтную организацию прилегающих к городу территорий. «Дорога жизни» сама по себе представляет многокилометровый комплекс, состоящий из ряда памятников, осуществляющих пространственную композицию линейного характера. Памятники являются органичным продолжением рельефа, растительности, всего окружающего ландшафта.

Приморский парк Победы в Санкт-Петербурге. Под парк были отведены западная и юго-восточная части Крестовского острова – 180 га. Его территория предназначалась для массового физического развития и оздоровления трудящихся. Стадион был запроектирован на западной оконечности низкого заболоченного острова. Еще в предвоенные годы началось освоение участка, отведенного под строительство стадиона. С помощью регулированного грунта со дна реки и Финского залива был насыпан холм высотой 16 м. Созданная кольцевая дорога-дамба вдоль берегов острова выполняет одновременно защитную и транспортную функции. Великая Отечественная война приостановила строительство, а по окончании войны было принято решение о создании парка Победы. Перед проектировщиками – архитекторы В.В. Степанов, В.В. Медведев, О.И. Руднева, П.С. Волков, под руководством академика архитектуры А.С. Никольского – встала задача включить в новую композицию парка Победы спортивные сооружения и устройства. Парк пейзажного характера, с прудами – 18 га, спортивными площадками, зонами отдыха и пляжем – 7 га, на берегу Малой Невки. Здесь имеются летняя эстрада на 1 000 мест, павильон-читальня, беседки, ресторан и другие сооружения. Основной композиционной осью парка является тройная аллея из лип длиной 2 км. Она завершается площадью с памятником С.М. Кирову – скульптор В.Б. Пинчук, архитектор Л.М. Хидекель, 1950 год – перед стадионом. У аллеи установлены скульптуры: «Эстафета мира», «Девушка, встречающая победителей», «Матрос-черноморец». В парке из дуба черешчатого создана аллея Дружбы городов-побратимов Ленинграда: Турку, Дрезден, Гетеборг, Гавр, Бомбей, Манчестер, Роттердам, Милан. На берегу Малой Невки сохранен дот памятник минувшей войны. На его стене стихи поэта М. Дудина: «Прекрасна жизнь, и подвиг жизни вечен. Бессмертье павших – в мужестве живых». Детский сектор, 13 га, расположен на территории бывшего старого парка Белосельских-Белозерских. На территории парка Белосельских-Белозерских. На территории парка высажено 50 видов деревьев и более 90

 

Мемориальный парк-кладбище – Трептов-парк в Берлине. Мемориальный ансамбль был открыт 8 мая 1949 года в Берлине, площадь 20 га. Памятник, сооруженный в центре Европы, увековечивает бессмертный подвиг Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Местом для сооружения памятника был выбран живописный район центра Берлина – Трептов-парк, где похоронены герои штурма Берлина. Проект разработан архитектором Я.Б. Белопольским и скульптором Е.В. Вучетичем.

Строгий и торжественный мемориальный ансамбль, регулярный по своему решению, включен в большой пейзажный массив парка, расположенный близ реки Шпрее. Подковообразная в плане форма ансамбля, 480x175 м, обусловлена существующей насыпью в виде полого амфитеатра, обрамленного зеленой стеной могучих платанов. Центром композиции мемориала является монумент Советского воина, общая высота памятника 30 м. Главная 13-метровая бронзовая скульптура изображает могучего воина, принесшего освобождение человечеству. Она установлена на круглом пьедестале, решенном в виде мавзолея с купольным мемориальным залом, размещенного на зеленом холме-кургане, высота кургана 9,5 м, диаметр 62 м.

Осевая пространственная композиция воспринимается постепенно, по мере движения от входов по аллеям из лип, ширина аллей 9 м, длина ПО м, к монументу матери-Родины, высота монумента 5 м, который является началом главной оси композиции. Широкая аллея – пандус длиной 100 м в обрамлении четырех рядов тополей пирамидальных ведет к террасе с пропилеями-знаменами из красного гранита; высота 14 м, длина 25 м каждая. С верхней террасы от приспущенных знамен из гранита открывается новая перспектива, 270 м, на партер центральной части мемориала.

В центре партера, заглубленном на три ступени, пять братских могил, по обеим сторонам которых на фоне зелени боковых аллей установлены каменные саркофаги, высота 3,5 м, длина 4,9 м. Ансамбль завершается партером, где возвышается скульптура воина-освободителя. Мемориальный ансамбль Трептов-парк составляет три объемно-пространственных комплекса, подчиненных единому тематическому и идейному замыслу: от входа – до монумента матери-Родины; от монумента матери-Родины – до пропилеев-знамен; от пропилеев – до главного монумента воина-освободителя (рис. 61).?


Рис. 61. Схема мемориала Трептов-парк (г. Берлин, Германия): 1 вход; 2 монумент матери-Родины; 3 главный партер; 4 скульптура Воина-освободителя.

 

Баланс территории, %:

насаждения – 85

дороги и площадки, – 12

сооружения – 3.

 

Мемориальный парк – Пискаревское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге. Этот мемориальный ансамбль был открыт 9 мая 1960 года, в 15-ю годовщину дня Победы. Пискаревское мемориальное кладбище – символ стойкости и мужества, самоотверженности и любви к Родине, удивительной силы духа советского народа. Шестьсот шестьдесят две братские могилы приняли прах защитников Ленинграда только в первом, 1941, военном году. На многих кладбищах похоронены герои, но особенно много их лежит на Пискаревском. С 15 февраля 1942 года по решению Ленгорисполкома жертв блокады хоронили только здесь.

Проект разработан членом-корреспондентом Академии архитектуры Е.А. Левинсоном, архитектором А.В. Васильевым, скульпторами В.В. Исаевой и Р.К. Тауритом. Проект озеленения выполнила И.О. Боговая. Регулярная композиция ансамбля, площадь 26,5 га, расположена на севере города, в окружении Пискаревского лесопарка и новой застройки. К кладбищу ведет торжественная эспланада проспекта Непокоренных с кругами-венками из кизильника блестящего.

Центром композиции мемориала является монумент матери-Родины, высота 6,0 м, размещенный на террасе, обрамленной мощной гранитной стеной; протяженность 150 м; высота центральной части 4 м, боковых – 3 м. Озеленение террасы имеет партерное решение с газонами, цветниками и симметрично размещенными вязами шершавыми ф. плакучая. Вход акцентирован двумя павильонами-пропилеями из светлого доломита с острова Саарема. К ним примыкает черная чугунная решетка, равномерно прерываемая одним и тем же изображением высокая ваза с наброшенной на нее траурной тканью.

Центральная ось композиции с вечным огнем оформлена черным полированным камнем. Проходящая среди братских могил аллея роз соединяет вход с доминантой композиции площадкой с монументом и стеллой. Территория братских могил занимает площадь 300 м длиной и 75 м шириной, имеется около 7 тыс. индивидуальных гражданских захоронений. К кладбищу примыкают парковая территория, водоём с островом. Рядом с кладбищем размещены магазин цветов, киоски сувениров и примерно в 300 м от него автостоянка.

Кладбища как парки памяти. Проблема организации территории захоронений проблема комплексная, состоящая из различных градостроительных, планировочных, композиционных и функциональных аспектов архитектурного построения пространства, тем более сложная своей причастностью к эмоциональному и психологическому событию траурному ритуалу.

Парк памяти представляет собой специально выделенную территорию, обладающую благоприятными для захоронения естественными условиями, транспортными связями и индивидуальной архитектурно художественной характеристикой в зависимости от природных условий и традиций. Кладбище общегородская территория, и к ее благоустройству, архитектуре, ландшафту, эстетике должны предъявляться такие же требования, как и к другим элементам города. В крупных городах, обеспеченных хорошо развитой транспортной связью, кладбища могут быть вынесены и в пригородные зоны; например, Востряковское кладбище в 14 км от Москвы; Северное кладбище в Ленинграде находится в Парголове.

В малых городах проектируются 1-2 кладбища, в больших городах 5-6-10 кладбищ, в зависимости от количества жителей. Например, в Москве более 20 – Новодевичье, Головинское, Кузьминское, Ваганьковское, Донского монастыря и др.; в Санкт-Петербурге 44 кладбища. Ритуал захоронения, памятники, оформление могил в каждой стране имеют свои особенности и традиции. Действующие кладбища Риги и Таллина представляют пример культуры и благоустройства, где каждая могила содержится в образцовом порядке, где сохраняется единение с природой, проявляется умение создать атмосферу умиротворенности, возвышающего очищения и гармонии. Каждый отведенный участок создает частицу гармоничного целого, подчиняясь общим требованиям.

Все кладбища в Прибалтике имеют собственный оригинальный облик, сложившуюся архитектурную традицию. Места захоронений говорят о достоинствах живущих и ушедших людей: отсутствуют ограды, броские громадные памятники, считается нормой высота камня 60 см. На могилах небольшой камень, надгробная плита, зеленый коврик из почвопокровных растений, скромный бордюр из подстриженного кустарника (рис. 62).

 

Рис. 62. Схема проектного решения Головинского кладбища, г. Москва: 1 административный корпус; 2 павильон для продажи цветов; 3 павильон церемоний; 4 мастерские

 

 

Кладбища подразделяются на

· обычные гражданские – регулярные и лесные;

· крематории с колумбариями

· мемориальные.

Они должны размещаться не ближе 500... 1 000 м от ближайших жилых массивов, в спокойных местах, вдали от источников шума и иметь удобную транспортную связь с различными районами города. Отвод участков под кладбища производится по согласованию с местными санитарными органами, которые предъявляют особые требования к грунтам – наиболее подходящими являются пески, супеси и суглинки; глубине залегания грунтовых вод не менее 3 м от поверхности земли; расположению территорий кладбищ по отношению к реке и населенному пункту, отсутствию санитарно-вредных факторов – свалки и т. п. В случаях необходимости отведения участка для кладбища с высоким стоянием грунтовых вод устраивается дренаж.

Размеры кладбища при ориентировочных расчетах принимаются исходя из количества жителей, проживающих в городе, из расчета 25 га на 100 тыс. жителей города, вместе с застройкой, площадями и дорогами. Непосредственно под захоронение отводится 60 % площади кладбища: для могил взрослых 250><120см; детей до 10 лет 150x75 см. Расстояния между могилами должны быть по длинной стороне не менее 1,0 м; по короткой не менее 0,5 м. Продолжительность существования кладбища 20–25 лет.

Кладбище подразделяется на территорию с захоронениями; площадь с ритуальным зданием для панихид и административным корпусом; въездную площадь с автостоянками, 1 000...5 000 м2 и магазинами цветов; хозяйственную территорию со складскими помещениями, оранжереями, мастерскими для изготовления памятников, надгробных венков и т. д. Ширина проездов принимается равной 5,0...6,5 м, аллей 3,0...3,5, дополнительных дорог 1,5...2,0 м. Территория захоронений расчленяется на участки или кварталы: площадью до 0,5 га участки в 200400 захоронений.

Оформление каждого участка захоронения решается индивидуально. Он может быть обрамлен живой, стриженой, изгородью из кизильника блестящего, барбариса обыкновенного, смородины альпийской, туи западной и др. На место захоронения могут быть высажены цветущие растения, такие, как маргаритка, виола, бегония, бархатцы, лобелия, желательно одного колера, или декоративно-лиственные седум, ирезине, альтернантера, цинерария, или г азонные травы и т. д.

Общий вид кладбища, его архитектурно-пространственное решение определяются сочетанием природных и архитектурных элементов, их гармонической взаимосвязью. При проектировании кладбища учитываются характер территории, имеющиеся насаждения и рельеф, сохраняются особенности пейзажа.

При закладке кладбищ на лесопарковой территории проводятся работы по формированию ландшафта. При этом оставляют кулисы насаждений вдоль дорог, а также по границам территории, ширина не менее 10 15 м. При организации кладбища на открытой территории проводятся предварительные работы но благоустройству: территория озеленяется до официального открытия кладбища для захоронений. Лесные кладбища имеют пейзажный характер решения, максимально сохраняющего имеющиеся насаждения и рельеф. Здесь также выделяется центр композиции, трассируются дороги, четко разделяющие его на участки.

Въездные и ритуальные площади оформляются строго и парадно хвойные породы, включаются декоративные плакучие формы лиственных и хвойных пород, цветники, рабатки, а также водоемы, бассейны, скульптура.

Для создания выразительной композиции кладбищ желательно вводить площадки почетных захоронений, включая памятники, цветники, шпалеры и др. Центром композиции может быть площадка с ритуальным или административным зданием или центральная ритуальная площадь с памятником, памятной колонной, бассейном, партером с цветниками и др. На кладбищах создаются аллеи Прощания, аллеи Скорби, площадки и места для кратковременного отдыха, размещаются стеллы с памятными надписями, скульптура, питьевые фонтанчики.

Современная практика предполагает плотность до 1001 200 захоронений на 1 га территории кладбища.

В больших городах для более экономичного использования кладбищенской территории рекомендуется строить крематории; соотношение захоронения в гробах к захоронению останков в урнах 6:1; 10:1, из расчета на одно место 0,83 м2; примерно 100 урн на 10 м2 площади. Устройство кладбищ-колумбариев не требует зоны санитарного разрыва 500 м, как для обычных кладбищ, что также значительно сокращает потребность в земельной площади.

На территории крематория сооружаются колумбарий павильон для хранения урн; колумбарные стенки, иногда совмещающие задачу ограды вдоль границ кладбища, принимающие на захоронение, в зависимости от архитектуры и конструкции колумбария, от 14 до 100 тыс. урн на 1 га.

Крематорий в Санкт-Петербурге, но проекту архитектора Д. Гольд гора, представляет собой территорию первую очередь строительства площадью около 15 га с въездными площадями, автостоянками, ритуальным зданием в центре территории, крематорием, хозяйственным двором со складскими помещениями и мастерскими. Площадь у ритуального здания решена в виде партерного сквера с двумя водоемами, обширными газонными поверхностями и рядами деревьев.

В последние годы массовая посещаемость кладбищ возросла, поэтому проектировать их следует по типу своеобразных парков тихого отдыха с четким архитектурно-планировочным решением, с выразительными живописными пейзажами в зонах кратковременного отдыха, у почетных захоронений, у ритуального здания.

Изыскание земель, рациональная планировка кладбищ важные проблемы для больших городов. Так, например, по данным Управления коммунальных предприятий, вокруг и в центре Санкт-Петербурга расположены кладбища, занимающие площадь 1 500 га, проблему благоустройства которых нужно решить с таким расчетом, чтобы в будущем эти территории были либо парками, либо архитектурно-историческими заповедниками. Следует выявить возможности использования территорий старых, закрытых, кладбищ для захоронений после кремации, так как их ликвидация связана со сложностями перезахоронений.

Старые, закрытые для захоронений, кладбища разросшихся крупных городов через 25 лет и более после последнего захоронения разрешается использовать для тихого отдыха. Так, например, в Воронеже около железнодорожного вокзала бывшее кладбище превращено в парк, в центре Риги на улице Миера огромные территории кладбищ превращаются в парки тихого отдыха.

Территории захоронений на уровне современных требований города это уже не кладбища, а мемориальные комплексы, представляющие собой развитые, архитектурно-ландшафтные ансамбли с участием элементов скульптуры, живописи, литературы, музыки, где траурно торжественное содержание придает особое значение эстетике мемориального пространства.

Мемориальный комплекс как элемент городской среды имеет определенное общекультурное значение, включающее преемственность с прошлым и оказывающее влияние на общественную психологию. Здесь заложена живая непосредственная связь времен и поколений. Захоронение всегда было и остается важным элементом культуры, культурных обычаев общества.

Из существующих мемориальных объектов наибольший интерес представляют следующие кладбища: Новодевичье, Донского монастыря, Ваганьковское и Преображенское в Москве; Александро-Невская Лавра, Волковское (Литературные мостки), Смоленское, Серафимовское, Пискаревское кладбища, ансамбль крематория в Ленинграде; Братское кладбище и кладбище Райниса в Риге; Метсакальмисту (лесное) кладбище в Таллине; Пантеон на Мтацминде в Тбилиси; Лычаковское кладбище во Львове; Воинское кладбище в Вильнюсе; Байково кладбище в Киеве.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)