|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Люди. События. Факты. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИАвтор: В. Д. Балакин Официальное название средневековой Германии - Священная Римская империя. К нему в конце XV в. прибавили слова "германской нации". Оно сегодня кажется странным: почему империя Римская, если она - германской нации? И что в ней священного? В самом названии отразились особенности исторического пути страны, его непохожесть на пути развития Франции или Англии. Германия стала империей благодаря усилиям ее короля Оттона I (936 - 973), прозванного Великим. Но он не придумал такую форму государственного устройства, а, согласно средневековой теории передачи императорской власти, подхватил ее из рук угасавшей династии, когда-то правившей Франкской империей, которая, в свою очередь, выступила наследницей империи Древнего Рима. Восстановленная Римская империя была мало похожа на некогда существовавшую. Та держава погибла. Но некоторые ее традиции продолжали жить. Современники крушения Западной Римской империи отказывались верить собственным глазам: казалось, империя существовала всегда и будет жить вечно, столь универсальной, древней и священной была самая ее идея. Взятие и разграбление Рима варварами в 410 и 455 гг. произвело удручающее впечатление, но еще не уничтожило императорской власти, поскольку считалось, что где император, там и Рим. К отдельным ее представителям могли относиться даже с презрением, но это не умаляло уважения к ее государственному достоинству, даже в глазах варваров. Начальник наемного германского отряда на римской службе Одоакр, сместивший в 476 г. последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, отправил императорские инсигнии византийскому басилевсу Зенону, получив от него титул патриция и все полномочия на управление западными провинциями. Произошло как бы воссоединение Западной Римской империи с Восточной, взаимно отколовшихся в конце IV века. Создатель Франкского королевства Хлодвиг (486-511) был весьма польщен, когда византийский император Анастасий пожаловал ему достоинство римского консула и подтвердил те полномочия, в которых и не мог ему отказать. Облачившись в консульскую, подбитую пурпуром тогу, Хлодвиг торжественно разъезжал по улицам Тура, и толпа приветствовала его как Августа 1. Античность оставила после себя идею всемирной монархии и одну из мировых религий - христианство. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства народа. Многие представители духовенства сами были римлянами, жили по римскому праву, пользовались латинским языком, как родным, хранили античное культурное наследие и идею единого Балакин Василий Дмитриевич - кандидат исторических наук, доцент Московского педагогического университета. стр. 144 всемирного светского государства. Формально признавалось верховенство византийского императора, однако с середины VIII в., когда в Византии началось ударившее по церкви иконоборчество, римские папы все больше ориентировались на Франкское королевство. Результатом новой ориентации явился "Пипинов дар" 756 г. - светское государство, переданное франкским королем Пипином Коротким римским папам в качестве Папской области. Идея возвести франкского короля в императоры родилась в Риме. Карл Великий (768 - 814), на которого возлагались надежды по возрождению на Западе империи, первоначально отнесся к этой идее отрицательно. Он, приверженец франкских народных обычаев и христианства, считал ее языческой и безбожной. Однако один из ближайших и влиятельнейших советников Карла англо- саксонский монах Алкуин сумел переубедить его и внушил ему, что его государство должно стать "христианской империей" 2. Реальная власть Карла к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III увенчал его императорской короной, была такова, что в глазах современников она могла сравниться только с властью повелителя Римской империи. Роль покровителя, которую исполнял Карл по отношению к церкви и святому престолу, принадлежала, согласно представлениям того времени, исключительно императору. Коронация явилась завершением и легализацией его власти, скорее освящением, нежели увеличением ее. Но Карл придавал большое значение титулу императора, который возвышал его в глазах окружающих. При этом ни он сам, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в целом, включая ее восточную часть. Формальным основанием для такого притязания послужило то, что как раз тогда в Византии, после смерти императора Константина VI, престол заняла женщина- императрица Ирина, что по понятиям того времени было равнозначно его вакантности. Однако Византия не признала новоявленного императора на Западе, и лишь в 812г., после многолетних упорных переговоров, Карл Великий и Михаил I урегулировали отношения друг с другом. Титул императора римлян остался за басилевсом, а Карл был поименован как император-август. В официальных документах Франкского королевства для обозначения двух империй стали употребляться термины: Восточная империя и Западная империя 3. Таким образом, империя Карла Великого олицетворяла собой западный, римско-католический мир. Западная империя оказалась недолговечной. Уже при сыне Карла Великого Людовике Благочестивом берут верх центробежные тенденции, и в 843 г. три внука основателя империи заключили Верденский договор, поделив ее между собой на Францию, Лотарингию и Германию (они так официально еще не назывались). Правда, формально она сохранилась. Старший из братьев Лотарь I носил титул императора. Но реально его власть не простиралась дальше доставшейся ему Лотарингии. Вся империя его сына Людовика II заключалась вообще в пределах Северной Италии. Последний умер бездетным, и императорская корона, остававшаяся таковой только по названию и не дававшая ничего ее обладателю, поочередно переходила к королю Западнофранкского королевства Карлу Лысому; Карлу III Толстому, на время объединившему все части империи Карла Великого, но бесславно потерявшему свои владения и титулы; герцогу Сполетскому Видо; Арнульфу Баварскому и, наконец, маркграфу Фриульскому Беренгару, после смерти которого в 924 г. она оказалась никому не нужна". Империя опять угасла, снова обратившись в традиционную идею. В восточной части бывшей Каролингской империи, то есть Восточнофранкском королевстве, тогда правил Генрих I (919 - 936), основатель первой немецкой династии- Саксонской (919 - 1024). Каролингская династия здесь пресеклась еще в 911 г., когда умер Людовик Дитя. Германские герцоги не захотели подчиниться власти западного Каролинга и избрали королем одного из своей среды - герцога Франконии Конрада (911 - 918). Однако ему не суждено было упрочить свою власть и стать родоначальником династии. В декабре 918 г., будучи при смерти от полученных в бою ран и потеряв надежду утвердить свое верховенство над соперниками внутри государства, он отправил знаки королевской власти самому могущественному из них - герцогу Саксонии Генриху, который и был спустя несколько месяцев провозглашен королем. Генрих Птицелов, как позднее стали называть его хронисты и историки, стр. 145 оказался искусным правителем. Он наладил отношения с непокорными герцогами Швабии и Баварии, в 925 г. возвратил в состав королевства Лотарингию, не признавшую в 911 г. Конрада Франконского и перешедшую под власть западных Каролингов, и сумел дать отпор мадьярам, уже несколько десятилетий тревожившим своими набегами страну. Победа над ними при Риаде в 933 г. стала поворотным моментом. Видукинд Корвейский, автор хроники "Деяния саксов", сообщает о чествовании короля-победителя: "Затем войско провозгласило его отцом отечества, повелителем и императором" 5. Здесь мы имеем дело не только с традицией, воспоминанием о временах Древнего Рима, когда легионеры делали императором своего предводителя. Как когда-то Карл Великий, так теперь и Генрих I обладал властью, оправдывавшей в глазах окружающих притязания на право называться императором. Но Птицелов так и не был увенчан императорской короной, хотя остается вопрос, имел ли он вообще подобное намерение. Большинство исследователей отвечает утвердительно. Генрих заложил основание не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Косвенным подтверждением служит получение им в 935 г. от короля Рудольфа II Бургундского так называемого Священного копья, считавшегося символом господства над Италией и символом притязаний на императорскую корону. Генрих, вероятно, не успел завершить начатое, ибо, по свидетельству Видукинда, "покорив все окружающие народы, он решил отправиться в Рим, но, сраженный недугом, прервал путь" 6. Дело отца продолжил Оттон I, следовавший и примеру Карла Великого, чью столицу г. Аахен он избрал местом своей коронации. Его королевство должно было стать наследником Каролингской империи. Оттон решил столь наглядно заявить о своих притязаниях еще и потому, что как раз в то время в Западнофранкском королевстве на престол вернулась Каролингская династия в лице Людовика IV Заморского (936 - 954). Кому быть наследником Карла Великого - его прямому потомку Каролингу или саксу, с предками которого франки долго вели кровопролитные войны? После Верденского договора прошло почти 100 лет, а представление о единой Франкской державе, как и идея Римской империи, продолжало жить. Видукинд выразил эту мысль о неразрывной связи с каролингской, то есть франкской традицией, рассказывая, как Генрих I, сраженный тяжелым недугом, созвал народ и в его присутствии поставил Оттона I "во главе братьев и всей империи франков". Далее, рассказывая о церемонии коронации в Аахене, он вложил в уста архиепископа Майнцского Гильдеберта слова о том, что Оттону передается "власть над всей империей франков, для сохранения прочного мира среди всех христиан". Представления саксонского хрониста сближаются здесь с идеей Алкуина о "христианской империи" 7. Оттон I энергично принялся воплощать замысел, в первый же год правления положив начало своей итальянской политике. Поводом послужила смерть в 937 г. короля Верхней Бургундии Рудольфа II. Правивший Северной Италией Гуго Провансский, дабы завладеть Бургундией, женился на королеве-вдове Берте, а своего малолетнего сына обручил с дочерью Рудольфа шестилетней Адельгейдой, причем сын покойного короля Конрад должен был лишиться всего. Оттон незамедлительно вмешался, обеспечил защиту наследнику Бургундии, а затем принял от него вассальную присягу, установив таким образом свое верховенство над его владениями. Вмешательство Оттона в бургундские дела привело его к столкновению с Гуго Провансским 8. Их конфликту придавало особую остроту стремление обоих к императорской короне. Когда король Гуго летом 941 г. предпринял попытку овладеть ею, Оттон тут же отреагировал. Источники освещают этот эпизод скупо и противоречиво. Если верить хронисту Лиутпранду Кремонскому, в результате вооруженной борьбы Гуго признал сюзеренитет Оттона и согласился выплачивать ему ежегодную дань, что на время удержало немецкого короля от дальнейшей экспансии в Италии. Пока что императорская корона не досталась ни тому, ни другому: правивший тогда в Риме "патриций и сенатор" Альберик, державший в подчинении пап, и слышать не хотел о чужеземных притязаниях на верховную власть. В том же 941 г. в Германию бежал, спасаясь от своего врага короля Гуго, маркграф Иврейский Беренгар. Хотя он и принес Оттону вассальную присягу, однако помощи не получил, поскольку Гуго тоже признавал сюзеренитет гер- стр. 146 майского короля. Это затишье в итальянских делах, вызванное равновесием сил и весьма желательное для Оттона, поглощенного внутригосударственной борьбой, закончилось в 945 г., когда Беренгар не без помощи герцога Швабии вернулся в Италию, нашел там поддержку и повел наступление на Гуго. На сей раз последний проиграл и лишился власти. Его сын Лотарь сохранил корону, но был вынужден заключить с Беренгаром соглашение, обеспечивавшее тому господство в королевстве. В 950г. Лотарь умер, и Беренгар стал королем Италии. Молодую королеву-вдову Адельгейду заключили под стражу. И тогда ее сторонники обратились за помощью к Оттону I 9. Теперь итальянская политика германского короля вступила в новую фазу: он решил установить свою власть в Италии, воспользовавшись зовом на помощь как поводом. Туда его влекла не только надежда стать императором, но и потребность внутреннего сплочения государства. Герцоги Швабии и Баварии самостоятельно проводили политику в Италии как соперники короля, что угрожало целостности королевства. Оттон берет инициативу в свои руки и сам возглавляет военный поход в Италию, используя соперников как помощников. В сентябре 951 г., не встретив сопротивления со стороны Беренгара, обратившегося в бегство, он вошел победителем в недавнюю лангобардскую столицу Павию. С этого момента он именует себя, следуя каролингской традиции, королем франков и лангобардов. В Павию прибывает, бежав от своих тюремщиков, Адельгейда. Овдовевший Оттон сочетается с ней браком, приобретая дополнительные права на Италию. Именно это было для него главным, хотя рассказ некоторых историков о первом его походе за Альпы носит налет романтического повествования о поездке короля за невестой. Для полноты успеха недоставало только императорской короны, и Оттон направил в Рим архиепископа Майнцского Фридриха вести переговоры о коронации. Однако в Вечном городе не проявили готовности подчиниться власти германского короля, и тот в феврале 952 г. ушел восвояси с единственным приобретением - новой королевой Германии. Реализация имперского замысла опять отодвинулась. Беренгар на рейхстаге в Аугсбурге (август 952 г.) поклялся быть верным Оттону, за что получил право от его имени править Италией. Но спустя годы немцам пришлось повторять завоевательный поход, поскольку Беренгар, почувствовав себя полновластным хозяином, вышел из подчинения. Смелости ему придавал очередной внутренний раздор в Германии. На сей раз предводителем мятежников выступил родной сын Оттона Лиудольф, усмотревший в его женитьбе на 20-летней Адельгейде угрозу своим наследственным правам. Оттон опять вышел победителем, однако ему было пока не до Италии. Мадьяры, на время присмиревшие после битвы при Риаде, возобновили набеги на Германию, полагая, что восстание Лиудольфа дает им хорошую возможность. Власть Оттона повисла на волоске, но он сумел обратить угрозу в триумф. Его победа над мадьярами 10 августа 955 г. на р. Лех имела далеко идущие последствия. Авторитет Оттона укрепился не только в Германии, но и среди правителей других государств. "Король снискал славу благодаря замечательной победе, и войско провозгласило его отцом отечества и императором", - пишет Видукинд 10. Далее в своей хронике он называл Оттона исключительно императором. Таковым он стал для него благодаря одержанной победе. Вообще для многих, особенно в Саксонии, титул императора был связан, согласно старинному обычаю германцев, не с коронацией в Риме, а с провозглашением его повелителем воинами на поле победной битвы. Иного мнения придерживался сам Оттон: он не стремился стать солдатским императором. Для него победа 955 г. была важной вехой на пути к императорской короне, но имперская идея в собственном смысле термина связывалась с Италией и получением императорского достоинства от папы в Риме. Будучи религиозным человеком, он хотел быть христианским императором. Его союз с церковью и франкско-имперская традиция, которую он решил продолжать в качестве наследника Карла Великого, звали его в Италию. Это имело и большое политическое значение. Осенью 955 г. Оттон послал аббата Фульдского монастыря Гадамара в Рим. Цель поездки была многообразной: утверждение Бруно, родного брата короля, архиепископом Кёльнским; приобретение реликвий для возводившегося в Кёльне храма Св. Пантелеона; получение санкции на учреждение Магдебургского архиепископства, которое должно было стать центром христианской миссии среди славян стр. 147 Восточной Европы. Это детище Оттона явилось на свет лишь после того, как сам он был увенчан императорской короной, что наглядно демонстрирует связь его итальянской, имперской политики с задачами и целями экспансии на славянский Восток. На Гадамара возлагалось и изучение общей ситуации в Риме: благоприятствует ли она визиту самого Оттона? Оказалось, что нет: в тот год в Риме появился новый папа, Иоанн XII, 18-летний сын умершего Альберика, решивший продолжать прежнюю независимую политику. В 956 - 957 гг. было восстановлено господство немцев в Северной Италии, куда во главе большого войска прибыл прощенный отцом Лиудольф. Беренгар разгромлен, его самовластию пришел конец. Однако в сентябре 957 г., на обратно пути в Германию, Лиудольф умирает, и Беренгар опять становится хозяином положения. В 959 г. он напал на герцогство Сполето, угрожая непосредственно папе Иоанну XII, и тот, оказавшись в затруднительном положении, обратился за помощью к Оттону. Германский король использовал очередной крик о помощи из Италии как удобный повод, однако не бросился туда, очертя голову, а тщательно готовил военный поход. В мае 961 г. он добился избрания своего малолетнего сына Оттона II королем, а затем коронации его в Аахене. Одновременно велись приготовления к торжественной церемонии в Риме: в Майнцском аббатстве Св. Альбана разработали порядок императорской коронации, а ювелиры изготовили имперскую корону, которую должны были возложить на голову германского короля 11. Закончив приготовления, Отгон! в августе 961 г. отправился из Аугсбурга в Италию. В сентябре он был уже в Павии. Беренгар бежал, не вступая в сражение. Из Павии Оттон направил в Рим уполномоченных, которые должны были вести с папой Иоанном XII переговоры об условиях пребывания короля в Риме и о порядке коронации. Переговоры затянулись, и Оттон праздновал Рождество 961 г. в Павии, хотя он, следуя примеру Карла Великого, рассчитывал именно в тот день обрести императорское достоинство. Пройдут годы, и он добьется, чтобы его сын Оттон II короновался императором как раз на Рождество 967 года. По завершении трудных переговоров, 31 января 962 г. Оттон I принес Иоанну XII присягу, в которой обещал охранять безопасность и интересы папы и Римской церкви. Эта присяга продолжила франкско-имперские традиции IX в., явившись, в свою очередь, юридическим основанием для становления и развития средневековой Римской империи. 2 февраля 962 г. в церкви Св. Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной. Затем он, уже в новом качестве, заставил Иоанна XII и римскую знать присягнуть, что они будут хранить ему верность и не станут больше поддерживать Беренгара 12. Так родилась новая Римская империя. Этот титул применительно к империи немцев впервые был употреблен в 1034 году. Ранее ее правители именовались "императоры-августы". С середины XII в. новая империя называлась уже Священной в знак ее христианско-католического характера. С середины XIII в. впервые попадается полное сочетание слов "Священная Римская империя". Это обстоятельство явилось центральным событием немецкой истории и одним из важнейших в истории Европы. Теперь в империю входили Германия, большая часть Италии, бургундское королевство Арелат (с 1034 г.), завоеванные земли полабских славян и вассальная Чехия. Но далеко не все согласны с такой оценкой события. Одни источники того времени вообще не содержат соответствующих данных: английские и французские молчат о том; другие говорят об имперской коронации Оттона I скупо. Ведь современникам было трудно понять значимость переживаемого события; иные же сознательно принижали его роль, исходя из политических соображений. Даже в самой Германии, особенно в родном герцогстве Оттона I Саксонии, существовала оппозиция его итальянской политике 13. Недовольные феодалы считали более перспективными захваты в Восточной Европе. Но большинство все же поддерживало своего короля, особенно после его победы на р. Лех. Оценка в веках исторического значения Священной Римской империи всегда страдала политизацией 14. Тем не менее, нельзя забывать, что новая империя просуществовала до 1806 г.- слишком долго, чтобы можно было одной фразой отделаться от ее длительной истории. А добавлять к ее титулу слова "германской нации" стали после того, как в руках австрийской имперской династии Габсбургов оказались в XV в. все земли (кроме швейцарских), населенные немцами, хотя не только немцами. стр. 148 Примечания 1. БРАЙС Дж. Священная Римская империя. М. 1891, с. 19 - 23. 2. Monumenta Germaniae Historica (MGH), Epistolae. Vol IV. Hannoverae. 1875, p. 241. 3. FLECKENSTEIN J. Grundlagen und Beginn der deutschen Geschichte. G öttingen. 1974, S. 101. 4. LINTZEL M. Ausgew ählte Schriften. Bd. II. Brl. 1961, S. 123 - 135. 5. ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ. Деяния саксов. M. 1975. Кн. I, гл. 39. 6. HOLTZMANN R. Geschichte der s ächsischen Kaiserzeit (900 - 1024). M ünchen. 1955, S. 103; ВИДУКИНД. УК. соч. Кн. I, гл. 40. 7. ВИДУКИНД. УК. соч. Кн. I, гл. 41; кн. И, гл. 1. 8. КОЛЕСНИЦКИЙ Н. Ф. "Священная Римская империя": притязания и действительность. М. 1977, с. 29 - 31. 9. MGH, Scriptores. Vol. III. Hannoverae. 1839, lib. V, cap. 18; MÜLLER-MERTENS E. Das Zeitalter der Ottonen. Brl. 1955, S. 87 - 90. 10. ВИДУКИНД. УК. соч. Кн. III, гл. 49. 11. MGH, Scriptores. Vol. Ill, lib. V, cap. 1; ELZE R. Die Ordines für die Weihe und Krönung des Kaisers und Kaiserin. Hannover. 1960, S. 7 - 11. 12. MGH, Leges. Constitutiones et acta publica imperatorum et regum Germaniae. Vol. I. Hannoverae. 1893, N 10; BEUMANN H. Die Ottonen. Stuttgart. 1991, S. 88 - 91. 13. GIESE W. Der Stamm der Sachsen und das Reich in ottonischer und salischer Zeit. Wiesbaden. 1979, S. 125 - 137. 14. Подробнее см. Universalstaat oder Nationalstaat. Innsbruck. 1943. стр. 149
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |