АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Установите соответствие термин – пример. Подберите свои примеры из фольклора и литературы

Читайте также:
  1. Cитуация-пример.
  2. I. Обзор литературы.
  3. II. Примеры, подтверждающие милость, явленную в Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует.
  4. MS Excel.Текстовые функции, примеры использования текстовых функций.
  5. SCADA. Назначение. Возможности. Примеры применения в АСУТП. Основные пакеты.
  6. VII. Ключевые термины курса
  7. Автоматическое управление движением с помощью конечных выключателей, пример.
  8. Адекватное выражение ясных данностей. Однозначные термины
  9. Алфавитный указатель рекламных англоязычных терминов
  10. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
  11. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
  12. Алфавитный указатель терминов

Кумулятивная сюжетная схема (мена форм при сохранении семантического тождества), циклическая сюжетная схема.

СКАЗКАЖил-был один человек, звали его Семёнов. Пошел однажды Семёнов гулять и потерял носовой платок.Семёнов начал искать носовой платок и потерял шапку.Начал искать шапку и потерял куртку. Начал куртку искать и потерял сапоги.- Ну, - сказал Семёнов,- этак все растеряешь. Пойду лучше домой. Пошел Семёнов домой и заблудился.- Нет,- сказал Семёнов, - лучше я сяду и посижу. Сел Семёнов на камушек и заснул. Д. Хармс

  Жила-была мама. А дочка у нее была Красная Шапочка. Раз в неделю мама пекла пирожки и просила дочку отнести гостинцы старенькой бабушке. - Только не разговаривай, пожалуйста, в лесу с волками, - говорила мама. (А раньше в лесах Франции водилось мно-о-го волков!) Но девочка не слушала маму. И волк съедал ее вместе с бабушкой. Охотники, слава богу, поспевали вовремя, и все заканчивалось хорошо. Мама на радостях угощала охотников <…>. Угощение было таким вкусным, что охотники потом до-о-олго причмокивали губами и с нетерпением ждали, когда же Красная Шапочка снова пойдет к бабушке. С. Седов «Сказки про мам»
 
странствия Одиссея (пересказ фабулы)
Одиссей вынужден поехать на Троянскую войну, начавшуюся из-за похищения Елены. После падения Трои Одиссей отправляется на Итаку. Он и его спутники посещают остров лотофагов, отведав еды которых многие забывают о доме. Спасаются из пещеры Полифема, ослепив его и спрятавшись под овцами. Посещают остров Эола, земли людоедов-лестригонов. На острове волшебницы Кирки людей Одиссея превратили в свиней, при помощи Гермеса колдовство снято, одиссей становится мужем Кирки на год. Одиссей спускается в преисподнюю, общается с тенями прорицателя Тиресия, матери, героев. Корабль Одиссея проплывает мимо острова Сирен, Сциллы и Харибды. Люди Одиссея убивают стада бога Гелиоса, оказавшись на его острове. Спасшийся от шторма Одиссей оказывается на острове нимфы Калипсо («покрывательница»), которая его удерживает. По приказу Зевса Одиссей плывет к феакам. Царь Феаков предлагает в жены Одиссею свою дочь, Навсикаю, герой отказывается. Феаки доставляют Одиссея на Итаку, оставляют спящим. Одиссей неузнанным, в виде нищего, является на пир и убивает женихов Пенелопы. Воцаряется.

 

Эпический сюжет (события рассказываются кем-то), лирический сюжет (события переживаются кем-то), драматический сюжет (события демонстрируются кому-то).

И. Бунин СТАТУЯ РАБЫНИ-ХРИСТИАНКИ
Не скрыть от дерзких взоров наготы, Но навсегда я очи опустила: Не жаль земной, мгновенной красоты, - Я красоту небесную сокрыла.
И. Бунин ЛЕГЕНДА Под орган и пение, - все пели под орган нежное, грустное, умиленное, говорившие: "Хорошо нам с тобой, господи!" - под орган и пение вдруг так живо увидел, почувствовал ее, - мой вымысел, неожиданный, внезапный, неведомо откуда взявшийся, как все мои подобные вымыслы, - что вот весь день думаю о ней, живу ее жизнью, ее временем. Она была в те давние дни, что мы зовем древностью; но видела вот это же солнце, что вижу и я сейчас, эту землю, столь любимую мной, этот старый город, этот собор, крест которого все так же, как в древности, плывет в облаках, слышала те же песнопения, что слышал нынче и я. Она была молода, ела, пила, смеялась, болтала с соседками, работала и пела, была девушкой, невестой, женой, матерью... Она умерла рано, как часто умирают милые и веселые женщины, и была отпета в этом соборе, и вот уже несколько веков нет ее в мире, где без нее было столько новых войн, новых пап, королей, солдат, купцов, монахов, рыцарей, меж тем как все лежали и лежали в земле ее пористые кости, ее пустой маленький череп... Сколько их в земле, этих костей, черепов! Все человеческое прошлое, вся людская история - сонмы, легионы умерших! И будет день, когда буду и я, сопричисленный к ним, так же страшен своими костями и гробом воображению живых, как все они, - то несметное полчище, что затопит всю землю в оный Судный час, - и все-таки будут новые живые жить мечтами о нас, Умерших, о нашей древней жизни, о нашем давнем времени, что будет казаться им прекрасным и счастливым, - ибо легендарным. (1949)
 
Д. Хармс АДАМ И ЕВА Водевиль в четырех частях Цена 30 рублей Часть первая АНТОН ИСААКОВИЧ. Не хочу больше быть Антоном, а хочу быть Адамом. А ты, Наташа, будь Евой. НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (сидя на кордонке с халвой). Да ты что: с ума сошел? АНТОН ИСААКОВИЧ. Ничего я с ума не сошел! Я буду Адам, а ты будешь Ева! НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (смотря налево и направо). Ничего не понимаю! АНТОН ИСААКОВИЧ. Это очень просто! Мы встанем на письменный стол, и, когда кто-нибудь будет входить к нам, мы будем кланяться и говорить: "Разрешите представиться - Адам и Ева". НАТАЛИЯ БОРИСОВНА. Ты сошел с ума! Ты сошел с ума! АНТОН ИСААКОВИЧ (залезая на письменный стол и таща за руку Наталию Борисовну). Ну вот, будем тут стоять и кланяться пришедшим. НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (залезая на письменный стол). Почему? Почему? АНТОН ИСААКОВИЧ. Ну вот, слышишь два звонка! Это к нам. Приготовься. В д в е р ь с т у ч а т. Войдите! В х о д и т В е й с б р е м. АНТОН ИСААКОВИЧ и НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (кланяясь). Разрешите представиться: Адам и Ева! В е й с б р е м п а д а е т к а к п о р а ж е н н ы й г р о м о м. З а н а в е с Часть вторая По улице скачут люди на трех ногах. Из Москвы дует фиолетовый ветер. З а н а в е с Часть третья Адам Исаакович и Ева Борисовна летают над городом Ленинградом. Народ стоит на коленях и просит о пощаде. Адам Исаакович и Ева Борисовна добродушно смеются. З а н а в е с Часть четвертая и последняя Адам и Ева сидят на березе и поют. З а н а в е с

 

2. Установите соответствие:

жанр предмет изображения
Сказка Герой как частный человек, его жизненный путь как личная судьба
Эпос Индивидуальная судьба, но предопределенная Божественным провидением
Житие Индивидуальная, но заданная мифом и ритуалом судьба героя
Роман Судьба героя как персонализированное выражение коллективных судеб народа

 

сюжет сюжетная схема
Инициации Начальная беда / недостача – переправа в иной мир – испытания (бой-победа / задача-решение) – возврат – брак / воцарение
Сказки Герой (вынужденно) оказывается в «чужом мире» - испытания на самотождественность (жизнью, смертью, страданием, любовью, соблазнами, делом и т.п.) – возвращение в «свой мир» неизменным / смерть
Древней эпопеи В-смерти-рождение
Греческого любовного авантюрного романа Событийный ряд подчинен идее несовпадения героя с самим собой, его незавершенного самоопределения героя в исторически меняющемся мире
Романа испытания Исчезновение – поиск – нахождение.
Романа становления Разлука – поиск - воссоединение

 

3. Дифференцируйте составляющие житийного сюжета, авантюрного сюжета.

Житие Ксенофонта и Марии (пересказ фабулы Силантьевым)  
Ксенофонт, константинопольский вельможе, отправил сыновей Иоанна и Аркадия в Финикию обучаться наукам. Корабль, на котором плыли отроки, настигла буря. Кораблекрушение разлучило братьев. В скорби друг о друге и потерянном доме они постриглись в монахи – Иоанн неподалеку от места кораблекрушения, Аркадий же – близ Иерусалима, где его поначалу приютил некий святой старец. Слуга, посланный родителями на поиски сына, вернулся с горькой вестью об их гибели. Безутешные родители раздали имение и богатства нищим и отправились в Иерусалим к святым местам. В это время и Иоанн по поручению игумена пришел в святой город. Стараниями святого-прозорливца братья встретились и признали друг друга. Вскоре произошла и их встреча с родителями. Ксенофонт и Мария, вслед детям, ушли в монастыри.

 

Литература:

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературной эстетики.

6. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001.

7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1994.

8. Греймас А.Ж. Структурная семантика: поиск метода. – М., 2004.

9. Женетт Ж. повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т., Т.2. – М., 1998.

10. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. – Рига, 1990.

11. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.

12. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

13. Мелетинский Е.Л. Структура волшебной сказки. – М., 2001.

14. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

15. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки.

16. Силантьев И.В. Поэтика мотива. – М., 2004.

17. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М., 2009.

18. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

19. Шмид В. Нарратология. – М., 2003.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)