АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вера и наука

Читайте также:
  1. I. Наука против полтергейста
  2. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ТЕХНИКОЙ
  3. Академик М.К. Янгель и академическая наука Украины
  4. Бібліотеки і бібліотечна наука у XVIII ст.
  5. Быстрый бег как наука и бизнес
  6. Веселая наука
  7. Взаємозв'язок економічної соціології з іншими науками
  8. Взаимосвязи курса «Судебная экспертиза» с другими науками
  9. Взаимосвязь документоведения с другими науками
  10. Вопрос 36. Дипломатика как наука и искусство.
  11. Вопрос 6. Гражданское право как наука.

«Знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь,

тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.»

(1 Кор 8:1-3)

В последнее время в прессе появилась оживленная дискуссия, посвященная творчеству Виктора Вейника и в частности книге «Почему я верю в Бога». Обдумав некоторые высказывания, я решил представить свои мысли, не желая становиться ни на чью сторону. Я хочу затронуть лишь некоторые основополагающие принципы, в которые упирается эта дискуссия.

Мы часто хотим, чтобы мыслитель был абсолютно прав, а этого, к сожалению, не бывает никогда. Поэтому всегда существуют дискуссии. Виктор Юзефович рано ушел от нас и уже не может за себя заступиться, внести ясность в свои представления. Мы же должны проявлять уважение к разным мнениям, если они относятся к философии или науке, но не должны привязываться к ним в своей вере в Бога. Эти области человеческого знания всегда развиваются и не претендуют на абсолютную истину. Еще Ермий, один из ранних христианских апологетов, писал, что он «готов следовать мудрецам образованного мира, если хотя двое из них будут согласны между собою в основных вопросах, и если они научат какой-либо истине ясно и доказательно…». Этого не произошло до сих пор.

Христианская апологетика не может целиком опираться на науку. Научные взгляды изменяются и устаревают, а догматы Церкви даны раз и навсегда. Всем известен кризис католического богословия эпохи Возрождения, опиравшегося на античную науку и представления о строении Вселенной, выработанные Аристотелем и Птолемеем. Он служит нам хорошим примером и в современной жизни.

Ученые XIX века представляли Вселенную существующей вечно, а также статичной и неподвижной. В апологетических книгах того времени часто встречались высказывания, что точность и постоянство небесных движений свидетельствуют о бесконечной мудрости Бога. Сегодня наука считает, что Вселенная возникла в какой-то момент времени в результате Большого взрыва. Ученые наблюдают постоянное расширение Вселенной и разлет вещества в разные стороны без выделенного центра. Движения небесных тел оказались сильно возмущенными. В космосе наблюдается множество столкновений: падение астероидов на планеты, падение комет на Солнце, столкновение огромных галактик и др. Все это никак не может поколебать нашей веры, но показывает тщетность усилий однозначно увязать религию и науку.

Один из творцов современной науки А. Эйнштейн попал впросак из-за непонимания этой истины. Он был очень верующим человеком и, в частности, писал, что "в наш материалистический век серьёзными учёными могут быть только глубоко религиозные люди". Но привязанность к старой мировоззренческой картине не позволила ему допустить мысль о возможном расширении Вселенной. Ученый специально подкорректировал уравнения теории относительности, чтобы оставить Вселенную «в покое». Также Эйнштейн долго противился и квантовой механике, считая, что «Бог не играет в кости».

Всякая научная теория имеет ограниченное применение. В методологии науки есть понятие о принципе фальсификации, выдвинутом К.Поппером. Он основывается на том, что, так как теория не является абсолютной истиной, а лишь приближение к правильному объяснению наблюдаемых явлений, значит можно найти такие факты, которые ей противоречат. Попытка ответить на все абсолютно вопросы с помощью новой теории – ненаучна. Принцип Поппера это запрещает. Такая теория сродни религии или фантазированию.

Мы должны быть осторожны и с попыткой объяснить все библейские чудеса научным языком. Тем самым мы перестаем верить в Живого Бога, способного вмешаться в нашу жизнь, а формируем мнение о некоем теософском «демиурге – творце», запустившем мир и наблюдающим со стороны за развитием событий.

Что в книге Виктора Вейника истина, а что нет? Этот вопрос очень сложен и на него навряд ли даст кто-то полный ответ. В Деяниях Святых апостолов есть мудрые слова фарисея Гамалиила в синедрионе: - «подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать… отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Деяния. 5:34-39)

Каждый человек имеет право на суждение. Время покажет, что ложно, а что истинно. Всякое ложное учение пройдет без следа, а истинное найдет своих приверженцев. Мы же должны помнить, что Господь основал Церковь не с помощью науки и философии. А мы спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа.

Автор:

Протоиерей Александр Шимбалев

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)